Доклад на тему "Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактике семейного неблагополучия и фактов жестокого обращения с детьми»
материал

 Бичевина Валентина Андреевна

Доклад для выступления на методическом объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Коноваловская СОШ

Доклад на тему: «Роль классного руководителя в профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся, профилактике семейного неблагополучия и фактов жестокого обращения с детьми»

Подготовила: Бичевина В.А.

с. Коновалово, 2021 год

Роль классного руководителя

 в профилактике безнадзорности и правонарушений        

         

Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Роль классного руководителя в профилактике правонарушений важнейшая и очень сложная, потому что основная функция – воспитание личности, гражданина, и нельзя добиться успеха без ежедневной целенаправленной и систематической работы. Классному  руководителю нужно взаимодействовать с учащимися и их родителями, а также с администрацией школы, учителями, социальным педагогом,  работниками учреждений дополнительного образования;  представителями социальных и правоохранительных служб района и других организаций.

Аналитическая работа и работа с документацией - основа деятельности классного руководителя. Правильное целеполагание и планирование воспитательной работы невозможно без диагностики уровня воспитанности, индивидуальная работа начинается с изучения личности подростка. В начале каждого учебного года классные руководители должны заниматься паспортизацией семей, выявлять трудных детей, создавать банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью последующей помощи.

Одним из главных направлений по профилактике правонарушений подростков я считаю организацию педагогической поддержки: работу по ликвидации неудовлетворительных оценок и предупреждению пропусков занятий без уважительной причины. Необходимо вести ежедневный контроль успеваемости  и посещаемости, информировать  родителей, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками, создать "ситуацию успеха".

Другим направлением  является организация психологической помощи: изучение личности, социологические исследования, анализ проблем семейного воспитания,  психологического своеобразия учащихся, психологические тренинги, индивидуальные беседы с подростками с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

           Особенностью школьников среднего возраста считается то, что они тянутся к самостоятельности, хотят казаться взрослыми, но социального опыта, практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нетВ этой ситуации на первый план выходит профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма.  Для этого используются такие формы работы, как анкетирование учащихся и родителей, круглые столы , тренинги, беседы и классные часы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, например: «Что такое здоровый образ жизни?», «Стоп-спайс», «Наркотикам – нет!»,  «Мое самочувствие». Такие мероприятия позволяют сделать свой выбор в пользу здорового образа жизни.

Правовое воспитание – это знакомство с законами и видами наказаний за их несоблюдение. В рамках правового воспитания можно проводить классные часы на такие темы как: «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», «Профилактика правонарушений», «Азбука нравственности», мероприятия  с участием работников КДН, ГИБДД, прокуратуры, пожарной инспекции. Проведение разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды, дает мотивацию на ответственность за свои действия.

Считаю важнейшим направлением гражданское и патриотическое воспитание. Деловая игра «Выборы», беседы о Конституции, акции «Ветеран», «Посылка солдату», участие в митингах и тематических классных часах способствуют уважению к традициям страны, к ее законам. Организация свободного времени. Классному руководителю следует поддерживать своих ребят в стремлении заниматься физкультурой, спортом, к участию в соревнованиях различных уровней.  

Организация путешествий и экскурсий играет важную роль в профилактике правонарушений. Приобщение детей к культурному, природному наследию сказывается положительно на их воспитании, формирует положительную мотивацию. Все это помогает развитию положительных интересов, обогащает духовно и эмоционально, организует их активность, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Также необходимо активно вовлекать ребят в работу школьного лагеря, организуя их занятость  в каникулярное время.

Эффективность процесса воспитания ребенка зависит от  согласованности действий семьи и классного руководителя. К сожалению, не все родители заботятся о духовно-нравственном воспитании ребенка, видя свою роль в том, чтобы накормить и одеть, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. В некоторых семьях ослаблен контроль за свободным временем, за поведением и успеваемостью, отсутствует должное взаимопонимание и доверие. Работа с родителями ведется в индивидуальных беседах, на родительских собраниях, при посещении семей: это ежедневное общение, как планируемое, так и экстренное, ситуационное. В посещении семей при необходимости участвуют члены родительского комитета.  В отдельных случаях к работе с семьей привлекаю социального педагога.

На родительских собраниях можно касаться таких тем: «Возрастные особенности школьников», «Развитие интересов подростка», «Участие родителей в организации досуга детей» и др. 

Работа классного руководителя по раннему выявлению неблагополучия в семье и фактов жестокого обращения с детьми

Именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Но всякая ли семья способна на это? Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями. Неблагополучные же семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны педагога. В зависимости от характера проблем педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Ежегодно в начале учебного года классным руководителем, составляется социально-педагогическая характеристика детей. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями учащихся чаще всего используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

На формирование неблагополучия в семье оказывают влияние следующие факторы:

*Социально-экономические. Семьи с низким материальным положением, находящиеся за чертой бедности, по разным причинам: безработица, низкая зарплата, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, неумение строить бюджет семьи. Сверхвысокие доходы также являются фактором риска.

*Медикосоциальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами).

*Социально-демографические (неполная, одно- или многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями). Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями, и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом, и одинокого человека с комплексом неполноценности: уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки. Семья многодетная может вырастить не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек. Семьи со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.

*Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями). Семья с нарушенными отношениями, повышенной конфликтностью между членами семьи, причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте, может стать причиной ухода от благотворного влияния семьи и школы.

*Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители); Семьи с низкой педагогической культурой родителей, в которых допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми. В таких семьях присутствует жестокое обращение с детьми, оказывается отрицательное влияние на поведение ребенка в силу каких-то причин: нервозность родителей из-за бедственного материального положения, безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами. Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, Одни родители считают своей главной задачей обеспечить детям материальные условия существования. Другие ведут аморальный образ жизни (страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, беспорядочные половые связи). Семьи умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи. Это те семьи, в которых родители не исполняют своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению ребенка по разным причинам: разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

*Криминальные (семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей необходимо повышать педагогическую грамотность родителей, включать их в деятельность образовательной организации. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работу с неблагополучными семьями нужно вести дифференцированно. В работе с неблагополучными семьями можно использовать следующие приемы:

1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях

Формы работы с неблагополучной семьей:

- советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;

- консультации специалистов;

- индивидуальные беседы;

- родительские собрания;

- консультации по выполнению домашнего задания;

- вовлечение в различные классные и школьные мероприятия;

- обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;

- психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч)

- правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;

- помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия).

Ход работы с неблагополучной семьей

1.На основании сигнала об ущемлении интересов ребёнка педагог проводит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих срочного изъятия ребёнка из семьи с целью защиты его жизни и здоровья. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники (соседи, коллеги родителей по работе, детская поликлиника и т.д.).

2.Обобщение полученных данных, оценка уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребёнка.

3.Диагностика семейного благополучия через ознакомительную беседу с ребёнком.

4.Первая встреча с проблемной семьёй (лучше вызвать в учреждение, при возможности участие не только педагога, но и психолога). Цель её – добиться от родителей признания, что в семье существуют проблемы, которые создают угрозу психическому и физическому здоровью ребёнка, мешают его полноценному развитию и воспитанию.

5.Обсуждение полученной информации на заседании Совета по профилактике

6.Работа по повышению воспитательных способностей родителей.

7.Посещение семьи в месте её проживания.

Какие вопросы может задать педагог родителю из неблагополучной семьи во время беседы?

  1. Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники.)
  2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании.)
  3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)
  4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)
  5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.)

Таким образом, проблема раннего выявления безнадзорности и правонарушений подростков и семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и  является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей  – одна из главных задач педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика социального сиротства и предотвращение жестокого обращения с детьми.

Информация о проведенных мероприятиях по профилактике жестокого обращения с детьми...

Алгоритм деятельности классного руководителя по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Алгоритм деятельности классного руководителя по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся

В настоящее время в нашем обществе остро стоит вопрос детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.Безнадзорные дети - это дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительног...

Организация работы классного руководителя по профилактике преступлений и правонарушений обучающимися

quot; Профилактика"  -  это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение  причин и условий, способствующих безнад...

Действия при выявлении фактов жестокого обращения с детьми

В данном материале представлены признаки неблагополучия ребенка младшего школьного возраста, подростка; методы выявления неблагополучия у детей; можно ознакомиться с порядком работы в ситуации жестоко...

Аналитическая справка «Об организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся в 2023 г., в том числе об организации безопасности несовершеннолетних в образовательных организациях

Аналитическая справка«Об организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся в 2023 г., в том числе об организации безопасности несовершеннолетних в образовательных ор...