Программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся
рабочая программа (6, 7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Магнитогорска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 17» города Магнитогорска
455016, Челябинская область, г. Магнитогорск, пер Тихвинский, 2а; тел. 48 83 46, e-mail: schmag17@mail.ru
_________________________________________________________________________________
Программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся
Социальный педагог:
Федорова Е.А.
Пояснительная записка
В настоящее время в нашем обществе остро стоит вопрос детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Безнадзорные дети - это дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц их заменяющих. Безнадзорный ребенок живет с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьей, имеет эмоциональную привязанность к кому-либо из членов семьи, но эти связи находятся в стадии разрушения. Отсутствие должной заботы, внимания, интереса к потребностям формирующейся в семье личности ребенка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность детей и подростков является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации нарушению нормального процесса социализации ребенка.
В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства. Дети чутко реагируют на перемены в государстве, и именно положение их в обществе наиболее точно отражает общее состояние и уровень развития страны.
В России, переживающей глубокие трансформационные процессы и неконтролируемые последствия осуществления рыночных реформ, растут масштабы социального сиротства, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Кризис семьи и семейного воспитания, ее социальное неблагополучие крайне негативно влияют на формирование личности ребенка. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители-ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья в большинстве случаев не выполняет своих воспитательных функций, успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. Родители зачастую заняты работой, своими проблемами и им не до проблем своих детей. Поэтому дети вынуждены искать понимания среди своих сверстников, на улице, в сомнительных компаниях и еще где угодно, кроме семьи. Так они попадают в категорию безнадзорных детей, и становятся более подверженными негативному влиянию асоциальной, а порой и преступной среды. Именно поэтому все большие масштабы приобретает детская и подростковая преступность.
Д.И. Фельдштейн выделяет пять групп подростков правонарушителей.
Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны. Осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться.
Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых.
У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки.
К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков.
Представители пятой группы - случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием асоциальной среды.
В последнее время в нашей стране к положению детей приковано пристальное внимание. Происходят определенные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях по реализации в Российской Федерации требований о правах ребенка.
Цель программы: совершенствование и повышение эффективности функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений в школе.
Задачи программы:
1.Формирование и реализация программы по улучшению профилактики правонарушений и бродяжничества среди обучающихся;
2.Помощь школьному коллективу в проведении мероприятий по профилактике правонарушений.
3.Развивать и внедрять новые технологии воспитания обучающихся, искать ресурсы для этих целей за пределами школы.
4 Совершенствовать формы работы с родителями в целях улучшения микроклимата в семье обучающегося «группы риска».
Программа включает работу по следующим направлениям:
- профилактическое;
- коррекционно-реабилитационное.
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся представляет собой работу по созданию благоприятной среды для воспитания и общения, упреждающей коррекции семейных отношений, поиску видов занятости детей в свободное время и т. п.
Коррекционно-реабилитационная работа с безнадзорными обучающимися предполагает оказание ему оперативной социально-педагогической помощи:
- постановку на внутришкольный учет;
- диагностику его состояния, личностных особенностей;
- разработку и реализацию программы работы по адаптации ребенка к социально-здоровой среде при помощи положительных форм активности-труда, игры, познания;
- подключение специалистов для оказания правовой, медицинской, психологической помощи;
- коррекцию, реабилитацию семейных отношений.
В работе с детьми, склонными к правонарушениям и бродяжничеству необходимо реализовывать следующие направления:
- перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка.)
- воспитание нравственно-правовой убежденности;
- формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
- развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;
- организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т.д.)
- обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
- индивидуально-профилактическая работа с родителями: вызовы в школу, на группу профилактики, социально-педагогический патронаж семьи;
- взаимодействие со службами системы профилактики города, привлечение к работе различных специалистов.
В школе проводится работа с родителями по профилактике и коррекции семейного неблагополучия, ведущей к социальной дезадаптации ребенка. (В соответствии со ст.65 Семейного кодекса Р.Ф.)
1. Информационно-просветительская работа с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
2. Осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;
3. Осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании;
4. Взаимодействие со специалистами различных учреждений по проблемам семей.
С обучающимися проводится работа по борьбе с прогулами и ликвидации пробелов в знаниях:
- по школе издан приказ «О всеобуче»;
- установлен ежедневный контроль классными руководителями за посещаемостью уроков;
- в школе ведется журнал всеобуча. В случае пропуска занятий учеником , у родителей выясняются причины отсутствия;
- установлен контроль со стороны социального педагога за поведением учащихся, склонных к пропускам занятий;
- принимаются меры к родителям, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка;
- осуществляется посещение данных семей, организовываются выездные заседания Группы профилактики;
- на Совете профилактики в присутствии инспектора ПДН своевременно обсуждаются случаи правонарушений и пропусков занятий среди обучающихся;
- со стороны классных руководителей проводится ежедневный контроль за успеваемостью детей «группы риска»;
- проводятся дополнительные индивидуальные занятия с отстающими обучающимися.
Структура совместного взаимодействия специалистов школы по работе с детьми «группы риска»
Специалист | Основные задачи |
Классный руководитель | - Является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с обучающимися; - делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке; - ведет работу по индивидуальной программе развития и воспитания обучающегося «группы риска»; - организует и координирует комплексную работу по профилактике правонарушений, пропусков занятий и коррекции поведения школьников. - проводит работу с родителями. |
Социальный педагог | - Изучает особенности поведения ребенка в школе и жизнедеятельность ребенка вне школы; - организует индивидуально-профилактическую и коррекционную работу по профилактике правонарушений и фактов бродяжничества среди обучающихся; - привлекает к работе специалистов различных учреждений: инспектора ПДН, КДН, ООиП, ЦСОН и др. - взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей; - оказывает социально-педагогическую помощь детям, попавшим в экстремальную ситуацию. - осуществляет патронаж семей обучающихся. - проводит работу с обучающимися и их родителями в Группе профилактики. |
Психолог | - Изучает личность обучающегося и коллектива класса; - анализирует адаптацию ребенка в среде; - выявляет дезадаптированных обучающихся; - изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками; - подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; - выявляет и развивает интересы и способности школьников; - осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей. - проводит индивидуальную и групповую работу с родителями. |
Медицинский работник | - Исследует физическое и психическое здоровье обучающихся; - организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем; - разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания; - взаимодействует с лечебными учреждениями. - проводит консультации для родителей. |
Исходя из решаемых задач, в школе используются следующие формы работы:
- Комплексные консультации специалистов для школьников и их родителей, проводимые на основании данных социально- психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики как отдельных обучающихся, так и класса в целом;
- Оздоровление психосоциальной среды развития ребенка;
- Просветительская деятельность в вопросах обучения и воспитания, половозрастной специфики соматического и психического развития детей и подростков, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых;
- Предупреждение психологических перегрузок в процессе обучения, оказывающих негативное влияние на психику ребенка;
- Проведение социального закаливания обучающихся с целью подготовки их к стрессовым ситуациям, обучение их рациональным способам снятия психо-эмоционального напряжения в проблемных ситуациях;
- Психолого-педагогическое изучение и отслеживание ребенка на протяжении всего периода его обучения в школе, своевременное выявление состояния обучающихся, нервно-психических и психосоматических нарушений.
- Организация психолого-педагогических консилиумов с целью анализа поведения и развития школьников, условий для полного раскрытия их возможностей;
- Совместные семинары и заседания Группы профилактики для обучающихся и их родителей с привлечением инспектора ПДН, посвященные проблемам правонарушений и фактов бродяжничества среди несовершеннолетних.
Формы совместной коррекционной работы:
1. Информирование обучающихся и их родителей о тех видах помощи, которую могут получить школьники и их родители в школе и учреждениях, оказывающих различные виды помощи вне школы;
2. Проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы семейного неблагополучия, их причины, пути преодоления и способы коррекции;
3. Выявление причин фактов безнадзорности детей и правонарушений среди обучающихся;
4. Разработка программ коррекционной работы как на индивидуальном, так и на групповом уровне;
5. Реализация разрабатываемых программ на уровне школы.
Развитие досуговой работы с детьми
Задачи:
-расширение сферы деятельности обучающихся в свободное время;
-пропаганда здорового образа жизни;
-развитие творческих способностей детей;
-профилактика преступности среди детей.
Направления развития досуговой работы:
Название программы | Направление кружка |
Вокальный мир | Художественно – эстетическое творчество |
Роботехника | Моделирование |
Театральный мир | Художественно – эстетическое творчество |
Программа «Футбол» | Спортивное |
Мастерская чудес | Рукоделие |
Пропаганда здорового образа жизни.
В пропаганда здорового образа жизни используются следующие мероприятия:
-беседы и лекции медработника (нарколога, психоневролога, школьного врача);
-проблемная беседа или дискуссия;
-тренинговые занятия «Учись говорить «Нет!»;
-классные часы с просмотром видеофильма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/16/picture-643357-1434448654.jpg)
Роль правовых знаний в предупреждении правонарушений обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта)
Преступность — большое социальное зло, а преступность несовершеннолетних — зло,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-112343-1388669152.jpg)
Анализ работы по профилактике правонарушений Обучающимися 7-г класса 2014-15учебныйгод
Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних учащихся была направлена на выполнение цели- создание условий для воспитания образованной личности,владеющей жизненно необходимым запасом...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-448270-1421243250.jpg)
Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений обучающихся
В настоящее время одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск путей решения социальных проблем современных детей, снижения роста пра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/14/picture-973657-1510673922.jpg)
Программа по профилактике правонарушений, преступлений, употребления ПАВ среди обучающихся "Сделай правильный выбор"
Данная программа разработана на основе анализа ситуации в школе методами наблюдения, тестирования, анкетирования, целью которых являлось выявление среди обучающихся табакокурения, употребления алкогол...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-338227-1388689191.jpg)
«Внеурочная деятельность-основа развития познавательных и творческих способностей школьников, одна из форм профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся »
В статье рассматривается вопрос влияния внеурочной деятельность на творческие способности обучающихся...
Комплексная программа по профилактике правонарушении, безнадзорности, беспризорности, преступлении, правонарушении и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в МБОУ "Сосьвинская СОШ" "К Успешной личности" на 2018-2023 г.г.
Содержание программы.Программа содержит 4 блока:организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися и их родителями.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid"...