Коррекционная программа по социальной поддержке обучающихся, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
учебно-методический материал на тему

Сухомлина Елена Викторовна

13

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_sotsialnoy_podderzhke_obuchayushchihsya.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида сл. Колушкино Тарасовского района.

                   

 Коррекционная программа

 по социальной поддержке обучающихся, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

 на 2012-2016 год

Составила Сухомлина Е.В. –социальный педагог

 

Пояснительная записка.

Наименование программы: Программа по социальной поддержке обучающихся, профилактике безнадзорности и правонарушений   на 2012-2016 год

Основания для разработки:

  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Международная конвенция  «О правах ребенка»
  • Закон РФ от 24.06.99г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних».
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации».
  • Закон РФ от 21.12.96 №159 ФЗ. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей».

Цели и задачи программы:

Цель: создание условий для совершенствования возможностей обучающегося состоящего  на контроле ВШК, ПДН, КДН и его окружения в решении проблем успешной социализации.

задачи:

  •  Создание условий для успешного обучения детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
  • Формирование здорового образа жизни обучающихся и  воспитание  у них негативного отношения  к вредным для здоровья привычкам: курению,  употреблению алкоголя, и наркотических средств, ПАВ.
  • Способствовать  раскрытию и развитию индивидуальности обучающегося, его духовно-нравственного, физического   и творческого потенциалов, создать условия   для наиболее полной  реализации  интересов и потребностей ребенка.
  • Оказание социально-психологической помощи  детям  оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  • Создание системы работы по профилактике правонарушений  и безнадзорности  среди несовершеннолетних.

Сроки реализации:   2012-2016 г.

Ожидаемые результаты:

  • Успешное обучение детей оказавшихся на любом виде  контроля
  • Формирование у обучающихся комплекса знаний и умений для поддержания своего здоровья, негативного отношения к вредным привычкам.
  • Снижение уровня правонарушений и преступности среди несовершеннолетних.
  • Устранение негативных явлений в сфере поведения и отношений,  обучающихся с окружающими.
  • Наличие  у обучающихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности.
  • Раскрытие индивидуальности обучающихся, удовлетворение интересов и потребностей.
  • Создание системы взаимодействия  с  социально неблагополучными семьями.

Контроль: контроль  над реализацией программы осуществляется в установленном порядке администрацией школы, координатором реализации программы является зам. директора по воспитательной работе  Л.П.Олифер.

Аналитическое обоснование

 В нашей стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения существенно влияют на социальное формирование детей и подростков. Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

         рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

          нарушение прав детей в семье;

         рост ранней алкоголизации  подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

         омоложение преступности;

         увеличение числа   семей, находящихся в социально-опасном положении.

          Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проведение отдельных мероприятий не позволяет эффективно решать проблемы профилактики асоциального поведения отдельных обучающихся. Требуется   принятие комплексные мер  и объединению усилий  администрации школы, социально-психологической службы и заинтересованных районных организаций по оказанию социальной поддержки ребенку и семье.

С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа социальной поддержки и профилактики правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних в  ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида.  Характеризуя обучающихся, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:

- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);

- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);

- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);

- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики.

В последние годы в школе сложилась достаточно эффективная система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Однако статистические данные свидетельствуют о наличии детей стоящих на различных формах учета и совершении правонарушений подростками.

показатель

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Совершено преступлений

 0

0

1

1

Совершено правонарушений

 0

0

0

0

Стоят на учете в ПДН

0

0

1

1

Состоят на внутришкольном учете

6

6

7

10

Основная причина постановки на учет бездействие со стороны родителей. Как следствие - низкая успеваемость детей, отсутствие навыков учебного труда, низкий уровень воспитанности. Родители детей, стоящих на учете в основном безработные, семьи неполные, злоупотребляют алкоголем.  Требуют постоянного наблюдения,  контроля со стороны классных руководителей, администрации школы  более 40 семей  обучающихся.

    Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе-интернате условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе-интернате является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Большинство детей группы социального риска имеют постоянные внеурочные занятия  в объединениях дополнительного образования. Но есть подростки, которые тяжело идут на контакт и уговорить ребенка посещать постоянно какой-либо кружок или секцию очень сложно. Необходимо продумать систему временной занятости подростка, смена видов внеурочной деятельности для таких детей.  

  Индивидуальная системная работа с подростками дает положительные результаты. Однако отсутствие положительного опыта нормальных человеческих отношений в семьях группы риска, заботы друг о друге, ответственности не позволяет подростку в полной мере быть социально адаптированным к жизни в обществе. Главной задачей школы-интерната остается своевременное выявление  проблем социализации детей и подростков и  создание условий для совершенствования возможностей  обучающихся и его окружения в решении проблем успешной социализации.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит

- повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия

- улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений

- создать стабильные условия для несовершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними

Концептуальные основы

Данная программа представляет собой комплексную модель  социально-педагогической деятельности в школе-интернате  

Программа  предполагает

  • всестороннее изучение проблем возникающих у обучающихся;
  • включение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в различные виды деятельности, позволяющие реализовать им свои интересы и потребности, приобрести социально значимый опыт;
  • оказание социально-психологической помощи обучающимся оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Программой предусмотрен  цикл профилактических мероприятий   по предупреждению правонарушений среди обучающихся,   а также осуществление  комплекса мер по формированию здорового образа жизни ребенка.

Принципы деятельности: 

1. Гуманистический характер воспитания

2. Ориентация на социально-ценностные отношения

3. Социальная адекватность воспитания

4. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей группы социального риска

        5.Защита чести и достоинства каждого участника образовательного процесса.

Принципы профилактической работы:

  • комплексность;
  • дифференцированность;
  • многоаспектность;
  • последовательность;

Этапы реализации программы:

1 этап – Подготовительный (октябрь-декабрь 2012 г)

  • Анализ и диагностика проблем учащихся, педагогов и родителей.
  • Сбор информации и создание социально-психологического паспорта  школы
  • Проведение обучающих психолого-педагогических семинаров с преподавательским составом.
  • Установление социальных связей с органами по решению проблем социальной жизни ребенка.

2 этап – Организационно-деятельностный (январь 2013-апрель 2016)

  • Проведение социально-педагогических мероприятий, способствующих решению поставленных задач.

3 этап - Итоговый (апрель 2016 - август 2016)

  • Анализ и диагностика результатов работы
  • Корректировка целей и задач
  • Определение перспектив работы.

Основные направления работы:

  1. Социально-педагогическое и психологическое исследование  личности обучающихся и  состояния его ближайшего окружения.
  2.  Защитно-охранная деятельность
  3. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в получении  образования.
  4. Формирование здорового  образа жизни обучающихся, профилактика вредных привычек
  5. Профилактика правонарушений, преступлений, безнадзорности обучающихся.

     7. Оказание социально-педагогической  и психологической  помощи родителям обучающихся

Схема социально-педагогической поддержки обучающегося:

Обучающийся

Администрация школы

Классный руководитель

психолог

Социальный педагог

воспитатель

Координация действий служб,

 сотрудников школы.

Контроль за соблюдением прав ребенка

Помощь в учебной деятельности

Помощь в определении интересов и занятий ребенка

Помощь в самоопределении и построении отношений с учителями и сверстниками.

Индивидуальные консультации

Коррекционно-развивающие занятия с ребенком

Коррекция отношений ребенка со сверстниками и взрослыми

Рекомендации о медицинской поддержке

Взаимодействие с  отделом семьи,  

ПДН, КДН

Центр социальной защиты,

 ЦЗН.  

Создание условий для развития личности ребенка

Организация здорового досуга

 


Система мероприятий по реализации программы

Направления работы

Воспитательные задачи

Основные виды деятельности

результат

  1. Социально-педагогическое и психологическое исследование  личности обучающихся и  состояния его ближайшего окружения.

Создание и постоянное обновление банка данных о детях и семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Изучение проблем детей группы социального риска.

-Мониторинг исполнения закона о всеобуче.

-Изучение условий развития ребенка  в семье, школе, определение  уровня  его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи с помощью наблюдения, социологических опросов, тестирования, социометрических методик.

-Первичная профессиональная диагностика с применением методик определения профессиональной направленности, интересов ребенка и семьи.

Пополнение, корректировка социально-психологического паспорта школы.

Создание социально-педагогического паспорта  школы.

 Выявление проблем для дальнейшей работы.

2. Психолого-педагогическая поддержка обучающихся в получении  образования.

-Выявление трудностей,  проблем и отклонений в обучении и воспитании ребенка, путем собеседования с  классным руководителем, учителями предметниками, родителями.

Создание условий для получения детьми группы социального риска образования.

Проведение Малых педсоветов с целью координации усилий по успешному обучению детей, выработки единых подходов и требований.

Индивидуальные беседы с обучающимися;

Проведение советов профилактики с целью выработки единой программы успешного обучения ребенка.  

Предупредительные, информационные письма родителям (результаты обучения и воспитания ребенка)

Повышение учебной мотивации детей.

Успешное обучение обучающихся  «группы риска»

3. Формирование здорового  образа жизни учащихся

.

профилактика курения,  алкоголизма и наркомании среди подростков

развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»

Определение обучающихся в спортивные кружки и секции

Проведение спортивных соревнований

Организация групп здоровья  с занятиями в тренажерном зале

Проведение Дней здоровья (1 раз в четверть и в каникулы)

Организация бесед, встреч с работниками здравоохранения с целью  профилактики вредных привычек.

Проведение  мероприятий (ситуационных практикумов, показов видеофильмов, использование новых компьютерных технологий)   по профилактике вредных привычек.

Выпуск тематических газет и листовок.

Работа с родителями по укреплению здоровья ребенка.

Укрепление здоровья обучающихся

Формирование у обучающихся комплекса знаний и умений для поддержания своего здоровья, негативного отношения к вредным привычкам.

Снижение числа обучающихся имеющих вредные привычки.

4.  Защитно-охранная деятельность.

- защита прав и законных интересов детей и подростков

предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних

- обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении

 Организация социального патронажа семей «группы риска» с целью выявления социально-бытовых условий проживания.

Представление интересов обучающихся  в судебных органах.

        

Выполнение комплекса защитно–охранных мероприятий.

 

5.Профилактическая работа

снижение подростковой преступности

-Выявление обучающихся, склонных к совершению правонарушений.

-Проведение советов профилактики  школы.

-Оформление документов на совет по профилактике ПДН.

- Оказание обучающимся информационно-правовой помощи, защита их интересов: а) работа лектория правовых знаний ( по отд.плану); б) работа "Службы доверия";

-Индивидуальные беседы с обучающимися о законодательстве и ответственности несовершеннолетних за противоправные действия.

-Оказание помощи трудным подросткам в выборе занятий по интересам.

-Памятки для родителей о  контроле за поведением ребенка в каникулярное  время; напоминание правил и норм общественного поведения, правил безопасности.

-Рейды по проверке организации поведения подростков в вечернее время  на каникулах совместные с ПДН, участковым)

Снижение уровня правонарушений и преступности среди несовершеннолетних.

Устранение негативных явлений в сфере поведения и отношений обучающихся с окружающими.

6. Оказание социально-педагогической  и психологической  помощи родителям обучающихся.

- социально-психологическая помощь неблагополучным семьям

-координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Собеседования с родителями обучающихся, имеющих проблему в обучении и воспитании.

Психолого-педагогическое консультирование родителей.

Проведение тематических родительских собраний.

Повышения уровня психолого-педагогической компетенции родителей.

Создание системы взаимодействия с  социально неблагополучными семьями.

Повышение значимости семьи в образовании детей.

 


Профилактическая работа со школьниками

            Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

В целях формирования гражданской ответственности в течение учебного года проводится цикл профилактических бесед «От знаний законов до гражданской ответственности»:

Правовой всеобуч

«От знаний законов до гражданской ответственности»

Тематика бесед

Сроки проведения

1

«Об уважительном отношении к памятным местам в поселке»

сентябрь, апрель

2

«Пусть дорога станет другом» (правила пешехода, правила водителя)

сентябрь, ноябрь

3

«Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах в вечернее время»

в течение года

4

«Проступок, правонарушение, преступление» (Об ответственности несовершеннолетних)

ноябрь

5

«Права ребенка»(о конвенции  о правах ребенка и законе о гарантии прав ребенка в РФ)(

декабрь

6

«О недопустимости использования пиротехники в общественных местах»

декабрь

7

« О запрете курения в общественных местах»

сентябрь, январь

8

«Об ответственности несовершеннолетних  и взрослых за употребление алкоголя в общественных местах»

декабрь, апрель

9

«О трудовом законодательстве для несовершеннолетних»

май

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа

Самовоспитание

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Профилактика вредных привычек

(алкоголизма, наркомании, токсикомании, курения)

классы

профилактика табакокурения

Профилактика алкоголизма

Профилактика  наркомании

1-4 классы

«Не курил бы с детства дядя, был бы сильный и большой» Конкурс рисунков «Нет табачному дыму!»

Вино – причина многих несчастий. Зачем люди пьют вино?

Конкурс рисунков «Береги здоровье с молоду!»

5-7 классы

Жизнь уходящая с табачным дымом (о влиянии на организм человека курения)

Алкоголь и организм человека. Видеофильм «Алкоголь-беда нашего времени»

«Счастье жить!» ( о вреде наркотиков на здоровье человека и здоровой альтернативе)

8-9 класс

Тренинг  «Жизнь без сигареты»

Тренинг  «Личная формула противодействия алкоголизму»

Демонстрация видеофильма «Наркомания – знак беды»

Список литературы

  1. Алемаскин, М. А. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными детьми [Текст] /  М. А. Алемаскин, Морозова Т. А. – М., 1986.
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М.  Андреева. – М., 1998.
  3. Астапов, Ю. В. Обучение и воспитание детей «группы риска» [Текст] : хрестоматия / Ю. В. Астапов, В. М. Микадзе. – М., 1996.
  4. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения  школьников [Текст] / С. А. Бадмаев. – М. : Магистр, 1999.
  5. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М.  Морозов. – Киев : Наукова думка, 1989.
  6. Возрастная  и педагогическая психология  [Текст]  / под ред. Гамезо. – М., 1984.
  7. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию [Текст] / С. Д. Забрамная. – М.: Новая школа, 1998.
  8. Кулаков, Р. В. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков [Текст] / Р. В. Кулаков. – М. : Фолиум, 1998.
  9. Немов, Р. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. – Кн. 2. – М., 1984.
  10. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога  [Текст] / Р. В. Овчарова. – М., 2003.
  11. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] /  Р. В. Овчарова. – М., 1993.
  12. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] : социально-психологический тренинг / Л. А.  Петровская. – М., 1983.
  13. Психические методики диагностики личностных особенностей ребенка, воспитывающегося в детском доме [Текст] / под ред. М. Н. Лазутовой. –М., 1995.
  14. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] /  под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. – М., 1990.
  15. Психология [Текст] : словарь / под ред.  А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Изд. Политической литературы, 1990.
  16. Психология современного подростка [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1987.
  17. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности [Текст] /   Х. Ремшмидт. – М., 1994.
  18. Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст] : психокоррекционные программы  / К. Рудестам. – М.: Прогресс, 1993.
  19. Сазанова, Е. А. Особенности теории и технологии практико-ориентированного подхода при подготовке учителя [Текст] : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Сазановой Е.А. по специальности 13.00.01 общая педагогика / Е. А. Сазанова. – Новосибирск, 2000.
  20. Сборник программных и методических материалов к тренингу личностного роста и развития «Юниор» [Текст] / [под ред. М. Ю. Скворцовой]. – Кемерово, 1999.
  21. Словарь персональной психологии от А до Я [Текст]  / сост.: В. Соснин. –М., 1997.
  22. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками [Текст] / Р. Смид. – М.: Генезис, 2000.
  23. Социальная психология личности [Текст] / под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. – М. : Наука, 1979.
  24. Федеральный Закон Российской федерации № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 февраля 1997 года № 172.
  25. Харин, С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт [Текст] / С. С. Харин. – Мн.: В. П. Ильин, 1998.
  26. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении

Организация работы  по профилактике правонарушений и безнадзорности    в образовательном учреждении...

План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних учащихся (воспитанников) коррекционной школы VIII вида...

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних как форма работы с обучающимися «группы риска» и неблагополучными семьями

Важной формой профилактической работы с обучающимися "группы риска" и неблагополучными семьями является  Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений...

ПРОГРАММА «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

Цель программы:   обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать условия для эффективного функционирования системы проф...

Анализ работы социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Анализ работы социального педагога по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних...

Рабочая программа " Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних"

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологичес...

«Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

«Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых.  К со...