Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений обучающихся
рабочая программа по теме

Чумак Светлана Левоновна

В настоящее время одной из  актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск путей решения социальных проблем современных детей,  снижения роста правонарушений среди молодежи и повышения эффективности  их профилактики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПРОГРАММА

Взаимодействие семьи и школы в профилактике  правонарушений обучающихся

                     АВТОР:                                                                                                        Чумак С.Л.

                           социальный педагог

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка

В настоящее время одной из  актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск путей решения социальных проблем современных детей,  снижения роста правонарушений среди молодежи и повышения эффективности  их профилактики.

     Как показывают ряд исследований в Санкт-Петербурге и других городах России среди причин, способствующих правонарушениям детей и подростков, можно выделить следующие:  

  • отсутствие занятости подростков в свободное время;
  • ограниченные  материальные возможности  семьи;
  • желание обратить на себя внимание;
  •  проблемы детско-родительских отношений;
  • желание завоевать авторитет среди сверстников 

    Известно,  что в процессе формирования личности ребёнка, его самосознания  главенствующую роль играет семья. В семье складываются нравственный облик и характер ребёнка, его отношение к людям и окружающей действительностью .

На основании опросов родителей, проведенных в  образовательных организациях Санкт-Петербурга (исследование проведено кафедрой социально-педагогического образования СПб АППО) можно выделить   следующие причины,   порождающие проблемы социальной жизни ребенка, причины правонарушений подростков:

- влияние улицы,

- занятость родителей;

- неполный состав семьи;

- экономический кризис.

Ответы  родителей  показали,  что многие дети предоставлены сами себе, родители не имеют информации об их занятиях; проблема девиантного поведения не находится в центре внимания родителей, или они не знают как решать эту проблему. Поэтому школа вынуждена   сегодня брать на себя не только функции воспитания и обучения, но и функции социальной защиты и поддержки ребенка.

 Именно  социальный педагог, другие специалисты образовательного учреждения реализуют социальные и педагогические  возможности оказания  помощи  подросткам и их семьям в трудной жизненной ситуации, профилактике правонарушений.  Проведенные исследования и практический опыт показывает, что без организации сотрудничества педагогов, родителей и детей невозможно решить проблемы социальной жизни ребенка, осуществлять меры по профилактике девиантного поведения и правонарушений.

 Таким образом, взаимодействие семьи и школы  становится все более актуальным и  является основой в решении проблем не только обучения ребенка,  но и его социальной жизни. В связи с этим программа, направленная на развитие взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений подростков, является актуальной для  образовательного учреждения гимназии  №148 имени Сервантеса.

Как показывает  анализ документации  школы  наиболее распространенными формами девиаций среди подростков школы являются: прогулы, сквернословие, необоснованная агрессивность, не соблюдение расписания и правил ОУ.

В соответствии с Федеральным законом  № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в образовательном учреждении работа по профилактике  правонарушений подростков включает:

1.Выявление несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению, находящихся в трудной жизненной ситуации, содействие в их воспитании и получении ими основного общего образования;

2. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к девиантному поведению и, имеющим проблемы в обучении;

3. Организация комплексного сопровождения учащихся, склонных к девиантному поведению и совершению правонарушений;

4. Организации в школе общедоступных спортивных секций и кружков и привлечение в них несовершеннолетних;

5. Привлечение учащихся к участию в мероприятиях,  организация досуга несовершеннолетних, склонных к правонарушениям.

В ГБОУ гимназии №№148  накоплен достаточный опыт работы по профилактике девиантного поведения подростков: мероприятия по пропаганде здорового образа жизни — спортивные соревнования, организация здорового питания, участие подростков в объединениях по интересам, творческих студиях;  реализация социальных проектов:  «Культурной столице-культуру мира» (городской),  «Старший младшему» (районный), школьных проектов, посвященных патриотическому воспитанию; экскурсии, посещение выставок. беседы по профессиональному самоопределению подростков.

 По данным социального паспорта ОУ - детей, нуждающихся в регулярной социальной поддержке - 64 человека (1-11 класс), из них: опекаемых - 8, из многодетных семей -24, дети из неполных семей -3 3, дети из семей, где доход ниже прожиточного минимума -169. На внутришкольном контроле состоят 5 человек (все из числа опекаемых).

Законодательная  база

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Семейный кодекс Российской Федерации
  3. Конституция Российской Федерации
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской  Федерации»
  5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  6. Закон Санкт-Петербурга от 20 февраля 1998 г., № 28-6 «О молодёжи и молодежной политике Санкт-Петербурга.
  7. Концепция семейной политики Санкт-Петербурга
  8. Закон Санкт-Петербурга  №170-20 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Санкт-Петербурге»
  9. Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодёжи в Санкт-Петербурге» на период

     Концептуальные подходы

Под профилактикой понимается «совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков» (А.М. Галагузова, М.В. Шакурова).

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, проявляющееся в поступках человека, отклоняющееся от каких-либо норм, причиняющее реальный вред личности или обществу.

Девиантное поведение может быть разделено на три  группы:

- саморазрушительное поведение – отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее здоровью и развитию личности. Может проявляться в следующих формах: физические и психические нарушения,  агрессивное поведение,  зависимое или аддиктивное (химическая зависимость, наркозависимость, лекарственная, алкогольная; пищевая зависимость, суицидальное поведение).    

- асоциальное поведение – отклоняющееся от морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений.  Может проявляться в следующих формах:  педагогически запущенный ребенок, социально-запущенный ребенок, социальный сирота, дети «группы риска», трудновоспитуемые дети, беспризорники, уличные дети, дети с проявлениями школьной дезадаптации.

  • антисоциальное или преступное  - отклоняющееся от  правовых норм, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Может проявляться в следующих формах: делинквентное поведение,  правонарушение, агрессивно-насильственное, корыстное поведение.

Социально-педагогическая профилактика правонарушений - это  научно-обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на :

  • предотвращение возможных физических, психологических или социально-культурных обстоятельств, составляющих угрозу для жизни и здоровья у отдельного ребенка или несовершеннолетних;
  • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; содействие ребенку в достижении социально-значимых жизненно – важных целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

В современных условиях на практике реализуются три направления профилактической работы:

Первичная профилактика – это система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения с одновременным изменением уже сформированных дезадаптивных, нарушенных форм поведения. К данному подходу можно отнести воспитательную систему школы в целом, систему дополнительного образования.

Вторичная профилактика – рассчитана на обеспечение мер безопасности, воздействия на «группу риска», устранение обстоятельств, способствующих совершению преступления или иных правонарушений. Она включает в себя как социально-психологические, так и медицинские мероприятия неспецифического характера. Ее контингентом являются дети и подростки «группы риска».  В данном подходе непосредственно осуществляются мероприятия: работа Совета по профилактике, учет  посещаемости уроков  подростками, состоящими на внутришкольном контроле, система бесед  о нормативных документах, регламентирующих нормы и правила поведения в школе и общественных местах, работа по профессиональному самоопределению подростков.

Третичная предполагает превентивные меры, ориентированные на индивидов, которые уже совершили преступление, правонарушение и имеет своей целью предупреждение рецидивов.

Взаимодействие семьи и школы - непрерывный, целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции ценностей, смыслов, опыта семейного и школьного воспитания (Щекина О.А.).

Цель программы:  создание условий для развития взаимодействия семьи и школы в профилактике правонарушений обучающихся

Задачи:

  1. Выявить   причины возникновения девиантного поведения и правонарушений обучающихся;
  2.  Определить состояние, проблемы и  направления  развития взаимодействия педагогов и родителей в профилактике правонарушений обучающихся;
  3. Разработать систему психолого-педагогического сопровождения семей обучающихся, склонных к правонарушениям;
  4. Разработать цикл   консультаций и тематических родительских собраний на основе запросов родителей;
  5. Организовать совместную работу с родителями по профессиональному  самоопределению подростков (консультации, беседы, родительские собрания, классные и школьные мероприятия);
  6. Расширить возможности включения подростков в систему работы по формированию здорового образа жизни (спорт, активный и творческий досуг,  здоровое питание и т. д.).

Этапы реализации:

1.Диагностический.

       -   выявление подростков, склонных к правонарушениям и  причины их возникновения;

  • определение  семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • определение состояния и проблем взаимодействия семьи и  конкретной образовательной организации.

Методы диагностики: наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями, проведение анкетирования. Анализ результатов анкетирования, представление полученных данных на педсовете, методических совещаниях специалистов.

     Предоставление  информации на основе анализа анкетирования о причинах возникновения социальных и педагогических проблем у учащихся  на родительском собрании.

  Беседы с классными руководителями по вопросу проведения индивидуальной работы с  учащимися, склонных к правонарушениям (информирование о причинах их правонарушений).

3. Проектировочно - деятельностый этап:

- организация психолого-педагогического просвещения родителей;

- организация и реализация совместных форм деятельности детей и взрослых (спортивные соревнования, тематические праздники, экскурсии, дискуссии, социальные проекты и т. д.);

  • индивидуальное консультирование детей и родителей специалистами ОУ;
  • профессиональная ориентация обучающихся: психологическое обследование учащихся с целью исследования их профессиональных интересов и запросов, осуществление  посещение учебных заведений с целью знакомства с условиями учебы и поступления в профессиональные училища, лицеи и колледжи, создание портфолио выпускников, консультации родителей.

3.Аналитико — прогностический

В ходе выявления эффективности  программы:

-  используются методы вторичной диагностики (анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ информационных материалов).

- отслеживается совместно с родителями, специалистами ОУ результаты участия детей и их семей в совместной деятельности, занятость несовершеннолетнего в свободное время (посещаемость учащихся в школьных кружках и секций).

- выявляются изменения в поведении учащихся, склонных к правонарушениям, динамику учащихся, которые стоят на внутришкольном учёте или учёте в ОДН.

- анализируется эффективность психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, степень  заинтересованности родителей в воспитании ребенка, решении его проблем, воспитательный  и культурный потенциал семьи;

- разрабатываются  рекомендации для педагогов и памятки для родителей  по вопросам профилактики правонарушений  подростков.

Функции социального педагога:

1.Проведение индивидуальных бесед с учащимися склонным к правонарушениям и с их родителями;

2.Изучение потребностей и желаний  учащихся, склонных к правонарушениям, по проведению досуга, занятиям спортом и т.д.

  1. Предоставление информационных материалов обучающимся и родителям о работе спортивных кружков и секций, их расписание, наличие спортинвентаря, возможностях проведения досуга в учреждениях культуры, подростковых клубах микрорайона, ЦВР и тд;
  2. Организация  работы по формированию здорового образа жизни;
  3. Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков.

Предполагаемый  результат

Реализация программы позволит:

1.Эффективно проводить социально-педагогическую работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

2.Увеличить число обучающихся и их родителей, участвующих в совместной деятельности (проектах, праздничных событиях, конкурсах и т. д.);

3.Формировать потребность у подростков и их семей  в здоровом образе жизни;

4.Повысить информационную и педагогическую культуру семьи;

5.Корректировать стили и методы семейного воспитания с учетом возрастных особенностей развития и психолого-социальных  проблем подростков.    

Точки риска:

  • Снижение количества учащихся групп риска может не произойти из-за того, что прием в ОУ осуществляется исходя из поданных в МФЦ заявлений от родителей, которые зачастую ориентируются лишь на территориальную близость гимназии к дому, и не задумываются о трудностях обучения детей в ОУ с углубленным изучением иностранных языков и способностях  ребенка. Что в последствии приводит у некоторой  категории детей к развитию  психолого-социальных  проблем.
  • Проблема с привлечением и кадровым обеспечением педагогов дополнительного образования.
  • Сокращение количества кружков и секций из-за изменений в штатном расписании, невозможность финансирования за счет бюджета школы
  • Снижение интереса  у детей к занятиям в кружках и секциях.

Тематическое планирование

Родительский лекторий  «Здоровая семья - здоровый ребенок»

Цель:  - формирование необходимых знаний, умений и навыков по воспитанию ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни.  

   Формирование у родителей учащихся ответственного отношения к здоровью как жизненной ценности, здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья ребёнка, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье является важнейшей составляющей профилактической работы  семьи и школы по вопросам девиантного, зависимого поведения подростков.

В основу  программы родительского лектория по вопросам формирования культуры здорового  образа жизни положены следующие принципы:

  • Актуальности. Отражает современные проблемы, связанные со здоровьем детей,  культурными, социальными нормами и ценностями;
  • Доступности.  Для усвоения информации предполагается сочетание изложения   материала  теоретического характера и практических занятий  с примерами, разбором конкретных  педагогических ситуаций, презентациями и обсуждением практического опыта и рекомендаций специалистов. что улучшает восприятие материала;
  • Позитивного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни и семейного воспитания, их благотворному влиянию на здоровье.
  • Системности. Определяет постоянный, регулярный характер  осуществления встреч в рамках родительского лектория, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к формированию ЗОЖ  в семье и школе  в виде целостной системы.
  •  Активности. Направлен на повышение активности  родителей в вопросах здоровья, ЗОЖ, их участие в совместной деятельности с ребенком и педагогами школы, что способствует осознанию ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.

ТЕМЫ

ВРЕМЯ

ПРОВЕДЕНИЯ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

 1. Здоровье как важная жизненная ценность

 

2.  Как сохранить здоровье ребёнка.

Сентябрь

октябрь

Классный руководитель,

Психолог

медицинский работник

 3.  Психолого-педагогические  проблемы подросткового возраста.

 4. .Положительные эмоции и их значение в жизни человека.

Ноябрь

Классный руководитель,

Психолог

5. .Агрессия, её причины и последствия.

6. Права и обязанности субъектов образовательного процесса

декабрь

классный руководитель

психолог, инспектор ОДН

социальный педагог

инспектор ОДН

7. Как уберечь подростка от насилия.

8. Как подростку приобрести уверенность в себе.

Январь

Классный руководитель, социальный педагог

инспектор ОДН

Психолог

     11.Проблемы и успехи семейного воспитания.

     12.Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения.

     13. Об этом с тревогой говорят родители: зависимое поведение - что о нем нужно знать?

апрель

классный руководитель,

соц. педагог

психолог

медицинский работник, врач, инспектор ОДН

     14.Профессии, которые выбирают наши дети.

   

май

Классный руководитель,

Социальный педагог

Психолог

Список  литературы

1.Безрукова О.Н., Курганова Г.С. Развитие семейной политики Санкт-Петербурга на основе оценки эффективности системы работы с семьями и детьми социального риска// Социальная политика и социология, 2009.-  №6.-  С.398-413.

 2. Боброва  Л.В.  Социально-педагогические аспекты воспитательной работы: «стратегия взаимодействия семьи и школы» / Л.В. Боброва / http://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ruhttp://apatity.fio.ru     /projects/pr279 /index. Htm

3.Галагузова Ю.Н. Организация профессиональной подготовки социальных педагогов: проблемы и противоречия. В кн.: Образование и наука. Будущее в ретроспективе: научно-методический  сб./Екатеринбург: Изд-во  Ур О РАО, 2005. - С. 44-58.

4.Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей /В.Н. Гуров.- М.: Педагогическое о-во России, 2002.- 190 с.- Библиография: С. 169-181,182-189

5.Данилюк А.Я., Кондаков А.М. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: «Просвещение»., 2010. - 23с.

6.Загладина Х.Т. Семья и школа в третьем тысячелетии: запад и восток //Образовательная политика. -2010. -№10. - С.63-69.

7.Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л.В. Карцева //Социологические исследования. - 2003.- №7.- С. 92-100.

8.Косабуцкая С.А. Педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением. Диссертация на соискание канд. педагогических наук - , СПб . -2004.

9.Мудрик А.В.   Социальная педагогика: учебное пособие / А.В. Мудрик. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -184 с.

10.Недвецкая М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. Учебно-методическое пособие. – М.:  АПК и  ППРО,  2006. – 148 с.

11.Семья и школа: информационное пространство взаимодействия проблемы и пути взаимодействия: монография /под ред. О.А. Щекиной. - СПб.: СПб АППО, 2010.- 151 с.

12.Семья и школа: взаимодействие в условиях реализации новых стандартов / учебно-методическое пособие под общ. ред. О.А. Щекиной. – СПб.: СПб АППО, 2013. - 90 с.

13.Социология образования: учеб. пособие / отв. ред. и авт. отдел. глав А.М. Осипов, В.В. Тумалев. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 319 с.

14.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Росс. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

15.Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / П.А. Шептенко, Г.А.  Воронина; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2001.- 208с.

16. Щипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание -  СПб, «Речь», 2003.

17.Щекина О.А. Показатели развития взаимодействия семьи и школы / Качество воспитательного процесса в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие / под  ред.  И.Е. Кузьминой. - СПб: СПб АППО,2012. - С.39-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.

Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....

Взаимодействие семьи и школы в самоопределении обучающихся

взаимодействие в проектной деятельности...

«Взаимодействие семьи и школы – основа успешной социализации обучающихся»

laquo;Взаимодействие семьи и школы – основа успешной социализации обучающихся» доклад на заседание педагогического совета...