Главные вкладки

    Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»
    материал на тему

    Забелина Светлана Михайловна

    Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_shmo_dekabr_2018.docx26.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ

    ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  КЛИН»

    __________________________________________________________ 

    141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02  

    Выступление

    на ШМО классных руководителей

    Тема выступления:

    «Влияние семьи на становление личности.

     Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

    Подготовила:

    Забелина Светлана Михайловна

                                           

    Клин, декабрь, 2018 г.

            С позиции социальной психологии, семья – это малая социальная группа, немногочисленная по составу, объединённая общей деятельностью и находящаяся в непосредственном личностном контакте, что является основой для возникновения эмоциональных привязанностей и отношений.

            Будучи первой воспитательной средой в жизни ребёнка, семья принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Для ребёнка семья – целый мир, в котором он живёт, растёт, вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительные, так и отрицательные влияния.

            От того, какую роль ребенок занимает в семье и как складывается его общение с родственниками, напрямую зависит, каким он станет в будущем, как будет смотреть на мир и взаимодействовать с окружающими людьми. Семья – это колыбель развития ребенка. Знания о различных стилях семейного воспитания, их плюсах и минусах, позволят выработать свой собственный стиль и создать гармоничные семейные отношения.

            Именно в семье, при взаимодействии с родителями, ребёнок впервые овладевает правилами и нормами общения, что способствует адаптации в широкой социальной среде. В дальнейшем господствующие в семье стиль воспитания, мировоззрение и идеалы в большинстве своём являются для ребёнка теми ориентирами, которые формируют его ценности, остающиеся основой образцов поведения и во взрослой жизни.

            Существует множество классификаций стилей семейного воспитания, за основу которых взяты различные критерии взаимоотношений внутри семьи.

            Классификации стилей семейного воспитания были предложены многими авторами, рассмотрим варианты:

            Хотя каждый из авторов давал стилям свое название и использовал различные критерии классификации, все они говорили примерно об одном и том же.  В традиционной классификации, которая обобщает предложенные ранее варианты, представлены четыре основных типа семейного воспитания: авторитарный (властный), демократический (уважающий), потакающий (гиперопека), попустительский (равнодушный).

            Авторитарный стиль воспитания предполагает, что слово родителей для ребенка – закон. Немногие дети могут сохранить при этом свою индивидуальность, чаще всего малыш вырастает недоверчивым, замкнутым, несамостоятельным. В подростковом возрасте у ребенка могут возникать бунты и антисоциальное поведение.

            Другая крайность – это попустительский стиль семейного воспитания, при котором ребенку все дозволено. Часто родители используют данный стиль воспитания, желая показать свою любовь, однако эта стратегия не приводит к положительным результатам. Отсутствие родительского авторитета и любых ограничений неадекватно завышает самооценку ребенка, что может вести за собой трудности общения.

            Наиболее гармоничным стилем семейного воспитания является демократический стиль. Он представляет собой сочетание дисциплины и уважение свободы ребенка. Взрослые не ущемляют права детей, а у них, в свою очередь, есть ряд обязанностей. Внутри семьи устанавливаются близкие доверительные отношения. В результате дети вырастают общительными, уверенными в себе и самостоятельными.

            Благоприятный климат в семье, любовь и уважение – это то, что нужно ребёнку, чтобы быть уверенным в себе и с радостью познавать мир.

            Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов. В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает школе. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

            Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, для чего это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитание вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия?

            Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов школ с родителями школьников: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании.

            При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.

            Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.

            Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

            Для получения разносторонних сведений об учащихся педагогу необходимо изучить характеристики. Просмотрев документы, педагогу необходимо составить список учащихся, с родителями которых следует встретиться индивидуально, кого можно пригласить в школу на коллективную беседу. Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей. А для этого необходимо: разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию; пробудить у родителей как воспитателей интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний; совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения. Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и семьи.

                    Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия. Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь слушать. При знакомстве с родителями это правило необходимо соблюдать. Большие возможности также представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей по воспитанию своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми детьми. Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание. Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей в семье и школе. Родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии.

            Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Целесообразно организованное взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей, понимания ими своего гражданского долга и ответственности за воспитание детей.

            Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

            Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.

            Проблемы ребенка невозможно решать и рассматривать только как школьные или поведенческие, ребёнок  зависим от ситуации и окружения, в которых находится искренняя заинтересованность взрослых – родителей и педагогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)

    Доклад классного руководителя Сопиной Л.А. «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка» (духовно-патриотическое воспитание)   Патриотизм, патриотические чувства у дете...

    Взаимодействие семьи и школы. Стили семейного воспитания

    Материал для педагогов, классных руководителей о конструктивном взаимодействии с семьей учащегося...

    Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

    Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

    Выступление на пед.совете 27.03.2017 г. на тему: «Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения в старших классах»

    Данное выступление характеризует содержание работы, которая проводится классным руководителем с родителями учащихся старших классов....

    Система воспитания классного руководителя по взаимодействию семьи и школы в развитии личности ребенка

    Объединение усилий семьи и школы, координация их действий для решения поставленных задач, а также формирование единого воспитательного пространства «семья-школа»....

    Выступление на МО классных руководителей "Совместная работа семьи и школы по профилактике вредных привычек"

    В данной презентации показана совместная работа семьи и школы по профилактике курения, алкоголизма и наркомании....