Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)
статья (музыка) по теме

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.

«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»

(духовно-патриотическое воспитание)

 

Патриотизм, патриотические чувства у детей формируются в процессе эмоционально насыщенной практической деятельности. В настоящее время большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания, личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание «вслепую», интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становятся внешние, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Мне как педагогу очень важно было установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу поддержки и общности интересов. И этот контакт существует. Одним из направлений работы с учащимися при поддержке родителей является духовно-патриотическое воспитание мальчиков и юношей, на первое место в воспитании ставлю любовь к детям, своему хоровому делу, чтобы учащиеся выросли с чувством долга, чести и совести, а самое главное НЕРАВНОДУШНЫЕ!

«Россия идет по пути демократических преобразований, по пути своего возрождения, поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитание гражданина, патриота России, потому, что сегодня нет более важной идеи, чем патриотизм. Его мощный потенциал должен быть направлен на консолидацию российского общества и духовно-нравственное, политическое, экономическое возрождение России» В.С. Горбунов, кандидат педагогических наук.

Существует государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», принятая на 2001-2010 год. Она направлена на то, чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя её процветания и развития. Необходимо патриотическое воспитание как целостный процесс, основу которого должна составлять педагогика патриотизма, т.е. педагогика, акцентированная на воспитании патриотизма.

Педагогика патриотизма – это целостный воспитательный процесс, сущностью которого является любовь и чувство патриотизма к семье и Родине. В ходе и в результате этого процесса в педагогических ситуациях, осуществляемых в разных сферах жизни, видах деятельности и во всем спектре отношений, происходит становление патриотической направленности личности, её патриотического самосознания, патриотического видения мира на основе овладения интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культуры России, культуры межнациональных отношений и приобщения к мировой культуре – в нашей школе это приобщение происходит на уроках хора, вокала, музыкальной литературы. Развивается и закрепляется осознанное желание жить для Родины, понимать её традиции, отдавать Родине свои знания, талант, труд, творчество, развитие готовности и способности в нужный момент встать на защиту её интересов и территориальной целостности.

Коллектив при поддержке родителей ежегодно принимает участие в конкурсах военно-патриотической песни «Песня, опаленная войной», «Димитриевская суббота», «Рождество Христово», «Пасхальные ассамблеи» (г. Нефтеюганск), «Международные ассамблеи» (г. Ханты-Мансийск), посещение храмов и музеев г. Москвы (мемориального музея космонавтики, площади Победы, Оружейной палаты)поездки в город Ханты-Мансийск на познавательные экскурсии, в Берлине мы посетили дом-музей рейхстаг, прошли всю главную мостовую до Бранденбургских ворот, в Париже были в Лувре, поднимались на самую вершину Эйфелевой башни. В репертуаре хора духовные, народные, патриотические песни, каждая из которых имеет определенное смысловое назначение.  Учащиеся исполняют их с удовольствием и пониманием. По возможности большинство родителей посещают эти конкурсы и одобряют и поддерживают мою  воспитательную работу с их детьми.  Провожу классные часы, беседы духовно-патриотической тематики.  Мне приятно отметить, что моя воспитательная деятельность проходит в тесном сотрудничестве с родителями, которые понимают трудность и необходимость обучения юношей духовно-патриотическому. Музыкантами они могут не стать, но стать настоящими, порядочными, воспитанными, культурными  людьми общества мы им обязаны помочь. Наш хоровой коллектив «Родник» востребован и получает множество приглашений на участие в конкурсах разного уровня. Очень приятно, когда окружающие довольны результатами моей воспитательной работы, говоря, что учащиеся приветливы, воспитаны, дружны. В поездках проявляют себя как понимающие, заинтересованные и ответственные. Организаторы конкурсов всегда отмечают порядочность моих учеников.

Подобный подход к определению сущности патриотического воспитания как единого процесса, генерирующего в себе все другие виды воспитания, реализация концепции педагогики патриотизма будут способствовать, на мой взгляд, становлению, развитию и совершенствованию педагогической культуры общества, формированию системного, комплексного подхода к воспитанию достойных граждан РФ.

 

 

 

22.03.2011 г.

Открытый урок Л.А. Сопиной, преподавателя вокально-хорового отделения

Предмет: Хоровой ансамбль

 

 

Тема урока:

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Voissurtonchemin», музыка Bruno Coulais

 

Тип урока:  Урок получения новых знаний

 

Цель урока:

Обучить правильному исполнению произведения с различными приемами звуковедения (legato, staccato)

 

Задачи урока:

1. Обеспечить усвоение учащимися способов исполнения штрихов (legato, staccato) в произведении «Voissurtonchemin», музыка Bruno Coulais;

2. Закрепить полученные знания для возможности их исполнения в других произведениях в дальнейшем обучении;

3. Продолжить формирование стремления у учащихся к грамотному исполнению штрихов на основе полученных знаний;

4. Создать условия для воспитания у учащихся музыкального вкуса.

 

 

Ход урока

 

1. Организация начала занятия (2-3 мин.)

2. Проверка выполнения домашнего задания (5-7 мин.)

3. Усвоение новых знаний и навыков (10-15 мин.)

4. Закрепление навыков (5 мин.)

5. Подведение итогов занятия (7 мин.)

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:  Здравствуйте, дети! Сегодня на уроке мы с вами приступим к освоению темы «Работа над штрихами в хоровом произведении (legato, staccato)» на примере произведения «Вуа сюр тон шеман» композитора Bruno Coulais. Нужно сказать, что в практике работы над хоровой партитурой встречаются три основных штриха: legato, nonlegatoи staccato. Произведение Bruno Coulais трехчастое: 1 и 3 части исполняются на легато, а 2 часть исполняется на стаккато. Юношам, которые подготовили д/з: разобрали с/ф, выучили слова будет легче справиться с новым материалом.

Распевочный материал (10 мин.): легато, стаккато. (распвка на «и» светлая и помогает уйти от глухого звучания, развивает энергетику)

В первую очередь обратим внимание на дыхание: оно обуславливает очень важный навык хорового пения – пения с различными приемами звуковедения.

В практике хорового исполнительства существует множество приемов звуковедения, в зависимости от характера данного сочинения, его фактуры, могут быть различные оттенки или степень выполнения этих штрихов, в зависимости от нюанса, текста, тесситуры и стиля произведения. Однако основная их характеристика остается постоянной.

Legato(петь связно, без толчков, должен быть плавный переход от звука к звуку). Благоприятные условия для выполнения легато создаются при пении на гласные или с закрытым ртом. Обучение петь на легато способствует закреплению навыка дыхания и развитию широкого цепного дыхания. Овладение навыками пения «легато» большое искусство, требующее опыта и повседневной тренировки. Показатель верного пения легато – это ровность нюанса, данного отрезка мелодии. Под ровностью нюанса подразумевается сохранение силы звука на одном уровне, а также постепенное, длительное усиление или его ослабление.

При пении с текстом возникают дополнительные трудности: связанные с природой некоторых согласных звуков (б, м, к, д, т). Незвучащие согласные неизбежно прерывают вокальную линию, исполняемую хором или партией, чтобы достичь минимального ущерба в вокальной линии, требуется путь возможного удлинения гласных и укорачивание согласных (большая гласная, маленькая согласная).

Во 2 части произведения мы видим, что над каждой нотой сверху стоит точка. Этот штрих называется стаккато - прием прямо противоположный легато. Это пение отрывистое короткими длительностями, легкими толчками. Главный признак стаккато – цезуры между звуками. Выполнение приема стаккато требует максимального сокращения протяженности звука и предопределяет легкие акценты. Стаккато - это более техничное и глубокое владение мышцами при опирающемся на дыхание звуке. При пении на стаккато необходимо следить, чтобы при пении гласных при атаке не допускался звук «х». Все партии в хоре должны работать в единой манере вокализации.

Вывод: осуществление исполнительского плана, правдивая передача художественного образа средством хорового искусства требует от коллектива освоения и преодолении всех технических трудностей хоровой партитуры: ритмических, интонационных, тесситурных, дикционных, штриховых и др. Анализируя хоровую партитуру, руководитель должен отметить наиболее трудные места и при её разучивании обращать на них особое внимание. В любой партитуре нет «легких» мест. Все должно быть выучено тщательно. Ко всему процессу разучивания хорового сочинения и к подготовке его к концертному выступлению, нужно приложить много труда и творческой энергии. В том числе это касается и работы над штрихами. Любой артикуляционный прием в хоре, будь то легато, нон легато, стаккато, тенуто или др., является вокальным уже по своей сути, потому что он не проговаривается, а поется, а значит подразумевает наличие вокальной линии. Нужно отметить, что штрихи активизируют певческое дыхание и артикуляционный аппарат, настраивая коллектив на единую манеру вокализации.

 

 

 

Самоанализ  открытого урока «Работа над штрихами в хоровом произведении «Voissurtonchemin(Bruno Coulais)»

 

Хоровое пение – искусство коллективное. В его творческом процессе участвует коллектив исполнителей. Этот коллектив должен отличаться слаженностью, согласованностью и единством действий – все как один и один как все!

Л. Андреева

 

Тема моего открытого урока взята не случайно, так как считаю её одной из интереснейших тем хоровой практики. Она подразумевает целый спектр хоровых навыков: работу над дыханием, артикуляцией, звукообразованием, динамикой.

Исполнение произведения должно быть продуманным и прочувствованным ведь штрихи – одно из важнейших выразительных средств в музыке. Они помогают исполнителям ярче раскрыть содержание произведения. Штрихи делают музыку красочной и живой. Работа над штрихами – процесс очень интересный и сложный, требует музыкальности учащихся и серьезной работы от них.

Одна из главных задач, стоящих перед хором: выразительно исполнить хоровые произведения, то есть передать средствами хорового исполнительства художественное содержание, вложенное композитором и поэтом в музыку и текст произведения.

Если каждый участник хора будет стараться петь точно интонируя, красивым и выразительным звуком, то в этом случае хор будет звучать грамотно, в единой манере.

От меня, как руководителя требуется осуществлять это единство и одновременность действий хорового коллектива. Работа над штрихами требует большой отдачи хора, музыкальности и серьезного подхода к произведению. Целью урока закрепления новых знаний и навыков было укрепить правильное исполнение произведения с различными приемами звуковедения (legato, staccato). На протяжении всего урока в учащихся наблюдалась мышечная собранность, влияющая на лучшее звукообразование. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Обеспечить усвоение учащимися способов исполнения штрихов (legato, staccato) в произведении «Voissurtonchemin», музыка Bruno Coulais;

2. Закрепить полученные знания для возможности их исполнения в других произведениях в дальнейшем обучении;

3. Продолжить формирование стремления у учащихся к грамотному исполнению штрихов на основе полученных знаний;

4. Создать условия для воспитания у учащихся музыкального вкуса.

Для проверки усвоения учащимися полученных знаний, им были заданы следующие вопросы:

1. Какие приемы звуковедения существуют в практике хорового исполнительства?

2. Что означает штрих legato?

3. Как влияют на исполнение legatoнезвучащие согласные «б», «м», «к», «д», «т»?

4. Что означает штрих staccato?

5. Как обозначен в нотной записи штрих staccato?

Перед началом работы над произведением учащимися был просмотрен художественный фильм Les Choristes/Хористы (режиссёр Кристоф Барратье, 2004 год), проанализирована ситуация, в которой звучит это произведение. Для лучшего понимания произведения был произведен перевод текста. Далее – распевка. Материал распевок был использован с чередованием штрихов legato, staccato. Затем приступили к исполнению произведения, обсудив штрихи всех трех частей произведения. Сначала исполнили сольфеджио, потом на гласный звук «а», работали сначала по партиям над штрихами, затем всем ансамблем. Учащиеся работали очень внимательно, старательно исполняли штрихи, затем исполнили все произведение целиком на французском языке, учитывая все рекомендации. В конце занятия был подведен итог: учащимися была полностью усвоена тема урока. Домашнее задание выучить на память сольфеджио и слова в произведении, учитывая правильность исполнения штрихов.

Считаю, что с целью урока и задачами я справилась. Глядя на детей, мне было приятно отметить, что им нравится произведение, имеют большое желание исполнять его. На мой взгляд, мне удалось сформировать понимание темы занятия, надеюсь, и в последующих осваиваемых произведениях, где будут встречаться штрихи, они обязательно их исполнят также грамотно, как и на этом уроке.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Vse_napisano_v_annotacii.docx9.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Все написано в аннотации, так как документ был больших размеров)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету Тема "Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка"

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей, тесно связано с ...

Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным....

Методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка"

Данная методическая разработка "Родительское собрание  как  средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка" может помочь в методике проведения родительских собра...

Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.

В условиях изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в про...

Доклад к педсовету «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка»

Обоснование выбора темы: значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний ро...