Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка
методическая разработка на тему

Бевз Светлана Григорьевна

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskie_sobraniya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Родительское собрание  как  средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка»

                                                Доклад подготовила

                                                  учитель математики

                                   МОУ ООШ №46

Бевз С.Г.

2009-2010 учебный год

Родительское собрание  как  средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы. Поэтому необходимо уделять большое внимание подготовке и проведению родительского собрания.

Виды родительских собраний:

1.  установочные ( знакомство с изменениями в учебном процессе);

2.  аналитические ( знакомство с аналитическими материалами об успеваемости, медосмотре, правонарушениях);

3. консультативные ( обсуждение тех или иных мероприятий, требующих поддержки, одобрения родителей);

4. чрезвычайные ( по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации);

5. совместные ( с учениками и родителями);

6. отчетные;

7. связанные с помощью отдельным семьям и детям;

8. информационно-просветительские ( посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением).

 

Несколько советов при подготовке к родительскому собранию:

1. Организуйте приглашение на собрание ( открытка, дружеский звонок, официальная записка). Дайте понять каждому родителю, что его ждут, он нужен.

2. Столы расставьте так, чтобы родители видели друг друга – это сформирует коллектив.

3. Хорошо бы украсить класс творческими работами детей ( выставки, стенгазеты и др.)

4. Входя в кабинет, где будет проходить собрание, родители, прежде всего, должны увидеть улыбку классного руководителя и услышать от него дружеское приветствие. Это сразу создает определенное настроение и атмосферу ( оставьте за дверью плохое настроение).

5. Отведите на собрание не больше 1,5 часа.

6. Тщательно продумайте «сценарий» собрания.

7. Подготовьте вопросы, которые вы зададите родителям.

8. Старайтесь делать краткие сообщения. Научитесь время от времени разряжать напряженную обстановку доброй шуткой.

9. Поблагодарите родителей, кто нашел время прийти, особенно  отцов.

10. Помните «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершить разговор предложениями на будущее.

11. Дайте понять родителям, что в вопросах воспитания и обучения вы не прокурор, а их единомышленник.

12.Доведите до родителей мысль, что слабоуспевающий ученик не означает «плохой человек».

13. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку.

 

Чего не стоит делать на собрании:

- осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание, но с каждым из них потом надо обязательно пообщаться;

- сравнивать успехи отдельных учащихся с упоминанием их фамилий;

- давать негативную оценку всему классу;

- переоценивать значение отдельных предметов;

- использовать для общения с родителями назидательный тон;

- вступать в конфликт с отдельными родителями ( агрессоров нейтрализовать – пригласить на индивидуальную беседу наедине).

 

Примерные темы родительских собраний

Начальная школа

1. Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.

2.  Значение режима в воспитании детей.

3.  Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.

4.  Роль игры в расширении кругозора ребенка.

5.  Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.

6. Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок.

7. Шалость и хулиганство. В чем различие.

8. Роль семьи в формировании личности ребенка.

9.  Поощрения. Их роль и место в воспитании детей.

10. Роль личного примера в воспитании детей.

11. Культура поведения в семье.

12.Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребенка.

13. Капризный ребенок.

14. Учите ребенка быть добрым.

Средняя школа

1. Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи.

2. Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления.

3. Отец – высокая должность.

4. Воспитание воли.

5. Способный ребенок.

6. Психологические особенности подросткового возраста.

7. Сочувствие, сопереживание и помощь ребенку – гарантия взаимопонимания и благополучия в семье.

8. Трудности роста и их влияние на отношения между родителями и детьми.

9.  Роль семьи  и школы в выборе учащимися дальнейшего пути.

10. Большая семья. Радости и трудности.

11. Любить или требовать?

12. Авторитет родителей. Из чего он складывается?

13. Ответственность родителей за воспитание.

14. Сила положительного примера.

Старшая школа

1. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределения подростков.

2. Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей.

3. Трудности личностного роста и их влияние на обучение в школе.

4. Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании личности ребенка.

5. Алкоголизм и наркомания взрослых и детей.

 

Тема:  «Воспитательный пример семьи»

Форма проведения собрания – «круглый стол».

План собрания

1. Вступительное слово учителя о воспитательной роли семьи.

2. Анализ анкет родителей.

3. Анализ анкет школьников

4. Обмен мнениями родителей.

5. Обмен опытом проведения семейных праздников.

Подготовка к родительскому собранию:

-  разрабатываются анкеты для учеников и для родителей по теме собрания;

- продумывается форма приглашения родителей на собрание;

- оформляется кабинет;

- анкеты родителям раздаются заранее, собираются за неделю до собрания, обобщаются;

- анкеты детей заполняются в классе, обобщаются;

-  делаются выводы и намечаются проблемы;

-  все анкеты проводятся анонимно.

Рекомендации для родителей:

Прежде, чем делать замечание ребенку, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. В каком состоянии я нахожусь?

2. Что даст ребенку и мне мое замечание?

3. Хватит ли мне времени, чтобы не только отругать, но и разъяснить, почему так нельзя поступать?

4. Хватит ли мне терпения и выдержки довести дело до конца?

Анкета для родителей 1 – 4 классы

1. Что вы считаете главным в семейном воспитании?

2. Что оказывает положительное влияние на вашего ребенка?

3. Что мешает успешному развитию ребенка в вашей семье?

4. Какие черты характера вашего ребенка вам нравятся ( не нравятся) ?

5. Какие качества личности вам удалось воспитать  у своего ребенка?

6. Обсуждаете ли вы с вашими детьми просмотренные фильмы, телепередачи, прочитанные книги?

7. Участвуете ли вы  вместе с детьми в прогулках, походах?

8. Проводите ли вы вместе с детьми отпуск?

9. Сколько времени ежедневно вы уделяете своему ребенку?

10. Какое семейное мероприятие наиболее понравилось вашему ребенку?

11. Какую помощь педагогов, школы и иных специалистов вы хотели бы получить?

5 – 7 классы

1. Какие трудности в воспитании ребенка вы испытываете?

2. Укажите, кто оказывает на вашего ребенка наибольшее влияние: друзья, учителя, родители, другие члены семьи.

3. На какие черты характера вашего ребенка следует обратить внимание педагогам?

4. Укажите, что действует на вашего ребенка больше всего: требование, совет, пример, наказание или что-то другое.

5. По какой теме о воспитании детей вы хотели бы получить консультацию педагога или иного специалиста?

6. Какую помощь классному руководителю в работе с вашим ребенком и классом вы можете предложить?

8 – 11 класс

1. Как часто и по каким причинам вы бываете в школе?

2. Удовлетворены ли вы уровнем работы классного руководителя с учащимися, родителями? Почему?

3.  Что в работе школы особенно вам нравится, что не удовлетворяет вас?

4. По каким проблемам воспитания детей вы бы хотели получить консультацию у администрации, педагогов, других специалистов?

5. Какие мероприятия, формы работы школы с учащимися, семьей необходимо использовать, вводить в дальнейшем?

6. Что вы можете предложить для улучшения работы школы с учащимися и родителями?  

Анкета для школьников

1. Доволен ли ты своими отношениями с родителями?

2. Есть ли у тебя взаимопонимание с родителями?

3. Бывают ли  твои друзья у тебя дома?

4. Помогаешь ли ты своим родителям в домашних и хозяйственных делах?

5. Обсуждаешь ли ты с родителями фильмы, телепередачи, прочитанные книги?

6. Как часто ты ходишь на прогулки со своими родителями?

7. Был ли ты с родителями во время их отпуска?

8. Сколько времени ты ежедневно общаешься со своими родителями?

9. Какое семейное мероприятие тебе особенно запомнилось?

           

Наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей:

-           неумение родителей учитывать возрастные изменения в психике ребенка;

-           ограничение самостоятельности подростка в авторитарной форме;

-           убежденность, что наказание приносит пользу, а не вред;

-           нетерпимость родителей к различиям темпераментов своих детей;

-           непонимание потребностей детей;

-           игнорирование личных интересов ребенка;

-           запрещение ребенку заниматься любимым делом;

-           убежденность в том, что все заложено природой и что домашняя среда не влияет на воспитание ребенка;

-           бездумное удовлетворение потребностей детей при полном  отсутствии их представления о цене труда.

По сути у педагога не так уж много форм взаимодействия с родителями: собрания, индивидуальные беседы, общение на дому (при согласовании с родителями), совместная творческая и иная деятельность. Но продуктивность этих немногих форм возрастает по мере того, как налаживается деловое общение педагогов с родителями. Вот лишь основные этапы этого многотрудного дела: 1-й – знакомство с родителями на стадии становления классного коллектива, узнавание семейных отношений; 2-й – изучение взаимоотношений в семье, выявление неблагополучных сторон в отношениях родителей и ребенка (осуществить это можно с помощью наблюдения, анкетирования, опять-таки беседы); 3-й – активное привлечение родителей к жизни класса во время подготовки и проведения совместных творческих дел, участие родителей в иных жизненно важных заботах класса.

Деловые взаимоотношения педагога и родителей не приходят сами собой. Они всегда – результат сознательной, целенаправленной деятельности, активной творческой работы самого учителя, классного воспитателя, их желания включиться в круг общения с родителями не только по профессиональному долгу, но и как с заинтересованным, эрудированным, притягательным собеседником. Разносторонние формы контактов с родителями – показатель педагогической культуры.

Для педагога результатом работы над проблемой взаимодействия семьи и школы является создание взаимоотношений, взаимодействий педагога с семьей. Данная система, как показывает практика, обеспечивает наполнение неформальным содержанием понятия «семья и школа», что необходимо для полноценного, разностороннего развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А. «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка» (духовно-патриотическое воспитание)   Патриотизм, патриотические чувства у дете...

Методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка"

Данная методическая разработка "Родительское собрание  как  средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка" может помочь в методике проведения родительских собра...

Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.

В условиях изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в про...

педсовет "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка"

В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать ...