Доклад "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка"
статья на тему

Габдрахманова Наталья Николаевна

Доклад на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДСОВЕТ

«Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка»

Цель: создание условий для профессионального роста педагога по работе с семьей.

Задачи:

  • Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.
  • Рассмотреть основные формы и методы работы с родителями.
  • Расширить у педагогического коллектива представление о путях развития     сотрудничества.
  • Выработать правила педагогической этики во взаимодействии с родителями.

«Проблемы во взаимодействии семьи и школы» 

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Результаты проведенных исследований убеждают в том, что родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребенка.

        Семья  – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю и чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Антон Семенович Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

В соответствии с законом РФ «Об образовании» развитие личности ребёнка является одним из приоритетных принципов государственной политики. Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных в развитии личности ребенка социальных и государственных институтов. Образовательное учреждение должно стать открытой социально-педагогической системой, где преобладают тенденции к расширению и укреплению взаимодействия между семьей, общественными организациями, органами власти, и создает все необходимые условия для личностного роста ребенка.

         Эффективность воспитания ребенка  зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.

Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия можно считать доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от вас поддержка, помощь и просто добрый совет.

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

  • Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, дискуссия, тренинги)
  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела)
  • Участие родителей в управлении школой (совет школы, родительский комитет)
  • Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи.

Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:

  • включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
  • правовое просвещение родителей;
  • оказание помощи родителям в семейном воспитании;
  • оказание родителями материально- финансовой помощи школе;
  • совместная со школой организация социальной защиты детей;
  • организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

           Задача учителя состоит в том, чтобы, во-первых, привлечь всех родителей к совместной работе, разъяснить ее значение в тех семьях, которые недостаточно осознают, недооценивают ведущуюся в школе воспитательную работу с их детьми, и, во-вторых, используя заинтересованность родителей в обучении и правильном воспитании их детей, научить их методам регулярной помощи школе.

         Исходя из сказанного, определяются цели и задачи работы педагогического коллектива школы с родителями.

Цель: сотрудничество и расширение поля позитивного общения с семьей, реализация планов по организации совместных дел педагогов, родителей и детей.

                 Задачи: 

  • Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
  • Организация совместных дел.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

         Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку обучающихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

Практическая часть

Мы переходим к практической части педагогического совета. Рассмотрев ряд педагогических ситуаций, мы должны будем выработать правила педагогической этики во взаимодействии с родителями.

Задание для I группы. Ситуация  1

Учительница вызвала в школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской во время перемены.

Учитель. Вы совершенно перестали следить за сыном!

Мать. То есть как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.

Учитель.  (раздраженно)  Так что же выходит я Вам лгу и от нечего делать вызвала в школу?!

Мать. А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.

Учитель. Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки…

Мать. Вы знаете, Марья Ивановна, дома он мне не дерзит.

Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведет себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы будем с вами разговаривать в другом месте в присутствии администрации.

Мать.  А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, а на литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что их поставили не за знания, а за поведение- разве это справедливо? В прошлом году он  у Анны Ивановны отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашел, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите вначале у себя порядок.

Учитель.  А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!

Мать.  А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.

Учитель. В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать. (отворачивается)

Мать уходит.

Учитель. Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!

Задание:

  1. Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.

  1. Предложите правильное решение данной проблемы с вашей точки зрения.

  1. В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Задание для II группы. Ситуация  2

После уроков мама Оли заходит в класс.

Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.

Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?

Мать.  Да?! Я не знала.

Учитель. Но у Оли в дневнике есть  запись.

Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.

Учитель. О чем вы хотите поговорить?

Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница…Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит:  «Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!» Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике «3» и «4». Вот за что сегодня «3» по математике?

Учитель. Оля решала примеры у доски. Пока они ей даются с трудом. Надо еще дома потренироваться.

Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам еще дома доучивать приходится?

Учитель. В Олиных домашних работах часто бывают недочеты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом.

Мать. Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что даже не понимаете, что этим отбиваете желание учиться у детей?

Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.

Мать. Конечно, посадили на последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.

Учитель. Но я пока не могу посадить ее ближе, Оля высокая девочка.

Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем.                                              

Задание:

  1. Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.

  1. Предложите правильное решение данной проблемы с вашей точки зрения.

  1. В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Задание для III группы.

В работе с родителями не все так гладко: есть факторы, которые мешают эффективному взаимодействию семьи и школы в воспитании обучающегося.


Задание: Из предложенного перечня факторов выбрать стимулирующие и препятствующие эффективному взаимодействию семьи и школы в воспитании обучающегося.

Факторы:

- внимание к проблеме руководителей;

- интерес к работе;

- состояние здоровья;

- собственная инерция;

- пример и влияние коллег;

- отсутствие поддержки со стороны родителей и руководителей;

- наличие необходимой литературы;

- недостаток времени;

- возможность получения обратной связи;

- незнание возрастных особенностей обучающихся;

- использование в работе Интернет-ресурсов;

- недостаток методической литературы.

Препятствующие факторы:                                 Стимулирующие факторы:


РЕШЕНИЕ

педагогического совета

«Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка»

1.  Продолжать искать оптимальные формы совместной работы школы – семьи в интересах личности ребенка.

2. Работу с родителями “Педагогический всеобуч” спланировать с учетом современных требований личностно-ориентированного образования. Создать копилку передовых педагогических находок в работе с родителями учащихся по классам.

3. Активизировать деятельность по привлечению родителей к совместной работе по различным направлениям (совместные праздники, мероприятия и т.д.)

4. Педагогическому коллективу школы в работе с родителями ориентироваться на «Правила педагогической этики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.

В условиях изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в про...

педсовет "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка"

В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать ...

Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.

Взаимодействие семьи  и  школы в интересах личности ребенка.  выступление на педагогическом совете классного руководителя...

Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.

Выступление "Семья и школа: от диалога к портнерству"...

Доклад к педсовету «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка»

Обоснование выбора темы: значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний ро...

«Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка».

                                                      ...