Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.
методическая разработка (5 класс) на тему

В условиях изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Принцип развития личности ребенка наиболее эффективно осуществляется в сотворчестве всех субъектов: учителей, родителей, самих детей. В этом контексте семья по отношению к школе выступает уже не только как потребитель и заказчик, но и, что очень важно, как партнер. Школа тоже, в свою очередь, заинтересована в тесном сотрудничестве с семьей как единомышленником, союзником и соучастником образовательного процесса. Взаимодействие с родителями – совершенно особенный вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Как дань времени, изменилась психология родителей. Однако изменилась и внутренняя позиция педагогов: они уже не считают возможным однозначно, как было раньше, предъявлять требования родителям от лица общества. От того, как сложатся отношения педагогов и родителей, зависит очень многое в судьбе школьника, да и деятельность педагогического коллектива в целом. Целостность школьного и семейного воспитания обеспечивается привлечением семьи к планированию и организации воспитательного процесса в школе. Говоря об официальной стороне взаимоотношений школы с родителями, подчеркну, что родители – участники образовательного процесса. Они имеют право выбирать форму обучения, защищать законные права и интересы детей, участвовать в управлении школой в форме, определенной ее Уставом. Вместе с тем они обязаны выполнять Устав в той части, которая касается их прав и обязанностей: нести ответственность за воспитание и создание необходимых условий для получения детьми образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_ne_pedsovete_11.11.15g.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.

(Выступление на пед.совете 11.11.15г. зам.директора по ВР Заяц И.А.

  В условиях изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

    Принцип развития личности ребенка наиболее эффективно осуществляется в сотворчестве всех субъектов: учителей, родителей, самих детей. В этом контексте семья по отношению к школе выступает уже не только как потребитель и заказчик, но и, что очень важно, как партнер. Школа тоже, в свою очередь, заинтересована в тесном сотрудничестве с семьей как единомышленником, союзником и соучастником образовательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особенный вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Как дань времени, изменилась психология родителей. Однако изменилась и внутренняя позиция педагогов: они уже не считают возможным однозначно, как было раньше, предъявлять требования родителям от лица общества. От того, как сложатся отношения педагогов и родителей, зависит очень многое в судьбе школьника, да и деятельность педагогического коллектива в целом.

     Целостность школьного и семейного воспитания обеспечивается привлечением семьи к планированию и организации воспитательного процесса в школе. Говоря об официальной стороне взаимоотношений школы с родителями, подчеркну, что родители – участники образовательного процесса. Они имеют право выбирать форму обучения, защищать законные права и интересы детей, участвовать в управлении школой в форме, определенной ее Уставом. Вместе с тем они обязаны выполнять Устав в той части, которая касается их прав и обязанностей: нести ответственность за воспитание и создание необходимых условий для получения детьми образования.

Если же родители не удовлетворены тем спектром занятий, которые школа представляет, то они в индивидуальном порядке включают детей в образовательное пространство района и соседнего

 г. Славянска-на-Кубани. Так, 72 % учащихся нашей школы посещают музыкальные школы, кружки и спортивные секции, находя в них удовлетворение личным и семейным запросам.

Среди учащихся 10-11-х классов желание всерьёз самоопределиться, найти себя ещё более значимо: они, продолжая активно участвовать в работе факультативов и спецкурсов, стараются самостоятельно организовать свой досуг и в стенах школы, и за её пределами, выступают на конкурсах и фестивалях, в турнирах и соревнованиях. В связи с этим меняется позиция и педагога, и родителей, которая переходит в концепцию «Я помогу тебе», в концепцию сотворчества, сотрудничества, концепцию педагогической  поддержки.

  В интересных, познавательных, действительно творческих делах решаются главные задачи педагогов и родителей:

  • научить детей в самых различных областях человеческой деятельности получать положительные эмоции, радость от свершенного, от достижения цели;
  • помочь детям разобраться в самих себе, подсказать и показать им, как можно управлять своим поведением, по какому руслу направлять свои потребности, приобщаться к духовным, нравственным ценностям.

  Многие, особенно молодые родители, считают воспитание делом лёгким. К.Д. Ушинский писал об этом явлении: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически».

  Родители посещают уроки и внеклассные мероприятия, чтобы посмотреть, как учитель общается с каждым ребёнком, к каким приёмам и методам прибегает в обучении и воспитании детей. А главное – узнают, как учится и чем живёт их ребёнок в классе, среди сверстников. У родителей в таком случае складывается правдивое представление о развитии их ребёнка, возникает доверие к учителю.

   Опыт показывает, что с родителями, которые посещают уроки, наблюдают детей во внеурочной деятельности, которые просто неравнодушны к школе и по-доброму воспринимают практически всё, что от неё исходит, легче найти общий язык, выработать стратегию воспитания детей, конкретного ребёнка, в частности.

  Такая работа в нашем образовательном учреждении ведется в системе. Результатом сотрудничества, сотворчества педагогов и родителей стала модель личности ученика школы 1-й, 2-й и 3-й ступеней обучения.

Мы выстраиваем работу с детьми и семьей, памятуя о том, что на первой ступени целесообразнее всего воспитывать самостоятельность детей, способствовать их адаптации, на второй ступени следует руководствоваться принципом самоорганизации, самовоспитания, на третьей ступени – придерживаться принципов самоопределения, самореализации, самореабилитации. Учитывая эти основополагающие принципы, семья и школа осуществляют ведущий – человекообразующий – принцип в образовательном процессе.

ФУНКЦИИ  СЕМЬИ:

  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ;
  • ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ;
  • ДУХОВНО – НРАВСТВЕННАЯ;
  • КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ;
  • ДОСУГОВО – ТВОРЧЕСКАЯ  ;
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ;
  • ОХРАННО – ЗАЩИТНАЯ;
  • СТИМУЛИРУЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ;
  • БЫТОВАЯ;
  • ТРУДОВАЯ.

Выделяют 5 основных функций взаимодействия школы и семьи :

  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми  деятельность.
  • Корректировка воспитания в семье.
  • Взаимодействие с общественными организациями.

Традиционные  и нетрадиционные формы  работы с родителями:

Групповые  формы взаимодействия:

  •  родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты.
  • Индивидуальные формы :
  • индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.
  • нетрадиционные формы:
  • родительские встречи, тренинги, родительские ринги, родительские вечера, родительские чтения, творческий отчет о совместной деятельности.

Основные направления работы с семьей:

  • -познаем семью (семейные династии, история моей семьи);
  • -помогаем семье (помощь по дому);
  • -укрепляем семью (консультации);
  • -отдыхаем всей семьей (семейные вечера);
  • -украшаем семью ( очумелые ручки, КТД);
  • -радуем семью ( концерты, сувениры).

   В своей работе мы опираемся на ряд советов, которые, на наш взгляд, позволяют педагогу взаимодействовать с родителями максимально эффективно:

  • старайтесь при встрече снять с себя маску усталости, озабоченности, деловитости;
  • не спешите ошеломить неприятными известиями: подумайте, способны ли родители их воспринять;
  • старайтесь избрать для разговора удобный момент и в ходе беседы умело ориентируйтесь на реакцию собеседника, проявляя одновременно чувствительность и отзывчивость;
  • в беседе с родителями наиболее приемлемая союзническая интонация;
  • не досаждайте упреками, если видите, что человек не в настроении. В ровном, приподнятом настроении родители больше расположены к беседе, их легче склонить к принятию вашей тактики, так как теперь они открыты воздействиям;
  • основной показатель успеха ваших контактов с родителями – их конструктивный характер;
  • никогда не забывайте, что требования к вам как к педагогу очень высоки, гораздо выше, чем к родителям.

    В споре о том, кто больше отвечает за воспитание детей, семья или школа, например, для В.А. Сухомлинского сомнений не было – семья. Но это вовсе не перекладывает ответственность, а, наоборот, это означает, что школа отвечает и за то, как родители воспитывают своих детей. Поэтому школа должна не бранить родителей, а терпеливо воспитывать их, с таким же упорством, с каким она воспитывает своих учеников. Успехи или беды ребёнка – общие для педагога и родителей.   Стоит принять такой взгляд, как найдутся нужные в разговоре с родителями слова. А родители, видя расположение к себе со стороны педагога, искреннее желание помочь в сложной ситуации с ребёнком, конечно, встают на позицию правильного понимания вопроса и правильно стараются его решить. Наверное, так же, как мы налаживаем педагогическую поддержку по отношению к детям, требуется организовывать педагогическую поддержку по отношению к родителям.

Что помогает достичь отдельных результатов в отношениях педагогов с родителями?

Во-первых, добровольность в сотрудничестве. Во-вторых, искренняя заинтересованность педагогов в решении семейных проблем. В-третьих, уверенность родителей в доброжелательности и компетентности учителя. И еще – конфиденциальность индивидуального общения с педагогом. Взаимопонимание и взаимодействие возникают тогда, когда педагоги с уважением относятся к взглядам и убеждениям родителей, признают их право воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения. Такой подход не только повышает результативность взаимодействия, но и делает его более гуманным.

 Взаимодействие семьи и школы будет более эффективным только в том случае, если наряду с названными, не упускается из виду еще одно направление: постоянное повышение уровня педагогической подготовки, совершенствование педагогического мастерства.  Акцент в работе с педагогами ставится на их обучение психологическим основам взаимодействия, например, таким, как психология помощи учителя в работе с семьей, общение учителя с родителями как диалог, возможные конфликты и способы их разрешения, типология семей и семейное воспитание и т.д. Умение профессионально разбираться в этих вопросах востребовано, каждый день, педагогу остается с пользой распорядиться накопленным.

  Деловые взаимоотношения педагога и родителей не приходят сами собой. Они всегда – результат сознательной, целенаправленной деятельности, активной творческой работы самого учителя, классного воспитателя, их желания включиться в круг общения с родителями не только по профессиональному долгу, но и как с заинтересованным, эрудированным, притягательным собеседником. Разносторонние формы контактов с родителями – показатель педагогической культуры.

Для педагога результатом работы над проблемой взаимодействия семьи и школы является создание взаимоотношений, взаимодействий педагога школы с семьей. Данная система, как показывает практика, обеспечивает наполнение неформальным содержанием понятия «семья и школа», что необходимо для полноценного, разностороннего развития личности.

 Взаимодействие усилий семьи и школы – это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства школы, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех.

Решение педсовета:

1. Продолжать искать оптимальные формы совместной работы школы – семьи в интересах личности ребенка.

Ответв.: Администрация школы, классные руководители, учтеля предметники.

2. Организовать День открытых дверей для родителей  с приглашением посетить уроки. Проинформировать родителей о работе кружков и спортивных секций.

Ответ.: зам. директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по ВР.

3.Привлекать родителей к подготовке и участию во внеклассных мероприятиях, спортивных соревнованиях.

Ответст. : классные руководители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка"

В период нового этапа реформирования школы в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую избирать ...

Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.

Взаимодействие семьи  и  школы в интересах личности ребенка.  выступление на педагогическом совете классного руководителя...

Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка.

Выступление "Семья и школа: от диалога к портнерству"...

Доклад к педсовету «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка»

Обоснование выбора темы: значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний ро...

«Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка».

                                                      ...