Выступление на методическом объединении "Взаимодействие семьи и школы по реализации ОЭД школьников с ОВЗ" 2015-2016уч.г
методическая разработка на тему

Лузик Марина Васильевна

Практические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ

Лузик Марина Васильевна

Учитель

Кандидат педагогических наук

ГКОУ города Москвы «Школа №2124

«Центр развития и коррекции»

Умственное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не сводится к развитию только познавательных процессов – восприятия , представлений, мышления. Содержание умственного развития включает в себя формирование у детей определенного объема знаний, жизненных компетенций, позволяющих им ориентироваться в окружающем мире, понимать элементарные отношения и взаимозависимости.

У ребенка с нормативным развитием большое значение имеет стихийное обучение, которое происходит в повседневной жизни. У ребенка с ОВЗ стихийное накопление знаний и представлений об окружающем мире не становится источником умственного развития, не создает основы для адекватной ориентировки в окружающем. Поэтому важную роль в обучении играют занятия и наблюдения, специально организованная деятельность учащихся с ОВЗ. Каждый вид деятельности вносит свой особый вклад в умственное развитие ребенка с ОВЗ.

Одним из видов деятельности, обеспечивающей получение учащимися с ментальными нарушениями систематических знаний об окружающем мире, является опытно-экспериментальная деятельность.

Ознакомление с окружающей действительностью ведется по разным направлениям. Это ознакомление и с неживыми объектами, и с живой природой, и с явлениями общественной жизни. Каждое из этих направлений имеет свою специфику, знакомит учащихся с определенным типом свойств, связей и отношений, со специфическими для данной области действительности закономерностями. Но есть и общие задачи, которые решаются на всех этапах по ознакомлению с окружающим. Рассмотрим эти задачи.

В ходе ознакомления с окружающим миром, прежде всего, появляется возможность расширить представления учащихся с ментальными нарушениями о том предметном мире, в котором он живет, выделить и сделать предметом его внимания те материальные условия его существования, которые будут окружать его всю жизнь и во многом определять условия деятельности.

Ознакомление с окружающими явлениями и объектами природы предполагает опору на существенные свойства и отношения объектов, умения выделять их, что при правильной организации обучения может способствовать формированию мыслительных способностей ребенка с нарушениями интеллектуального развития.

Природа – существенная часть той объективной реальности, которая существует вне и помимо нашего сознания. Существование природы в своей первичной основе не зависит от жизни и деятельности человека. Это обстоятельство принципиально отделяет неживую природу от предметов, тоже неживых, но созданных руками человека. Предметы, созданные человеком, подчиняются не законам природы, а нуждам человека и служат определенной цели. В процессе ознакомления с окружающим миром у детей с ментальными нарушениями формируются представления о взаимосвязи всех объектов и явлений в живой и неживой природе, природы и жизни и деятельности человека.

Значимую роль в накоплении знаний, в развитии ориентировки в окружающем мире, в формировании познавательных процессов, т.е. в умственном развитии ребенка с нарушениями интеллектуального развития, играет опытно-экспериментальная деятельность (ОЭД). Поскольку ребенок приходит в коррекционное заведение с неразвитой деятельностью, то само формирование такой деятельности вооружает его новыми способами познания окружающей действительности. В процессе ОЭД учащиеся с ОВЗ познают свойства предметов, объектов и явлений окружающего мира, сталкиваются с необходимостью учитывать их в повседневной жизни. Перед ними открываются новые отношения между предметным миром и человеком.

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, воображение, зрительная память, происходит уточнение многих жизненных представлений, которые служат основой для успешной социализации учащихся в жизни. Знакомство с разнообразием растительного и животного мира вызывает у школьников чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. При знакомстве с содержанием этого предмета упор делается на личный опыт учащихся.  Использование ОЭД формирует у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целостную картину окружающего мира.

Важное место в укреплении системы нравственно-эстетического воспитания школьников с нарушением интеллектуального развития играет совместная деятельность учащихся с родителями. С этой целью родители привлекаются к участию в ОЭД.

Для начала  родители учащихся заполняют  анкету, которая направлена на выявление отношения родителей к ОЭД учащихся.

Анкета

(детское экспериментирование в семье)

ФИО ребенка_____________________________________________

  1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)
  1. Любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, рассказы взрослых, прослушивание или чтение художественной литературы).
  2. Пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.
  3. Другое.
  1. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (С водой, с бумагой, с песком, с крупами, стеклами, тканью, со скотчем, игровым материалом, ____________________)
  2. Бывает ли так, что ребенок дома повторяет эксперимент (опыт), проведенный в школе? Если «да», то, как часто и какие?__________________________________________________
  3. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию? (нужное подчеркнуть)            
  1. Проявляю заинтерисованность, расспрашиваю.
  2. Оказываю эмоциональную поддержку, одобряю.
  3. Сотрудничаю с педагогом, включаюсь в деятельность.
  4. Другое.___________________________________________________
  1. Какие из наиболее ярких открытий сделал Ваш ребенок для самого себя (по Вашему мнению)? ___________________________________________________________
  2. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)? _______________________________________________________
  3. Как Вы оцениваете роль экспериментирования в обучении  и воспитании ребенка? ________________________________________
  4. Кто должен заниматься экспериментальной деятельностью с ребенком? _________________________________________________
  5. Что, по Вашему мнению, более эффективно? (нужное подчеркнуть)
  1. Самостоятельное познание ребенком окружающего мира.
  2. Познание окружающего мира под руководством родителей.
  3. Познание окружающего мира под руководством педагогов.

Ценность исследовательской деятельности для развития детей в том, что учащийся с ОВЗ сам добывает знания, а не получает их в готовой форме от взрослого. Важно, что опытно-экспериментальная деятельность учащихся с ОВЗ способствует стимулированию речевой и познавательной деятельности, созданию ситуации успеха и рождает доверительные отношения между учеником и педагогом, родителем и ребенком, основанные на сотрудничестве. Родители и дети в летний период могут заниматься ОЭД на даче, в деревне и в городе. Результатом могут быть презентации, альбомы с фотографиями и описанием проведенных исследований. Например, задания на летние каникулы могут быть такими.

Тема «Воздух»

1.Определение направления ветра. «Куда дует ветер?»

2. Создание волн в миске с водой.

Тема «Вода»

1.Измерение температуры воды градусником  и с помощью подсобных средств.

Тема «Солнце»

1.Тень. «Чем отличается теневая сторона от солнечной стороны?

2. Теневой портрет.

3.Измерение высоты дерева по его тени.

Тема «Магнит»

1.Очистим песок магнитом.

Тема «Растения»

1.Работа в цветнике. «Солнце, влага, тепло – для растений добро».

Тема «Земля. Почва»

1.Грунт и его особенности  (мокрый, рыхлый, сухой, твердый).

2. Виды почвы (чернозем, глина, песок).

3.Дождевые черви. Их польза для растений.

4.Посадка растений.

5.Уход за растением (поливка, рыхление, обрезка сухих листьев).

Технологии коррекции детей с ОВЗ предполагают обязательное включение родителей в педагогические мероприятия, проводимые школой. Проводя совместные опыты с детьми, родители должны выполнять определенные требования и соблюдать условия, способствующие их правильному проведению. Для родителей учеников, осуществляющих ОЭД в домашних условиях были разработаны рекомендации по ее осуществлению.

Памятка для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они кажутся импульсивными, ведь их в основе может быть любознательность.

Нельзя отмахиваться от совместных игр, действий и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастного отношения к нему со стороны взрослых.

Не следует бесконечно долго указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности  приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение ребенка в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий может привести к поступкам, которые нарушают правила, требования.

Надо поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность, что приведет к потребности в исследованиях.

Необходимо предоставлять возможность действовать с различными предметами и материалами, поощрять действия с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнавать что-то новое, потому что это приятно и интересно, помогать ему в этом своим участием.

Если возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определиться с тем, что можно и как можно.

Таким образом, вовлечение родителей в осуществление ОЭД учащихся с нарушениями интеллектуального развития способствует укреплению связей семьи и школы, укреплению связей внутри семьи, дает возможность расширить кругозор ребенка, закрепить знания и умения, полученные в школе на уроках, удовлетворяет потребность семьи поделиться впечатлениями и личным опытом, а педагогу дает возможность расширить границы окружающего мира для своих учащихся.

Литература

  1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА .Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек»  г.Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  4. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
  6. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМЬЯ И ШКОЛА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Хотим мы этого или нет, но нам не остановить стремительный темп жизни; всевозрастающие требования к глубине и качеству знаний и опыта каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение...

Выступление на тему "Сотрудничество семьи и школы"

Данное выступление раскрывает сущность работы школы с семьей....

Проблемы взаимодействия семьи и школы в личностном развитии школьника

Являясь классным руководителем 9 класса, меня заинтеревовал вопрос: "Какие факторы влияют на личностный рост учащихся? "С моей точки зрения, личность формируется и развивается в соответствии с ее врож...

Выступление на методическом объединении на тему: «Проблемный подход к обучению школьников в свете внедрения ФГОС»

Статья отражает принципы технологии проблемного обучения. Даёт рекомендации ( из опыта работы) по подготовке , проведению  проблемно- диалогических уроков и их анализу....

« Союз семьи и школы в развитии личности школьника»

« Союз семьи  и школы в развитии личности школьника» •         Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формирова...

Выступление на методическом объединении воспитателей начального звена по реализации ФГОС обучающихся с УО в 1 классе.

Проблема: «Организация формирования экологической культуры школьников в условиях специальной (коррекционной) школы.   С 1 сентября 2016 г. коррекционные школы   учат по-новому.Мини...

Выступление на методическом объединении по теме самообразования "Развитие критического мышления школьников как способ формирования УУД"

Обществоведческое образование сегодня переживает трудные времена. Объем учебного материала постоянно увеличивается, а учебное время, отведенное на изучение общественных дисциплин, остается неизменным....