Главные вкладки

    Проблемы взаимодействия семьи и школы в личностном развитии школьника
    статья (9 класс) по теме

    Являясь классным руководителем 9 класса, меня заинтеревовал вопрос: "Какие факторы влияют на личностный рост учащихся? "С моей точки зрения, личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Поэтому фактор наследственности я ставлю на первое место: дети наследуют не готовые способности, а только задатки то есть потенциальные возможности для развития способностей. А вот реализация унаследстванных человеком задатков происходит или не происходит в зависимости от обстоятельств например, условий жизни, среды, потребностей общества.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Проблемы взаимодействия семьи и школы в личностном развитии школьника»

    К  факторам, которые влияют на личностный рост учащихся можно отнести: отсутствие интереса к учебе, плохое поведение в школе, плохая воспитательная атмосфера в семье, и т.д.

           С моей точки зрения, личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

          Поэтому фактор наследственности я ставлю на первое место: дети наследуют не готовые способности, а только задатки то есть потенциальные возможности для развития способностей. А вот реализация унаследстванных человеком задатков происходит или не происходит в зависимости от обстоятельств например, условий жизни, среды, потребностей общества.

     Вторым фактором, влияющим на личностное развитие учащихся, является среда или окружение учащихся, другими словами -  это та самая реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

    Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия  для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности.

             Факторы наследственность и среда влияют на эффективность  третьего фактора - воспитание. Воспитание не может изменить наследованные физические данные, врожденный тип нервной деятельности, но оно может внести определённые коррективы, например, через укрепление здоровья, достичь определенных спортивных высот и т.д.

     Таким образом, на развитие личности оказывает влияние множество факторов, но определяют траекторию развития личности ребенка, всё таки -  наследственность, окружающие условия и воспитание.

    Теперь, предлагаю преломить всё выше сказанное через призму классного коллектива, руководителем которого я являюсь. С коллегам мы неоднократно обсуждали  о возможностях  учащихся моего 9  класса как общих, так и специальных, например математические, литературные,  спортивные, организаторские, но никто не задумывается, что они  передаются по наследству, то есть детям изначально  не даны те задатки, из которых можно было бы  развить требуемые способности. Это первое.

     Во – вторых, давайте обратимся к характеристике семей класса. Ведь семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на его отношение к  учебе и во многом определяет ее успешность.

    В классе обучается 22 человека, из них:

    -  только 9 - воспитываются в полноценных семьях

    - одна семья, где обязанности опекуна  выполняет тётя,

    -четверых  учащихся воспитывает только мать

    - 8 человек воспитываются в искаженных или деформированных семьях (наличие отчима  в семье  или воспитанием ребёнка  занимается бабушка)

    Не последнюю роль в формировании личности детей играет их занятость во внеурочное время. Я, считаю, что низкая степень вовлеченности учащихся во внеурочную деятельность в моём классе связана с влиянием больше именно домашней среды.  Я, неоднократно выходила к родителям с информацией о кружках и секциях в школе, учреждениях дополнительного образования, но только одна ученица стабильно посещает танцевальный кружок.

             Говоря о   личностном развитии ребёнка, не следует забывать и об уровне его воспитанности. Ведь именно семья и школа формирует столь сложное многокомпонентное образование. В исследовании уровня воспитанности я рассматривала   сочетании следующих факторов:

    •        нравственная самооценка,

    •        этика поведения,

    •        отношение к жизненным ценностям,

    •        нравственная мотивация.

    Количество учащихся, которые  без педагогической поддержки не способны к самосовершенствованию из года в год только растёт.  В отношении  данных учащихся систематически проводятся воспитательные и психокоррекционные мероприятия.

    В связи со сложившимися обстоятельствами, для меня, как классного руководителя, любой маленький шаг вперед в личностном развитии моих детей -  это большая победа. Давайте посмотрим на результаты учебных достижений класса за последние 5 лет:

    Класс

    % У

    % К

    5

    100

    48 (12чел)

    6

    100

    54 (12 чел)

    7

    100

    47 (11чел)

    8

    76

    4 (1 чел)

    9

    100

    0

    Безусловно, изменение состава классной среды также повлияло на качество учебного процесса. С 5-7 класс мы имели стабильно количество ударников (11-12). В результате смешения классов 10 человек пожелали продолжить обучение в 8 «А» и 10  человек из 9 «А» перевелись в 9б.  Списать не у кого, тянуться не за кем. Не справляясь  с классными и домашними заданиями, некоторые учащиеся потеряли  интерес к занятиям.  Адаптация новеньких учащихся не была успешной. Таким образом, количество неуспевающих увеличивается, а показатели  учебных достижений снижаются.

            Конечно, обвинять можно всех и всё, но только совместными усилиями  школы и семьи с учетом тех или иных факторов, правильно выстраивая траекторию развития каждого своего подопечного, я добиваюсь определённых результатов.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)

    Доклад классного руководителя Сопиной Л.А. «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка» (духовно-патриотическое воспитание)   Патриотизм, патриотические чувства у дете...

    Проблема взаимодействия семьи и школы

    Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.Такая позиция школы тесно связана с определением...

    Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка

    Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным....

    Историко-социальный анализ проблемы взаимодействия семьи и школы.

    В работе рассматриваются проблемы взаимодействия семьи и российской школы в XIX – XX веках. Шаг за шагом, последовательно приходит понимание тех инноваций, которые стали характерны для последнего деся...

    Методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка"

    Данная методическая разработка "Родительское собрание  как  средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка" может помочь в методике проведения родительских собра...

    Проблемы взаимодействия семьи и школы

    В работе рассматриваются проблемы взаимодействия семьи и российской школы в XIX – XX веках. Шаг за шагом, последовательно приходит понимание тех инноваций, которые стали характерны для последнег...