Программа по профилактике правонарушений, преступлений, употребления ПАВ среди обучающихся "Сделай правильный выбор"
рабочая программа на тему

Петрова Валентина Михайловна

Данная программа разработана на основе анализа ситуации в школе методами наблюдения, тестирования, анкетирования, целью которых являлось выявление среди обучающихся табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, отношения обучающихся к своему здоровью, знания ими своих прав и обязанностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_profilaktike_upotrebleniya_pav.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Сохранение и улучшение здоровья обучающихся. Профилактика правонарушений, преступлений, употребления ПАВ среди обучающихся. Формирование принципов здорового образа жизни.

ЗАДАЧИ:

-информирование о действии и последствиях злоупотребления ПАВ;

-выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

-закрепление гигиенических навыков и привычек;

-приобщение к разумной физической активности;

-обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;

-формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

-пропаганда здорового образа жизни;

-воспитание нравственно-правовой убежденности;

Организация досуга и летнего отдыха детей «группы риска»;

-обеспечение социальной защиты обучающихся.

Актуальность программы  объясняется изменениями политической и социально-экономической ситуации в России, социальной дифференциацией, происходящей в молодежной среде и продолжающей оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность, растет подростковая преступность; употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью обучающихся и правопорядку в обществе. Это заставляет серьезно задуматься о сохранении и поддержании социального здоровья несовершеннолетних, создании для них нравственной , положительно ориентированной среды.

  В школе уже сложились некоторые традиции в проведении профилактической работы в этом направлении. Это выявление и учет детей и семей «группы риска», индивидуальная работа классных руководителей, учителей, социального педагога с этой категорией детей и семей, вовлечение их в позитивную деятельность, пропагандирование в их среде и среди всех учащихся здорового образа жизни, направление на лечение и отдых в санатории, правовое просвещение.

  Работа по профилактике предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную социально- педагогическую коррекцию личности подростка , а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников. Для решения этих задач необходимо объединение усилий всех педагогов, социального педагога, родителей, правоохранительных органов.

  Данная программа разработана на основе анализа ситуации в школе методами наблюдения, тестирования, анкетирования, целью которых являлось выявление среди обучающихся табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, отношения учащихся к своему здоровью, знания ими своих прав и обязанностей.

Основные направления деятельности и формы работы

  1. Формирование банка данных об учащихся и их семьях

   -составление социальных паспортов классов, школы;

  -постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения (анкетирование, индивидуальные беседы, рейды);

  -выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем (анкетирование, беседы);

  -установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи;

  -анализ полученных данных и составление социально-педагогических карт обучающихся этой категории;

  -обследование жилищно-бытовых условий детей-сирот и детей из неблагополучных семей и составление актов;

 - изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность обучающегося (анкетирование, индивидуальные беседы, посещение уроков);

  -определение центров социально-культурного влияния на подростков в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;

  -создание банка данных по неполным, опекунским, многодетным, малообеспеченным и неблагополучным семьям.

2.Социально-педагогическая поддержка учащихся и их семей

  -поддержка учащихся, нуждающихся в защите: детей-инвалидов, детей-сирот, детей, находящихся под опекой, из малообеспеченных семей, неблагополучных, неполных (защита прав, материальная помощь, направление в санатории, лагеря отдыха, помощь в устройстве на общественные работы через центр занятости);

  -защита прав и интересов учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в различных инстанциях (педсовет, совет по профилактике, КДН, ОПДН, суд);

  -пропаганда здорового образа жизни (лекторий для родителей, акции, конкурсы стенгазет и плакатов);

  -социально-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, классном коллективе (лекторий для родителей, «круглые столы, участие в семинарах классных руководителей, работе педсоветов, совещаний при директоре);

  -социально-педагогическое консультирование (индивидуальные консультации для учащихся «группы риска», родителей, педагогов, администрации, классных руководителей) по разрешению социально-педагогических проблем;

  -благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей (акции).

3.Предупредительно-профилактическая деятельность с обучающимися и их семьями.

  -обеспечение выполнения всеобуча;

  -постоянное наблюдение в урочное и внеурочное время за поведением, успеваемостью, посещением учебных занятий детьми «группы риска»;

  - организация встреч с учащимися представителей правоохранительных органов;

  - организация работы совета по профилактике правонарушений, преступлений, употребления ПАВ, участие в работе КДН с проблемными учащимися и семьями;

  - содействие в направлении учащихся в реабилитационные центры «Улыбка», «Феникс»;

  - прогнозирование и организация летнего отдыха обучающихся, состоящих на ВШК и учете в ОПДН;

  - групповая деятельность (интерактивные методы), тренинговые занятия, деловые игры, игры-дискуссии, интеллектуально-познавательные игры.

4. Защита прав ребенка в социально-педагогической деятельности. Правовое воспитание.

  - контроль за состоянием материальных, жилищно-бытовых условий жизни детей-сирот, находящихся под опекой, попечительством и в приемных семьях;

  -социально-педагогическая защита прав ребенка на образование;

  -социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья;

  - социально-педагогическая защита прав ребенка на участие в трудовой деятельности;

  - изучение с учащимися правовых документов (в игровой форме).

Предполагаемые результаты

  -Уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди обучающихся;

  -Формирование здорового жизненного стиля и правового поведения;

  -Формирование навыков противодействия наркотизирующейся и преступной среде.

  Данная программа рассчитана на реализацию в течение 5 лет 

(2015 -2020 г.) и предполагает работу по ее дополнению и совершенствованию.

  В организации деятельности по профилактике правонарушений, преступлений, употребления ПАВ привлекаются все обучающиеся 1-11 кл., дети и семьи «группы риска», обучающиеся, состоящие на ВШК, на учете в ОПДН.

План реализации программы «Сделай правильный выбор»

(2015-2020 учебные годы)

Формирование банка данных об учащихся и их семьях

Мероприятие

класс

Сроки исп-я

Ответственный

1.

Анкетирование с целью составления социальных паспортов классов и школы.

1-11

до 15.09.

соц. педагог, кл. рук.

2.

Обновление банка данных о неполных, малообеспеченных,неблагополучных,многодетных семьях

1-11

до 20.09.

соц. педагог, кл.рук.

3.

Обследование жилищно-бытовых условий детей-сирот (опека и попечительство)

до 10.10.

до 30.03.

Соц. педагог

4.

Обследование жилищно-бытовых условий детей из неблагополучных семей.

1-11

Окт-рь

март

Соц.педагог, шк. инсп.

5.

Социально - педагоическое и правовое консультирование

Учащиеся,родители,

педагоги.

Пятница,суббота

Соц.педагог

6.

Посещение уроков в классах,где обучаются дети «группы риска».

1-11

вторник

Соц.педаг.

7.

Анкетирование с целью диагностики отношения учащихся к школе и учебной деятельности.

1

5

Апр-ль

Окт-рь

Соц.педаг.

8.

Индивидуальная работа с учащимися и семьями «группы риска».

1-11

Пост.

Соц.пед.,

Шк.инсп.

2.Социально-педагогическая поддержка учащихся и их семей

мероприятие

класс

сроки

ответственный

1.

«Я выбираю здоровье». Игра-соревнование.

6

октябрь

Соц.педагог

2

Общешкольное родительское собрание.

8

ноябрь

Зам.по ВР

3.

«На краю пропасти».Урок Здоровья.

9

январь

Соц. педагог

4.

«Безвредного табака не бывает». Урок Здоровья.

5

февраль

Соц.педагог

5.

Анкетирование с целью определения индивидуальной профессиональной перспективы. Деловая игра «Кем быть?»

9

апрель

Соц. педагог

3.Предупредительно-профилактическая деятельность с обучающимися и их семьями.

1.

Анкетирование трудных подростков с целью выявления интересов и склонностей

сентябрь

Соц. педагог

2.

Обеспечение закона о всеобуче.

1-11

сентябрь

Соц.педагог

3.

Встречи с инспектором по делам несовершеннолетних. Темы бесед: «Уголовная ответственность за правонарушения и преступления», «Подросток и ответственность»

7-9

Декабрь,май

Соц. педагог, шк. инспектор

4.

Контроль за посещением учебных занятий обучающимися «группы риска».

1-11

ежедневно

Соц. педагог

5.

Анкетирование с целью определения уровня толерантности.

10-11

октябрь

Соц. педагог

6.

Посещение семей обучающихся «группы риска»

1-11

Октябрь и по необходимости

Соц. педагог, шк. инспектор

7.

Организация летнего отдыха детей «группы риска», помощь в трудоустройстве на общественные работы через центр занятости.

8-10

май

Соц. педагог

4.Защита прав ребенка в социально-педагогической деятельности. Правовое воспитание.

1.

Посещение семей детей-сирот (опека, попечительство, приемные семьи) с целью контроля

сентябрь

Соц. педагог

2.

«Знаешь ли ты правила для учащихся нашей школы?». Игра-викторина.

1

декабрь

Соц. педагог

3.

«Чтобы достойно жить». Турнир знатоков права.

8

декабрь

Соц. педагог

4.

Анкетирование «имею право» и «обязан».

7

декабрь

Соц. педагог