Планирование работы по профилактике правонарушений,преступлений и безнадзорности
материал по теме
планирование профилактической работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН
мероприятий по проведению месячника:
«Профилактика правонарушений, преступлений и безнадзорности
среди несовершеннолетних подростков»
в период с 1.04.2013 г. по 30.04.2013 г.
№ П/П | Мероприятие | сроки | класс | ответственные |
1 | Тематические линейки: «Как жить в мире людей» | 12.04 | 1-4 кл | Калашникова И.В., Соловьева С.С. |
2 | Рейд по мкр. «Детское время» | С 1.04 по 30.04 | Согласно списка | Родители - волонтеры |
3 | Лекторий для родителей «Общение родителей с детьми и его влияние на развитие моральных качеств ребенка» | 26.04 | 1-4 | Педагог-психолог Ковылина Н.В. |
4 | Совместные мероприятия с ЦГБ | С 1.04 по 30.04 по договор | 1-9 | Кл.руководители, работники детской библиотеки |
5 | Заседание Совета по профилактике | 25.04. | Родители и учащ-ся | Члены комиссии Совета по профилактике |
6 | Беседы с учащимися и родителями представителей Субъектов профилактики | С 1.04 по 30.04 | Учащиеся и родители | Обухова Н.И. Кл.руководители |
7 | Посещение учащихся на дому | С 1.04 по 30.04 | 1-11 кл | кл.руководители, Обухова Н.И.- зам.директора по ПВ, Сычева Е.В.- общественный инспектор по охране прав детства |
8 | Акция «Добрые сердца» | С 1.04 по 30.04 | 1-11 | Кл.руководители |
9 | Родительская конференция: «В мире жестокости» | 26.04 | 1-11.+ родительская общественность Д/С №15 | Обухова Н.И. - заместитель директора по ПВ |
10 | Рейд : «Классный уголок» | 03.04 | 1.-11 | Кл.руководители |
11 | Книжная выставка : «Детство в зоне риска» | С 10.04 по 30.04 | 1.-11 | Дубровина Л.Р.-библиотекарь |
12 | Час- правоведения «Хочу и надо. Могу и должен» | 23.04 | 5б | Дубровина Л.Р.-библиотекарь |
13 | Презентация серии книг П. Астахова «Детям о праве» («Я и улица», «Я и школа», «Я и семья» и т.д.) | 18.04 | 7б,7в | Дубровина Л.Р.-библиотекарь |
14 | Праздник «Время жить», с привлечением УДО спортивной направленности | 19.04 | 3б,4б,5б,4в,6б,7в,7б,5г,5в | Обухова Н.И.-зам.директора по ПВ, учителя физкультуры, Тайкова Е.В. |
15 | Акция «Не будьте равнодушны» | 1.04. | мкр | Обухова Н.И.- заместитель директора по ПВ «Дисциплина и порядок» |
16 | Работа палаты «Дисциплина и порядок», беседа, лекции для учащихся начального звена. | С 1.04 по 30.04 | 1- 4 | Члены палаты «Дисциплина и порядок» |
17 | Единое родительское собрание на тему: «Нет насилию!» | 26.04. | 1-11 кл | Кл.руководители |
18 | Единый кл.час: «Жестокость в подростковой среде» | 26.04. | 5-11 кл | Кл.руководители |
19 | Анкетирование учащихся на осведомленность в процессах правовой культуры | 8.04 | 1-11 | Обухова Н.И. -зам.директора по ПВ Педагог-психолог Ковылина Н.В. |
20 | Проведение ЕДП | 26.04. | 1.-11 | Зам.директора по ПВ Обухова Н.И. |
21 | Интернет -урок: «Урок сострадания» | С 4.04 по 10.04 | 5-7 | Липатова Т.А- учитель информатики |
22 | Групповые занятия с элементами тренинга | С 8.04по 15.04 | 5б,5в,4б | Школьный психолог Ковылина Н.В. |
23 | Экскурсии в ДООЦ, ДДТ, ДЮЦ, с целью обеспечения занятости несовершеннолетних в свободное время | По согласованию | 5-9 | Кл.руководители |
24 | Посещение ДДК «Дружба», просмотр видеофильма профилактического характера | 4.04 5.04 | 7а,7б,7в 9в,10а,10б | Кл.руководители |
25 | «Дружеский турнир» на базе шахматной школы | 17.04 | 5б,4б,5г | Кл.руководители |
26 | Конкурс рисунков и плакатов | С1.04 по 15.04 | 1-11 | Кл.руководители |
27 | «Уроки плавания» в ДЮЦ | 24.04 в 13-00 | 2б | Соляр М.Н. – кл.руководитель 2б класса |
И.О.директора МБОУ СОШ №18: Кучеренко О.Ф.
Уважаемые классные руководители!
Обратите внимание на выход классов в рамках месячника!
класс | мероприятие | дата | Время |
1а | |||
1б | |||
1в | |||
2а | |||
2б | Библиотека Ленина ДЮЦ бассейн | См. уточнение | |
2в | |||
3а | Библиотека на Ленина | 5.04. | 12-00 |
3б | Библиотека на Ленина | 16.04 | 13-30 |
3в | Библиотека на Ленина | 5.04. | 12-00 |
4а | |||
4б | шахматная школа | 17.04 | 14-00 3 грамоты |
4в | |||
5а | |||
5б | Библиотека на Ленина Шахматная школа | 12.04 23.04 17.04 | 13-30 13-30 14-00 3 грамоты |
5в | Библиотека на Ленина | 11.04 | 13-30 |
5г | Посещение ДЮЦ, ознакомление с кружками Библиотека на Ленина Шахматная школа | 4.04. 11.04 17.04 | 13-30 13-30 14-00 3 грамоты |
6а | Посещение ДЮЦ, ознакомление с кружками Библиотека на Ленина | 4.04. 8.04 | 13-30 13-30 |
6б | Посещение ДЮЦ, ознакомление с кружками Библиотека Ленина | 4.04. 17.04 | 13-30 13-30 |
6в | Библиотека на Ленина | 17.04 | 13-30 |
7а | Посещение ДДК «Дружба» Библиотека Ленина | 4.04 24.04 | 13-00 13-30 |
7б | Посещение ДДК «Дружба» Библиотека Ленина | 4.04 16.04 | 13-00 14-30 |
7в | Посещение ДЮЦ, ознакомление с кружками | 4.04. | 13-30 |
8а | Посещение ДЮЦ, ознакомление с кружками | 4.04. | 13-30 |
8б | Посещение ДЮЦ, ознакомление с кружками | 4.04. | 14-00 |
8в | Посещение ДЮЦ, ознакомление с кружками | 4.04. | 14-00 |
9а | Библиотека на Ленина | 16.04 | 13-30 |
9б | Библиотека на Ленина | 10.04 | 13-30 |
9в | Посещение ДДК «Дружба» | 5.04 | 13-00 |
10а | Посещение ДДК «Дружба» | 5.04 | 13-00 |
10б | Посещение ДДК «Дружба» | 5.04 | 13-00 |
11а | |||
11б | Посещение ДДК «Дружба» | 5.04 | 13-00 |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
работы заместителя директора по правовому воспитанию МБОУ СОШ №18 Обуховой Н.И.
(включая план ВШК) на 2013-2014 учебный год.
месяц | содержание | Отвественный, контролируемые | выход | Отметка о выполнении |
СЕНТЯБРЬ | Месячник «Безнадзорник»
| Кл.руководители Кл.руководители Кл.руководители Кл.руководители | Отчетность Приказ по итогам месячника Приказ по итогам месячника Справка. Административное совещание | |
ОКТЯБРЬ |
| Кл.руководители, Учащиеся,родители Учителя согласно графика Кл.руководители Кл.руководители Кл.руководители Учителя-предметники Руководитель ШМО классных руководителей Иванова А.А. | Справка. Индивидуальная беседа Справка. Совещание при директоре Справка. Совещание при директоре Совет по профилактике Справка.Индивидуальная беседа Справка. Административное совещание | |
НОЯБРЬ | Месячник «Профилактика употребления ПАВ»
| Байбакова И.И. Кл.руководители, Учащиеся,родители Кл.руководители Учащиеся ,родители, учителя-предметники | Справка. Индивидуальная беседа Справка. Совещание при директоре Справка.Совещание при директоре приказ | |
ДЕКАБРЬ | Месячник «Профилактика употребления ПАВ»
| Кл.руководители Учащиеся,учителя-предметников Учителя согласно графика | Приказ по итогам месячника Справка. Административное совещание Приказ | |
ЯНВАРЬ |
| Кл.руководители, учащиеся, родители классные руководители классные руководители кл.руководители Кл.руководители, учащиеся, учителя- предметники | Приказ Справка. Совещание при директоре Совет по профилактике Совет по профилактике приказ | |
ФЕВРАЛЬ |
| Кл.руководители, учащиеся, родители Учащиеся, учителя- предметники | Приказ Справка Административное совещание | |
МАРТ |
| Кл.руководители, учащиеся, учителя- предметники классные руководители, учащиеся, родители, учителя- предметники | Приказ Справка.Совещание при директоре. | |
АПРЕЛЬ | Месячник «Профилактика преступлений и правонарушений»
| Кл.руководители Учащиеся, учителя- предметники Кл.руководители Учителя согласно списка | Приказ Совещание при директоре Приказ по итогам месячника Приказ | |
МАЙ |
| Кл.руководители, учащиеся, учителя- предметники | Приказ |
Предварительный просмотр:
План
работы Совета по профилактике
МБОУ СОШ№18 на 2012- 2013 учебный год
№ П\П | Мероприятия | Ответственные | Примечание |
1 | Сентябрь
| Обухова Н.И-зам.директора по ПВ Обухова Н.И-зам.директора по ПВ Кл.руководители | Приглашение инспектора ПДН |
2 | Октябрь
3.Профилактическая работа с учащимися | Обухова Н.И-зам.директора по ПВ Аксенова Е.В.-зам.директора по ВР Кл.руководители | Приглашение инспектора ПДН |
3 | Ноябрь
| Шурыгина Е.В.-руководитель ШМО начальных классов Кл.руководители | Приглашение инспектора ПДН |
4 | Декабрь
| Обухова Н.И-зам.директора по ПВ Кл.руководители | Приглашение инспектора ПДН |
5 | Январь
| Обухова Н.И-зам.директора по ПВ Аксенова Е.В.-зам.директора по ВР Кл.руководители | Приглашение инспектора ПДН |
6 | Февраль
| Сычева Е.В.- инспектор по охране прав детства Кл.руководители | Приглашение инспектора ПДН |
7 | Март
| Хохлов Ю.А .-председатель Совета школы Савельева Е.Н..-школьный психолог Кл.руководители | Приглашение инспектора ПДН |
8 | Апрель
| Аксенова Е.В.-зам.директора по ВР Кучеренко О.Ф.-зам.директора по УВР Кл.руководители | Приглашение инспектора ПДН |
9 | Май
| Обухова Н.И-зам.директора по ПВ Обухова Н.И-зам.директора по ПВ |
ДИРЕКТОР МБОУ СОШ №18: Кузнецов А.М.
Предварительный просмотр:
План мероприятий
(занятость учащихся в весенний каникулярный период, включая учащихся «группы риска», учащихся из неблагополучных семей, «трудных»)
23 по 31 марта 2013 года в МБОУ СОШ № 18
№ | Наименование мероприятия | сроки | класс | ответственный |
1 | «Защита действующих экспонатов» | 25 .03.13г | 5 – 11 (учащиеся по заявке) | Левин П.И. |
2 | Посещение выставки ДДТ | 28 .03.13г (9.00 – 15.00) | 6а, 11а, - 10.00 | Ерофеева Е.И, |
6б, 11б – 10.30 | Огурцова Е.Ф. | |||
8б, 7а – 11.00 | Лазарева Н.Н. Липатова Т.И., | |||
3 | Посещение КИКМ Путешествие с Капитошкой | 25 .03.13г | 5в, - 9.00, | Матюшенко О.В. |
5г - 10.00 | Носкова М.Н. | |||
4 | Посещение картинной галереи «Пейзаж в современном искусстве. Связь традиций» «Тайны души» | 29 .03.13г | 6в – 9.00 | Родионова В.И. |
7б – 10.00 | Иванова А.А. | |||
7в – 11.00 | Кудерова И.Г. | |||
8а – 12.00 | Малахаткина Ю.С. | |||
5 | «Весенний марафон» (игры, викторины, мастер-классы, розыгрыши и шутки) | 31 .03.13г | 1 – 4 классы | Классные руководители |
6 | Что за прелесть эти мультики! | 29 .03.13г | 3а, 3в – 9.30 | Скрипниченко И.А. Новичихина Т.И. |
7 | Спортивные эстафеты | 26.03.13 29.03.13 26.03.13 | 3б,4б,4а 9-00 5б,6б 9-00 8а,9б,10б 10-00 | Учителя физкультуры |
8 | Фестиваль размышление: «Что такое неблагополучие?» | 26 .03.13г 27 .03.13г | 5-7 кл.в 10-00 8-10 кл. в 10-00 | Классные руководители |
9 | Посещение ЦГДБ Литературный видеоурок «Пойми самого себя в каждом живом существе» по книге Б. Воробьева «Весьегонская волчица» | 28 .03.13г | 8а,8в,9б,9а,10б,7в В 13-00 | Малахаткина Ю.С.,Мешкова Е.Е.,Сусликова И.Ю.,Тайкова Е.В.,Иванова А.А.,Кудерова И.Г. |
10 | «Весенняя путаница» | 25 .03.13г | 4б,5б в 10.00 | Заведующая библиотекой Дубровина Л.Р. |
11 | Подготовка к конкурсу рисунков и плакатов, проводимого в рамках месячника «Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних подростков» | с 25.03 по 30.03.13 | Все классы | Классные руководители |
Предварительный просмотр:
ТЕМЫ
лекториев для родителей
на 2012-2013 учебный год
№п/п | Тема | Срок проведения | Ответственный |
1. 2. 3. 4. | Досуг в семье. Взаимодействие семьи и школы по организации досуга учащихся «Подросток в мире вредных привычек» Детская агрессивность «Общение родителей с детьми и его влияние на развитие моральных качеств ребенка» | сентябрь декабрь Февраль Апрель | Зам.директора по ПВ Обухова Н.И. Зам.директора по ПВ Обухова Н.И. Педагог-психолог Педагог -психолог |
Предварительный просмотр:
Принято на заседании педагогического совета протокол № ____ от «___» ____________ 20 _ г. | Утверждаю Директор МОУ СОШ № 18 ___________ А.М.Кузнецов |
ПЛАН
работы МОУ СОШ №18 с родителями учащимися
на 2010- 20111 учебный год
Раздел | формы | сроки | ответственные |
консультации | Родительские собрания | 1 раз в месяц | Кл.руководители |
Общешкольные родительские собрания: «Кому я нужен?» «Давай бросать !» «Человек начинается с детства» | Сентябрь, декабрь, апрель | Кузнецов А.М. Обухова Н.И. Аксенова Е.В. Кузнецов А.М. | |
Ролевая игра «Мы вам советуем…» (создание психологического климата при подготовке к экзаменам) | апрель | Давыдова С.И. Морякина О.И.- психолог Кл.руководители | |
Работа Совета школы | 1 раз в полугодие | Кузнецов А.М. | |
Проведение лекториев для родителей:
| Сентябрь Декабрь февраль апрель | Морякина О.И. Морякина О.И. Обухова Н.И. Обухова Н.И. | |
Родительская конференция: «Анализ работы МОУ СОШ №18 за 2010-2011 учебный год» | май | Администрация | |
диагностика | Анкетирование родителей, с целью выявления семей с ослабленным воспитательным процессом | Сентябрь, ноябрь
| Кл.руководители Морякина О.И.-психолог Обухова Н.И. |
Педагогическое изучение семей (работа с родителями с целью уточнения списочного состава учащихся и их семей) | сентябрь | Кл.руководители | |
Выявление родителей, склонных к употреблению ПАВ и самоустраняющихся от воспитания детей | Сентябрь, ноябрь | Кл.руководители Морякина О.И.-психолог Обухова Н.И. | |
Проведение рейдов в семьи, находящиеся в социально- опасном положении, посещение семей на дому, с целью проверки режима дня учащихся, проверки условий жизни несовершеннолетних, оказания пед. помощи родителям в воспитании детей. | В течение года | Обухова Н.И., с приглашением родительского комитета, инспектора ПДН | |
профилактика | Заседания Совета по профилактике | 1 раз в месяц | Обухова Н.И. |
Индивидуальный прием родителей учащихся по вопросам учебно-воспитательной работы | По мере необходимости | Администрация | |
Вовлечение родителей учащихся в конкурсы и мероприятия | В течение года по графику | Кл.руководители Аксенова Е.В. Запольнова Л.Б. | |
Встреча родителей с представителями субъектов профилактики «Обстановка в Г.Камышине с детской преступностью» | Сентябрь, Декабрь Апрель | Обухова Н.И. | |
Привлечение родительского комитета класса для проведения рейдов, мероприятий, выступления на родительских собраниях и классных часах экскурсий,походов и т.д. | В течение кода | Кл.руководители Кузнецов А.М. Обухова Н.И. Аксенова Е.В. Кузнецов А.М. | |
Беседы с родителями по адаптации учащихся к школе | сентябрь | Кл.руководители Морякина- психолог |
Предварительный просмотр:
План
работы МБОУ СОШ №18 направленной на профилактику суицидального поведения обучающихся на 2012-2013 уч.год.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственный исполнитель |
1. | Разработка и утверждение комплекса мер, направленных на профилактику суицидального поведения обучающихся | сентябрь | Обухова Н.И. Зам.директора по ПВ |
2. | Организация повышение квалификации педагогических кадров (в том числе педагогов-психологов) по вопросам оказания психолого-педагогической помощи обучающимся в трудной жизненной ситуации, психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также профилактики суицидального поведения обучающихся | В течении 2012-2013 уч.года | Кучеренко О.Ф-зам.директора по УВР Кузнецов А.М.-директор МБОУ СОШ №18 |
3. | Осуществление профилактики негативного влияния средств массовой информации, современных информационных технологий на психику детей и подростков среди родителей
| В течении 2012-2013 уч.года | Администрация школы, кл.руководители, педагог-психолог |
4. | Осуществление системной социально-психологической работой с детьми и подростками из семей, находящихся в социально-опасном состоянии, направленной на устранение негативных последствий внутрисемейных конфликтов
| В течении 2012-2013 уч.года | Педагог-психолог Ковылина Н.В. |
5. | Разработка комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение самоубийств, повышение эффективности индивидуальной и просветительской работы с несовершеннолетними и их родителями (законными представителями). Проводить собрания с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) относительно проблем предупреждения самоубийств в среде детей и подростков, размещая материалы в районной газете «Камертон», на официальных сайтах образовательных учреждений
| В течении 2012-2013 уч.года | Администрация школы, кл.руководители, педагог-психолог |
Директор МБОУ СОШ №18: Кузнецов А.М.
План
мероприятий, направленных на профилактику и просвещение суицидального поведения обучающихся МБОУ СОШ №18 на 2012-2013 уч.год.
№ п/п | Название мероприятия | Срок исполнения | Отвественные |
Работа с педагогическим коллективом | |||
1 | Уточнение списочного состава учащихся, составление социальных паспортов класса и школы | Сентябрь, октябрь | Зам.директора по ПВ –Обухова Н.И. Педагог-психолог Ковылина Н.В. |
2 | Лекторий « Причины и формы проявления суицидальных наклонностей у современных подростков» | Педагог-психолог Ковылина Н.В. | |
3 | Изготовление памяток для педагогов по профилактике самоубийств среди школьников: стратегия поведения и приёмы предупреждения суицидов. | Октябрь- декабрь | Педагог-психолог Ковылина Н.В. |
Работа с субъектами профилактики. | |||
1 | Приглашение на кл.часы,беседы, родительские собрания представителей субъектов профилактике | По соглосованию | Зам.директора по ПВ –Обухова Н.И. |
Работа с учащимися | |||
1. | Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | В течении 2012-2013 уч.года | Администрация школы Педагог-психолог Ковылина Н.В. Кл.руководители |
2 | Обеспечение занятости учащихся в УДО | В течении 2012-2013 уч.года | Администрация школы Педагог-психолог Ковылина Н.В. Кл.руководители |
3 | Классные часы: 1-4 классы- «В поисках хорошего настроения» 5-6 классы- «Как преодолеть тревожность» 7-10 классы- «Способы решения конфликтов с родителями» 11- класс – «Грани моего «Я»» | декабрь | Кл.руководители |
4 | Диагностика и индивидуальные консультации учащихся 6-9 классов ,с целью выявления учащихся склонных к суицидальным проявлениям в поведении | В течении 2012-2013 уч.года | Педагог-психолог Ковылина Н.В. Кл.руководители |
5 | Оформления стенда по проблеме суицида: статистические данные, группы и факторы суицидального риска, признаки приближающегося суицида и т.д. | декабрь | Палата «Дисциплина и порядок» Аксенова Е.В.-зам.директора по ВР Обухова Н.И.-зам.директора по ПВ |
6 | Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам (тренинг в 9,11 классах) | май | Давыдова С.И.-зам.директора по УВР Педагог-психолог Ковылина Н.В. Кл.руководители |
7 | Изготовление информационных листов и памяток для учащихся по проблеме оказания помощи и поддержки сверстникам, оказавшимся в тяжёлой жизненной ситуации; | Октябрь-декабрь | Педагог-психолог Ковылина Н.В. Кл.руководители |
8 | - Акция «Мы голосуем за жизнь!» (завершает проведение месячника профилактики суицидов). | декабрь | Палата «Дисциплина и порядок» Аксенова Е.В.-зам.директора по ВР Обухова Н.И.-зам.директора по ПВ |
Работа с родителями | |||
1 | Проведение конференции и выступление на родительских собраниях «Эффективность союза родителей и педагогов в воспитании законопослушания среди детей и старшего поколения», с целью привлечения родительской общественности к профилактике безнадзорности, преступности и правонарушений в молодежной среде. | сентябрь | Зам.директора по ПВ –Обухова Н.И. |
2 | Лекторий «Досуг в семье. Взаимодействие семьи и школы по организации досуга учащихся» | сентябрь | Зам.директора по ПВ –Обухова Н.И. |
3 | Классные родительские собрания : «Что такое суицид и как его предотвратить» | декабрь | Педагог-психолог Ковылина Н.В. Кл.руководители |
4 | Изготовление информационных листов и памяток для родителей (они должны содержать не только рекомендации, но и информацию о специальных службах оказания помощи, номера телефонов кризисных телефонных линий («Телефонов доверия»), кризисных центров, служб неотложной психиатрической помощи); | Октябрь-декабрь | Педагог-психолог Ковылина Н.В. Кл.руководители |
5 | Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми; | Администрация школы Педагог-психолог Ковылина Н.В. Кл.руководители |
Директор МБОУ СОШ №18: Кузнецов А.М.
- Акция «Мы голосуем за жизнь!» (завершает проведение месячника профилактики суицидов).
Ожидаемый результат
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным (суицидальным) поведением и избежать суицидальных попыток, а также будет содействовать оптимизации межличностных взаимоотношений в образовательной и детско-родительской среде. Кроме того, реализация системы профилактики суицидального риска среди учащихся позволит подготовить участников образовательного процесса к грамотным действиям в острых кризисных ситуациях, в период преодоления последствий ситуаций кризиса, посткризисного сопровождения.
Как в этом мире дышится легко,
Скажите мне, кто жизнью не доволен,
Скажите, кто вздыхает глубоко,
Я каждого счастливым сделать волен.
Пусть он придет! Я должен рассказать,
Я должен рассказать опять и снова,
Как сладко жить...
Система мер по профилактике суицида среди детей и подростков.
Анализ обращений граждан в Минобразование России показывает, что в последнее время участились случаи суицида в субъектах Российской Федерации. Причины суицида возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, изменения в содержании ценностных ориентаций, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля родителей за поведением детей. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений. Слабеет внимание к личности школьника, его жизненному миру, опыту, интересам, эмоциональной сфере, личностно ценностным ориентациям.
Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания: негативное воздействие на подрастающее поколение средств массовой информации, социальная дифференциация, высокий уровень наркомании, алкоголизма, детской и подростковой преступности.
Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, формирует чувство незащищенности и одиночества, что зачастую переходит в попытку суицида.
Вышесказанное свидетельствует о необходимости разработки и внедрения в деятельность образовательных учреждений города системы мер предотвращения и профилактики суицида среди детей и подростков:
1. Изучение современной ситуации развития детей и подростков, составление содержательной характеристики социально-психологических проблем детства, определение комплекса задач профилактической работы.
Выделяется 4 главные категории самоубийства:
1.Эгоистическое самоубийство, суть которого коренится в отчужденности. Люди, склонные к такому виду уходов их жизни предоставлены главным образом самим себе, их мало что связывает с окружающим миром, людьми, у них малая зависимость от этих людей. Они склонны к одиночеству;
2.Альтруистическое самоубийство, когда человек тесно связан с другими людьми, коллективом и готов пойти ради него на все, например, летчики-камикадзе времен Второй мировой войны или люди, наши современники, свершившие самосожжение, чтобы привлечь внимание к какой либо проблеме;
3.Аномическое самоубийство - такое самоубийство, когда люди не могут рационально справиться с трудностями и видят выход в уходе из жизни. Такое часто происходит, когда внезапно меняются отношения человека с обществом. Например, у успевающего ученика случается ряд срывов на одном из предметов, и учитель вместо поддержки констатирует закономерность случившегося.
4.Фаталистическое самоубийство. Оно, как правило, вызывается чрезмерно строгим контролем над личностью, ее свободой. Жертва не видит перед собой будущего.
Можно выделить следующие признаки желания детей и подростков покончить с собой:
-проблемы со сном, потеря аппетита, апатия;
-склонность к уединению и отчуждению;
-побеги из дома;
-резкие изменения во внешности и поведении;
-злоупотребление алкоголем и наркотиками;
-возбужденное или агрессивное состояние;
-разговоры о смерти, записки о самоубийстве, рисунки в черном свете,
отображающие жестокость, особенно направленную на себя;
-угрызения совести;
-чувство безнадежности, тревоги, депрессии, плач без причины;
-раздача личных вещей;
-неспособность долго оставаться внимательным;
-утрата интереса к любимым занятиям;
-самобичевание;
-неожиданное ухудшение успеваемости, не посещаемость школы;
-членство в группировке или секте;
-эйфория после депрессии и др.
Профилактика суицида среди детей и подростков в образовательном учреждении – это целостный процесс по разрешению выделенной проблемы, который предполагает реализацию комплекса мер как научно- исследовательского, так и организационно-методического характера:
- объединение усилий всех участников образовательного процесса по созданию единой программы помощи детям;
- разработка и внедрение форм и методов работы по преодолению выявленных проблем в образовательных учреждениях разных типов и видов;
- выработка рекомендаций по психолого-педагогической поддержке ребенка и оказанию помощи педагогам и родителям в решении социально-психологических проблем детства;
- обобщение деятельности различных организаций и ведомств по обучению основным приемам общения, развитию эмпатии, рефлексии, работе по преодолению страхов и барьеров, развитию умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы поведения других людей в рамках различных обучающих программ;
- привлечение специалистов для организации помощи ребенку через соответствующие Центры и органы образования;
- широкое использование средств массовой информации и др.
2. Создание и реализация в образовательных учреждениях города Программы профилактики суицида среди детей и подростков с обоснованием и следующими разделами:
- Развитие нормативно-правовой базы
задачи:
- анализ соответствия нормативно-правовой базы ОУ современным требованиям;
- обеспечение учебного заведения кадрами, осуществляющими воспитательную и
профилактическую работу;
- повышение квалификации педагогических кадров, обеспечивающих
учебно-воспитательный процесс.
мероприятия:
- разработка мер по стимулированию социальной активности педагогических работников и семьи за вклад в развитие сферы воспитания;
- включение во внутришкольный контроль вопросов воспитания для усиления воспитательной функции в преподавании учебных предметов.
- Кадровое обеспечение:
задачи:
-создание мотивационных условий для повышения статуса института классного руководства;
-оптимизация управления воспитательным процессом;
-придание значимости решению воспитательных задач в системе образовательного процесса;
-повышение квалификации кадров, занятых в воспитательном процессе;
-обеспечение условий осуществления дифференцированного подхода при организации воспитательного процесса.
мероприятия:
-анализ в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками содержания должностных обязанностей всех категорий кадров, занятых в учебно-воспитательном процессе и их перераспределение по необходимости;
-включение в повестку педагогических советов, совещаний при директоре, семинаров вопросов развития воспитания, совершенствования технологий сопровождения развития учащихся различных категорий на разных уровнях, организации работы с семьей;
-разработка программ и комплекса обучающих семинаров по направлению: использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
-выпуск методических рекомендаций по взаимодействию с семьей, по организации работы с детьми и подростками по месту жительства;
-разработка программ «Социальная адаптация, развитие и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья», «Социально-педагогическое и психологическое сопровождение воспитательного процесса».
-Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса
задачи:
-создание в образовательном учреждении культурно-образовательного и профилактического пространства в сфере воспитания;
воспитание у детей и подростков основ здорового образа жизни в урочное и внеурочное время;
мероприятия:
-создание информационных стендов, выпуск газет и радиопередач, освещающих вопросы семейного воспитания, опыта взаимодействия ОУ с семьей, содержащих советы для детей и родителей, формирующих основы правовой культуры и здорового образа жизни.
-Создание системы межведомственного взаимодействия
задачи:
-создание четкого механизма межведомственного взаимодействия;
-профилактика негативных явлений в детской и подростковой среде;
-пропаганда здорового образа жизни, формирование культуры межэтнических отношений;
-объединение усилий всех заинтересованных сторон в организации совместной деятельности, осуществление дифференцированного подхода в организации воспитательного процесса.
мероприятия:
-осуществление сотрудничества с правоохранительными органами по реализации программы «Профилактика безнадзорности, правонарушений и защита прав детей»;
-осуществление сотрудничества с воинскими подразделениями. Ветеранскими организациями. РОСТО, ГИБДД, УГПС, ГОЧС, службами спасения, городской психологической службой и т. д. в решении проблем воспитания подрастающего поколения;
- проведение конкурсов, фестивалей, направленных на развитие, поддержку способных и одаренных детей, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, детей «группы риска», детей-сирот;
-проведение традиционного месячника правовой культуры в образовательных учреждениях города.
-Совершенствование содержания и форм
задачи:
-создание условий для психологического комфорта школьников;
-своевременная диагностика и коррекция отклонений в поведении и развитии школьников;
-обеспечение сохранения и укрепления физического здоровья учащихся;
-обеспечение преемственности воспитательного процесса на разных уровнях обучения;
-оптимизация образовательно-воспитательного процесса;
-развитие творческой и познавательной активности;
-интеграция государственного и семейного воспитания.
мероприятия:
-совершенствование системы взаимодействия педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников по выявлению, психологической реабилитации, социальной адаптации детей, имеющих личностные проблемы, нарушения физического, психического здоровья, отклонения в поведении;
-разработка единых требований к организации учебно-воспитательного процесса;
-совершенствование системы организации шефства учащихся средних и старших классов, членов детских организаций и объединений над младшими школьниками;
-вовлечение учащихся в деятельность кружков, клубов, секций, объединений системы дополнительного образования и по месту жительства;
-организация взаимодействия с семьей:
изучение запросов и потребностей родителей
формирование родительского актива
привлечение родителей к организации воспитательных и профилактических мероприятий.
-Развитие детского движения, ученического самоуправления
задачи:
-создание условий для развития ученического самоуправления;
-оптимизация процесса управления и соуправления в образовательном учреждении;
-повышение уровня деятельности детских общественных организаций и объединений.
мероприятия:
-привлечение имеющегося в образовательном учреждении кадрового потенциала (психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги) к организации детского движения, развитию самоуправления;
-разработка и использование различных моделей организации ученического самоуправления;
-реализация лидерского и творческого потенциала детей и подростков в организации социально-значимой и досуговой деятельности;
-разработка комплекса мер по созданию системы личностного роста и стимулированию лидеров детского движения.
-Обеспечение организации работы по месту жительства
задачи:
-улучшение качества организации досуга детей и подростков по месту жительства;
-организация социально значимой деятельности;
-интеграция семейного, общественного и государственного воспитания.
мероприятия:
-использование в деятельности образовательных учреждений лагерей с дневным пребыванием, мероприятий. проводимых во дворах;
-привлечение детей и подростков к благоустройству подъездов, дворов, улиц, микрорайонов;
-организация сотрудничества с ТОСами.
3. Организация помощи детям «группы риска»
Организация педагогической помощи:
создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках, определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования;
создание положительной Я-концепции. Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности. Анализ результата деятельности учеников, их достижений. Поощрение положительных изменений. Переход от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и заботы;
Оказание педагогической помощи родителям.
Организация медицинской помощи
проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, психофизиологического, неврогенного характера;
половое просвещение подростков, решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
изучение психологического своеобразия подростков, особенностей их жизни и воспитания, отношения к учению, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития;
выявление проблем семейного воспитания, психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в проблемах ;
коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания и профилактики.
Организация занятости и творческого досуга
изучение интересов и способностей детей, вовлечение в общественно полезную деятельность, секции, кружки;
организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля со стороны семьи, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.
Программа «Источник»
МОУ Краснодонецкая СОШ
Автор программы :
зам.директора по ВР Т.В.Лавская
Программа профилактики
суицидального поведения
«Источник»
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, а также Российского статистического агентства, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. Только за 1998 год в России от неестественных причин ушли из жизни 20,6 тыс. детей и подростков, а за последние 5 лет их число составило около 112 тыс.
За последние десятилетия в три раза выросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие из них стали жертвами преступлений. По данным прокурорского надзора основной причиной усилия этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников, провоцирование несовершеннолетних на бегство и, нередко, толкавшее их к суициду.
Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждений, школах, детских дошкольных интернатах. Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается прежде всего на детях как наименее защищенной части населения. Их проблемам переживаниям стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе. От, так называемых, "трудных" детей и подростков школы стараются избавиться. Опрос детей, выбывших из 5-9 классов средней школы, проведенный Генеральной Прокуратурой Российской Федерации показал, что 43% опрошенных детей связывают свой уход из школы с конфликтами с учителями,38% ответили, что их из школы выгнали.
Нередко положение усугубляется тем, что должностные лица, ответственные за обучение, воспитание и содержание детей, недобросовестно относятся к выполнению своих обязанностей. Иногда на работу с детьми принимаются не только малоквалифицированные люди, но и те, кто по своим человеческим, моральным качества не могут и не должны работать с детскими коллективами. Жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству.
По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
Проведенные факты свидетельствуют о заметном снижении воспитательных функций учреждений образования, когда подростки, оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты, в условия социально-правовой незащищенности, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, оставаясь предоставленными сами себе, ищут выход в самоубийстве.
Серьезное беспокойство вызывает и то, что органы системы профилактики не всегда ориентируется на интересы конкретного ребенка или подростка, допускают формализм, волокиту, не выясняют причины и условия, побудившие подростка расстаться с жизнью, а значит, детально не анализируют каждый такой конкретный факт и, в силу этого, не могут разработать надлежащую систему мер предотвращения и профилактики подобных трагических событий. Нельзя признать нормальным, что практически во всех материалах по фактам попыток несовершеннолетних покончить жизнь самоубийством отсутствуют какие-либо сведения о психологической реабилитации и помощь подросткам, пытавшимся расстаться с жизнью. Услуги психолога, к сожалению, недоступны еще во многих районах, особенно сельских.
В ряде территорий не обеспечивается должный уровень государственного контроля за условиями содержания и воспитания детей подростков в образовательных учреждениях. Между тем, нередки случаи рукоприкладства педагогов и других антипедагогических воздействий на несовершеннолетних, преступлений в отношении детей в стенах учебных заведений.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006,
Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея так и в период трудной жизненной ситуации.
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
Работа с неблагополучными семьями.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Психологический смысл Суицида
Чаще всего заключается в отреагировани и аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей он оказывается.
Суицид.
Исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.
Статистика:
Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% - совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% - без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
Время года
Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.
Суициды учащаются во время рождественских праздников. Опечаленные распавшимися семьями, смертями, непереносимым одиночеством, социальными или экономическими неудачами люди обнаруживают, что «счастливый сезон» не приносит ожидаемой радости. В отчаянии они могут решить покончить с собой.
Для некоторых людей акт суицида может быть попыткой повторного рождения. «Американский Журнал пасторской психологии» посвятил целый номер теме «Рождество и суицид». В нем один из психиатров провел анализ, как некоторые из его суицидальных пациентов отождествляли себя с младенцем Иисусом и Христом Спасителем, который умер для того, чтобы верующие могли иметь вечную жизнь. В силу этого Рождество является прекрасной возможностью проявления особого «праздничного синдрома», для которого характерно желание воскресения, нового рождения, как это случилось с Иисусом, и чудесного разрешения жизненных проблем.
Суицидальное поведение
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
При изучении суицидального поведения, следует различать следующие типы:
Демонстративное поведение.
При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения
Аффективное суицидальное поведение.
При аффективном суицидальном поведении чаща прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение.
При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.
Предсуицидальный синдром.
Предсуицидальный синдром: Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев. Наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.
Дети - суиценденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.
Кто подвержен суициду.
Более всего восприимчивы к суициду следующие группы:
Предыдущая (незаконченная) попытка суицида. (парасуицид). По данным некоторых источников процент достигает 30%.
суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.
Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия).
суициды в семье
алкоголизм. Риск суицидов очень высок у больных употребляющих алкоголь. Это заболевание имеет отношение к 25 - 30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше — до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.
хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов, Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии ( психопатологические синдромы).
хронические или смертельные болезни;
тяжелые утраты, например смерть супруга (родителя), особенно в течение первого года после потери.
семейные проблемы: уход из семьи или развод.
Специалисты, сталкивающиеся с этими группами населения, друзья и их семьи должны остерегаться упрощенного подхода или чрезмерно быстрых заключений. Люди могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Как заметить надвигающийся суицид.
Суицидально опасная референтная группа
Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
Сверхкритичные к себе.
Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.
Признаками эмоциональных нарушений являются:
потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
погруженность в размышления о смерти
отсутствие планов на будущее
внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей
5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Достоинства настоящей программы авторы видят
В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Внешний вид и поведение | Тоскливое выражение лица (скорбная мимика) Гипомимия Амимия Тихий монотонный голос Замедленная речь Краткость ответов Отсутствие ответов Ускоренная экспрессивная речь Патетические интонации Причитания Склонность к нытью Общая двигательная заторможенность Бездеятельность, адинамия Двигательное возбуждение |
Эмоциональные нарушения | Скука Грусть Уныние Угнетенность Мрачная угрюмость Злобность Раздражительность Ворчливость Брюзжание Неприязненное, враждебное отношение к окружающим Чувство ненависти к благополучию окружающих Чувство физического недовольства Безразличное отношение к себе, окружающим Чувство бесчувствия Тревога беспредметная (немотивированная) Тревога предметная (мотивированная) Ожидание непоправимой беды Страх немотивированный Страх мотивированный Тоска как постоянный фон настроения Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг |
Психические заболевание | депрессия неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой маниакально-депрессивный психоз шизофрения |
Оценка собственной жизни | Пессимистическая оценка своего прошлого Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния Отсутствие перспектив в будущем |
Взаимодействие с окружающим | Нелюдимость, избегание контактов с окружающими Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью Склонность к нытью Капризность Эгоцентрическая направленность на свои страдания |
Вегетативные нарушения | Слезливость Расширение зрачков Сухость во рту (“симптомы сухого языка”) Тахикардия Повышенное АД Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха Ощущение комка в горле Головные боли Бессонница Повышенная сонливость Нарушение ритма сна Отсутствие чувства сна Чувство физической тяжести, душевной боли в груди То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе) Запоры Снижение веса тела Повышение веса тела Снижение аппетита Пища ощущается безвкусной Снижение либидо Нарушение менструального цикла (задержка) |
Динамика состояния в течение суток | Улучшения состояния к вечеру Ухудшение состояния к вечеру |
Психодиагностика суицидального поведения.
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их.
Суицидальными людьми, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.
Часто желания за и против суицида настолько уравновешенны, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут накрениться в сторону выбора жизни. Поэтому очень важно знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства.
Различают склонности к суицидальному поведению, в зависимости от типа личности. Так приводится статистика, что в 36% суициды совершают истероиды, в 33% - инфантильные эмоционально лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались астенические черты.
Способы суицида.
Отравления лекарственными препаратами.
Отравления бытовой химией.
Порезы вен и повешения.
Большинство исследователей полагают, что фатальные ДТП, с единственной жертвой – фактически суициды.
Как бороться с суицидом. (Предотвращение).
Диагностика предсуицидального синдрома имеет важно профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства. К их числу относят: отсутствие психических заболеваний, протекающих с депрессивными расстройствами; лучшая интегрированность в семье; когнитивные функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления; наличие культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табуирующих его; проведение индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или психотической личности (сенситивность, склонность к депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов).
Учитывая изложенное, остроту и важность проблемы, а также в целях предупреждения и профилактики нарушений прав обучающихся и воспитанников, в том числе проявления неуважения к их человеческому достоинству, применения методов физического и психического насилия по отношению к ним, Министерство образования Российской Федерации рекомендует:
1. Включать в планы работы проверки по исполнению норм законодательства Российской Федерации, предусмотрев контроль за исполнением пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 ном.12-ФЗ о недопущении применения методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам.
2. При проведении аттестации учителей, аттестации педагогических и руководящих работников учитывать результаты инспекционных проверок по обеспечению и реализации прав и законных интересов обучающихся и воспитанников, норм действующего законодательства, а также материалов изучения:
- стиля педагогического общения (системы отношений ученик-учитель-руродитель),
- наличия и характера конфликтных ситуаций, жалоб.
3. В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.99 ном.120-ФЗ (статья 9) незамедлительно информировать комиссию по делам несовершеннолетних , ПДН, отдел образования о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, оскорблений, грубого обращения с несовершеннолетними и обсуждать такие случаи нарушений их прав и законных интересов на педсоветах, Советах школы, Советах профилактики.
4. Провести до 1 апреля 2009 года анализ причин и разработать мероприятия по профилактике суицида среди детей и подростков.
6. Предусмотреть создание системы помощи молодежи, системы социально-педагогической помощи семье, используя систему внешкольного образования молодежи, спортивную работу, медико-психологическую службу, систему консультаций и помощи по воспитанию детей и подростков.
7. Инициировать вопросы сотрудничества и осуществления социального партнерства с ПДН,КДН, сельской администрацией и другими организациями, заинтересованными структурами и ведомствами, отвечающими за воспитание, образование и здоровье детей и подростков, с целью обеспечения права на образование, развития детей и подростков, формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности.
8. Усилить контроль за результативностью деятельности психолога и ориентировать их деятельность на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды. Ориентировать образовательную деятельность на формирование у молодых людей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- разработать систему мер предотвращения случаев суицида среди
детей и подростков;
- провести в 2009 - 2010 учебном году семинар по вопросам профилактики
суицида среди детей и подростков с привлечением специалистов
учреждений здравоохранения и психолога ;
- продолжить работу по предотвращению случаев применения к
обучающимся, воспитанникам методов физического насилия;
- организовать работу психолога
школы с учетом мероприятий по профилактике
суицида;
- организовать работу телефонов экстренной
психологической помощи;
- продолжить работу с родителями по проблемам профилактики
суицида.
Литература
Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет.
Анализ воспитательной работы за 2009-2010 уч.год
Календарный график на 1 полугодие
Календарный график на 2 полугодие
Программа патриотического воспитания
Программа по пожарной безопасности
Программа по профилактике правонарушений
Программа развития школьного музея
Работа по программе Одаренные дети (PPS)
Система работы школы по профилактике правонарушений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки».
Правовое воспитание учащихся. Цель: Познакомить учащихся с видами правонарушений, основными признаками преступления, определять, является ли деяние преступлением; разъяснить учащимся опасность п...
Профилактика правонарушений, преступлений и безнадзорности несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья
Программа по профилактике правонарушений, преступлений и безнадзорности несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья...
Информационный материал (буклеты) по профилактике правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни для обучающихся школы, родителей и педагогов
Профилактика правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни среди обучающихся школы, родителей и педагогов...
Программа по профилактике правонарушений, преступлений, употребления ПАВ среди обучающихся "Сделай правильный выбор"
Данная программа разработана на основе анализа ситуации в школе методами наблюдения, тестирования, анкетирования, целью которых являлось выявление среди обучающихся табакокурения, употребления алкогол...
Работа СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию № 7" по профилактике правонарушений, преступлений, самовольных уходов.
Планирование работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и самовольных уходов воспитанников в нашем центре ведется по следующим направлениям:I. Контрольно-аналитическая деятельность админист...
План работы Совета профилактики правонарушений, преступлений.
Деятельность Совета профилактики правонарушений направлена на оказание своевременной и квалифицированной помощи обучающимся и их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочи...
Профилактика ПАВ, правонарушения, преступления, в том числе и против половой неприкосновенности несовершеннолетних
Выступление педагога-психолога на ШМО классных руководителей...