Профилактика ПАВ, правонарушения, преступления, в том числе и против половой неприкосновенности несовершеннолетних
материал

Бабич Марина Борисовна

Выступление педагога-психолога на ШМО классных руководителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_kl_20.12.22.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика ПАВ, правонарушения, преступления, в том числе и против половой неприкосновенности несовершеннолетних

(Выступление педагога-психолога на ШМО классных руководителей)

Сегодня мы поговорим о работе с детьми по «Профилактике злоупотребления ПАВ, правонарушения, преступления, в том числе и против половой неприкосновенности несовершеннолетних».  Каждую тему мы разберем по пунктам.

1. Так, что же такое ПАВ - это психоактивные вещества. К ним относятся курение, алкоголь, наркомания и токсикомания. В последние годы всё более серьёзной становится угроза здоровью населения страны, её социальному, экономическому благополучию, быстрой распространённости потребления наркотических средств и других психоактивных веществ как cреди взрослых, так и прежде всего, среди подростков. В наше время тема о вреде курения, алкоголя, наркотиков очень актуальна. Никто не задумывался, какие последствия несут в себе эти три слова.  У каждого из нас имеются свои слабости, которые по-разному отображаются на нашем образе жизни, здоровье и социальном положении. Некоторые из слабостей переходят во вредные привычки, не несущие нам и окружающим нас людям ничего хорошего. Такие привычки есть у большинства людей во всем мире, поэтому в школах и других учебных учреждениях актуальна такая тема, как профилактика вредных привычек, предупреждающая, в том числе, вредные привычки подростков.

Алкоголь, курение, наркомания - ведут к социальному падению человека. Как наркомания, так и алкоголизм, способны в два счета загубить жизнь любого человека, имеющего подобные вредные привычки и привести к правонарушениям и преступлениям. Человек просто перестает быть собой, все его желания основываются на том, чтобы добыть себе очередную дозу, без которой он уже не может существовать. Это уже не человек, это животное, удовлетворяющее лишь свои потребности. Вырваться из образовавшегося замкнутого круга и жить без вредных привычек бывает очень сложно, если, конечно, это вообще возможно. Очень горько осознавать, что мы в любом возрасте можем приобрести вредные привычки, борьба с которыми не всегда приводит к желаемому результату и это значит, что у наших детей они тоже могут появиться. 

Какие же ставятся цели мероприятий по профилактике ПАВ?

Это, прежде всего:

На конкретных материалах показать причины и последствия воздействия, опасных для здоровья привычек и на основе этого сформировать предпосылки мотивации здорового образа жизни.

Сформировать у детей представление о том, что алкоголизм, наркомания, курение - это болезнь. Выработать у учащихся негативное отношение к людям, употребляющим алкоголь, наркотики и курящих.

Рассказать учащимся об огромной опасности наркомании, алкоголизма, курения для жизни отдельного человека и общества в целом, познакомить с правилами предостережения от вредных привычек.

Пропагандировать здоровый образ жизни; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, прививать интерес к различным видам спорта. Выработать у учащихся негативного отношения к людям, употребляющим алкоголь, наркотики и курящих.

Формировать умения анализировать ситуацию и находить выход из положения, стремление жить без наркотиков, не употреблять алкоголь и не курить.

2. Работа классных руководителей с несовершеннолетними по  профилактике правонарушений среди учащихся заключается  в определенной системе профилактике в воспитательной работе.

Система профилактики правонарушений и преступлений включает в себя следующие компоненты:

1. Выявление учащихся «группы риска».

2. Диагностику структуры личности учащихся определение причин отклоняющегося поведения.

3. Устранение причин отклонений в поведении несовершеннолетнего:

– изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

– вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;

– изменение условий семейного воспитания.

4. Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся.

Наиболее распространенными педагогическими ошибками и недочетами являются:

1. Незнание или слабое знание  особенностей учащегося, условий его жизни, семейного воспитания.

2. Неумение или нежелание педагогов учитывать психологические и индивидуальные особенности учащегося.

3. Неверие в духовные и физические возможности учащегося.

4. Неправильное отношение к учащимся.

5. Отсутствие должного контроля за учебой и поведением учащегося.

6. Несоблюдение требований к учащемуся: и единства требований к нему со стороны старших (педагогов, родителей).

7. Злоупотребление прямыми назойливыми назиданиями.

8. Неуважение личности учащегося, его достоинства.

9. Грубое пренебрежительное отношение старших (педагогов, родителей) к учащемуся.

10. Несоблюдение преемственных связей в воспитании и перевоспитании учащихся.

Классный руководитель в своей работе может использовать следующие формы работы с учащимися девиантного поведения:

  • Индивидуальное беседы с учащимися.
  • Посещение учащихся на дому. Знакомство с условиями жизни.
  • Приглашение родителей, в учреждение образования  с  целью  ознакомления  с успеваемостью, поведением учащегося.
  • Пропаганда законов работниками прокуратуры, милиции, ИДН (лекции, бесед, встречи, кинофильмы и др.),
  • Приглашать   работников   полиции   для   бесед   с   учащимися (общие беседы, индивидуально с учащимися)
  • Закрепить за особо трудными учащимися членов родительского комитета.
  • Вовлекать учащихся в общественную жизнь класса, учреждения образования. Дать постоянное поручение.
  • Помочь учащимся найти дело по душе: секция, факультатив и т.д.

В случае нарушений дисциплины приглашать учащихся на заседания совета профилактики для обсуждения успеваемости и поведения.

Памятка для педагогов по организации профилактической деятельности в учреждении образования:

  • Необходимо ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, определить круг видов деятельности, которые ему разрешены и доступны, и ответственность за них. Быть терпеливым и помнить, что для того, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужно время.
  • В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – педагог тоже имеет право менять взгляды, он не застрахован от ошибок, кое в чем можно и уступить.
  • Действовать только тактично.
  • Выслушивать все, реагируя позже, выбрав подходящий момент, без раздражения, высказывая свое мнение, вносить поправки в услышанное.
  • Быть самокритичным, принципиальным, стараться настолько укрепить доверие учащегося, чтобы он делился с педагогом своими проблемами.
  • Не пытаться загнать учащегося в угол, поставить в затруднительное положение.
  • Стараться соблюдать принцип: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
  • Требуя что-то от учащихся, нельзя торговаться.
  • В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию учащихся.
  • Навести такой порядок в своем коллективе, чтобы ребята видели в педагоге стабильную точку опоры – уверенность в жизни.

3. «Профилактика сексуального насилия среди учащихся»

Сексуальное насилие над детьми — одна из самых табуированных тем в России. И одна из самых страшных.

Согласно отчёту по насилию и здоровью Всемирной Организации Здравоохранения примерно 20% женщин и 5-10% мужчин подвергались сексуальному насилию в детстве.

В последние годы в России участились случаи сексуального насилия над детьми, использование их в эротических и порнографических видео-, фото– и киносъемках. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел в России ежегодно регистрируют 7–8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела.

Дети и подростки – это наибольшая группа риска по совершению сексуальных преступлений, что доказывает необходимость проведения профилактической работы с несовершеннолетними со школьного возраста, а также с родителями.

Для достижения эффективных результатов профилактической работы по данной теме одна из важнейших задач – повышение компетентности специалистов, работающих с детьми. На практике оказывается, что специалисты не всегда готовы решать сложнейшие задачи, ориентированные на работу с жертвами сексуального насилия и их семьями.

Факторы риска.

Жертвой сексуального насилия может стать любой ребенок. Однако большинство детей становятся жертвами сексуальных преступлений не случайно. Основными группами риска среди несовершеннолетних, которые с большой вероятностью могут стать жертвами такого рода преступлений, являются:

1.Социально незащищенные дети – безнадзорные и беспризорные, дети из неблагополучных семей, не имеющие должного контроля со стороны взрослых, лишенные любви и понимания близких, они в первую очередь привлекают внимание злоумышленников.

2.Дети из очень обеспеченных семей – зачастую оба родителя в таких семьях сильно заняты на работе и не уделяют должного внимания детям, компенсируя им это деньгами на карманные расходы, покупкой дорогих игрушек, и т.д. Такие дети сильно страдают от недостатка родительского внимания и легко попадают под негативное влияние «заботливых и участливых» взрослых (в том числе имеющих педофильные наклонности).

3.Дети, много времени проводящие в сети Интернет – тоже попадают в группу риска. По статистике каждый четвертый ребенок в возрасте от 10 до 15 лет подвергался сексуальным домогательствам в Интернете.

4.Дети, плохо поддающиеся социальной адаптации – обширная группа, в нее входят дети, которым по разным причинам сложно выстраивать социальные отношения в группах сверстников (классе, школе). Такой ребенок часто психологически задавлен, как родителями, так и сверстниками, и в случае сексуального посягательства не сможет рассказать кому - либо о случившемся. Он считает себя изгоем, и считает, что если он расскажет кому - то о таком постыдном факте, родители совсем перестанут его любить, а сверстники окончательно перестанут с ним общаться, и он станет объектом насмешек.

5. При совершении половых преступлений особое значение приобретает поведение жертвы. В ряде случаев потенциальная жертва своим поведением формирует ситуацию, в которой повышается вероятность причинения ей вреда.

На что обратить внимание.

Существует ряд симптомов и признаков сексуального насилия. К ним относятся:

Физические симптомы сексуального насилия

Сексуальное насилие над детьми не всегда сопровождается какими-то видимыми физическими последствиями или изменениями.

Физические симптомы могут включать в себя болезненные проявления в области половых органов, кровотечения, кровяные выделения и хронические инфекции мочеполовой системы. Но в некоторых случаях это могут быть симптомы обычного заболевания без какой-либо связи с возможным сексуальным насилием.

Поведенческие \психосоциальные симптомы и реакции

Характеристика поведенческих симптомов в этом случае достаточно многовариантна и может не создавать целостной картины доказательства сексуального насилия. Но у многих детей симптоматика проявляется следующим образом: тревога, гнев, проблемы с концентрациeй внимания в школе, сексуализированное поведение и психосоматические расстройства.

Признаки, характерные для определенной возрастной группы могут быть так же актуальны для других возрастных групп. Симптомы и расстройства, упомянутые для различных возрастных групп, могут проявиться и без какой-либо связи с возможным сексуальным насилием. 

Признаки возможного сексуального насилия (Возрастная группа 6-12 лет):

  1. Создают впечатление, что у них нет желания жить, проявляют склонность к суициду.
  2. Поглощённость воспоминаниями о случившемся.
  3. Навязчивые мысли о пережитом событии.
  4. Забота о собственной безопасности и безопасности окружающих.

5. Необычно агрессивное или безрассудное поведение.

6. Сильное чувство стыда и вины.

7. Дистанцируются от других детей.

8. Имеют проблемы с мимикой, пассивны и расстроены.

9. Проявляют агрессию или гиперактивность.

10. Имеют низкие способности к обучению (от отсутствия концентрации внимания до создания впечатления умственной отсталости).

11. Могут иметь непредсказуемое поведение, слышать голоса, имеют длительные периоды поведенческого отсутствия, раздвоение личности, фантазии — таким образом ребенок диссоциируется.

12. Проблемы с гигиеной, например, отказ принимать душ, игнорирование персональной гигиены или, наоборот, стремление к гиперчистоте.

13. Неправильное понимание своей гендерной роли, например, девочки, подвергшиеся сексуальному насилию, могут вести себя, как мальчики, или наоборот, демонстрировать гиперфеминизм, часто чересчур преувеличенно.

14. Сексуализированное поведение.

Рекомендации для педагогов по вопросам организации работы с детьми, подвергшимися насилию (роль педагога при раскрытии случая жестокого обращения с ребенком).

Можно выделить три основных задачи, стоящие перед педагогом в случае раскрытия случая насилия над обучающимся:

1. Помочь ребенку, оказать ему поддержку.

2. Сообщить в соответствующие органы и учреждения, поскольку жестокое обращение имеет серьезные последствия для жизни и здоровья ребенка.

3. Создать в школе теплую творческую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью, доверительностью отношений.

Рассказ ребенка о жестоком обращении (особенно о сексуальном насилии), которое совершали по отношению к нему, - это тяжкое испытание для тех, кому приходится это выслушивать. Шок, неверие, отрицание, гнев, жалость и отвращение - все это нормальные реакции на такое признание.

Часто первым побуждением учителя или другого лица становится желание отделаться от ребенка, сказать себе, что все это он выдумал, и поскорее забыть. Со всем этим нужно и можно справиться, чтобы оказать необходимую поддержку и помощь ребенку.

Часто при раскрытии случая жестокого обращения педагог задается вопросом: насколько можно доверять ребенку, ведь он может фантазировать или находиться под влиянием других взрослых. В любом случае ребенок нуждается в вашей помощи, т.к. должны быть причины для возникновения подробных фантазий или для того, чтобы ребенок решился на обман.

В любом случае важно помнить о соблюдении конфиденциальности. Ребенок может попросить вас никому не рассказывать о случившемся с ним, но оставив все как есть, вы не можете быть уверены в безопасности для жизни и здоровья ребенка. Здесь важно понимать, что конфиденциальность в полном объеме не может быть гарантирована ребенку, это стоит ему объяснить, пояснив причины.

Кроме того, статья 122 Семейного кодекса указывает, что администрация образовательных, лечебных, учреждений социальной защиты, а также граждане, которым стало известно о детях, родители которых уклоняются от исполнения своих обязанностей, злоупотребляют родительскими правами или жестоко обращаются со своими детьми, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического проживания детей.

Контроль ситуации. Дети, подвергшиеся насилию (особенно в семье), часто воспринимают себя беспомощными, неспособными контролировать ситуацию. Необходимо это учесть при раскрытии насилия и дать ребенку почувствовать, что он может управлять ситуацией, например, с ним обсуждается план дальнейших действий.

Принятие ребенка. Когда жестокое обращение длится годами, это не может не наложить отпечаток на личностные особенности ребенка. Поэтому учителю, социальному педагогу, психо- логу и другому специалисту следует быть готовым к встрече с детьми со странностями или даже с «неприятными» особенностями.

Если ребенок рассказывает вам о насилии, то:  

  1. Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно.
  2. Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.
  3. Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом¬ не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».  
  4. Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за  использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся. Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.  
  5. Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку свою поддержку.
  6. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги.
  7. После окончания разговора сделайте подробную запись. Это поможет вам проанализировать случившееся и определиться с дальнейшими действиями.

Чего не стоит делать:  

  1. Не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться» и «Все будет хорошо». Агрессор, вероятнее всего, уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит).
  2. Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия травматического события таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
  3. Чтобы оказать помощь ребенку, вам нужно знать, кто совершал насилие над ребенком, и где это происходило; как относится ребенок к насильнику, если это близкий для него человек; боится ли он сообщить родителям; жалуется ли ребенок на физическое недомогание, боли. Например, если ученица вам рассказывает, что насилие совершал отчим, а мать не верит и не поддерживает ее, значит, существует реальная угроза, что насилие будет повторяться вновь и вновь. В этом случае вам надо подумать о том, какие меры следует принять для обеспечения безопасности девочки. Другой пример: ребенок подвергся нападению незнакомого мужчины по дороге из школы домой, но боится сказать родителям, потому что они наказывают его за малейшую провинность. В этом случае вы можете пойти вместе с ребенком к нему домой и объяснить родителям, что в происшедшем нет вины ребенка и продумать вместе с ними, как помочь ребенку справиться с травмой.
  4. Помните: если вы подозреваете, что ребенок подвергся любому насилию, вы должны сообщить об этом соответствующим органам.

Таким образом, учителя могут оказать значительное влияние на эмоциональное и психологическое состояние ребенка, подвергшегося насилию.

Важно помнить, что роль педагога заключается только в том, чтобы внимательно выслушать ребенка,  а не добиваться от него подробностей и не проводить расследование самому,  это дело сотрудников полиции.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагоги могут проводить профилактику случаев насилия и жестокого отношения с детьми, обсуждая в рамках тематических классных часов и  бесед, совместных  занятий  для детей и их родителей. А так же в рамках родительских собраний проводить работу с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних

Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних...

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его ...

Выступление на родительском собрании «Половая неприкосновенность несовершеннолетних»

Выступлениена классных родительских собраниях педагога-психолога  «Половая неприкосновенность несовершеннолетних»...

План работы по профилактике преступлений против половой неприкосновенности

Формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситу...