Программа по воспитанию правовой культуры, формированию законопослушного поведения, профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ, дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних обучающихся МКОУ «Лапшихинская
статья на тему

Банная Ольга Владимировна

Причины возникновения социальных проблем

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика работы социального педагога с неполной семьей в условиях общеобразовательной школы

Составила:

Соц.педагог: Банная О.В

     

   Неполная семья — это категория семьи с отсутствием одного из родителей, когда одинокие мать  или отец проживают с ребенком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несет за него (них) всю ответственность.

     Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.

    Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.

    Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки.

      Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует.

       Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители. 

     Социальная работа с неполной семьей включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владение их технологиями.

Содержание социальной работы с семьей в общеобразовательном учреждении в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. В зависимости от характера социальной помощи строится и план работы, определяется ее содержание и вид практической помощи.

Деятельность специалистов по социальной работе многогранна: в одном случае они проводят консультацию супругов, в другом — совместно с родителями вырабатывают общую линию воспитания подростка, в третьем — решают проблемы неполной или многодетной семьи, в четвёртом — занимаются семейной психотерапией, поддержкой и т. д. В принципе, эти многоплановые контакты специалиста по социальной работе с семьями, порождаемые потребностями совместной деятельности, являются своеобразными формами проявления общих закономерностей социальной работы с семьёй.

    Можно выделить направления при социальной работе с неполной семьей в условиях общеобразовательного учреждения. Каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений.  Очевидно, что в каждой конкретной ситуации неполная семья нуждается в различных видах помощи с тем, чтобы, по крайней, частично компенсировать влияние негативных факторов на развитие ребенка.

         Первым направлением социальной работы с семьёй является предоставление педагогических услуг, куда входит:

1) помощь в защите интересов детей;

2) консультативная помощь родителям и детям;

3) организация обучения родителей приёмам игровой и учебной деятельности детей.

         Вторым направлением социальной работы с семьёй является предоставление психологических услуг, куда входит:

 1) психодиагностика и обследование личности клиента;

2) семейное психологическое консультирование (индивидуальное и групповое);

3) телефонное консультирование;

4) коррекцию отношений и поведения;

5) профилактика конфликтных ситуаций в семье;

6) проведение тренингов по коммуникативному общению и т. д.

           Третьим направлением социальной работы с семьей является создание групп поддержки и организации взаимодействия родителей из неполных семей: свободный обмен мнениями по поводу проблем, вызывающих у них особое беспокойство, взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.

         Четвертым направлением социальной работы с семьей является оказание помощи в организации семейного досуга, координации связей семьи с различными ведомствами и социальными службами.

         Деятельность специалиста по социальной работе с семьей включает три основных составляющих: образовательную, психологическую, посредническую. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального работника: помощь в обучении и воспитании. Деятельность специалиста по социальной работе в общеобразовательном учреждении предусматривает проведение широкого просвещения родителей, которые в одиночку воспитывают детей, по следующему кругу вопросов:

а)  педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию детей;

б)  роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;

в)  значение личного     примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери;

г) воспитание детей в неполной семье с учетом пола и возраста;

д) социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков и т. д.  Психологическая составляющая при работе с семьей включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и социально-психологическую коррекцию межличностных отношений.

         Посреднический компонент включает в себя три составляющие:

1.    Помощь направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, «клубов знакомств», летнего отдыха и другое.

2.    Помощь направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

3.   Помощь направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, так и проблем, которые существуют внутри семьи. 

                    В группе школьников, среди которых были дети из полных и неполных семей, характерными качествами личности детей из неполных семей являлись: неразговорчивость, замкнутость, неумение забывать неудачи, неумение владеть собой, непрактичность, неуверенность в себе, нервозность, стремление постоянно быть одному и тому подобные. Когда как для детей из полных семей основными качествами личности были: аккуратность, спокойствие, уверенность, открытость, эмоциональность, смелость, взвешенность поступков, общительность и т. д. Этими качествами обладали и некоторые дети из неполных семей, где наблюдались ровные, доброжелательные отношения между взрослыми и детьми, где нормальный уровень материального положения и достаточно высокий интеллектуальный, образовательный уровень взрослых (родителей или опекунов, или других родственников).

    Таким образом, можно сделать следующие выводы. Социальная работа с неполными семьями представляет собой целостную систему. Содержание социальной работы с семьей в общеобразовательном учреждении в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации.

           Социальная работа ориентирована не только на решение проблем неполной семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи.

            Социальный педагог должен заниматься своим делом хорошо и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Иногда в помощи нуждаются больше родители, чем сами дети. Дети осознают важность воспитательной работы, как правило, позже, зачастую тогда, когда они сами становятся родителями. И хотелось бы, чтобы будущие родители моделировали свою жизнь на хороших примерах общения и воспитания.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  РАБОТА  С  ДЕТЬМИ

«ГРУППЫ  РИСКА»  В  УЧЕБНО  ВОСПИТАТЕЛЬНОМ  ПРОЦЕССЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ

 Составила:

соц.педагог

Банная О.В

          В  настоящее  время  остро  стоит  проблема  работы  с  детьми  группы  риска  в  учебно-воспитательном  процессе.

Это  определено  динамикой  процессов,  которые  происходят  в  обществе,  с  кризисными  явлениями  современной  жизни,  с  утратой  социально-значимых  ориентиров,  в  частности  с  усилением  асоциального  и  не  нормативного  поведения  человека  в  окружающей  его  среде,  так  же  с  разными  проблемами ,  с  которыми  сталкиваются  учащиеся  школы. 

     Трудные  дети  это  категория  детей  у  которых  доминируют  явные  отклонения  в  личностном  развитии  .  отнесение  ребенка  к  данной  категории  осуществляется ,  как  правило  по  его  внешним  индивидуально-психологическим  особенностям,  которые  служат  препятствием  для  нормального  протекания  учебно-воспитательного  процесса.

    Следовательно  причины  которые  могут  лежать  в  основе  нарушения характера,  и  поведения  учащийся  молодежи  будут  весьма  разнообразны. Оценка  ребенка,  как  «трудного»  отображает  преимущественно  мнение  о  нем  педагогов  и  самих  родителей,  а  не  его  психофизиологические  характеристики  личности. 

    Но  следует  отметить,  что  «трудные  дети »  и  «трудновоспитуемые»,  можно  рассматривать  как  синонимы.  Трудновоспитуемые  дети  наименее  склонны  следовать  педагогическим  предписаниям  и  воздействиям.  В  свою  очередь  «дети  группы  риска»,  это  дети  находящиеся  в  критической  ситуации  или  в  неблагоприятных  условиях  жизни,  испытывающие  те  или иные  формы  социальной  дезадаптации,  проявляющие  различные  формы  асоциального  поведения.  Наибольшее  влияния  на  формирование  личности  ребенка,  оказывают  его  ближайшее  окружение,    семья,  которая  является  главным  институтом  воспитания.

  То,  что  ребенок  в  детские  годы  приобретает  в  семье,  он  сохраняет  в  течение  всей  последующей  жизни.  Именно  в  семье  ребенок  усваивает  нормы  и  правила  поведения  в  социуме,  нормы  человеческих  отношений,  впитывая  из  семьи  образцы  поведения.  Семья  является  истоком  и  опосредующим  звеном  передачи  ребенку  социальноисторического  опыта,  и,  прежде  всего,  опыта  эмоциональных  и  деловых  взаимоотношений  между  людьми. 

        Дети  из  группы  риска,  как  ,  правило  жертвы  неблагополучной  ситуации  в  семье.  Эта  категория  заслуживает  особого  внимания,  поскольку  среди  таких  детей,  в  семье  высок  уровень  беспризорности  и  безнадзорности.Дети  попадают  в  группу  риска  под  воздействием  таких  факторов:·     медикобиологические.  Это  может  характеризоваться,  как  наследственные и  врожденные  свойства,  состояние  здоровья,  травмы  внутриутробного  развития,  и  нарушениями  в  психическом  и  физическом  развитии;  психологические,  это  неприятие  себя,  трудности  взаимодействия  со  сверстниками,  общения  со  взрослыми,  в  эмоциональной  сфере,  невротические  реакция    социальноэкономические   неблагоприятная  психологическая  обстановка  в  семье,  проблемы  могут  быть  связанные  с  материальными  доходами,  семьи  где  ведут  аморальный  образ  жизни,  и  нарушение  адаптации  к  жизни  в  социуме.педагогические    отсутствие  мотивации  к  учебной  деятельности,  закрытость  в  общении,  не  соответствие  образа  школьника  [1,  с.  164

Что  касается  особенностей  развития  детей,  то  можно  проследить  такую  динамику,  что  физическое  развитие  опережает  психическое,  повышается  риск  соматических  заболеваний,  происходит  расширение  кругозора  социальных  отношений.

И  именно  вот  воздействием  вышеперечисленных  факторов  учащиеся  оказываются  в  зоне  риска. 

     Формирование  личности  может  носить,  как  положительный  так  и  отрицательный  характер.  Формирование  положительных  качеств  личности  способствует,  благоприятно  настроена  семейная  и  школьная  среда.  Создание  положительно  направленной  среды  ложится  на  плечи  социального  педагога.

        В  свою  очередь  социальному  педагогу  чаще  всего  приходится  контактировать  с  подростками,  детьми,  их  родителями,  и  педагогическим  коллективом.

Причины  отрицательной  формировании  личности  могут  быть,  связанные  с  нарушениями  с  отклонениями  в  здоровье,  то  есть  отклонения  от  нормы(психическое  или  физическое),  и  конечно  большую  роль  играет  акцентуация  характера.  Кроме  того,  у  ребенка  могут  проявляться  нарушения  в сфере  межличностных  взаимоотношений,  то  есть  ребенок  может  являться  как  изгоем  в  классе,  так  и  просто  трудно  найти  общий  язык  с  классным  коллективом  и  учителями.  А  так  же  этому  способствуют  ошибки  семейного воспитания. Социально-педагогическая  деятельность  с  детьми  группы  риска,  или  какая-то  проблема,  должна  решаться  комплексно  в  ОУ  учреждениях,  основная  роль  принадлежит  социальному  педагогу. 

         Непосредственная  деятельность  с  детьми  группы  риска,  может  включать  следующие  мероприятия:

1.  вовлекать  в  учебную  деятельность,

2.  воспитательная  деятельность,

3.  оказание  помощи  о  поддержки. 

          В  работе  с  детьми  «группы  риска»,  важно  реализовывать  нравственноправовое,  воспитание,  формировать  адекватную  самооценки,  умение  безболезненно  относиться  к  критики  учителя  и  развивать  эмоциональную  сферу  личности. Выделяют  ряд  направлений  социально-педагогической  деятельности,  с  детьми  которые  попали  в  зону  группы  риска: 

1. социально педагогическое  исследование  с  целью  выявления  социальных  и  личностных  проблем  детей  всех  возрастов, 

2. защита  прав  ребенка,  выявление  и  поддержка  учащихся,  нуждающихся  в  социальной 

3.  консультирование,  организационно  методическая  деятельность,  обеспечение  поддержки  семье  в  формировании  личности  учащегося,  содействие  созданию  педагогически  ориентированной  среды  для  оптимального  развития  личности  ребенка. 

И  конечно  одно  из  важнейших  направлений  в  деятельности  социального педагога  это  профилактика  и  коррекция.  Раннее  выявление  и  предупреждение  фактов  отклоняющегося  поведении  учащихся:   обеспечение  коррекционной  и  профилактической  и  работы  с  детьми  и  подростками,  состоящими  на  учете  в  ПДН,  КДН,

·     создание  профилактической  работы  с  учащимися  «группы  риска"

·     способствование  пропаганде  здорового  образа  жизни.

            В  данном  направлении  для  эффективности  работы  с  такими  детьми,  особо  важным  становится  координация  профессиональных  усилий  различных  специалистов.  Социальный  педагог  взаимодействует  как  с  классным  руководителем,  так  и  с  другими  учителями  предметниками,  с  ОВД  ПДН  и  др. 

       Социальный  педагог  использует  с  целью  выявления  и  личностных  проблем  детей,  проводит  социальную  паспортизацию  классов,  школы,  изучает  и  анализирует  культурно  бытовые  отношения  в  семье.  И  проводит  социально педагогическую  диагностику  с  целью  выявления  личностных  проблем  учащихся,  семьи.  Так  же  социальный  педагог,  ведет  карточки  с  изучением  личности,  изучает  причины  отклонений.

     Что  касается  классного  руководителя,  то  он  представляет  социальному  педагогу  данные  о  детях  которые  находятся  в  группе  риска.  по  следующим  показателям:  влияние  семьи,  отношения  к  сверстникам  и  принятие  его  в  коллективе,  досуговое  время  провождение,  конфликтность.  Тогда  после  этого  социальный  педагог  проводит  работу  с  такими  детьми  их  семьями  и  ближайшим  окружением.  Если  усилия  социального  педагога  не  увеличились  успехом.   Тогда  в  работу  подключается  заместитель  по  воспитательной  роботе,  тогда  он  собирает  педконсилиум  с  участием  всех  учителей,  это  учителя  предметники,  классный  руководитель,  социальный  педагог,  психолог

Директор  школы  выполняет  координацию  усилий  всех  вышеперечисленных  участников  взаимодействия,  в  случае  необходимости  принимает  решение,  на  заседании  Совета,  о  ходатайстве  перед  ПДН  о  составлении  протокола  на  родителей  если  они  не  выполняют  должностных  обязанностей,  уклоняются  от  исполнения  родительских  обязанностей.  Следовательно  ребенка  направляют  на  комиссию  ПДН,  и  вынесение  вопроса  на  педсовете  для  принятие  единогласного  решения  [6,  с.  10].

          Все  вышеперечисленные  составляющие  работы  социального  педагога должны быть снащены своими социальнопедагогическими  технологиями,  которые  как  правило  делятся  на  две  группы,  это  индивидуальные  технологии  работы,  и  организационные  технологии .

      Что  касается  организационных  технологий  то,  тут  можно  сказать,  что  они  направлены  на  выявление  детей  попавшие  в  «зону  риска», 

разработку  программ  как  индивидуальной  так  и  групповой  работы,  и  обеспечение  условий  для  реализации,  заключительная  технология  —  диагностика  их  проблем.

Реализация  направлений  социального  педагога  может  проходить  как  в  группе  так  и  индивидуально,  что  может  составлять  основу  для  применения  определенных  технологий  с  детьми  оказавшиеся  в  социально  опасной  ситуации.   Одной  из  таких  ситуаций  в  настоящий  момент,  является  употребление  несовершеннолетними  алкоголя  и  наркотиков.  Бесспорно,  что  решение  данной  проблемы,  которая  уже  приобрела  огромные  масштабы,  требует  участия  не  только  многих  специалистов  социальной  сферы,  но  и  государственных  структур,  средств  массовой  информации,  общественности  и  др.  Однако  значительную  роль  в  проведении  профилактической  работы  среди  асоциальных  детей  ,  отводится  и  социальному  педагогу  общеобразовательного  учреждения,  который  может  оказать  индивидуальную  помощь,  тем  детям  которые  уже  имеют  проблему  зависимости,  которая  будет  сопровождаться  конфиденциальностью .

Проводить  групповую,  профилактическую  работу,  программы  в  которой  можно  было  разработать  как: 

·     ролевые, 

·     деловые, 

·     информационно-пропагандистские, 

·     досуговые;  которые  направленные  на  развитие  положительного  отношения ,  к  здоровому  образу  жизни,  к  избавлению  вредных  привычек,  то  есть  отрицательного  отношения  к  употреблению  ПАВ,  вызывающих 

Зависимость. В  свою  очередь,  особенности  социально-педагогической  профилактики  проявляются  в  том,  что,  с  одной  стороны,  она  будет  направлена  на  опережающее  формирование  позитивных  жизненных  установок,  ценностей,  опыта  ребенка.  А  с  другой  стороны,  на  тех  детей,  которые,  оказались  в  трудной  социально  опасной  жизненной  ситуации,  получившие  негативный  жизненный  опыт,  или  самостоятельно  справиться  с  проблемами.

          Можно  выделить,  что  как  правило,  дети  «группы  риска»,  не  успевают  в  учебной  деятельности,  часто  прогуливают  школу  без  уважительных  причин,  нарушение  социальной  адаптации,  что  приводит  к  правонарушениям.  Даже  когда  у  таких  детей  появляется  желание  работать,  но  для  достижения  успеха  им  мешает  неспособность  выдержать  даже  небольшое  трудовое  напряжение.  Это  слабая  ориентация  в  нем,  непродуманность  действий,  невозможность  выделить  достаточное  число  признаков,  импульсивность  действий,  неумение  анализировать,  несамостоятельность,  неспособность  к  планированию,  отвлекаемость,  несобранность,  быстрая  утомляемость.

            Отметим,  что  успех  в  учебной  деятельности  имеет  особое  значение  для  учащийся  молодежи,  в  частности,  для  детей  группы  риска.  Поэтому  педагогам  важно  создавать  успешность  для  реализации  своих  возможностей.Если  однажды  помочь  школьнику  достичь  положительного  результата,  и тем  самым  создать  у  него  мотивацию  достижения  успеха  в  будущей  деятельности. Школа  на  равнее  с  семьей,  важнейший  институт  в  жизни  человека,  но  она  получает  уже  в  какой-то  мере  «готовый  продукт»,  который  исправить  порой  бывает  достаточно  трудно.  И  эта  проблема  будет  лежать  на  плечах  социального  педагога.  Необходима  интеграция  семьи  и  школы  в  воспитании  ребенка.

Организация  на  базе  образовательных  учреждениях  своеобразных  социальнопсихологических  комплексов,  а  точнее  служб,  одна  из  разновидностей  решения  проблемы.  А  также  наличие  социально-педагогических  технологии,  которые  могут  оказать  помощь  специалисту  в  работе  с  детьми  «группы  риска»,  так  как  складывается  своеобразный  алгоритм  взаимодействия  с  детьми. 

Если  выстраивать  определенную  лестницу  работы  с  детьми,  то  она  будет  выглядеть  следующим  образом:

1.  Нужно  выявить  детей  находящиеся  в  «группе  риска»;

2.  Проводить  диагностику  и  изучение  проблем  таких  детей;

3.  Составить  определенную  программу  профилактики  или  коррекции;

4.  Реализация  данной  программы;

Стоит  выделить,  что  «дети  группы  риска»  нуждается  в  помощи,  которая  будет  направлена,  на  изменение  или  выхода  из  трудной  жизненной  или  социально  опасной  ситуации,  в  которой  оказался  ребенок,  а  так  же  на  минимизацию  его  психологических  социальных,  и  педагогических  проблем  и  трудностей  с  целью  поэтапного  разрешения  их.  Поэтому  такие  дети  нуждаются  в  корректировке  процесса  их  социализации.  И  главная  цель  социального  педагога,  приспособить  и  адаптировать  таких  детей  к  социуму,  постараться  сделать  так,  чтобы  поведение  не  выходило  за  рамки  социальной  нормы,  а  соответствовала  нормам  правилам  поведения  в  социуме,  и  не  препятствовало  установлению  нормальных  отношений  с  окружающими.

         Стоит  отметить,  что  эффективность  работы  будет  зависеть  от  ряда  обстоятельств:  желания  самого  ребенка,  профессионального  мастерства  педагога,  и  комплексного  подхода  в  решении  проблем

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ

От структуры и состава семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т. д.) во многом зависят особенности воспитания детей.

В настоящее время имеются данные, которые убеждают в том, что семья семье — рознь, даже если они относятся к одному и тому же типу.

В полной гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучшие условия для творческого воспитательного процесса.

Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу и без повода.

Немало семей существуют только формально, в них супруги живут каждый сам по себе и воспитательный вклад отца настолько незаметен, что его можно не принимать во внимание.

Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной (нормальной, как говорят педагоги дошкольного учреждения, школы), а по сути она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, внимания и взаимного уважения друг к другу. Можно предположить, что в такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью.

В последние годы в нашей стране все больше семей, в которых родители озабочены проблемами карьеры, делания денег, где дети нежеланны и заброшены, отодвинуты на одно из последних мест в иерархии ценностей папы и мамы, а эмоциональные связи между поколениями едва просматриваются.

Итак, полная семья еще не является гарантом полноценного воспитания ребенка. Что уж говорить о неполной?! Однако не будем торопиться с преждевременными выводами: в современной неполной семье немало вариантов воспитания и не все они отрицательные.

Неполные семьи возникают в результате распада семьи: смерть одного из супругов, развод. Наиболее распространенной является неполная семья в составе матери и ребенка (детей).

Каковы бы ни были причины развода, от его последствий в той или иной степени страдают все члены распавшейся семьи, и это осложняет процесс воспитания. Положение усугубляется тем, что бывшим супругам не всегда удается сохранить нормальные отношения, столь важные для полноценного развития их детей.

Часто мать (вопреки семейному законодательству) препятствует не только участию отца в воспитании сына или дочери, но даже эпизодическим встречам с ними.

Утрата возможности более или менее регулярно общаться с родителем, покинувшим семью, по мере необходимости прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику ребенка.

Еще больший урон его развитию наносится, если родители после распада семьи не скрывают своего недоброжелательного отношения друг к другу, втягивают малыша в орбиту взаимных обвинений, каждый старается обелить собственное поведение в его глазах.

Родители, пытающиеся убедить дошкольника в том, что вина за распад семьи лежит на совести бывшего супруга, лишь усиливают его эмоциональное неблагополучие.

Взросление маленького человека в обстановке неприязни и вражды между расставшимися родителями нередко приводит к противоборству между цельностью характера и изворотливостью, силой духа и малодушием, лживостью, притворством.

Поэтому родительский долг, ответственность перед собственными детьми требуют от супругов расставаться достойно, не идти на поводу у своих амбиций и ущемленного самолюбия.

Распад семьи меняет ее привычный уклад, что, как уже было сказано, осложняет процесс воспитания.

Начнем с ухудшения материального положения неполной семьи. Даже при благоприятном раскладе (мать работает, отец исправно платит алименты) семья испытывает затруднения, особенно в каких-либо неординарных ситуациях.

Например, ребенок поступает в школу, сколько всего надо приобрести! Или у него обнаружили музыкальные способности: необходимо купить пианино (скрипку) и т. д. Пригласить на день рождения одноклассников, поехать куда-либо в отпуск — все это становится не по карману одинокой матери.

Прибавляются расходы и по содержанию жилья. Раньше мелкие (а иногда и крупные) ремонтные работы выполнял муж, теперь надо платить деньги за починку детского велосипеда, замену разбитого стекла и т. д.

Перестраиваются социальные связи распавшейся семьи. Разведенная мать теряет часть приобретенных за последние годы знакомых, потому что они — друзья бывшего мужа. В ее семье менее желанными гостями становятся и родственники по линии мужа, что обедняет социальное окружение ребенка, лишает его привычных эмоциональных связей.

Психологи (3. Матейчик, X. Фигдор и др.) отмечают, что драма развода сказывается на психике женщины, в результате чего, даже имея самые благие педагогические намерения, она не всегда может их реализовать.

Прежде всего она (как женщина, пусть и поневоле создавшая материнскую семью) испытывает на себе и на своих детях в той или иной степени социальную дискриминацию, которая проявляется в прямом осуждении, скрытом пренебрежении окружающих людей, их стремлении отнести оставшихся без отца детей к обездоленным, заведомо трудным, с различными отклонениями в поведении.

В устах профессиональных педагогов (дошкольного учреждения, школы и т. д.) выражение «ребенок из неполной семьи» часто имеет подтекст «что хорошего можно от него ожидать?». Иногда эта проблема обсуждается персоналом дошкольного учреждения в присутствии ребенка, что больно ранит его самолюбие, лишний раз подчеркивая, что он не такой, как все.

Материальные и социальные проблемы — причина душевных переживаний одинокой матери, сопряженных с неустойчивостью настроения, повышенной раздражительностью. Она может накричать, наказать ребенка за какие-либо незначительные промахи в поведении. Ее гневная, раздражительная реакция на какую-то пустячную неурядицу, которая раньше вызывала лишь замечание, шутку мамы или папы, часто провоцирует ответное агрессивное поведение ребенка.

А у него и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений.

Лишившись постоянного общения с отцом, он теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Ребенка волнует, будет ли он видеть папу, станет ли тот навещать его, приносить подарки, как объяснить воспитательнице в детском саду, почему папа не приходит за ним и т. д.

К этим размышлениям прибавляется тревога: а вдруг мама разлюбит и его, как она разлюбила папу?

Тоскуя об отце, малыш нередко упрекает маму за то, что она ругала папу, прогнала его. Иногда ребенок считает себя виноватым в том, что отец ушел из семьи. В семье, находящейся на грани развода, ссоры и конфликты между супругами буквально висят в воздухе, и поводом (не причиной!) к ним становится ребенок: как оделся, почему заболел, отчего до сих пор не спит и т. д. Малышу трудно разобраться в отношениях родителей, понять подтекст их ссор, ему кажется, что он причина размолвок, значит, на нем лежит вина в том, что папа не захотел жить в одном доме с мамой и с ним.

Сложно отвыкнуть и от привычных семейных отношений, когда он маневрировал между родителями, находя утешение, ласку, а иногда и защиту от одного в объятиях другого. Это, кстати, во многом уравновешивало эмоциональное состояние младшего члена семьи. Оставшемуся вдвоем с мамой, родительская власть которой неизмеримо возросла, дошкольнику не к кому обращаться за правдой, когда ему кажется, что ущемлены его права, интересы, желания.

Как показывают исследования (Е. П. Арнаутова, А. И. Захаров, Е. И. Кульчицкая и др.), не менее сложно протекает жизнь ребенка при повторном браке матери (отца).

В семьях, где появился отчим (мачеха), у девочки или мальчика наблюдаются различные отклонения в эмоциональной сфере, ухудшаются отношения с матерью (отцом). Родители не всегда замечают переживания ребенка (а он не умеет их высказать), поэтому не пытаются и к тому же зачастую не умеют установить правильные взаимоотношения с ним.

Таким образом, воспитательная ситуация в неполной семье бывает отягощена многими неблагоприятными факторами.

Одинокие матери прибегают к разной тактике воспитания детей. Начнем с того, что некоторые из них больше обеспокоены собственной дальнейшей судьбой, а не прошлым, настоящим и будущим своего ребенка. Их интересы сосредоточены на поиске нового спутника жизни. У таких матерей, как и у тех, кто морально сломлен драмой развода, дети, как правило, предоставлены сами себе (гипоопека). Об этом говорит их внешний вид (неухожены, неопрятны, не всегда досыта накормлены), а главное — их поведение (повышенная агрессивность, суетливость или, напротив, замкнутость, заторможенность).

В других неполных семьях, особенно в материнских, где женщина сделала сознательный выбор — родить для себя, складывается иная воспитательная ситуация. Матери испытывают обостренное чувство долга, обязанности, ответственности (гиперсоциальность) за воспитание ребенка, поскольку рассчитывать приходится только на свои силы. Чувствуя свою несостоятельность в супружестве, женщина стремится самоутвердиться как мать, поднять свой статус в собственных глазах и мнении окружающих. Своим поведением, активной воспитательной позицией мать доказывает себе и окружающим, что она может вырастить своего ребенка, обеспечить ему полноценное развитие, дать хорошее образование. Ее внимание, жизненные интересы концентрируются на ребенке. Мать чутко и иногда болезненно реагирует на советы педагога (дошкольного учреждения, школы), его замечания в адрес ребенка. У такой матери зачастую своя культурная программа воспитания: куда сводить его, что показать, какие книги читать. Как правило, ребенок получает дополнительное образование, посещая спортивные секции, студии, кружки.

Но и при столь благоприятной воспитательной ситуации в неполной семье имеются свои издержки. Прежде всего — некоторая изолированность таких семей, вынужденная замкнутость, сосредоточенность на своих домашних трудностях, связанных с необходимостью одновременно воспитывать ребенка на высоком уровне и зарабатывать на жизнь. На развитии его негативно может сказаться доминирование матери в доме, ее взгляд на ребенка как на свою собственность.

В первые годы жизни малыш принимает это как должное, но с возрастом начинает тяготиться симбиотической связью с матерью, стремясь расширить свой социальный опыт.

Маленького сына (или дочь) мать не отпускает поиграть, погулять с друзьями, боится школьных экскурсий, коллективных поездок, походов («Вдруг что-то случится? Он же для меня смысл жизни!») Ребенок может взбунтоваться против такого засилья матери, и тогда она будет считать, что потерпела педагогическое фиаско, что жизнь не удалась.

Неполная семья, где ребенка воспитывает отец, большая редкость. Бракоразводная практика в исключительных случаях доверяет ребенка отцу.

Длительность жизни мужчины в последнее .время сокращается, и внезапная смерть настигает представителей сильного пола чаще, чем слабого. Поэтому среди неполных семей значительно больше вдов с малолетними детьми, чем вдовцов.

Но независимо от того, кто стоит во главе неполной семьи — мужчина или женщина, следует помнить, что для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями восприняв верные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения.

В неполной семье это сделать трудно: ребенка воспитывает один из родителей (чаще — мать). Но и здесь есть выход из положения, который помогает в некоторой степени компенсировать недостаток мужского (или женского, если воспитывает отец) влияния на ребенка: появляется отчим (мачеха), активное участие в судьбе малыша принимают дедушка (бабушка), брат матери или другие родственники. Думающие об интересах ребенка матери (отцы) ищут выход из положения.

Из всего изложенного видно, что неполная семья нуждается в особом внимании, большей помощи и поддержке со стороны дошкольного детского учреждения. Это подтверждается и данными последних исследований.

Так, в результате анализа пожеланий родителей по поводу работы ДОУ, проведенного С. И. Мусиенко, было выявлено, что выборы форм работы с детьми, сделанные родителями из полных и неполных семей, содержательно практически не различаются между собой — родители как из полных, так и из неполных семей предпочитают одни и те же формы детской деятельности.

Единственное отличие касается количества выборов — родители из неполных семей выбирают больше форм детской деятельности в целом.

Можно предположить, что этот факт отражает неуверенность матерей, которые воспитывают ребенка одни, в том, что они в должной степени смогут обеспечить малышу доступ ко всем видам деятельности, нужным для полноценного развития в его возрасте. Одинокие мамы надеются, что детское учреждение возьмет на себя эту заботу, поскольку справиться со всеми проблемами воспитания и обучения эти женщины не в состоянии.

К тому же неполные семьи обычно испытывают материальные трудности и часто не могут себе позволить оплатить образовательные услуги для ребенка в той мере, в которой им хотелось бы это сделать. Поэтому основная задача педагога, работающего с родителями, которые воспитывают ребенка в одиночку, помочь им найти компромисс между запросом на образовательные услуги и стоимостью этих услуг, посодействовать в выборе наиболее важных для ребенка в данное время.

Безусловно, этот выбор зависит от того, какие конкретные услуги может предоставить данное дошкольное детское учреждение. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения

Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников "Гражданин XXI века"...

Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся на период с 2012 по 2013 гг

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно ...

Программа "Шаг за шагом" по профилактике противоправных действий и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних

    Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосп...

Программа профилактики наркомании, распространения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних «Линия жизни»

При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов к...

Комплексная программа по профилактике правонарушении, безнадзорности, беспризорности, преступлении, правонарушении и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в МБОУ "Сосьвинская СОШ" "К Успешной личности" на 2018-2023 г.г.

Содержание программы.Программа содержит 4 блока:организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися и их родителями.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid"...