Программа "Шаг за шагом" по профилактике противоправных действий и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Людмила Анатольевна Корнева

      Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон.      Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности.

      Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения  к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению ко взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов, склонностей, которые порождают группы безнадзорных правонарушителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_shag_za_shagom.docx49.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение "СОШ № 2"

    «Утверждено»

_________________________

директор МАОУ «СОШ №2»

____________ О.С. Носачева

Программа "Шаг за шагом"

по профилактике противоправных действий

и употребления психоактивных веществ

среди несовершеннолетних

                                                         Программу разработала:

                                                         Корнева Людмила Анатольевна

                                                         социальный педагог МАОУ «СОШ №2»

Ст. Тбилисская

2014 г.

 

Программа "Шаг за шагом"

по профилактике противоправных действий

и употребления психоактивных веществ

среди несовершеннолетних

Содержание:

I.    Пояснительная записка

II.   Цель и задачи программы

III. Этапы реализации программы

IV. Формы и методы работы.

V.  Распределение обязанностей по осуществлению программы «Шаг за шагом». Возможные риски. Критерии эффективности.

VI.  Календарно-тематический план.

VII. Методические разработки для реализации программы «Шаг за шагом»

В основу Программы взяты:

-          Конституция Российской Федерации;

Конвенция о правах ребенка
Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

-  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации"

-  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

-          Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. N 1539-КЗ "О мерах по

профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в

Краснодарском крае"

-    Семейный Кодекс Российской Федерации;

-   Административный Кодекс российской Федерации;

-   Гражданский Кодекс Российской Федерации

I.    Пояснительная записка

           

                                                                                Два мира есть у человека:

                                                                               Один, который нас творил,

                                                                               Другой, который мы от века

                                                                              Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

     Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Они привели к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира – все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях.

      Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон.      Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности.

      Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения  к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению ко взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов, склонностей, которые порождают группы безнадзорных правонарушителей.

      Нарастающими темпами распространяется наркомания и токсикомания среди детей. Уровень заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних в 2,5 раза выше, чем среди взрослых.

      В МАОУ «СОШ № 2»  сохраняется все лучшее, что получено в наследство от отечественной системы образования; фундаментальность, высокий уровень образования, доступность, бесплатность образования.

Воспитательное пространство МАОУ «СОШ №2»  представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства – детьми, педагогами, родителями. Некоторые семьи связаны со школой тесными узами: учились дети, внуки, образовались семьи из одноклассников. Эта особенность играет значительную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учащихся и учителей. В школе действует стабильный педагогический коллектив, сложилась система работы с различными субъектами профилактики. Но, несмотря на всё это затянувшаяся нестабильность общества, смещение акцентов в значимости духовного и материального, растущая разница в материальном обеспечении семей наших воспитанников, а соответственно и разница возможностей усилили помимо педагогических функций, свойственных школе, и социальные функции.

      Наша основная задача - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях.

      Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении обучающихся требует их социальной иммунизации, то есть обучения навыкам поведения, умению делать правильный выбор.

II.   Цель и задачи программы

Цель программы – решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Задачи программы:

- защита прав и законных интересов детей и подростков;

-  снижение подростковой преступности;

-  предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

-социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

- профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков;

- социально-психологическая помощь неблагополучным семьям;

- координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ:

I этап –  2014 год - подготовительный

II этап – 2015 – 2016 - основной

III этап – 2016 – 2017 – заключительный

№ п/п

Название этапа

 

Содержание работы

 

1.

I этап. Подготовительный

(2014 год)

 

- совершенствование нормативно – правовой базы;

– определение стратегии и тактики деятельности

– укрепление межведомственного сотрудничества;

– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;

– разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений;

– поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность;

2.

II этап. Внедрение

(2015 – 2016)

 

- создание группы по организации внеучебной деятельности.

– оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

– использование в учебно-воспитательном процессе школы личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения;

3.

III этап. Отслеживание и анализ результатов

(2016 – 2017 учебный год)

 

обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации;

– соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами

– определение перспектив развития школы в этом направлении

 

Механизм реализации программы:

- Управление и контроль хода реализации программы осуществляются советом школы.

- Основные направления и положения программы ежегодно уточняются.

- Для реализации программы  по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий

Принципы профилактической работы:

- комплексность;

- дифференцированность;

- многоаспектность;

- последовательность;

- аксиологический (ценностный) подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

Программа направлена на:

-          Организацию разносторонней и разнообразной деятельности по профилактике правонарушений;

-          налаживание взаимовыгодного  взаимодействия между личностью учащегося и обществом, его окружающим;

-          предупреждение дезадаптации подростков в современных социально- экономических и политических условиях;

-          воспитание общечеловеческих ценностей;

-          выявление причинно – следственных связей девиантности поведения, оказание педагогической помощи в процессе реабилитации обучающихся.

Целевая аудитория:

- учащиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.

IV. Формы и методы работы.

Формы работы:

-          тематические консультации учащихся и родителей;

-          анкетирование, с целью создания социального портрета ребенка и семьи;

-          тренинги;

-    индивидуальное консультирование;

-          выступление на педсоветах с освещением социальных аспектов обсуждаемых проблем;

-          подбор методической литературы и разработка раздаточного материала;

-          участие в работе ПМПК;

-          совет  профилактики школы;

-          родительские собрания;

-          лекции;

-          индивидуальные и групповые консультации;

-          работа по профориентации.

Методы  работы:

- Диагностика личности учащегося, его семьи и социума.

- Словесные методы (беседы, лекции, дискуссии, рассказы)

-Методы воспитания (убеждение, внушение, стимулирование, положительный пример содействия, понимание и поддержка).

-Организационно – распорядительный метод (планирование, анализ, контроль за исполнением, проверка, инструктирование).

- Индивидуальный подход, включающий изучение проблемы ребёнка, особенности его личности, состояние семейных отношений, уровень социальной адаптации.

анкетирование;

тестирование;

наблюдение;

опрос;

беседа;

рефлексия;

убеждение;

дискуссия.

V. Распределение обязанностей

по осуществлению программы «Шаг за шагом»

Директор школы – общее руководство по реализации программы.

Зам. директора по учебно-воспитательной работе – создание воспитательно-образовательной среды для учащихся (малые педсовет, методсоветы, психолого- педагогический консилиум и др.). Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, в ходе учебно-воспитательного процесса. Анализирует общую ориентированность работы в данном направлении, определяет её перспективы.

Зам. директора по воспитательной работе – создание воспитательной среды и привлечение учащихся к внеклассной работе. Организует работу по обучению педагогического коллектива работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации,  в ходе воспитательного процесса.

Педагог-психолог – пропагандирует психологические знания об особенностях развития «трудных» учащихся и факторов, способствующих их неблагополучию, а также способов их педагогической коррекции. Проводит диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую работу.

Социальный педагог – изучает социальную микросреду, в которой находятся дети, требующие особого внимания из неблагополучных семей (работа с семьёй), ведёт строгий учет и контроль за разными категориями детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. досуг детей вне школы. Работает с неблагополучными семьями совместно с классными руководителем и индивидуально с «трудными» детьми с целью коррекции их поведения. Проводит профилактическую работу. Осуществляет связь с муниципальными организациями социальной защиты, правоохранительными органами.

Классный руководитель – изучение личности учащихся, умение составлять личную характеристику и диагностическую карту. Классный руководитель должен владеть определёнными методиками, учитывать в работе возрастные особенности, создавать в коллективе комфортную обстановку через активную общественную деятельность учащихся, способствовать развитию и воспитанию зрелой личности.

Педагоги-предметники – использование приёмов активизации познавательных процессов и дифференцированный подход адекватной среды для обучения учащихся, которые попали в трудную жизненную ситуацию,умение грамотно общаться с ними.

Возможные риски в ходе реализации программы:

1.  Неготовность ряда учителей к работе в рамках программы коррекционной работы.

2.  Разрыв между представлениями родителей о целях и задачах образования в отношении их детей и целями и задачами развития школы.

3.  Отсутствие контакта с учащимися.

4.  Отсутствие контакта с родителями (неготовность родителей выполнять рекомендации специалистов).

Критерии эффективности программы.

Данная программа является элементом деятельности по социально-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса. Основным критерием эффективности программы является снижение правонарушений  учащихся и количество семей, находящиеся в социально опасном положении.

VI. Календарно-тематический план.

 

Мероприятия.

Сроки исполнения

Исполнители

Ожидаемые результаты

1

 

Создание профильных оздоровительных отрядов при школе  для несовершеннолетних, относящихся к к категории детей, попавших в сложную жизненную ситуацию 

Лето 2014г.

Администрация школы, социальный педагог

Отдых и оздоровление в летних лагерях  несовершеннолетних, относящихся к категории детей, попавших в сложную жизненную ситуацию

 

 

2

Проведение операции "Подросток", направленной на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, улучшение индивидуальной воспитательной работы с подростками-правонарушителями

 

Весь период реализации программы

 Инспектор ОПДН,

социальный педагог, психолог

 

Предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в летний период

 

 

3

Издание и распространение справочно-информационных бюллетеней, буклетов, памяток по предупреждению детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних.

 

Сентябрь 2014 года; февраль, сентябрь 2015, 2016 г.г.

Социальный педагог, пелагог-психолог

 

Обеспечение информирования родителей несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, о соответствующих службах, учреждениях и возможных видах помощи

 

 

4

Выявление, изучение и диагностирование запущенности несовершеннолетних

ежегодно

Социальный педагог, классные руководители

Cоставление психолого-педагогических карт и диагностика, социальный паспорт класса

 

5

Лекторий инспектора ОПДН «Знай и уважай Закон», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Хулиганство и вандализм» и т.д.

2015-2017

Инспектор ОПДН

Обеспечение учащихся информацией по данной проблеме.

 

 

6

Проведение цикла бесед в начальных классах по темам «Как постоять за себя?»,  «Курить - здоровью вредить!» и т.д.

 

2014-2017

Классные руководители, соц.педагог

Предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

 

7

Проведение бесед в старших классах по темам: «Профилактика вредных привычек у детей», «Подросток в стае», «Попытка вернуться к нормальной жизни», «Наркомания – знак беды» и т.д.

 

2014-2017

Классные руководители, соц.педагог, психолог

 

Предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

 

8

Организация и проведение  внеклассных мероприятий по темам: «Есть выбор: жизнь без наркотиков»,  «Избавляемся от вредных привычек» и т.д. ( совместно с районной библиотекой)

 

 2 раза в год

Классные руководители,  Заместитель директора по ВР

Предупреждение детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

 

9

Проведение родительских собраний по темам: «Законы жизни семьи, законы жизни класса (родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики)», «Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)» – в форме дискуссии, «Детская агрессивность» (круглый стол).

 

2014-2017

Классные руководители, соц.педагог, психолог.

Сотрудники соц.- реабилитационного центра

 

Обеспечение информирования родителей несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

 

10

Организация экскурсий в различные учреждения дополнительного образования с целью организации внеучебной деятельности учащихся.

постоянно

Соц. педагог

Организация внеучебной деятельности учащихся.

 

 

11

Участие в проведении межведомственных акциях «Подросток», «Брошенные дети», «Защита».

По отдельному плану

Администрация школы,

представители ОПДН, соц. педагог

Выявление учащихся, которым необходима помощь.

 

12

Планирование, корректирование и утверждение плана работы по профилактике правонарушений совместно с ОПДН.

ежегодно

Социальный педагог

 

Организация работы с трудными подростками.

 

 

13

Проведение Советов по профилактике.

1 раза в месяц

Зам.по ВР

социальный педагог, классные руководители

Профилактика правонарушений, оказание педагогической помощи.

14

Изучение Конвенции о правах ребенка, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации",  Устава школы, Правил поведения для учащихся и четкое соблюдение положения этих документов всеми участниками образовательного процесса

 

 В течении всего периода реализации программы

социальный педагог,

классные руководители

 

Организация правовой помощи учащимся.

 

15

Организация медицинских обследований подростков для выявления к склонности к употреблению наркотических веществ, алкоголя, табачных изделий.

 

По отдельному плану

Медработник

 

Выявление подростков, склонных к употреблению наркотических веществ, алкоголя, табачных изделий и принятие мер по предупреждению правонарушений.

 

16

Организация и работа психолого-медико-педагогического консилиума по работе с детьми, подростками, родителями, педагогами.

 

По мере необходимости

Члены ПМПК

Профилактика правонарушений, оказание педагогической помощи.

 

17

Привлечение уч-ся к работе прикладных, технических, спортивных, туристических кружков и секций

 

В начале учебного года Контроль за посещением в течении года.

Социальный педагог, классные руководители,

родители

 

Организация досуга учащихся, склонных к правонарушениям

18

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей;

работа с неблагополучными семьями: контроль, выходы в семьи, определение детей.

постоянно

Социальный педагог, классные руководители.

Представители ОПДН

 

Организация помощи семьям,  попавшим в трудную ситуацию.

 

19

Организация консультаций специалистов: психологов педагогов, медиков, специалистов центров социальной защиты, социальной реабилитации, службы занятности для родителей

 

ежегодно

Администрация, педагог- психолог, социальный педагог, медицинский работник

Оказание родителям психолого-педагогической помощи в деле воспитания учащихся.

 

 

20

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения

ежегодно

Зам по ВР

социальный педагог, ОПДН, классные руководители.

Оказание родителям психолого-педагогической помощи в деле воспитания учащихся

 

VII. Методические разработки

для реализации программы «Шаг за шагом»

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Цель: Способствовать формированию у родителей и через родителей у детей         потребности в здоровом образе жизни.

 

Предварительно с учащимися проводится анкетирование (анкета   прилагается).

Для создания психологического настроя в начале занятия родителям предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки. Затем классный руководитель предлагает родителям поиграть в детскую игру - кричалку. Если родители согласны с высказыванием, то им необходимо крикнуть «да», в противном случае –«нет».

Крикните громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите?                   (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь?      (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам?     (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам?                       (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем?                            (да)

Далее классный руководитель организует дискуссию с родителями на тему «Что такое здоровый человек?». Для обсуждения предложенной проблемы родителям предлагается продолжить фразы, инициирующие мышление :

Мне кажется, здесь главное…

Я с этой проблемой встретился, когда…

Меня смущает в этом вопросе…

Я раньше думал, что…

Я считаю, что…

Я уверен, что…

Мне не понятно…

Я не согласен с тем, что…

Меня этот вопрос волнует, так как…

Меня эта тема не интересует, так как…

(фразы заготовлены на карточках)

 

Классный руководитель подводит итоги дискуссии и зачитывает родителям  рассуждения детей на тему «Что значит быть здоровым человеком?».

Родителям предлагается заполнить анкету от лица своего ребенка. Затем классный руководитель проводит сравнительный анализ анкет заполненных родителями и их детьми.

вопрос

да

нет

1

Я регулярно чищу зубы.

 

 

2

Я всегда мою руки перед едой.

 

 

3

По утрам я всегда делаю зарядку.

 

 

4

Ложусь спать не позже 22 часов.

 

 

5

Полноценно питаюсь.

 

 

6

Ежедневно гуляю на воздухе.

 

 

7

У меня хорошее зрение.

 

 

8

Летом я отдыхал в лагере.

 

 

9

Я хочу быть здоровым.

 

 

10

Я считаю себя здоровым.

 

 

 

Акцентируется внимание на  вопросах, в которых учащиеся набрали меньшее количество процентов.

Родителям предлагается познакомиться с некоторыми оздоровительными упражнениями, которые они могут самостоятельно проводить дома с детьми. Для наглядного примера приглашаются несколько родителей.

 

Упражнение №1.

Упражнение проводится стоя. Предлагается произнести фразу «Как на горке на пригорке жили 22 Егорки». После этого необходимо набрать полную грудь воздуха и на одном выдохе насчитать как можно большее число «Егорок». Например, «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.»

Упражнение № 2 « Надувная игрушка»

В упражнении участвуют пары. Один исполняет роль резиновой игрушки, другой- насоса. «Игрушка»  сидит на корточках.  «Насос» с громким выдохом «шшш» наклоняется к полу.  При каждом качке «игрушка» приподнимается , приобретая определенную форму.

Данные упражнения позволяют развивать легкие детей, группу мышц спины и живота, а также их фантазию.

В заключении классный руководитель подводит итоги работы, приводит слова Льва Кассиля:

Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги, 
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа. 
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…

Предлагает сказать фразу: «Мы вместе» шёпотом, для себя, чтоб услышали    все присутствующие, чтобы услышала вся школа.

Мы вместе, а это значит мы – сила!

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Я регулярно чищу зубы.

Я всегда мою руки перед едой.

По утрам я всегда делаю зарядку.

Ложусь спать не позже 10 часов вечера.

Ежедневно гуляю на свежем воздухе.

Полноценно питаюсь.

У меня хорошее зрение.

Летом я отдыхал в лагере.

Я хочу быть здоровым.

10.  Я считаю себя здоровым.

 

Дата заполнения _________________________________

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ваш ребёнок регулярно чистит зубы.

Он всегда моет руки перед едой.

По утрам регулярно делает зарядку.

Ваш ребёнок ложится спать не позже 10 часов вечера.

Ежедневно гуляет на свежем воздухе.

Полноценно питается.

У него хорошее зрение.

Летом он отдыхал в лагере.

Вы считаете, что всё делаете для здоровья своего ребёнка.

10.  Вы считаете своего ребёнка здоровым.

 

 

Внеклассное мероприятие  "Всё в твоих руках…"

для учащихся 8–11-х классов

 

Цель: популяризировать здоровый образ жизни.

Задачи:

Расширить знания детей о правилах здорового образа жизни.

Восстановить в памяти знания о лекарственных травах.

Продемонстрировать различные методы профилактики вредных привычек.

Дать возможность проявить свои творческие способности.

Ведущий. «О, если бы молодость знала, о, если бы старость могла» - известное выражение, оно справедливо не только в отношении к полезным делам, которые человек мог бы совершить в своей жизни, но не совершил, и время упущено. А так же оно относится и к здоровью: утраченного здоровья не вернуть, или же сделать это чрезвычайно трудно, намного труднее, чем в своё время его сберечь.

Хорошее здоровье – это образ жизни. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Причем, по заключению экспертов ВОЗ (1985), оно на 50% зависит от социальных условий и образа жизни человека. Следовательно, каждый из нас сам ответственен за свое здоровье.

«Здоровый образ жизни» – это словосочетание в последнее время слышится очень часто. Об этом решили поговорить и мы, выбрав тему нашей познавательно-развлекательной игры.

Ведущий. Прежде, чем приступить к основной части мероприятия, мы должны познакомиться с жюри, которому предстоит нелегкая работа – выявить сильнейших!

Сегодня в этом зале собрались знатоки здорового образа жизни. Давайте же познакомимся с этими умными, талантливыми и творческими детьми.

Первый конкурс «Приветствие».

(Представление визиток команд.)

Второй конкурс «Мозговой штурм».

Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают ещё человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»

Ведущий. Командам предлагаются вопросы, в ответах которых они должны сделать правильный выбор, при этом обсудив их. Ну, а коли это штурм, то все должно происходить быстро. Прошу капитанов команд выбрать вопросы. (см. Приложение 1)

Зрителей ожидает тоже мозговой штурм. Вам я буду зачитывать некие утверждения, а ваша задача согласиться с ними или опровергнуть, сказать «да» или «нет» и по возможности давать пояснения к своим ответам. (см. Приложение 2)

(Ведущий задает вопросы, ребята отвечают.)

Время прошло, все команды справились с заданием. Перед тем как жюри будет подводить итоги (за каждый правильный ответ – один балл), я познакомлю команды с третьим конкурсом.

Третий конкурс «Кроссворд».

В степях родных, лесах

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать.

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Ведущий. «Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами. Из известных на земле 50 тысяч видов растений более 12 тысяч составляют лекарственные растения, целебные свойства которых используются в современной медицине.

Предлагается разгадать кроссворд (см.  Приложение 3), при этом придется потрудиться и вспомнить приемы разгадывания ребусов, цветные ребусы (см. Приложение 4) должны будут озвучены командами. А так, как в них зашифрованы названия лекарственных растений, необходимо будет назвать возможное их применение.

Пока трудятся члены жюри и ребята, предлагаю зрителям заработать дополнительные очки для команд. У меня в руках фишки с номерами классов при правильном ответе на вопрос вы делаете выбор и берете ту фишку команде которой вы хотите помочь. Начинаем. (см. Приложение 5)

(Зрители отдают полученные фишки в жюри.)

Ведущий. Все команды справились с заданием. Хотелось бы услышать ключевое слово кроссворда и что же оно означает, и пожалуйста, расшифровка ваших ребусов.

Конкурс «Домашнее задание».

Привычка – это тоже ведь зараза,

Привычка – тоже некая болезнь,

Она болит и заживет не сразу,

С ней очень трудно жить, поверь!

Она растет микробом в теле,

Она, как рана, у тебя внутри.

Ее не видно, но на самом деле

Она испепеляет и горит.

Ей зародиться ничего не стоит,

Но виноват ты в этом только сам.

Она попросит, а потом заставит,

Приказы, отдавая по часам.

Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Эти привычки могут быть полезными и вредными. Многие из них оказывают влияние на здоровье человека. Командам было дано домашнее задание приготовить выступление о вредных привычках. Посмотрим их.

(Выступления команд.)

Ведущий. Все команды показали домашнее задание. Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам послушать притчу.

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: «Что у меня в руках – живое или неживое?» Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «Все в твоих руках»...

Относительно здоровья каждого можно сказать: «Все в твоих руках…». Надеюсь, что знания, полученные в этой игре, найдут свое продолжение в вашей жизни.

(Озвучиваются итоги конкурса. Проводится награждение команд.)

Заключительное слово ведущего.

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Накапливайте и берегите своё здоровье, учитесь этому у окружающих людей; занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других! Будьте здоровы и счастливы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди учащихся

Программа в настоящее время очень актуальна, так как в ней рассаматриваются  проблемы профилактики употребления наркотических веществ и формирования ценностного отношения  к здоровью у подро...

Программа «Профилактика злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи».

Программа имеет профилактическую направленность. В ней происходит обучение подростков  новым формам поведения, формируется  стрессоустойчиваяличность, способная самостоятельно,эффективно...

План мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся.

План мероприятий по профилактикеупотребления психоактивных веществ среди учащихся....

Профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков

Цель этого буклета - помочь вампредотвратить угрозу или вовремяраспознать её и принять меры...

Мастер-класс по проведению тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков «Мы против наркотиков»

Мастер-класс был проведён на базе муниципального бюджетного учреждения ддополнительного образования "Центр дополнительного образования детей" города Тамбова в октябре 2019 года для социальны...

Программа профилактики наркомании, распространения и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних «Линия жизни»

При разработке данной программы учитывались возрастные психологические особенности младшего школьного возраста. В этот период происходит формирование произвольности, и таких познавательных процессов к...