Мастер-класс по проведению тренинга по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков «Мы против наркотиков»
методическая разработка

Степанова Алиса Юрьевна

Мастер-класс был проведён на базе муниципального бюджетного учреждения ддополнительного образования "Центр дополнительного образования детей" города Тамбова в октябре 2019 года для социальных педагогов общеобразовательных организаций города Тамбова с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников в области профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_protiv_narkotikov.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

Город Тамбов, ул. Гастелло, 32 а

МАСТЕР-КЛАСС

по проведению тренинга

по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков

«Мы против наркотиков»

Авторы-составители:

Урюпина Светлана Викторовна, педагог-психолог

Степанова Алиса Юрьевна, методист

Тамбов, 2019


Цель: повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков.

Задачи:

  • познакомить педагогов с формами и методами работы с несовершеннолетними по пропаганде здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ;
  • провести тренинг по профилактике употребления психоактивных веществ;
  • мотивировать участников мастер-класса к обмену опытом и самостоятельному проведению профилактических мероприятий с учащимися.

Целевая аудитория: социальные педагоги, педагоги-психологи. Материалы тренинга могут быть использованы организациями общего и дополнительного образования.

Оборудование: светодинамический комплекс «Вредные привычки»/презентация о вреде наркотиков, листы бумаги, карандаши для каждого участника, коробочка с записками о функциях внутренних органов человека, шкатулка с секретным словом, доска для записи, маркер/мел.

Мероприятие проведено на базе МБУДО ЦДОД города Тамбова 31.10.2019 г.

Этапы мероприятия:

1. Организационный (2 мин)

Приветственное слово и сообщение целей мероприятия.

2. Теоретическая часть (7 мин)

Выступление по теме «Вовлечение подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в мероприятия, направленные на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни» Алисы Юрьевны Степановой, методиста МБУДО ЦДОД – из опыта работы муниципальной опорной площадки «Подросток и общество».

Тезисы доклада

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» является одним из учреждений муниципальной системы профилактики и организует профилактическую работу по предупреждению употребления психоактивных веществ детьми и подростками.

Центр ведет данное направление работы в системе, принимая активное участие в реализации мероприятий Комплекса мер по организации продуктивной социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в Тамбовской области на 2018-2019 годы. Деятельность по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних организуют специалисты муниципальной опорной площадки «Подросток и общество»: педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, методисты.

Особое внимание уделяется формированию позитивных устойчивых форм поведения несовершеннолетних.

В Центре дополнительного образования детей регулярно проводится первичная профилактическая работа, в которой можно выделить 3 направления: работа с учащимися, с педагогами и родителями.

В течение 2018/2019 учебного года было проведено 39 мероприятий опорной площадки «Подросток и общество» для учащихся 20 общеобразовательных организаций города Тамбова с охватом – 802 человека.

Непосредственно по профилактике употребления психоактивных веществ проведено 15 мероприятий: познавательная программа «Выбор за тобой», проблемный стол «Умей сказать НЕТ», ЗОЖ-квест «НЕсупергерои», интерактивная площадка «Мы против наркотиков» для учащихся МАОУ СОШ  с охватом – 223 человека.

В работе используется светодинамический комплекс «Вредные привычки», в который входит интерактивный стенд «Наркомания», где размещена информация со световым и звуковым сопровождением.

3. Практическая часть (40 мин)

Тренинг по профилактике употребления психоактивных веществ

Ведущими тренинга могут быть 1 или 2 человека

Ведущий: здравствуйте, уважаемые педагоги. Меня зовут Урюпина Светлана Викторовна и я продолжу за Алисой Юрьевной тему профилактики наркотической зависимости у подростков. Так как я являюсь педагогом-психологом нашей организации, то и работать мы будем с вами в ключе тренингового занятия, которое рассчитано на подростковый возраст.

1. Игра «Знакомство»

Цель: создать позитивный настрой.

Ведущий: давайте познакомимся. Каждый называет свое имя и слово, которое ассоциируется с вами, на первую букву имени. Например, я – Светлана – Светлая.

Участники по очереди называют свои имена и ассоциации.

Ведущий: существует ли проблема наркомании в нашем обществе? /ответы участников/

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ, – подростки.

2. Игра «Спорные утверждения»

Цель: эта игра, кроме информирования, даёт возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.

«Согласен» и «не согласен» определяется поднятием руки. После принятия решения один из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так».

Примеры спорных утверждений:

  • Наркомания - это преступление.
  • Лёгкие наркотики безвредны.
  • Наркотики повышают творческий потенциал. (Нет. Ухудшает способности, вводит в депрессию).
  • Наркомания это болезнь.
  • У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
  • Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
  • Наркомания излечима.
  • Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».
  • Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
  • Наркоман может умереть от СПИДа.
  • Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
  • По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
  • Наркоман может умереть от передозировки.
  • Продажа наркотиков не преследуется законом.
  • Наркомания не излечима.
  • Программы обмена шприцами стимулируют распространение наркомании.
  • Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
  • Наркоманы - это не люди.
  • Чтобы решить проблему употребления опиатов, нужно разрешить лёгкие.

В ходе тренинга ведущий рассматривает и обсуждает с участниками 3-5 утверждений, а затем зачитывает оставшиеся, чтобы осветить все варианты, которые можно предложить на обсуждение подросткам.

3. Игра «Ассоциации»

Цель: определить уровень знаний участников группы. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Исходя из времени, отведенного на проведение тренинга, со взрослыми это упражнение можно провести, назвав несколько ассоциаций, или только проговорить условия данной игры.

Для игры необходимы ручки и листы бумаги. Дается задание: «Назовите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите – «наркотики», «наркомания», «зависимость». Можно разделить участников на группы. После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате игры предложенные ассоциации обсуждаются.

4. Игра «Словесный портрет»

В рамках тренинга с педагогами условия данной игры только обсуждаются.

Участники делятся на 4-5 микрогрупп. Группе дается задание описать наркомана на основе ассоциаций, названных в предыдущей игре.

Детям можно дать задание нарисовать портрет наркомана: в микрогруппах или все вместе.

Ведущий задает вопрос: «Хотите ли вы быть на него похожими?»

/ответы участников/

5. Упражнение «Ценности»

Цель: осознание жизненных ценностей.

Ведущий: у вас по три листочка. На каждом напишите то, что Вам больше всего ценно в этой жизни. Проранжируйте Ваши ценности от 1 до 3 так, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем листочке, под номером 3. Представьте себе, что случилось что-то страшное, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первом листочке. Сомните его и отложите в сторону. Как вам без этого живется? Подумайте.

Далее ведущий по тому же принципу предлагает убрать ценность номер 2, а затем номер 3.

Ведущий: произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей. Разверните все листочки и снова проранжируйте их снова. Теперь вы можете вернуть только одну, самую важную для вас (теперь самую главную можно обозначить номером 1).

Обсуждение: Что вы почувствовали, когда сминали листочки? Поменялась ли самая важная ценность в конце упражнения?

/ответы участников/

Ведущий: сейчас отобрали самые важные в вашей жизни ценности на 5 минут, а у наркоманов они исчезают навсегда.

Наши ценности неотрывно связаны с мечтами и ожиданиями. Хотите ли вы, чтобы ваши мечты сбылись? /ответы участников/

К сожалению, у большого количества людей из-за столкновения с проблемой наркомании мечтам не суждено сбыться. Их беспокоят совсем другие проблемы.

Давайте обратим внимание на стенд, который поможет узнать нам о физиологических последствиях наркомании.

6. Работа со стендом «Наркомания»

Стенд «Наркомания» входит в состав светодинамического комплекса «Вредные привычки» («Алкоголизм», «Курение», «Наркомания»). На нем размещена информация о воздействии наркотических веществ на внутренние органы человека, болезнях наркоманах и о первичных признаках наркомании со звуковым и световым сопровождением.

При отсутствии в организации светодинамического комплекса можно подготовить презентацию или карточки с описанием воздействия на человеческие органы наркотических веществ.

Ведущий озвучивает участникам тренинга, о каких органах есть информация на стенде: мозг, легкие, почки, кости и зубы, половая система, эндокринная система, сердечнососудистая система, печень, пищеварительная система. Затем предлагает вытянуть из коробочки записку с описанием функции одного из этих органов (или нарушением функции при отравлении ПАВ):

Этот орган отвечает за мышление, эмоции, память

Основную функцию этих органов можно назвать одним словом – газообмен

Эти органы участвуют в процессах фильтрации крови, выведения жидкости из организма, обмена веществ

Для поддержания крепости этих органов необходимы регулярные физические нагрузки
и здоровое питание

Нарушения работы этого органа при отравлении наркотическими веществами могут выражаться болевыми ощущениями, вздутием, тошнотой, желтушным оттенком кожи
и склеры

Это совокупность желез, которые оказывают специфическое действие на конкретные физиологические системы, органы и ткани

Несоблюдение правил здорового образа жизни может привести
к заболеваниям этой системы: атеросклероз, инфаркт, инсульт

Основные органы этой системы осуществляют всасывание расщепленных веществ, попавших в организм человека, через слизистую оболочку в кровь и лимфу

Участник тренинга выбирает одну из записок, зачитывает вслух, угадывает, о каком органе/системе идет речь. После отгадки ведущий включает на стенде информацию о воздействии наркотических веществ на этот орган.

Ведущий уточняет, что во время занятий с подростками учащиеся сами подходят включать стенд.

Можно вытянуть 3-5 записок.

Ведущий: мы уже узнали о том, какое воздействие оказывают наркотики на организм человека. Это последствия физиологические. Есть также правовые и социальные последствия, которые можно во время проведения тренинга обсудить с детьми, а мы продолжаем. И прежде чем перейти к следующему вопросу, я предлагаю вам поиграть еще в одну игру.

7. Игра «Сюрприз»

Цель: выяснить и обсудить мотивы начала употребления наркотиков.

Ведущий показывает участникам непрозрачную коробочку привлекательного вида (например, блестящую коробочку для украшений), в которой лежит записка со словом «смерть». Он говорит, что то, что там лежит - «нельзя», «плохо», «запрещено», не объясняя причин. Коробочку кладет так, чтобы она была в доступе перед участниками тренинга, или держит в руках и дает желающему заглянут в нее. При этом каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке как хочет.

Обычно, больше половины участников выражают свое любопытство и заглядывают внутрь. Всем напоминают, что то, что лежит внутри это «плохо», но, несмотря на это, многие не захотели принять это во внимание.

Обсуждение: какие эмоции испытали, увидев, что лежит внутри.

Слово «смерть» может быть использовано в игре со взрослыми людьми, допускается со старшеклассниками. После проведения необходимо обсудить, что наркотики представляются как что-то яркое, привлекательное, новые эмоции и ощущения (яркая коробочка), а на самом деле там скрыто то, о чем сразу не подумаешь (смертельная опасность).

Для учащихся среднего школьного возраста в коробочку можно положить морковку или конфету. И обязательно обсудить, что главная причина употребления наркотиков – это любопытство.

Ведущий: ответьте, почему же люди употребляют наркотики?

/ответы участников/

Ведущий: подводя результаты, давайте обсудим реальные причины употребления наркотиков и какие можно предложить альтернативы.

Ведущий записывает на доску причины и альтернативы, названные участниками в ходе обсуждения.

Шпаргалка для ведущего

Причины

Альтернативы

самовыражение

спорт, любовь, хобби

любопытство

знание

как все

индивидуальность характера

слабо (не)

сила воли, характера

проблемы с родителями

умения-навыки-опыт-убеждения

проблемы с девушкой (юношей)

расслабление, физические нагрузки

веселье

цирк, дискотека, клуб

нечего делать

занятия по душе

за компанию

уход из компании

протест

самореализация

одиночество

родители, педагоги, специалисты

непонимание окружающих

компромисс

ощущение остроты впечатлений

экстремальные виды спорта

назло

доброта, попытка понять и объяснить

насильно (заставили)

полиция, ФСНК

мода (ТВ, реклама)

быть независимым, иметь свою точку зрения

Вывод: практически во всех случаях человек сам решает, употреблять ему наркотики или нет.

Ведущий: мы наглядно увидели, что причина – это, как правило, некая проблема, которую нужно решить. Некоторые становятся на путь наркомании, но не решения.

8. Релаксация «Вверх по радуге»

Цель: расслабление и снижение эмоционального напряжения.

Ведущий предлагает упражнение, которое позволит  расслабиться после занятия. Участников просят сесть поудобнее, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они забираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями, затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами.

9. Заключение

Ведущий: если ты хочешь защитить себя, умей уверенно говорить «НЕТ», а если попытки склонить тебя к наркотикам продолжаются, больше не возвращайся к людям, которые оказывают такое давление.

Я желаю, чтобы ваши мечты обязательно сбылись! Идите уверенно к своей мечте, пусть никакие трудности не уведут вас с верного пути!

4. Рефлексия мероприятия (10 мин)

Ведущий мероприятия предлагает участникам обменяться мнениями, поделиться опытом работы по данной теме.

Участники заполняют анкету обратной связи (Приложение 1).

Список используемых источников

  1. Мельникова Е.Н. Информационно-обучающий тренинг «Профилактика наркомании среди детей и подростков» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 24.11.2013. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/11/24/informatsionno-obuchayushchiy-trening-dlya-pedagogov-po (дата обращения: 06.04.2017).
  2. Мельничук А.В. Тренинг «Профилактика наркомании» [Электронный ресурс] // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. 29.05.2009. URL: http://www.openclass.ru/node/42474 (дата обращения: 14.10.2019).
  3. Психологические упражнения для тренингов [Электронный ресурс] //  URL: http://trepsy.net/play/ (дата обращения: 18.09.2019).
  4. Якимович И. Занятие для учителей на тему «Использование дискуссионных технологий в гражданском образовании. Проблема формирования дискуссии у школьников» [Электронный ресурс] / Учительская газета. 22.02.2012. URL: http://www.ug.ru/method_article/243 (дата обращения: 06.04.2017).

Приложение 1

АНКЕТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Благодарим Вас за участие в работе интерактивной площадки
«Мы против наркотиков» и просим оценить работу сегодняшнего мероприятия от 1 до 5 баллов

ШКАЛА ОЦЕНКИ

1

2

3

4

5

Насколько Вам были ясны и понятны цели сегодняшнего мероприятия?

Насколько интересной была подача материала?

Насколько доступной была подача материала?

Насколько комфортно Вы чувствовали
на тренинге?

Насколько много новой информации Вы получили?

Насколько важными для Вашей практической деятельности были представленные тренинговые упражнения?

Какая часть тренинга была для Вас наиболее интересной и полезной?

Видите ли Вы препятствия для использования на практике игр и упражнений, рассмотренных на тренинге?

  • Да
  • Нет

Будете ли Вы использовать представленные игры и упражнения в своей работе?

  • Да
  • Нет

Готовы ли Вы рекомендовать участие в тренинге  своим коллегам?

  • Да
  • Нет

 


Приложение 2

Обработка результатов

анкеты обратной связи по итогам мероприятия 31.10.2019

Какая часть тренинга была для Вас наиболее интересной и полезной?

В мастер-классе приняли участие 17 социальных педагогов от образовательных организаций города Тамбова: МАОУ СОШ №1 «Школа Сколково-Тамбов», МАОУ СОШ №5 имени Ю.А. Гагарина, МАОУ СОШ 4, 9, 11, 22, 24, 30, 31, 35, МАОУ «Лицей №6» и «Лицей №21», МАОУ «Гимназия №12 имени Г.Р. Державина», МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина», МАОУ «Лицей №28 имени
Н.А. Рябова».

15 участников выразили готовность использовать представленные
в тренинге игры и упражнения в своей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Профилактика употребления вредных веществ среди подростков"

Перед  презентацией родителям  учащихся был  показан социальный  ролик о вреде ПАВ.Затем даны рекомендации....

ПРОГРАММА по профилактике употребления психоактивных веществ в студенческой среде

ПРОГРАММА по профилактике употребления психоактивных веществ в  государственном  бюджетном  образовательном  учреждении среднего профессионального образования «Октябрьский нефтяной...

Программа "Шаг за шагом" по профилактике противоправных действий и употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних

    Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосп...

Программа «Профилактика злоупотреблений наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи».

Программа имеет профилактическую направленность. В ней происходит обучение подростков  новым формам поведения, формируется  стрессоустойчиваяличность, способная самостоятельно,эффективно...

План мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся.

План мероприятий по профилактикеупотребления психоактивных веществ среди учащихся....

Методические рекомендации по проведению лекционно-информационных форм работы с родителями в аспекте первичной профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

Педагог-психолог И.И.КуликоваПедагог-психолог А.С.ШморинаГБОУ ЦПМСС Выборгского районаСанкт-ПетербургОтдел профилактики правонарушенийструктурное подразделение «Кабинет профилактики наркозависим...

Профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков

Цель этого буклета - помочь вампредотвратить угрозу или вовремяраспознать её и принять меры...