Организация работы классного руководителя по профилактике преступлений и правонарушений обучающимися
статья (9 класс)
" Профилактика" - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних.
Основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на обучающихся в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_klassnyh_rukovoditeley.docx | 50.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы классного руководителя
по профилактике преступлений и правонарушений обучающимися.
Кл. руководитель 9 класса Ладикова М.А.
( на заседании МО классных руководителей , 18.11.2021 г)
Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.
«Профилактика» - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних.
Основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на обучающихся в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.
Поэтому одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.
В начале каждого учебного года я ставлю перед собой следующие задачи: создать условия, способствующие социальной адаптации обучающегося, оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем, сформировать у обучающихся позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам, оказать семье обучающегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.
Все эти задачи я реализую с помощью следующих методов и форм: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ, консультирование, индивидуальная работа, групповая работа, диагностика.
В классном коллективе я создаю условия нормального воспитания и развития личности обучающегося.
- Моя работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по следующим направлениям: профилактическая работа, организация досуговой деятельности, работа с родителями, правовой всеобуч, организация каникул;
В начале каждого учебного года я создаю паспортизацию семей, где выявляются трудные дети, создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи. Я посещаю семьи, составляю акты ЖБУ.
К основным формам профилактики правонарушений для обучающихся относятся:
1. Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
Ежедневный контроль успеваемости с моей стороны и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими обучающимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими обучающимися. Я осуществляю строжайший контроль за подготовкой обучающихся к учебным занятиям: обучающиеся должны знать, что в любой момент я могу проверить наличие школьных принадлежностей, наличие выполнения письменного домашнего задания по любому предмету, наличие дневника и его ведение, ведение тетрадей. Уроки других учителей у обучающихся своего класса я также посещаю с проведением последующего обсуждения (анализа) поведения, работы на уроке обучающихся, требующих к себе повышенного внимания и контроля.
2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Я веду ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска обучающимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий обучающимися выясняю у родителей причину отсутствия. Обучающийся должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле , что-либо скрыть (или обмануть, соврать) просто невозможно, и что между родителями и мной налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным.
Я стараюсь вести ежедневный контроль посещаемости уроков, еженедельный учет пропуска обучающихся занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий обучающимися выясняю у родителей причину отсутствия.
3. Организация досуга обучающихся, широкое вовлечение обучающихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Я принимаю меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга обучающихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Организация досуговой деятельности обучающихся подлежит строгому учету.
Учёт веду по направлениям (здоровый образ жизни, патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое и др.), причём делаю акцент на то, чтобы с ребёнком проводилась разносторонняя работа (это, во-первых) и, во-вторых, уделяю больше внимания проведению мероприятий по тому направлению (тем направлениям), по которым качества у обучающегося сформированы (развиты) в слабой мере. Организация досуговой деятельности учит обучающихся, как правильно провести свободное время без употребления алкоголя, табака.
В моем 8 классе интересно проходят классные развлекательные мероприятия. Например: поздравления с днем рождения,классные «огоньки», где каждый может себя проявить в различных конкурсах, ролях и т.д.;, новогодние праздники и т.д.
4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие обучающиеся и формируются сборные команды школы для участия в соревнованиях школьных и других уровней. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие обучающихся в Днях здоровья.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.
Провожу беседы о вреде табакокурения, алкоголя, наркотиков и классные часы:«Движение – это жизнь», «Умеем ли мы быть здоровыми?», «Спортивная энциклопедия», «Мы за здоровый образ жизни», «Красота тела и физическая культура», «Курить или жить», «Безвреден ли алкоголь».
Большую роль также имеют командные соревнования, КВНы, разнообразные конкурсы в которых обучающиеся участвуют и как непосредственные участники и как болельщики, это все способствует негативному отношению к вредным привычкам, воспитанию чувств стремления к успеху, взаимопомощи и взаимоподдержки.
Моя роль заключается в направлении дискуссии и подведения итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формируют жизненные позиции ребенка.
5. Правовое воспитание.
Широкая пропаганда среди обучающихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний - необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проводятся беседы на классных часах, родительских собраниях, разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерных для подростковой среды видах преступлений, дается понятие об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей формируют мотивацию на ответственность за свои действия. К такой работе я привлекаю сотрудников правоохранительных органов, пожарной охраны, представителей общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалистов по делам семьи, молодежи, занятости; работников медицинских учреждений, психолога, заместителя директора по воспитательной работе школы.
Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому в течение учебного можно проводить классные часы:
- «Права и обязанности школьника»;
- «Мы и улица, наши интересы»;
- «Знай свои права, но не забывай про свои обязанности»;
- «Почему подросток совершает преступление»;
- «Преступления и его последствия»;
- «Административная и уголовная ответственность».
6. Работа с родителями.
Работа по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Я знакомлюсь с жилищными условиями обучающихся, в домашней обстановке провожу беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляю акты обследования жилищных условий, выясняю положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями в этой работе являются:
- установление доверительных отношений между родителями и педагогом; разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
- формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Я веду работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, провожу лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастным особенностям:
- консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок»;
- индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»;
- родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье».
- мини - лекции «Как научить сына или дочь говорить «нет»», «Семья – здоровый стиль жизни», «Вредные привычки ребёнка. Как им противостоять», «Увлечения и интересы ребёнка».
Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно - образовательной программы. В данном направлении я тесно сотрудничаю с представителями психологической службы школы, Советом профилактики.
Работа с личностью отдельного обучающегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Провожу диагностику уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности обучающихся проектирую развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатываю план воспитательной работы класса.
Для ребенка самый действенный образец - это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.
2.Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.
Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
Профилактическая работа с обучающимися – это процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Я стараюсь быть в курсе происходящего в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы классного руководителя по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Из опыта работы....
Организация работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков
В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Подростки все чаще склонны к проявлению аддиктивного поведения.С учетом актуальн...
Справка по итогам тематической проверки по теме: «Работа классного руководителя по развитию активной родительской позиции в рамках предмета «Чтение» с целью оценки уровня организации работы классного руководителя»
Данный материал разработан с целью выявления читательской активности у школьников с нарушениями речи и их родителей....
Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"
презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...
Выступление на МО классных руководителей 26.12.2022 на тему: «Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия обучающихся и родителей»
Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Взаимодействие ш...
«Организация работы классного руководителя с родителями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»
Организация работы классного руководителя с родителями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...