Организация работы классного руководителя по профилактике преступлений и правонарушений обучающимися
статья (9 класс)

Ладикова Мария Александровна

" Профилактика -  это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение  причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних.

  Основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на  обучающихся в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_klassnyh_rukovoditeley.docx50.6 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы классного руководителя

по профилактике преступлений и правонарушений  обучающимися.

Кл. руководитель 9 класса Ладикова М.А.

( на заседании МО классных руководителей , 18.11.2021 г)

         Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.

        «Профилактика» -  это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение  причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних.

         Основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на  обучающихся в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.

         Поэтому одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

         В начале каждого учебного года  я ставлю перед собой следующие задачи: создать  условия, способствующие социальной адаптации обучающегося, оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем, сформировать  у обучающихся  позитивные  ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам, оказать семье  обучающегося  квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.

       Все эти задачи  я реализую с помощью  следующих методов и форм:  беседа,  наблюдение,  тестированиеанкетирование,  анализ,  консультирование,  индивидуальная работа, групповая работа, диагностика.

         В классном коллективе я создаю условия нормального воспитания и развития личности обучающегося.

  •          Моя работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по следующим направлениям: профилактическая работа, организация досуговой деятельности, работа с родителями,  правовой всеобуч,  организация каникул;       

      В начале каждого учебного года  я создаю паспортизацию семей,  где выявляются трудные дети, создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи. Я посещаю  семьи, составляю акты  ЖБУ.

         К основным формам профилактики правонарушений  для обучающихся относятся:

     1. Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.

  Ежедневный контроль успеваемости с моей стороны и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими обучающимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими обучающимися.  Я осуществляю  строжайший контроль за подготовкой обучающихся к учебным занятиям: обучающиеся должны знать, что в любой момент я могу проверить наличие школьных принадлежностей, наличие выполнения письменного домашнего задания по любому предмету, наличие дневника и его ведение, ведение тетрадей. Уроки других учителей у обучающихся своего класса я также посещаю с проведением последующего обсуждения (анализа) поведения, работы на уроке обучающихся, требующих к себе повышенного внимания и контроля.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений

       Я веду ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска обучающимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий обучающимися выясняю у родителей причину отсутствия. Обучающийся должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле , что-либо скрыть  (или обмануть, соврать) просто невозможно, и что между родителями и  мной налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным.      

   Я  стараюсь вести ежедневный контроль посещаемости уроков, еженедельный учет пропуска обучающихся занятий  по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий обучающимися выясняю у родителей причину отсутствия.

3. Организация досуга обучающихся, широкое вовлечение обучающихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
       
Я принимаю меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга обучающихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Организация досуговой деятельности  обучающихся  подлежит строгому учету.

 Учёт веду по направлениям (здоровый образ жизни, патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое и др.), причём делаю  акцент на то, чтобы с ребёнком проводилась разносторонняя работа (это, во-первых) и, во-вторых, уделяю больше внимания проведению мероприятий по тому направлению (тем направлениям), по которым качества у обучающегося сформированы (развиты) в слабой мереОрганизация досуговой деятельности учит обучающихся, как правильно провести свободное время без употребления алкоголя, табака.

        В моем 8  классе интересно проходят  классные развлекательные мероприятия. Например: поздравления с днем рождения,классные «огоньки», где каждый может себя проявить в различных конкурсах, ролях и т.д.;, новогодние праздники и т.д.

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения обучающихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие обучающиеся и формируются сборные команды школы для участия в соревнованиях школьных и других уровнейВ начале каждого учебного года составляется  календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало  участие обучающихся в  Днях здоровья.

       К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.

     Провожу беседы о вреде табакокурения, алкоголя, наркотиков  и классные часы:«Движение – это жизнь», «Умеем ли мы быть здоровыми?», «Спортивная энциклопедия», «Мы за здоровый образ жизни», «Красота тела и физическая культура», «Курить или жить», «Безвреден ли алкоголь».

 Большую роль также имеют командные соревнования, КВНы, разнообразные конкурсы в которых обучающиеся участвуют и как непосредственные участники и как болельщики, это все  способствует негативному отношению к вредным привычкам, воспитанию чувств стремления к успеху, взаимопомощи и взаимоподдержки.  

 Моя роль заключается в направлении дискуссии и подведения итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формируют жизненные позиции ребенка.

5. Правовое воспитание.

        Широкая пропаганда среди обучающихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний - необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проводятся беседы на классных часах, родительских собраниях, разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерных для подростковой среды видах преступлений, дается понятие об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей формируют мотивацию на ответственность за свои действия.  К такой работе  я привлекаю сотрудников правоохранительных  органов, пожарной охраны, представителей общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалистов  по делам семьи, молодежи, занятости; работников медицинских учреждений, психолога, заместителя директора по воспитательной работе школы.

        Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому в течение  учебного можно проводить классные часы:

  • «Права и обязанности школьника»;
  • «Мы и улица, наши интересы»;
  • «Знай свои права, но не забывай про свои  обязанности»;
  • «Почему подросток совершает преступление»;
  • «Преступления и его последствия»;
  • «Административная и уголовная ответственность».

6. Работа с родителями.

        Работа по выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы.  Я знакомлюсь с жилищными условиями обучающихся, в домашней обстановке провожу беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляю акты обследования жилищных условий, выясняю положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.

Важными направлениями в этой работе являются:

  • установление доверительных отношений между родителями и педагогом; разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
  • формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании

Я веду работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, провожу лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастным особенностям:

  • консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок»;
  • индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»;
  • родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье».
  • мини - лекции «Как научить сына или дочь говорить «нет»», «Семья – здоровый стиль жизни», «Вредные привычки ребёнка. Как им противостоять», «Увлечения и интересы ребёнка».

        Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

7. Проведение индивидуальной воспитательной работыОдним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно - образовательной программы.   В данном направлении я тесно сотрудничаю с представителями психологической службы школы, Советом профилактики.

        Работа с личностью отдельного обучающегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Провожу диагностику уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности обучающихся проектирую развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатываю  план воспитательной работы класса.

      

       Для ребенка самый действенный образец - это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

2.Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.

       Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

       Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

      Профилактическая работа с обучающимися – это процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.  Я стараюсь быть в курсе происходящего в  классе.

      

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Подростки все чаще склонны к проявлению аддиктивного поведения.С учетом актуальн...

Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"

презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...

Выступление на МО классных руководителей 26.12.2022 на тему: «Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия обучающихся и родителей»

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Взаимодействие ш...

«Организация работы классного руководителя с родителями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

Организация работы классного руководителя с родителями по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...