Организация работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков
презентация к уроку на тему

Тайшина Вероника Васильевна

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Подростки все чаще склонны к проявлению аддиктивного поведения.

С учетом актуальности данной проблемы представлена данная работа, которая включает следующие разделы:

·         Введение.

·         Понятие «аддиктивное поведение».

·         Формы аддиктивного поведения у подростков.

·         Этапы становления аддиктивного поведения.

·         Условия возникновения аддикций

·         Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения.

·         Профилактика аддиктивного поведения.

·         Примерная программа работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

·         Выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков

Классный руководитель:

Тайшина Вероника Васильевна

МБОУ СОШ №1 г. Алдан РС(Я)

2016 год

Рецензия.

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Подростки все чаще склонны к проявлению аддиктивного поведения.

С учетом актуальности данной проблемы представлена данная работа, которая включает следующие разделы:

  • Введение.
  • Понятие «аддиктивное поведение».
  • Формы аддиктивного поведения у подростков.

  • Этапы становления аддиктивного поведения.
  • Условия возникновения аддикций
  • Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения.
  • Профилактика аддиктивного поведения.

  • Примерная программа работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков.
  • Выводы.

Целью данной работы является демонстрация организации работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения  среди подростков.

Задачи:

  • Привлечь внимание к проблеме проявления  аддиктивного поведения  у подростков.
  • Показать необходимость ведения работы классным руководителем по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

Введение.

На протяжении веков проблема употребления наркотических веществ не вызывала в обществе такой большой озабоченности, как в настоящее время. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, наркотики использовались в разных культурах для осуществления религиозных обрядов и определенных ритуалов. Во-вторых, употреблением наркотических веществ увлекалось небольшое количество взрослых людей, у которых была осознанная цель их употребления. В-третьих, потребители наркотических веществ не были опасны для общества.

В последние несколько лет проявление аддиктивного поведения участилось среди подростков. Это явление стало проблемой национального масштаба. Период переходного возраста – нелегкое время, и если подросток не находит поддержки в семье, либо семейный климат нельзя назвать благоприятным, то поиски подростком истины могут привести к плачевным последствиям

 Информационный фон, который сложился в настоящее время способствует  вовлечению подростков в потребление наркогенных веществ. С возрастом происходит заметное уменьшение числа несовершеннолетних, считающих наркогенные вещества вредными и опасными, и возрастает количество подростков, уверенных в том, что потребление некоторых веществ допустимо и возможно. Более того, по мере взросления подростков, возрастает число тех, кто считает, что наркогенные вещества обладают некими «полезными» свойствами.

Для современной наркотизации характерны снижение возрастной границы начала употребления наркотиков и связанная с ними преступность, распространение среди наркоманов опасных инфекционных заболеваний, особенно таких, как ВИЧ/СПИД, гепатиты, увеличение количества смертельных  исходов в результате передозировки наркотика. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8-10 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11,4 раза чаще, чем взрослые. Специалисты склонны рассматривать эту проблему не только с медицинской, но и психологической, социальной и культурологической сторон.

По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

Сегодня в России проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. По данным социологических исследований, от 18 до 22,2 % молодежи регулярно употребляют наркотики или уже являются наркоманами, а доля молодежи, пробовавшей наркотик хотя бы один раз, приближается к 50 % . Темпы роста наркомании особенно высоки в городах, хотя и в сельской местности эта негативная тенденция также наблюдается.

В Якутии специалисты отмечают высокий уровень алкоголизации среди подростков. В 2010 году диагноз «алкоголизм» на 100 тысяч подростков был поставлен - 972,5; в 2011 году - 848,7. Курят 34,2% городских и 49,2 % сельских школьников - мальчиков возрасте 10-17 лет; среди девочек 26,4% и 34.2% .

Ситуация, связанная с употреблением психоактивных веществ, продолжает ухудшаться.

В связи с этим возрастает роль школы в решении данной проблемы. Эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы. Профилактика должна представлять собой комплекс мероприятий социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность.

Таким образом, профилактическая работа должна включать в себя не только разъяснение вреда психоактивных веществ для организма, формирование ценностного отношения к своему здоровью, но и профилактику социальной дезадаптации.

Понятие «аддиктивное поведение».

 Аддиктивное поведение (от англ. addiction— пагубная привычка, порочная склонность) — одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.
        Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.
       Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера. Среди них специалисты выделяют случайные, периодические и постоянные употребления психоактивных веществ (ПАВ).

Формы аддиктивного поведения у подростков.

Аддиктивные реализации у подростков категориально, собственно, ничем не отличаются от таковых у взрослых людей.

Традиционно в аддиктивное поведение включают:

1) употребление алкоголя, никотина;

2) употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды;

3) участие в азартных играх, включая компьютерные;

4) сексуальное аддиктивное поведение;

5) переедание или голодание;

6) «работоголизм»;

7) телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах;

8) политика, религия, сектантство, большой спорт;

9) манипулирование со своей психикой;

10) нездоровое увлечение литературой в стиле «фентэзи» и «дамские романы» и т.п.

Этапы становления аддиктивного поведения.

Становление адциктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. Выделяют три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) становления аддиктивного поведения:

1  этап.   Первые  пробы.   Совершаются  обычно  под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения.

2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап эксперементирования с различными видами психоактивных веществ — алкоголем,
медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно их

употребление как знак принадлежности к группе, для других — сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»),  для третьих - качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу — для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («не нюхаешь, значит, не уважаешь»). По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр.
Чаще всего это происходит уже в возрасте после 15 лет.
Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы.

З этап. Переход аддштивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.

Решающая роль при работе с аддиктивным поведением подростков принадлежит педагогам и социальным педагогам.

Условия возникновения аддикций.

Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.

Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:

  • Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
  • Склонность ко лжи.
  • Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
  • Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
  • Избегание ответственности.
  • Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
  • Высокая тревожность, зависимое поведение.
  • Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:

  1. Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
  2. Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
  3. Низкая адаптация к условиям школы.
  4. Нестабильность, незрелость личности.
  5. Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.

Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения.

Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию. Для деструктивных семей характерны:

  • Особые способы самовыражения, основанные на компенсации своих отрицательных эмоций на членах семьи или самоутверждение за их счёт.
  • Специфические способы решения проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и общения.
  • Обязательно наличие зависимостей и созависимостей, при которых любые проблемы, болезни, напряжение приводят к разрушению хрупкого равновесия в отношениях членов семьи.

Установлена взаимосвязь наличия зависимостей или созависимости у родителей и аддиктивного поведения у их детей. Эта связь может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией. У многих людей с зависимостями они развились как последствия созависимости у них или их родителей.

Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:

  • Неполная семья.
  • Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
  • Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.
  • Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлимые способы воспитания.
  • Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.

Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.

Профилактика аддиктивного поведения.

В рамках первичной профилактики по аддиктивному поведнию школы используют педагогические, социальные и психологические технологии, которые направлены на формирование и развитие ценностных ориентиров и нормативных представлений на основе здорового образа жизни, развития личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию, коррекцию психологических особеностей  у учащихся, затрудняющую их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в употребление ПАВ. Уже сейчас специалисты–превентологи сходятся во мнении, что ведущим содержанием первичной профилактики является педагогическая профилактика, т.е. комплексная и системная организация учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, обеспечивающая снижение употребления ПАВ через расширение социальных компетенций  и формирование личностных свойств и качеств несовершеннолетних. Несомненно, важно включение в превентивную деятельность педагогов интерактивных и проектных подходов на основе аспектов педагогической профилактики. Что обуславливает необходимость систематического повышения ими своей квалификации в области профилактики аддиктивного поведения.

В процессе организации воспитательной деятельности классного руководителя необходимо уделять особое внимание проведению профилактических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, неприятие алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ. Приступая к планированию, следует руководствоваться нормативно-правовыми документами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде и исходить из игнтересов обучающихся, соблюдения их прав и безопасности жизни. Нормативными актами, регламентирующими профилактическую работу с несовершеннолетними в образовательной среде РС(Я), являются следующие основные документы: Концепция употребления психоактивных веществ в образовательной среде (письмо Минобрнауки России от 5 сентября 2011 г. № МД-1197/06), Закон Республики Саха (Якутия) «Об основных направлениях профилактики наркомании и токсикомании на территории РС(Я)» от 27 ноября 2006 года с изменениями, Реглаент по первичной профилактике аддиктивного поведения обучающихся в системе среднего (полного) общего образования РС(Я) (приказ Министра образования РС(Я) от 26 мая 2009г. №01-08/1635).

Примерная программа работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

Цель:

  • сформировать у подростков представление о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие ПАВ.

Срок реализации: 5 лет (5-9 классы)

Задачи:

  1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о ПАВ.
  2. Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией, токсикоманией, табакокурением и пр.
  3. Лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  4. Создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения.
  5. Обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

Работа с классом

Работа с родителями

Рефлексия

5 класс «Путь к здоровью» (профилактика ЗОЖ)

Анализ состояния здоровья обучающихся

Родительские собрание «Организация питания и режим дня школьника»

«Проблемы семейного досуга. Опыт нравственных поступков  в семье» (с участием психолога)

Познавательная игра «Планета ЗОЖ»

Работа уголка «Будь здоров!»

Спортивное соревнование с привлечением семей учащихся «Мама, папа, я – спортивная семья».

Классные часы:

 «Здоровье и питание»

«Режим дня»

«Как предотвратить конфликт»

«Как вести себя в конфликтной ситуации?» (в форме круглого стола)

6 класс «Опасные удовольствия» (профилактика табакокурения, компьютерной и игровой зависимости)

Цикл бесед «Курить-здоровью вредить»

Родительское собрание «Как защитить своих детей от вредных привычек»

Мини проект «Табак завоевывает мир»

Классный час в форме дискуссии «Компьютер и я» (по профилактике киберзависимости и игромании)

Родительский всеобуч «Компьютер в жизни школьника «за» и «против».

7 класс «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» (профилактика алкоголизма и наркомании)

Классный час «Алкоголь и дети. Губительное влияние алкоголя на неокрепший организм».

Родительское собрание совместно с детьми в форме круглого стола «Решения, которые я принимаю» (по профилактике алкоголизма и наркомании).

Мини проект (презентация) «Антибахус» – писатели и поэты о пьянстве.

Кинолекторий для учащихся по теме: “Профилактика алкоголизма”.

Ток-шоу “Давайте задумаемся” (по проблеме наркомании).

Классный час «Наркотики и здоровье» (с участием врача-нарколога).

Час общения “Как сказать наркотикам “Нет!”

Анкетирование «Вредные привычки».

8 класс «Всегда будь начеку» (профилактика игромании в молодежной среде, секты).

Час общения «Зависимость детей и подростков от компьютерных игр».

Анкетирование родителей на выявление игровой зависимости у обучающихся.

Дискуссия «Компьютер или….?»

Классный час «Опасность вовлечения в секты»

Родительское собрание «Как уберечь ребенка от секты?»

Тренинг «Я вовлечен в секту. Что делать?» (с участием психолога)

9 класс «Береги здоровье смолоду» (профилактика употребления ПАВ, профилактика венерических заболеваний и СПИДа)

Экскурсия в СПИДцентр

Родительский всеобуч «Семья – хранитель нравственных ценностей»

Конкурс сочинений “Причина одна, последствий - множество”

Круглый стол «Употребление ПАВ в молодежной среде»

Мозговой штурм «Как сделать территорию школы свободной от ПАВ»

Выводы.

Работа по профилактике должна вестись систематически, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить  основные направления работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения среди подростков:

1) Работа с детьми:

  • общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
  • работа с детьми “группы риска”;

2) Работа с родителями:

  • информирование и консультирование родителей по данной проблеме;
  • работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
  • психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок проявляет признаки аддиктивного поведения.

При этом цель программы – уменьшение количества новых вовлечений подростков в зависимость от вредных привычек и повышение внимания к проблеме их профилактики среди учащихся.

Рецензия.

В настоящее время злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. Подростки все чаще склонны к проявлению аддиктивного поведения.

С учетом актуальности данной проблемы представлена данная работа, которая включает следующие разделы:

  • Введение.
  • Понятие «аддиктивное поведение».
  • Формы аддиктивного поведения у подростков.

  • Этапы становления аддиктивного поведения.
  • Условия возникновения аддикций
  • Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения.
  • Профилактика аддиктивного поведения.

  • Примерная программа работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения у подростков.
  • Выводы.

Целью данной работы является демонстрация организации работы классного руководителя по профилактике аддиктивного поведения  среди подростков.

Задачи:

  • Привлечь внимание к проблеме проявления  аддиктивного поведения  у подростков.
  • Показать необходимость ведения работы классным руководителем по профилактике аддиктивного поведения у подростков.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС...

Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"

презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...

Беседа для родителей по профилактике аддиктивного поведения у подростков

laquo;Семь путей к катастрофе»(беседа для родителей по профилактике аддиктивного поведения у подростков)...

Организация работы классного руководителя по профилактике преступлений и правонарушений обучающимися

quot; Профилактика"  -  это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение  причин и условий, способствующих безнад...

ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ (ИЗ ОПЫТЫ РАБОТЫ ШКОЛЫ)

Пропаганда ЗОЖ и профилактика наркомании, табакокурения,алкоголизма,и других зависемостей. Профилактика преступности и правонарушений является приоритетной в воспитательной работе школы. ...