Доклад на тему «Роль классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся»
материал (10 класс) на тему

Камалиева Гулия Вазыгуллаевна

Роль классного руководителя в выборе профессии учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_klassnogo_rukovoditelya.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Фёдоровская СОШ имени Е.Г. Тутаева

Кайбицкого муниципального района РТ»

Выступление на тему:

«Роль классного руководителя 
в профессиональной ориентации учащихся»

Камалиева Гулия Вазыгулаевна

классный руководитель 10 класса,

первой квалификационной категории

- 2016 -


               
Под “жизненными планами” мы понимаем
стремление личности через постановку
и достижение тех или иных целей
построить свою жизнь определенным образом.
Плаксий С.

            Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Предпрофильная работа классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному самоопределению.

           Система профориентационной работы осуществляется посредством изучения учебных предметов, что можно рассматривать согласно Концепции профильного образования как «разнообразные пробы по выявлению у учащихся отношений, интересов и способностей к тем или иным видам деятельности, учебным предметам, образовательным областям». 
Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых решений ни одно не может сравниться по своему значению, по влиянию на судьбу с решением о выборе профессии. Кем стать, по какой дороге пойти? К сожалению, профессиональное самоопределение молодёжи часто происходит стихийно. И ответственность за эту стихийность несёт в том числе и школа. 
         Классный руководитель, задумавшийся над этим вопросом, должен прежде всего для себя определить, что же мы понимаем под профессиональной ориентацией. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на оказание помощи школьнику в выборе профессии с учётом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях. 
        Именно классный руководитель больше всех в школе знает о своём воспитаннике. Классный руководитель, сотрудничая с учителями-предметниками, получает информацию об интересе к предмету, знает, кто из ребят любит растения и животных, кто читает технические журналы, кто с удовольствием работает на уроках технологии. Классный руководитель может судить, как долго сохраняется тот или иной интерес, устойчивый он или поверхностный. Одна из задач классного руководителя – выявлять и поддерживать интерес к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по изучению интересующей сферы деятельности, вовлекать детей в различные виды внеучебной общественно-полезной деятельности. 
        Однако не секрет, что часто интересы ученика разноплановы: он любит и математику, и историю, охотно занимается иностранным языком, к тому же посещает какой-нибудь кружок технического творчества или спортивную секцию и успешно с этим справляется. Немало и таких ситуаций, когда интересы и склонности вообще не проявляются. Как быть в такой ситуации? Классный руководитель должен помочь учащимся разобраться в себе, выявить профессиональные предпочтения, помочь определиться с путями получения профессионального образования. 
        Одним из важных направлений в  своей деятельности считаю  профессиональное просвещение. Оно предполагает знакомство учащихся с миром профессий, с основным правилом выбора профессии («хочу, могу, надо»), с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку. Ведь главная задача профинформации – воспитание любви к любому виду трудовой деятельности, знакомство с потребностями народного хозяйства страны в целом и конкретного региона в частности в специалистах на современном этапе и на ближайшую перспективу. Она также должна поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий.

        Может быть вы спросите: Когда начинать эту работу? А начинать можно с 5 класса, постепенно расширяя и усложняя круг сведений. 
Самой распространённой формой работы в деятельности  является классный час.  Но при его проведении следует отказываться от традиционных методов обучения и воспитания – воздействие учителя на ученика. Чаще обращайтесь к интерактивным методам, основанным на диалоговой форме общения между учителем и учениками, учеников между собой. Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей. 
         Встречая новых воспитанников в 5 классе, провожу классный час «Все профессии важны», в форме КВН, можно включить работу с пословицами о труде, загадками о профессиях, решение кроссвордов, а также исполую литературный материал - «Чем пахнут ремёсла» Д. Родари, «А что у вас?» С. Михалкова, которые ребята инсценировали с удовольствием.
          Разговор о важности выбора профессии может возникать случайно. 
Предложите пятиклассникам написать сочинение «Кем быть?» В центре внимания могут быть такие вопросы: Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем? Почему тебе нравится именно эта профессия? Что делают люди этой профессии? Какие качества нужны человеку этой профессии, чтобы хорошо работать? Есть ли у тебя такие качества? Анализ этих работ позволит вам познать внутренний мир ребёнка посредством выяснения личностных мотивов выбора профессии и знаний о многообразии профессионального труда. Сохраните эти сочинения до 9 класса,  и ваши  ребята смогут посмотреть, сохранились ли их детские предпочтения, связанные с выбором профессии. 
            В 6-8 классах можно провести игру «Аукцион». Цель: актуализация знаний о профессиях. Учащиеся знакомятся с делением профессий на несколько типов: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника» и т.д.   Ребята  постарались представить «Энциклопедию профессий», где рассказали  о той или иной профессии, интересные факты, иллюстрации, фоторепортажи, интервью, стихи и т.д. 
        В 9 классе проводили деловую игру «Оптимисты и скептики». Цель игры – осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствий. С помощью этой игры ребята научились объективно анализировать различные профессии, учитывать их требования к человеку, задумываются над наличием требуемых качеств.
         В старших классах, безусловно, важны классные часы, на которых проводятся различные диагностики. Профессиональная диагностика – один из элементов профориентации. С помощью анкетирования изучаются профессиональные интересы, намерения, увлечения в свободное время. Эта информация может определить устойчивость профессиональных интересов школьника. 
         Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше не только общество, получившее активного, целеустремлённого деятеля общественного производства, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая широкие возможности для самореализации. Ведь ещё Эзоп сказал: «Истинное сокровище для людей – умение трудиться». Именно поэтому каждому классному руководителю стоит уделять должное внимание вопросам профориентации, способствовать формированию мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии.

             И закончить свое выступление я хотела бы грузинской пословицей: «Научи ребенка какому-нибудь ремеслу, иначе он будет несчастным». Так давайте, уважаемые коллеги, попытаемся сделать наших детей счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль классного руководителя".

Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива....

Доклад на тему «Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников».

Выступление на педагогическом совете по теме "Роль классного руководителя в процессе профессионального самоопределения старшеклассников"...

доклад на тему «Роль классного руководителя в формировании устойчивых ценностных качеств личности учащегося»

В самом главном документе - законе об «Образование» ПМР   прописано: подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, ...

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...

Доклад на тему « Роль классного руководителя в воспитании в современной школе от коллективизма к взаимодействию.»

В данном докладе говорится о роли классного руководителя в формировании классного коллектива....

доклад по теме: Роль классного руководителя в реализации национального проекта "Образование"

В докладе прослеживается анализ должностных обязанностей классного руководителя в современной школе. Анализ деятельности классного руководителя осуществляется через анали програмы воспитания школы....