Классный час "Внимание! Конфликт!", 8 класс
классный час (8 класс)

Шепова Татьяна Николаевна

Классный час "Внимание! Конфликт!", 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме: «Внимание! Конфликт!»

Цели: познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Задачи: развитие навыков коммуникации, навыков бесконфликтного общения.

Ожидаемый результат: Формирование навыков коммуникации, успешная социализация подростков.

Форма проведения: час общения.

Оформление: презентация, дерево, раздаточный материал, компьютер

Возрастная группа: 14-16 лет

Эпиграф: «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну.» Ямамото И.

1. Организационный момент

Приветствие учащихся.  

Учитель: Здравствуйте ребята! Каждому человеку приятно получать подарки. Мы начнем наш классный час с того, что подарим друг другу комплименты. Итак, передавая другому человеку подарочную коробку, вы говорите «Мне нравится в тебе… и называете то, что вам нравится в человеке или в его характере. Я начинаю «Саша, мне нравится в тебе то, как ты улыбаешься»

( последний ученик делает комплимент любому из присутствующих)

2. Мотивация

Учитель: Прочитаем отрывок из книги Якова Исидоровича Перельмана «Живая математика» (слайд 2)

– Сегодня утром я с белкой в прятки играл, – рассказывал во время завтрака один из собравшихся за столом дома отдыха. – Вы знаете в нашем лесу круглую полянку с одинокой березой посередине? За этим деревом и пряталась от меня белка. Выйдя из чащи на полянку, я сразу заметил беличью мордочку с живыми глазками, уставившуюся на меня из-за ствола. Осторожно, не приближаясь, стал я обходить по краю полянки, чтобы взглянуть на зверька. Раза четыре обошел я дерево, но плутовка отступала по стволу в обратную сторону, по-прежнему показывая только мордочку. Так и не удалось мне обойти кругом белки.

– Однако, – возразил кто-то, – сами же вы говорите, что четыре раза обошли вокруг дерева.

– Вокруг дерева, но не вокруг белки!

– Но белка-то на дереве?

– Что же из того?

– То, что вы кружились и около белки.

– Хорошо кружился, если ни разу не видел ее спинки!

– При чем тут спинка? Белка в центре, вы ходите по кругу, значит, ходите кругом белки.

– Ничуть не значит. Вообразите, что я хожу около вас по кругу, а вы поворачиваетесь ко мне все время лицом, пряча спину. Скажите вы разве, что я кружусь около вас?

(показать наглядно, как это происходит)

Учитель: Ребята, скажите, о чем говорится в рассказе? Что повлек за собой рассказ о белке? (Спор,  ссора, драка, конфликт). Почему возник конфликт? Как вы думаете, кто из участников конфликта прав? Обошел ли вокруг белки рассказчик или нет? (ответы учащихся)

Учитель: Участники конфликта  по-разному поняли значение слов «двигаться вокруг предмета».  (Привести в пример движение Земли и Луны)

3. Целепологание (Слайд 3.)

Учитель: Ребята, посмотрите на экран. Какие у вас чувства вызывает слова конфликт? (ответы учащихся)

Учитель: А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»? (Ответы детей)

Учитель:  Посмотрим, что значение этого слова в словаре.

( слад 4. Конфликт – это столкновение мнений, сил, сторон)

Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и  взгляды.  Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели , интересы и желания, либо различные способы их достижения.

Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала

непосредственного столкновения сторон

 Учитель: Ребята, а как вы думаете,  часто ли  происходят конфликты между людьми?  Приведите примеры конфликтных ситуаций. (Ответы детей)

Учитель: Конфликт – нормальная сторона жизни. Даже в самой дружной социальной группе могут столкнуться противоположные интересы. Это потенциально может развернуться в конфликт. Любые трудности в отношениях ведут к их развитию, если к ним правильно относиться. Сегодня на классном часе   мы узнаем, почему  происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать. Это и будет нашей  задачей урока.

4.  Работа над темой

Учитель: Причины конфликта – это корни дерева они могут быть разными:

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

( ученики прикрепляют листочки с надписями внизу классной доски)

Учитель: Ствол дерева – это конфликт (прикрепить к доске картинку). В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций конфликт можно решить двумя способами,  их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. (появляются ветви дерева)

Учитель: На столе у вас лежат листики со славами. Просмотрите их и выберите те, которые больше подходят.  Что происходит, если конфликт разрешается неправильно или подавляется?

Ответы детей. Возникают: тревога, уход в себя, беспомощность, отрицание, стресс, смятение, разрыв отношений. (прикрепляют листики к ветке)

Учитель: Что происходит, если конфликт разрешается правильно?

Ответы детей.  Наступает покой, веселье, открытость чувств и отношений, радость, расслабление, ощущение сил, уверенность в своих силах и т. д.

5. Физкультминутка

Учитель: Проведем физкультминутку. Встаньте, потяните руки вверх, обнимите весь мир, обнимите себя любимого.

«Бумажные мячики»

Цель: разрядка, навыки регулирования эмоционального поведения.

Инструкция: ведущий разделяет комнату скотчем (граница) и говорит: «Возьмите по большому листу старой газеты, скомкайте и сделайте из него хороший плотный мячик. Разделитесь на две команды и встаньте в две линии так, чтобы расстояние между линиями составляло примерно 4 метра. По моей команде вы начнёте бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», все прекращают бросаться мячами. Выигрывает команда, на чьей стороне окажется на полу как можно меньше мячей. И не перебегайте через разделительную линию! Приготовились! Внимание! Начали!».

6. Продолжение работы по теме

Учитель: Рассмотрим серию картинок «Шляпа» (художник Бидструп). И расскажите, какой способ разрешения ситуации выбрали герои.

Посторонний гражданин измял лежавшую на скамейке шляпу, нечаянно сев на нее.

Кто изображен на картинках?

Какая ситуация произошла с ними?

Как прореагировал на измятую шляпу хозяин шляпы?

Какое выражение лица у каждого из них?

 Посмотрите на их позы, жесты, мимику, опишите их, что вам нравится (не нравится) в них?

Хозяин шляпы…Выбери ответ:

  • разгневался, стал оскорблять виновного, грубо схватил его за одежду.
  • промолчал, ушёл от проблемы, молча надев измятую шляпу.
  • сильно огорчился, расплакался.
  • с юмором отнёсся к ситуации, вместе с виновником весело посмеялись. На наш взгляд хозяин этой шляпы вел себя достойно.

Учитель:  Какой из мужчин вел себя достойно? (ответы детей)

Учитель: Как же ведут себя люди в конфликтах? От чего это зависит?

О чем надо думать людям, которые конфликтуют? (ответы детей)

Учитель:  Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов

Способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние, то есть решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию и не обидеть другого человека.

Пример: Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебники и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Примерные фразы:

- Не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие.

- Не обижайся, но мне одному удобнее пользоваться моими учебниками.  

- Какой ещё можно найти выход из этой ситуации (носить учебники по очереди)

Работа в группах.  Каждой группе дается на рассмотрение ситуация.

7. Игра-практикум: примените мягкое противостояние или конструктивное предложение в следующих ситуациях.

Ситуация 1. Ирина обиженно говорит Вите: «Вчера ты шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлённо отвечает: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».

Ситуация 2. Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными.

Ситуация 3. Вика долго и обстоятельно делает домашние работы. Наташа к урокам не готовится, а только гуляет и сидит за компьютером. Наташа просит Вику дать списать ей домашнее задание. Вике не хочется давать, ведь она приложила много сил, чтобы хорошо выполнить домашнюю работу.

Ситуация 4. Класс условно разделен на несколько микрогрупп, равносильных в разных направлениях. На протяжении учебного года идет соревнование между ними за звание лучшей группы. Все это выражается в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга, ссорах и даже драках.

(Обсуждение.  Ребята приводят примеры выхода из ситуаций)

Учитель: Каждый день нам приходиться решать те или иные сложные задачи. Давайте, посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях (ситуации на слайде)? Выберете вариант «как бы вы поступили раньше»  и «как правильно поступить»

1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

  • Будете плакать;
  • Ударите его;
  • Сделаете ему замечание;
  • Не скажете ничего;
  • Пожалуетесь учителю.

 2. Один из одноклассников смеётся над вашим другом. Как вы поступите?

  • Будете плакать;
  • Пожмёте плечами;
  • Будете смеяться над ним;
  • Будете защищать товарища кулаками.

3. Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?

  • Будете плакать;
  • Продолжите играть;
  • Начнёте злиться;
  • Ничего не скажите.

4. Приятель на уроке схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

  • Будете кричать;
  • Пожалуетесь учителю;
  • Попытаетесь отобрать её;
  • Отлупите приятеля.

Учитель: Здесь, в комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.

11. Будь обаятелен и добр.

12. Извинись, если ты не прав.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

16. Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.

17. Полюби себя, поверь в себя. Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».

18. Не обижайся. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.

19. Терпимость сохраняй в любых ситуациях!

Учитель:  Разрешение конфликтов дело сложное. Я желаю всем вам и себе, чтобы в нашей жизни, как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное – чтобы они всегда разрешались только положительно. Согласны?  

 Далее учитель предлагает на изображение дерева наклеить цветной листик, который символизирует настроение ученика  

- Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать конфликтов. - зеленый

- Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может быть, все окажется сложнее. - красный

- Я уверен (а), что смогу избежать конфликтов. -  желтый

Учитель благодарит за урок . Звучит песня «Если с другом вышел в путь…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Конфликты в нашей жизни".

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго в...

Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"

Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....

разработка классного часа "Конфликты и способы их разрешения"

Дпнный классный час позволяет в игровой обстановке рассмотреть вопрос конфликта, причин возникновения, способов разрешения. Классный час составлен для 7 класса....

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ– ВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА»

Классный час авторский, был проведен для районного семинара педагогов-психологов...

классный час "Конфликты полезные и бесполезные" для учащихся 6-8 классов.

Классный час «Конфликты полезные и бесполезные» разработан на основе пособия «Утверждай себя», автор Г.К.Селевко, которое...

Классный час «Конфликты и пути их решения». 6 класс.

Цель: расширить представление детей об основных типах и причинах конфликтов;познакомить с различными способами выхода из конфликтных ситуации....

Классный час. "Конфликты. Разрешение конфликтов"

Цели классного часа:-усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреж­дения конфлик...