Школьное самоуправление и формирование гражданской активности старшеклассников школы для детей с ТНР .Авторы: Горшечникова И.Б., Афанасьев Д. А.
учебно-методический материал

Горшечникова

 Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, являются школьное самоуправление. Педагог, который собирается работать со школьным самоуправлением, должен:

• обеспечить комфортную среду для учащихся;

• определить правила поведения, которые принимают учащиеся;

• утвердить определенный стиль общения, отношений между ребятами;

• частично передать управление деятельностью ребятам

Опыт самоуправления двух параллельных классов ( 7-9класс).Права и обязанности членов Совета министров класса:

Премьер-министр. Замещает классного руководителя в его отсутствие.(Например, обеспечивает связь класса и отдельных одноклассников с учителями и администрацией школы.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_samoupravlenii.doc104.16 КБ

Предварительный просмотр:

Школьное самоуправление и формирование гражданской активности старшеклассников  школы для детей с ТНР.

Авторы: Горшечникова И.Б.,  Афанасьев Д. А.

Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.

Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, являются школьное самоуправление.

Школа должна предоставлять учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности ассоциаций, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Гражданскую активность можно обозначить как осознанное, творческое отношение к общественно-политической и трудовой деятельности. Согласно некоторым определениям термина, именно гражданская активность человека способствует гармоничному развитию личности и ее полной самореализации. Наличие гражданской позиции, и, следовательно, социальной активности не возможно без глубинного понимания всех происходящих процессов в обществе, их последствий и возможных путей решения текущих проблем.

Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс самоуправления.

Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций - подростка и педагога.

С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.

С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения в социальных проблемных ситуациях.

Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.

На поведение подростков влияют требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

Существуют различные стили поведения взрослого в подростковой организации. Наиболее эффективным будет участие педагога, если он в зависимости от данной конкретной ситуации продемонстрирует адекватный стиль руководства и проявит необходимые качества личности.

Педагог, который собирается работать со школьным самоуправлением, должен:

• обеспечить комфортную среду для учащихся;

• определить правила поведения, которые принимают учащиеся;

• показывать детям свое уважение к ним как к личностям;

• требовать взаимоуважения между собой;

• воспитывать уважение у учащихся к самим себе;

• учить их быть независимыми и ответственными за свои поступки;

• быть способным увлечь ребят этой деятельностью;

• объединить вокруг этой деятельности актив учащихся;

• поставить перед ребятами яркую как далекую, так и близкую цель;

• утвердить определенный стиль общения, отношений между ребятами;

• частично передать управление деятельностью ребятам, научить их самоуправлению;

• предложить ребятам разработать символику, традиции, ритуалы;

• должен обеспечить всем надежное чувство защищенности;

• должен сделать коллектив открытым;

Разработка школьного самоуправления.

1 этап В 2019году в ГБОУ№5 классные руководители 7-х классов предложили подросткам создать органы самоуправления в классах. При совместном обсуждении был утверждён принцип Совета министров двух стран КЛИБ(класс Ирины Борисовны) и КЛАД(класс Дмитрия Александровича). В Совете министров были разработаны права и обязанности министров, проведены выборы на классных собраниях в зависимости от желаний учащихся и индивидуальных особенностей.

Права и обязанности членов Совета министров класса:

Премьер-министр.

1. Замещает классного руководителя в его отсутствие.

2. Обеспечивает связь класса и отдельных учеников класса с учителями и администрацией школы.

3. Помогает в организации внеклассной работы одноклассников.

4. Являются представителями класса в общественных организациях школы и района.

5. Готовит сообщения о жизни молодежи в районе и городе.

6. Помогает классному руководителю готовить общественные акции.

Министр образования

1. Отвечает за сохранность классного журнала.

2. Следит за своевременным заполнением списков класса.

3. В конце каждой четверти составляет рейтинг успеваемости.

4. Оказывает помощь в учебной работе отстающим одноклассникам.

5. Анализируют причины отставания учащихся.

6. Помогает классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.

1 Министр

1. Следит за ведением дневников.

2. Замещает премьер-министра в его отсутствие.

Министр Внутренних дел.

1. Следит за состоянием оборудования и мебели класса.

2. Составляет график дежурства в классе и выставляет оценки.

3. Несет ответственность за сервировку стола в столовой и его уборку.

Министр Спорта

1. Отвечает за сохранность  спортинвентаря  и  спортивную  форму одноклассников.

2. Отвечает за популяризацию физической культуры среди учащихся класса. Составляет рейтинг спортивных достижений одноклассников.

3. Анализирует посещение уроков физической культуры.

4. Проводит физкультминутки в классе на уроках.

5. Организует посещение спортивных мероприятий.

Министр Культуры

1. Составляет список класса с указанием дат рождения.

2. Организует  поздравления  одноклассников,  готовит  поздравления учителям к праздникам.

3. Следит за внешним видом одноклассников: прической, сменной обувью, состоянием одежды.

4. Следит за состоянием цветов в классе.

Министр Здравоохранения

1. Фиксирует пропуски занятий учащихся класса; сообщает, кто заболел.

2. Сотрудничает с медицинским кабинетом школы.

Министр МЧС

1. Составляет график дежурства по школе, по этажам, по столовой. Выставляет оценки за дежурство вместе с классным руководителем.

Министр Печати

1. Входит в состав библиотечного актива школы.

2. Регулярно проверяет состояние учебников среди одноклассников. Заполняет тетрадь для проверки состояния учебников.

3. Помогает в работе с должниками библиотеки.

4. Информирует одноклассников о новинках в библиотеке школы.

Министр внешних связей

1. Помогает в организации поездок и экскурсий.

2этап В 2020году был подписан в торжественной обстановке Договор о ненападении между двумя классами.

Договор о ненападении между КЛИБ и КЛАД

Руководимые желанием укрепления дела мира между КЛИБ и КЛАД пришли к

следующему соглашению:

Статья I

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими классами.

Статья II

В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны другого класса, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме этот класс.

Статья III

Министерства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.

Статья IV

Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.

Статья V

В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.

Статья VI

Настоящий договор заключается сроком до окончания школы учащимися классов. Договор составлен в двух оригиналах.

Результатами четырёхлетней работы эффективности ученического самоуправления в формировании гражданской активности в двух параллельных классах являются:

  • Организация классного сообщества двух классов на базе самоуправления.
  • Совместное проведение тематических классных часов, дней здоровья, дней музеев, участие в районных, городских, всероссийских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
  • Умение школьниками достигать успехов, бороться за правое дело, быть первыми помощниками в школе во всех общественных делах, творческое отношение к трудовой деятельности.
  • Ответственное отношение к окружающему нас миру, возможность реализации собственных идей.
  • Умение успешно адаптироваться в новой социальной среде после выпуска, не бояться трудностей, самостоятельно решать проблемы, закалять волю и характер, успешно идти по пути самореализации.

Литература

  1. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Селивановой Н.Л. / М.: «Педагогическое общество России», 2001 г., 284 с.
  2. Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.
  3. Планирование и организация воспитательной работы // Классный руководитель № 3/2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученическое самоуправление как фактор гражданской активности школьников

Статья опублиекована в 2006 году ( см. альбом "Мои публикации"...

Школьный музей в формировании гражданской идентичности школьников.

Выступление на областной научно - практической конференции "Актуальные проблемы преподавани историко - общественного и художественно - эстетического циклов в свете новой концепции историко - культурно...

Роль школьной библиотеки в формировании гражданских качеств

Гражданское образование сегодня- это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом гражданского воспитания является система образования....

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Методическая разработка по вопросам оценивания творческих способностей детей, их развития и заинтересованности музыкой на занятиях ансамблевого музицирования по классу фортепиано....

формирование гражданской активности

мероприятия по формированиюгражданской активности...

Статья "Формирование гражданско-патриотического воспитания у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...