Школьный музей в формировании гражданской идентичности школьников.
учебно-методический материал по краеведению на тему

Козютенко Светлана Ильинична

Выступление на областной научно - практической конференции "Актуальные проблемы преподавани историко - общественного и художественно - эстетического циклов в свете новой концепции историко - культурного образования". В выступлении раскрывается роль краеведения в формировании гражданской идентичности личности на примере воспитательной работы в школьном музее. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воронежский областной институт повышение квалификации и переподготовки работников образования

Областная научно-практическая конференция
«Актуальные проблемы преподавания историко-обществоведческого и художественно-эстетического циклов в свете новой концепции историко-культурного образования».

Школьный музей в формировании
гражданской идентичности школьников.


Выступление учителя МКОУ СОШ №25 с УИОП г.Россошь
Россошанского района Воронежской области
Козютенко Светланы Ильиничны

2014

План .
1. Роль краеведения в формировании гражданской идентичности личности.
2. Школьный музей – центр воспитательной работы в школе.

Историческое краеведение в современной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно – ориентированной личности.
В процессе становлении личности гражданина страны детям важно умом и сердцем осмыслить опыт прошлого, чтобы впитать в себя идею любви к Родине. Это возможно, когда человеческие ценности раскрываются перед умом и сердцем ученика в ярких эмоциональных образах, когда они пробуждают чувства гордости и сопереживания, благодарности и сердечной боли, когда соприкосновение с прошлым побуждает бороться за торжество правды и справедливости в жизни.
Краеведение, как элемент школьного образования, позволяет осуществлять гражданско - патриотическое воспитание школьников, формировать личностные достоинства человека, внутреннюю свободу и дисциплинированность, уважение и доверие к гражданам своего государства, способность выполнять обязанности гражданина России
. Для решения поставленных задач учителю важно совместно с детьми планировать познавательный процесс и реализовывать его через деятельностный подход. И используя различные формы работы, важно уметь добиваться, чтобы ученики через свою деятельность получали общественно значимый результат, который принесет радость их сверстникам - единомышленникам. Вот это удовлетворение от работы и радость познания своей малой Родины поможет нашим детям внутренне воспринять идею патриотизма. Ведь любовь Родине формируется на конкретной исторической почве, на истории родного края, на примере из жизни земляков, на событиях из истории своей семьи
Хочу рассказать об опыте краеведческой работы в школе № 25 имени Героя Советского Союза Рябцева Бориса Ивановича. Школа была открыта в 1936 году на средства железной дороги, она одно из старейших учебных заведений города Россошь. Гордостью школы являются выпускники – участники Великой Отечественной войны. Выпускниками школы были Герои Советского Союза Письменный Иван Алексеевич, Моховой Сергей Петрович, Рябцев Борис Иванович, Герой Социалистического труда Вислогузова Зинаида Васильевна. В 60-е годы по решению партийной организации в школе был открыт музей боевой и трудовой славы. Его экспозиции посвящены истории III танковой армии в Острогожско – Россошанской операции, выпускникам школы, знаменитым землякам - героям, истории школы.
 Музей является прекрасной базой воспитания гражданских качеств учащихся средствами краеведения. Традиционными формами работы в музее являются линейки памяти выпускников -Героев Советского Союза, уроки мужества, митинги у братской могилы №278, посвященные Дню освобождения города и Дню Великой Победы, День Героя России, Дни воинской славы.
На базе музея работает группа экскурсоводов, ребята проводят экскурсии для учеников и гостей школы. В ходе деятельности у них появляется возможность увидеть роль «малой родины» в истории России, оценить вклад воронежцев и россошанцев в знаменитые события, выделить своеобразие развития нашего края и ощутить гордость за его роль в истории государства. Например, рассказ экскурсовода о подвиге выпускника 1937 года летчика – штурмовика Виктора Соколова под Сталинградом помогает осознать вклад россошанцев в разгром фашистских захватчиков в момент коренного перелома войны. Тема «Освобождение Россоши» позволяет найти связь этого события с итогами победы советских войск в Сталинградской битве. Слушая рассказ о подвиге земляка Мохового С.П. при форсировании Днепра, о боевом пути летчика Второй Авиационной дивизии особого назначения Дудкина Г.Г, о подвиге ученика школы Письменного И.А. на территории Румынии, ребята приходят к выводу о том, что выпускники школы в годы Великой Отечественной сражались против врага на всех этапах войны.
Конечно, большим воспитательным потенциалом в формировании патриотизма является тема Великой Отечественной войны. Здесь важно помочь ребятам не только оценить подвиг земляков –Героев Советского Союза, но и увидеть героизм в повседневной жизни обычных людей, находящихся в тылу или оккупации. В музее происходят их удивительные открытия. Как дед Мирон – пасечник из села Анновка Россошанского района в 1944 году сдал 300 тысяч рублей своих личных денег на строительство боевых самолетов. Три самолета за трех погибших сыновей, но каким тяжелым трудом и упорством в годы оккупации Мирону Александровичу Поляничко удалось сберечь пасеку от немецких солдат, а потом добираться до Москвы, чтобы там продать мед, а вырученные деньги сдать в наркомат.
Большое внимание совет музея уделяет поисковой и исследовательской работе. Сегодня, благодаря интернет ресурсам, активизируется поиск документов наших выпускников – участников Великой Отечественной войны. В этом году удалось найти наградные листы на Героев Советского Союза Письменного И.А, Мохового С.П, героев танкистов, освобождавших наш город в январе 1943. Музей пополнился документами о погибших учителях и учениках. Мы с ребятами надеемся, что работа в Обобщенном компьютерном банке данных, содержащем информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны (ОБД «Мемориал»), будет для нас еще результативной. И я вижу с каким интересом мои ученики включаются в поиск новых сведений о своих родственниках – участниках войны. Значит исследовательские проекты на тему «Со школьного порога ушедшие в войну», «История семьи в истории войны» вызывают интерес у сегодняшних школьников.
Также в музее ведется поиск по темам «История школы», « Имя выпускника в истории родного города, края, страны». Выполнение заданий позволяет учащимся знакомиться с новыми интересными биографиями, узнавать ранее неизвестное о профессиональных достижениях и судьбах своих знакомых. И это вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание, что земляки причастны к историческим событиям, о которых изучали на уроке истории, читали в учебнике. Ученики осознают свою родину местом, где выстраивается связь поколений, укрепляются традиции и рождается ответственность за будущее. Надеюсь, что ребята осознают и то , что в истории будут еще значимые события и что будущее страны зависит от каждого из них.
Особого внимания в своей работе я уделяю совместным мероприятиям с краеведческим отделом россошанской районной библиотеки и городский музеем, которые часто приглашают нас к себе. Памяти поэта – солдата Тимошечкина Михаила посвящалась встреча «Стихи как память о войне». Россошанский краевед Алим Яковлевич Морозов приглашает на презентацию книги о земляках « Пусть с ними нас соединяет память». Интересной была встреча с местным поэтом – краеведом Беликовым Виктором Васильевичем. Ребята выступают здесь в роли чтецов, рассказывают о своих исследованиях, взрослые - делятся воспоминаниями, оценивают личности земляков и местные события. И происходит общение людей разных поколений, которое позволяет учащимся увидеть проявление важнейшие человеческих ценностей и норм поведения, почувствовать за что взрослые так любят свою страну, для чего хранят воспоминания прошлых лет и пишут книги. Почему, несмотря на различия в социальном положении, независимо от образования, религии, материального богатства, мы должны с уважением относиться друг к другу.


  Подводя итог своего выступления, хочу подчеркнуть, что сочетание всех видов деятельности краеведческой работы на базе школьного музея позволяет школьнику осознать свою принадлежность к родному краю, выделять проблемы своего города, наблюдать и анализировать окружающий мир, принимать решение и действовать в интересах Родины. Только в общественно значимой деятельности укрепляются важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности, формируются патриотические черты, гражданская активность и социально значимые качества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьный музей в формировании гражданской идентичности школьников. Выступление учителя МКОУ СОШ №25 с УИОП г.Россошь Россошанского района Воронежской области Козютенко Светланы Ильиничны

Слайд 4

исследовательские проекты « Со школьного порога ушедшие в войну», « Наши земляки – Герои Советского Союза», «Выпускники школы в истории Великой Отечественной войны», «Моя семья в истории Великой Отечественной войны», « Имя выпускника в истории родного города».

Слайд 5

« Имя выпускника в истории родного города»

Слайд 6

Все проходит, Остается Родина- То, что не изменит никогда. С ней живут, любя, страдая, радуясь, Падая и поднимаясь ввысь… И еще немало будет пройдено, Коль зовут в грядущее пути. Но светлей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучающие тренинги как активный метод по формированию гражданской идентичности школьников"

Одной из форм работы по формированию гражданской идентичности у подростков являются использование обучающих тренингов и их элементов. Тренинговая форма работы ориентирована на использование активных м...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

    Формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность ...

Формирование гражданской идентичности школьников как механизма реализации ФГОС.

доклад о формировании гражданской идентичности на уроках и во внеурочное время...

Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности

Важно предусмотреть участие школьников в социально-значимых проектах с использованием ресурсов сельского социума в урочной, внеурочной и внеклассной работе, направленных на формирование УУД, необходим...

Историко-краеведческое воспитание как средство формирования гражданской идентичности школьников.

Понимание  гражданской идентичности школьников через историко-краеведческое воспитание.Из опыта работы....

Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"

Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...

Использование ресурсов краеведения как эффективный метод формирования гражданской идентичности школьника

Одним из главных приоритетов, поставленных перед школой в связи с принятием ФГОС, является формирование основ гражданской идентичности обучающихся, которые ориентированы на воспитание патриотизма, ува...