Историко-краеведческое воспитание как средство формирования гражданской идентичности школьников.
учебно-методический материал по истории на тему

Герасимова Ольга Михайловна

Понимание  гражданской идентичности школьников через историко-краеведческое воспитание.Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Историко-краеведческое воспитание как средство формирования гражданской идентичности школьников

                         «Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы                                 каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном                                 своего Отечества» 

В.А. Сухомлинский

        Гражданская идентичность означает осознание себя как носителя российской культуры и гражданина России.    

         Актуальность проблемы вызвана, во-первых, последствиями социально- экономических и социально-культурных преобразований 90-х годов прошлого столетия. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей – оказали и продолжают оказывать негативное влияние на общественное сознание в целом и на воспитательный процесс подрастающего поколения в частности. В условиях неблагоприятного воздействия макросреды у молодежи значительно возросли интересы сугубо личностного, прагматического характера, при этом оказались разрушенными или утраченными традиционные духовно-нравственные качества, такие как патриотизм, гражданственность, доброжелательность, сочувствие, сострадание, межконфессиональная и межнациональная толерантность и другие. Во-вторых, актуальность проблемы продиктована не только историческими особенностями существования России как многонационального государства, но и достаточно сложной демографической ситуацией, которая возникает сегодня. Это обусловлено в первую очередь ростом миграционных потоков во всех регионов России.

         Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности  и таланты молодых россиян, готовить их к жизни высокотехнологичном конкурентном мире.         Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Воспитывать нравственного человека - сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию сообща возьмутся родители, учителя, педагоги дополнительного образования, СМИ. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. 

        Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу – это цель, которую мы ставим перед собой.

        Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина.  Она конкретизируется в ФГОС нового поколения, утвержденном   приказом Министерством образования и науки России 17 мая 2012 г. № 413, вопрос формирования российской государственной идентичности является одним из главных. Стандарт «направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности» (п. 3); «Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны в первую очередь отражать российскую государственную идентичность» (п. 7).

Согласно стандарту среди всех гуманитарных предметов именно истории заслуженно отведена роль одного из главных предметов в воспитании подрастающего поколения. Это необходимо любому нормальному государству и любому нормальному обществу.

Фактическим руководством по формированию настроя на Россию  для преподавателя-историка является Историко-культурный стандарт, в котором выделены следующие цели:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству;
  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности.

Любовь ребенка к Родине начинается с любви к семье, школе, малой родине. Гражданская (российская) идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом.  Важное место в этой триаде принадлежит формированию причастности к истории своей малой родины.

 Какими методами и  средствами может воздействовать на этот процесс школьный учитель? Прежде всего, осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.

        Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. На уроках  истории  систематически включаю местный исторический материал, учащиеся выполняют  исследовательские проекты, тематика которых носит не только исторический, но  нравственно-воспитательный потенциал. Краеведческий материал я использую на всех этапах урока для пробуждения интереса к теме, расширения кругозора, знаний о своём крае, для решения  воспитательных задач. Думается, что  высокая мотивация, живой интерес возникает у учащихся именно тогда, когда рассматриваемый материал соприкасается не только с крупными историческими событиями,  но и с событиями, происходившими в родном крае, на территории малой родины.

        Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Местный материал дает возможность учителю показать и объяснить отличия, особенности в исторических явлениях, что является основополагающим для развития исторического мышления. С точки зрения мотивационного изучения истории именно краеведение позволяет реализовать задачу познания истории как ремесла историка. То есть именно краеведение дает возможность ученику стать субъектом познавательной деятельности через самостоятельную исследовательскую работу. Например, в ходе реализации долгосрочного проекта "Моё село - моя гордость". Данная тема включила в себя 7 проектов, начальные буквы, названия которых составляют название села Красное:

К - "Красное - значит красивое."

Р - "Родной край, его история."

А - "Ах, эти тучи в голубом!"

С - "Символы Родины."

Н - "Никто не забыт, ничто не забыто!"

О - "Отечество"

Е-  "Если мы будем немного добрее."

        Все семь проектов реализовались в течение учебного года.

Проект "Красное - значит красивое."

Виртуальная экскурсия  - "Красное - значит красивое.

        Создание виртуальной обзорной экскурсии, дающей общее представление о районе и о его достопримечательностях. Любовь к родине начинается с любви к тому месту, где ты родился и вырос. Эта экскурсия расскажет о том, что на территории Краснинского района немало памятных мест.

Проект  "Родной край, его история."

         Собран материал в виде сборника "Гордость моей малой Родины - Ищеино - край мой родной"

        Цель: формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, его природы, лучших традиций и нравов русского народа.

        Достижению цели служат задачи: воспитать в детях чувство любви к родному краю, чувство гордости за своих земляков, за их ратные подвиги; привить детям любовь к природе родного края, бережное отношение к родной земле, ее растительному и животному миру; развить у детей индивидуальные задатки и способности к творческой деятельности, приобщить их к ценностям русской культуры

Проект "Ах, эти тучи в голубом!"

        Учащиеся 1 –11 классов исполнили песни военных лет. Ведущая Гомаскова Александра кратко рассказала об историческом прошлом нашей Родины, заострив внимание на том, что в годы великих свершений, переворотов, открытий и достижений русского солдата сопровождала и согревала песня. Это песня походная, маршевая, плясовая, лирическая. Она напоминала солдату о доме, о любимой, о семье, о боевых товарищах. Были исполнены песни «В землянке», «Катюша», «Огонёк», «Песня пилотов», «Ах эти, тучи в голубом», «Три танкиста», «Случайный вальс», «Журавли», «Идёт солдат по городу», «Смуглянка», «Поклонимся великим тем годам», «Граница». Завершился фестиваль словами ведущей о том, что без прошлого человек не имеет будущего. Каждый народ должен знать историю и чтить её память.

Проект "Символы Родины."

         Всероссийский конкурс на знание символов и атрибутов государственной власти Российской Федерации на муниципальном этапе

Литературное творчество." Российский флаг: история и современность" - Юдина Татьяна призовое место

        Конкурс "Вперед мальчишки" -историческое краеведение-команда призовое место

Проект "Никто не забыт, ничто не забыто!"

        Принимали участие в акциях памяти "Георгиевская ленточка", «Бессмертный полк»; «Ветеран живет рядом» (помощь вдовам ветеранов и труженикам тыла), писали сочинение о родственниках-участниках войны "Дети блокадного Ленинграда", оформили "Уголок боевой славы", проведены Единый Урок Мужества, классные часы «Защитники Родины, Ваш подвиг бессмертен».  

Проект "Отечество"

        Ежегодное участие во Всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ "Отечество" на муниципальном этапе в разных номинациях:

-Культурное наследие

-Летопись родного края

-  Земляки и др.

Призовые места

Проект "Если мы будем немного добрее."

        Классный час

Цель: формирование представлений ребенка об общечеловеческих качествах: доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе отношений

        Большую роль играет внеурочная деятельность по краеведению и, прежде всего, экскурсионная. Посещение  музеев позволяет учащимся обогатить свой эмоционально-чувственный опыт. Мы посетили за прошлый учебный год краеведческий музей с.Красное – в октябре 2016 года и марте 2017 года с.Отскочное.

        Цель: формирование у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской  деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительногообучения.        

        Детям были проведены очень интересные и познавательные экскурсии, которые помогали понять и увидеть тот быт, которым жили наши предки, как трудились и как благодаря их труду основывался и развивался наш Краснинский район.

Учащиеся с удовольствием слушали, с любопытством рассматривали древние вещи, использовавшиеся в быту. Так же ребята увидели личные вещи участников войны, макеты оружия.

Дети были в восторге от посещения музеев. Осталось много впечатлений от увиденных экспонатов.  

         На кружке "Наш край" обучающиеся 4 класса   посетили местный  Михаило-Архангельский храм. Цель проведённой экскурсии: познакомить детей с  православным храмом, его  устройством,  храмовым искусством, иконописью, символикой, внутренним и внешним убранством.

 Впечатления учащихся о проведённой экскурсии

- «Храм находится в центре села. Прекрасная атмосфера внутри, красивый интерьер. Осмотрев храм, долго сидели на лавочке около него, уходить не хотелось. Очень светлое и душевное место. Никакой суеты вокруг. По-моему, один из лучших храмов. Для нас это было действительно интересно и познавательно.»

         Проект "Улыбнись родной природе", где совершили поход по родным местам. Цель: совершить увлекательный поход по родным просторам, в ходе которого ребята расширят свой кругозор о природе и достопримечательностях родного края. После учащиеся сделали отчет.

  Творческие работы учеников 4 класса "Улыбнись родной природе":

         «Поход – это невероятно интересно, когда ты вместе с классом и учителем. Во время нашего похода мы наблюдали за природой, за животными, за деревьями, слушали шуршание листьев. В походе я заметила, что природа нашего края сказочно красива.  Пройдет много времени, а этот поход у всех останется в памяти.» (Подмаркова Изабелла)

         «Вчера мы всем классом на кружке ходили в поход на природу. Мы устроили привал на большой красивой поляне. Мы много играли в интересные игры. Когда пришло время собираться, мне так не хотелось уходить! Поход мне очень понравился, да наверно не только мне, но и всем ребятам! Надеюсь, мы еще пойдем в такой же чудесный поход!» (Пилюгина Мария)

     Подобная работа позволяет актуализировать социокультурный опыт учащегося, окультурить его, т.е. поднять на более высокий ценностный уровень, сделать научным. Происходит обогащение личностной сферы учащегося не только на когнитивном, но и на эмоционально-чувственном уровне: меняется отношение к себе самому, к социальному окружению, к истории своего народа в целом. В ходе выполнения работы учащиеся встречаются с новыми людьми, учатся общению с ними, обрабатывают информацию, переводя ее в знаковые системы в виде графиков, таблиц, делают проекты в виде презентаций, т.е. приобретают коммуникативные и информационные компетенции. Мотивы и потребности учащегося прогрессируют от «хорошей оценки в журнале» к престижным: признание в классе, школе, на районной конференции, и социальным: возможности принести пользу своим проектом классу, школе, каким-то образом изменить  конкретную социальную ситуацию к позитиву. То есть знаниевый  и эмоциально-чувственный компоненты формирующейся идентичности «прорастают» в деятельностный: готовность к участию и реальное участие в групповых и социальных видах активности.


Использованная литература:

  1. Белов А. В. Новые подходы к изучению местной истории и использование краеведческого материала в школе//Преподавание истории в школе – 2000, №10
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Опубликовано 21 июня 2012 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5812

    3. Проект историко-культурного стандарта, http://минобрнауки.рф/  

   4. Информационный и научно-методический журнал РОСТ 2014- № 1 (22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучающие тренинги как активный метод по формированию гражданской идентичности школьников"

Одной из форм работы по формированию гражданской идентичности у подростков являются использование обучающих тренингов и их элементов. Тренинговая форма работы ориентирована на использование активных м...

Школьный музей в формировании гражданской идентичности школьников.

Выступление на областной научно - практической конференции "Актуальные проблемы преподавани историко - общественного и художественно - эстетического циклов в свете новой концепции историко - культурно...

Формирование гражданской идентичности школьников как механизма реализации ФГОС.

доклад о формировании гражданской идентичности на уроках и во внеурочное время...

Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности

Важно предусмотреть участие школьников в социально-значимых проектах с использованием ресурсов сельского социума в урочной, внеурочной и внеклассной работе, направленных на формирование УУД, необходим...

Проживание учащимися представлений о связи литературы и истории Отечества как средство формирования гражданской идентичности.

На мой взгляд, преподавать литературу в школе в современный период достаточно сложно. Учащиеся читают мало и неохотно. Словарный запас весьма ограничен, как следствие -  половина из прочитанного ...

Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанников пришкольного интерната

Л. А. Субракова, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им. М. И. Чебодаева».Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанни...

Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"

Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...