Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанников пришкольного интерната
статья по теме

Субракова Лариса Ананьевна

Л. А. Субракова, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им. М. И. Чебодаева».

Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанников пришкольного интерната

Педагоги Аскизского пришкольного интерната в воспитательной работе используют различные учебно-методические материалы, содержащие рекомендации по взаимодействию института семьи и школы с целью формирования гражданской идентичности воспитанников. Применение данных учебно-методических материалов объясняется спецификой работы с воспитанниками, направленной на формирование основных составляющих частей гражданской идентичности личности (этнокультурная, всероссийская идентичность) в условиях учреждения интернатного типа.

Педагоги воспитывают у своих воспитанников обучающихся этническую, гражданскую и всечеловеческую идентичность личности в системе «школа (в т. ч. интернат) – семья – социум», потому что целью обеспечения духовного единства народа становится развитие и воспитание гражданина России, способного принять объединяющие общество моральные ценности (другими словами – формирование гражданской, т.е. государственной идентичности личности).

Педагоги интерната располагают немногими средствами диагностики состояний развивающейся личности воспитанника. В основном это наблюдение за формированием характера, мотивации социальных ролей, степенью развития средств самообучения и саморазвития личности воспитанника. Важным моментом является целенаправленная организация деятельности воспитанников, в которой в разной степени проявляются разные личные качества, черты, компетентности.

В процесс социального партнерства школы (в нашем случае – и пришкольного интерната) и семьи данные возможности педагогической работы используются только в совместной работе с семьей по формированию гражданской идентичности.

Известно, что идентификационная компетентность строится и осуществляется в полной мере лишь той личностью, которая обладает волей, эмоциями, интеллектом, здоровьем, социальной, а также внутренней ответственностью, креативностью и др.

Данная компетентность формируется семьей, школой и социумом: в дошкольном детстве – преимущественно семьей и ближайшим социальным окружением (двор, соседи, ДОУ); в начальной школе – семьей, школой и социумом приблизительно в равных долях; в средних и старших классах – преимущественно школой и социумом (СМИ и др.), а семьей – в меньшей степени. Но ведущую роль в формировании гражданской идентичности в течение всего школьного возраста играет именно семья. Именно поэтому в условиях пришкольного интерната педагоги поддерживают постоянную связь с родителями воспитанников.

Некоторые виды совместной деятельности, в которые включаются родители воспитанников:

  1. поисково-исследовательская (когда родители, например, помогают составить родословную или найти нужную информацию у старожилов села, содействуют совершенствованию навыков работы с информацией, принятию социально-значимых продуктивных решений);
  2. краеведческая (когда родители, например, совместно с детьми изучают историю происхождения какого-либо знаменательного объекта истории; этот процесс является источником патриотических и нравственных чувств, т.к. изучается этнографическое, историческое, природное и культурное наследие малой родины);
  3. оздоровительная (когда родители, например, своим примером, а не только словесно приобщают детей к спорту, поощряют спортивные занятия, и, значит, содействуют формированию установки на ЗОЖ, развитию способности осознанно сохранять и укреплять здоровья).

В условиях учреждения интернатного типа особо выделяется трудовая деятельность (общественно-полезный труд). Сознательная, добровольная трудовая деятельность, в случае, когда она правильно организована, существенно влияет на формирование гражданской идентичности детей – формирует важные умения и навыки, необходимые для успешной жизни в обществе, готовит к сознательному профессиональному выбору. Главное отличие общественно-полезного труда от других видов деятельности в том, что в его процессе проявляется забота об окружающих людях и окружающей среде. Самообслуживание, работа для нужд лицея, интерната, охрана природы, работа по благоустройству села – вот главные направления общественно-полезного труда воспитанников интерната. Родители только за, что детям надо приучаться к труду, поэтому они подписывают добровольное согласие на привлечение.

Постоянный посильный труд на благо лицея и интерната вырабатывает у детей трудовые навыки, формирует гуманистические качества, соответственно, имеет огромное значение для формирования гражданской идентичности детей и подростков.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л. А. Субракова, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им. М. И. Чебодаева».

Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанников пришкольного интерната

Педагоги Аскизского пришкольного интерната в воспитательной работе используют различные учебно-методические материалы, содержащие рекомендации по взаимодействию института семьи и школы с целью формирования гражданской идентичности воспитанников. Применение данных учебно-методических материалов объясняется спецификой работы с воспитанниками, направленной на формирование основных составляющих частей гражданской идентичности личности (этнокультурная, всероссийская идентичность) в условиях учреждения интернатного типа.

Педагоги воспитывают у своих воспитанников обучающихся этническую, гражданскую и всечеловеческую идентичность личности в системе «школа (в т. ч. интернат) – семья – социум», потому что целью обеспечения духовного единства народа становится развитие и воспитание гражданина России, способного принять объединяющие общество моральные ценности (другими словами – формирование гражданской, т.е. государственной идентичности личности).

Педагоги интерната располагают немногими средствами диагностики состояний развивающейся личности воспитанника. В основном это наблюдение за формированием характера, мотивации социальных ролей, степенью развития средств самообучения и саморазвития личности воспитанника. Важным моментом является целенаправленная организация деятельности воспитанников, в которой в разной степени проявляются разные личные качества, черты, компетентности.

В процесс социального партнерства школы (в нашем случае – и пришкольного интерната) и семьи данные возможности педагогической работы используются только в совместной работе с семьей по формированию гражданской идентичности.

Известно, что идентификационная компетентность строится и осуществляется в полной мере лишь той личностью, которая обладает волей, эмоциями, интеллектом, здоровьем, социальной, а также внутренней ответственностью, креативностью и др.

Данная компетентность формируется семьей, школой и социумом: в дошкольном детстве – преимущественно семьей и ближайшим социальным окружением (двор, соседи, ДОУ); в начальной школе – семьей, школой и социумом приблизительно в равных долях; в средних и старших классах – преимущественно школой и социумом (СМИ и др.), а семьей – в меньшей степени. Но ведущую роль в формировании гражданской идентичности в течение всего школьного возраста играет именно семья. Именно поэтому в условиях пришкольного интерната педагоги поддерживают постоянную связь с родителями воспитанников.

Некоторые виды совместной деятельности, в которые включаются родители воспитанников:

  • поисково-исследовательская (когда родители, например, помогают составить родословную или найти нужную информацию у старожилов села, содействуют совершенствованию навыков работы с информацией, принятию социально-значимых продуктивных решений);
  • краеведческая (когда родители, например, совместно с детьми изучают историю происхождения какого-либо знаменательного объекта истории; этот процесс является источником патриотических и нравственных чувств, т.к. изучается этнографическое, историческое, природное и культурное наследие малой родины);
  • оздоровительная (когда родители, например, своим примером, а не только словесно приобщают детей к спорту, поощряют спортивные занятия, и, значит, содействуют формированию установки на ЗОЖ, развитию способности осознанно сохранять и укреплять здоровья).

В условиях учреждения интернатного типа особо выделяется трудовая деятельность (общественно-полезный труд). Сознательная, добровольная трудовая деятельность, в случае, когда она правильно организована, существенно влияет на формирование гражданской идентичности детей – формирует важные умения и навыки, необходимые для успешной жизни в обществе, готовит к сознательному профессиональному выбору. Главное отличие общественно-полезного труда от других видов деятельности в том, что в его процессе проявляется забота об окружающих людях и окружающей среде. Самообслуживание, работа для нужд лицея, интерната, охрана природы, работа по благоустройству села – вот главные направления общественно-полезного труда воспитанников интерната. Родители только за, что детям надо приучаться к труду, поэтому они подписывают добровольное согласие на привлечение.

Постоянный посильный труд на благо лицея и интерната вырабатывает у детей трудовые навыки, формирует гуманистические качества, соответственно, имеет огромное значение для формирования гражданской идентичности детей и подростков.