Классный час "Живая память"
классный час

 Изюмская Елена Вячеславовна

Классный час, посвящен 15 февраля – Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_zhivaya_pamyat.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Живая память. Встреча, посвященная 15 февраля –

Дню памяти погибших в Афганистане и других «горячих точках».

Цель: воспитывать   патриотические чувства учащихся  9-11 классов.

Задачи:

  1. формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности
  2. эмоциональное  стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям:
  3. развитие у учащихся умений аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Участники:  обучающиеся 9- 11 классов, ветераны войны в Афганистане, военных действий в Чечне и  Сирии.

СЦЕНАРИЙ ВСТРЕЧИ

Чтец:      Что нам до жизни, коль служит расплатою Честь,

Та, что рубиться заставит и мертвые руки.

Что нам до смерти и мук, если есть

Ради кого принимать даже смертные муки?

Тех, кто в жестоком бою не гадал, что почем,

Боги, бывает, хранят и своим ограждают мечом.

Кончится бой, и тогда только время найдешь

Каждому голосу жизни как чуду дивиться.

Тихо баюкает дерево дождь.

Звонко поет, окликая подругу, синица.

Вешнее солнце капель пробудило лучом...

Павших друзей помяни. И живи. И не плач ни о чем...

1-й Ведущий: У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о

них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не  увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели.  Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны

и  опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти.

 

2-й Ведущий:  Нашу встречу  мы назвали «Живая память». Именно

 живая  память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и  поем.

 

1-й Ведущий: 15 февраля особый день для тех, кто сегодня присутствует

на нашей встрече и кого нет рядом с нами. Это дата начала вывода советских войск из Афганистана.

2-й Ведущий: Прошло уже более 10 лет с окончания той войны. Но и сейчас

вспыхивают пожары войн, где необходимо присутствие российского солдата. И для участников вооруженных конфликтов в Чечне этот день стал днем памяти.

 Чтец:     Наши судьбы текут, как ручьи,

Как прибрежный песок.

Что — песчинка, что — капля?..

И все-таки в жизни не раз

Каждый делает выбор.

И выбор порою жесток.

Даже если судьба королевств

Не зависит от нас.

Если Зло и добро

В откровенной схватились борьбе

И последним пророчествам

Сбыться мгновенье пришло,

Загляни в свою душу:

Что вправду милее тебе,

Что влечет тебя с большею силой

Добро или Зло?

А потом присмотрись, кто силен и наденет венец,

А кого проклянут и навеки забудут, как звать.

И опять загляни к себе в душу: хорош ли конец?

И спроси себя снова: неужто охота встревать?

Что за радость — безвестно погибнуть в неравном бою?

Может, спрятать глаза, ведь уже никого не спасти?..

Мало толку в геройстве, которого не воспоют...

Время лечит — однажды и сам себя сможешь простить.

А еще, ты поверь, так бывает, нет хуже врагов,

Забывающих в битве жестокой про всякую честь,

Чем стоящие, тот и другой, за Добро и Любовь...

Где меж ними различье? С кем правда? Кого предпочесть?

. . .А потом победитель устало опустит свой меч:

Враг стоит на коленях, и мир не постигла беда...

И раздастся приказ: «Всем ослушникам головы с плеч».

С кем пребудет твой выбор, мой доблестный друг?

С кем тогда?..

1-й Ведущий: Об этих войнах ни на день не умолкает спор: участие в войнах и вооруженных конфликтах есть добро или зло для российских солдат и их страны?

Не напрасны ли были эти жертвы? Закалила или, напротив, исковеркала души и судьбы солдат война?

2-й Ведущий: Именно поэтому сегодня мы приглашаем к разговору  вас молодое поколение 21 века, будущих защитников Отечества.

 Разрешите объявить минуту молчания в память о погибших воинах.

 Объявляется минута молчания в память о погибших.

Ведущий делит зал  4 сектора.   Между секторами распределяются позиции, по которым будет вестись обсуждение.

1. Я не знаю, зачем и кому это нужно.

2. Нет, в этом не было смысла.

3. Да, это было необходимо.

4. Это воинский долг, и  это не обсуждается.

Задача участников дискуссии: попытаться доказать  именно ту  точку зрения,

которая определена данному сектору. В конце дискуссии желающим будет предоставлено слово для  высказывания своего  мнения, независимо от того в каком  секторе он находился.  Гостям, предлагается высказывать   свои

суждения по ходу диспута.

 Чтец.

Я не знаю, зачем и кому это нужно,

Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.

Только так беспощадно, так зло и ненужно

Опустили их в вечный покой.

Осторожные зрители молча кутались в шубы,

И какая-то женщина с искаженным лицом

Целовала покойника в посиневшие губы

И швырнула в священника обручальным кольцом.

Закидали их елками, замесили их грязью

И пошли по домам под шумок толковать,

Что пора положить бы конец безобразью,

Что и так уже скоро, мы начнем голодать.

И никто не додумался просто встать на колен и

И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране

даже светлые подвиги — это только ступени,

В бесконечные пропасти к недоступной весне.

Я не знаю, зачем и кому это нужно,

Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.

Только так беспощадно, так зло и ненужно

Опустили их в вечный покой.

1-й Ведущий: На этот вопрос, зачем и кому это нужно, наверное, не может быть однозначного ответа. Прошу высказаться тех, кто представляет данную точку зрения...  

        Звучит песня « За того парня» (муз. Фрадкина, сл.Рождественского).

Я сегодня до зари встану,

 По широкому пройду полю,

— Что-то с памятью моей стало,

 Все, что было не со мной, помню.

 Бьют дождинки по щекам впалым:

Для вселенной двадцать лет — мало.

Даже не был я знаком с парнем,

Обещавшим: «Я вернусь, мама».

Припев: А степная трава пахнет горечью,

               Молодые ветра - зелены

               Просыпаемся мы — и грохочет над полночью

               То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.

Обещает быть весна долгой,

Ждет отборного зерна пашня.

И живу я на земле доброй

За себя и за того парня.

Я от тяжести такой горблюсь,

Но иначе жить нельзя, если

Все зовет меня его голос,

Все звучит во мне его песня.

Припев: А степная трава пахнет горечью,

Молодые ветра зелены.

Просыпаемся мы — и грохочет над полночью

То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.

2-й Ведущий: «Нет, в этом не было смысла» предлагаем обсудить и эту точку зрения. Как нельзя лучше, позицию этого сектора выражают следующие строки:

Что теперь с нами стало, как Россия устала.

И какая еще ждет Россию война’?

Мне не хочется крови и не надо нам славы,

Нас так мало осталось, а Россия одна...

(Идет обсуждение).

1-й Ведущий: А теперь предлагаем к обсуждению следующую точку зрения: «Да. это было необходимо».

                       ( исполняется песня А.Розенбаума «Черный тюльпан»)

В Афганистане в «черном тюльпане»,

С водкой в стакане мы молча плывем над землей.

Грозная птица через границу,

К русским зарницам несет ребятишек домой.

В «черном тюльпане те, кто с заданий

Едут на Родину милую в землю залечь,

В отпуск бессрочный, рваные в клочья..

И никогда, никогда не обнять теплых плеч.

Когда в оазисы Джелалабада,

Свалившись на крыло, «тюльпан» наш падал.

Мы проклинали все свою работу:

Опять «бача» подвел потерей роту.

В Шинданде, Кандагаре и Баграме

Опять на душу класть тяжелый камень,

Опять нести на Родину героев,

Которым в двадцать лет могилы роют,

Которым в двадцать лет могилы роют.

Идут из Пакистана караваны,

И значит, есть работа для «тюльпана»,

И значит, есть работа для «тюльпана».

В Афганистане, в Афганистане,

В Афганистане в «черном тюльпане»,

С водкой в стакане мы молча плывем над землей.

Скорбная птица через границу,

К русским зарницам несет наших братьев домой.

Когда в оазисы Джелалабада,

Свалившись на крыло, «тюльпан» наш падал,

Мы проклинали все свою работу:

Опять пацан подвел потерей роту.

В Шинданде, Кандагаре и Баграме

Опять на душу класть тяжелый камень,

Опять нести на Родину героев,

Которым в двадцать лет могилы роют,

Опять нести на Родину героев,

Которым в двадцать лет могилы роют,

Которым в двадцать лет могилы роют.

1-й Ведущий: Война — явление страшное, жестокое. Но пока существуют па

Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон

века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

2-й Ведущий: В русском народе живет убеждение, что истинный человек и

сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам чувство великое и необходимое, чувство долга. Неслучайно и наш разговор логически подошел к точке зрения, что участие российских солдат в войнах и вооруженных конфликтах — это воинский долг и это не обсуждается. Слово сектору «Это воинский  долг и это не обсуждается».

 После обсуждения звучит баллада « О двадцатилетних»

Чтец. Посвящается двадцатилетним.

Прожившим так мало.

Прожившим так много.

Я, словно в пропасть, в утренний туман

Ныряю, не задерживаясь долго.

Горит Чечня, горит Афганистан,

Как в 43 том горела Волга.

И улетают секунды в прошлое,

Им обратной дороги нет.

Что с того, что мы мало прожили,

Что с того, что нам двадцать лет.

Захватили житейские хлопоты,

Мы идем навстречу ветрам.

Нам порой не хватает опыта,

Не хватает нежности нам.

Не хватает написанной песни,

Не хватает непрожитых дней.

И еще никому неизвестно.

С чем я встречусь в жизни своей.

Может быть, через год, через месяц,

Через день, через час, через миг

Мне придется судьбу свою встретить,

Оценить, что узнал, что достиг.

Разграничить: что было и стало,

Разделить темноту и свет,

Что с того, что мы прожили мало,

Что с того, что нам двадцать лет.

Мы с рождением не опоздали,

И на нас хватает сейчас

И дорог безопасных едва ли,

И боев хватает на нас.

Тишина. Перебор гитарный...

А не за эту ли тишину

Погибают российские парни,

Не по песням узнав про войну.

да возможно ль такое, возможно ли?

да. Возможно. Сомнений нет.

Что с того, что мы мало прожили,

Что с того, что нам двадцать лет.

Мы порою грубы, простите.

В сердце каждого свой тайник.

Но спросите у нас, вы спросите,

Что мы думаем в этот миг.

В миг, когда еще выжить пытаемся,

Замерзая в кровавом снегу,

И с последней гранатой взрываемся,

Чтоб живым не достаться врагу.

И сияет в глазах поблеклых

Отголоском счастливых снов

Небо синее, словно в окнах

деревенских российских домов.

И поверьте словам, вы поверьте

Нашим мыслям в последнем бою.

Говорят, что в миг до смерти

Вспоминаешь всю жизнь свою.

Руки матери, запах хлеба,

Скрип калитки в ночной тишине,

Голубое российское небо

В небольшом деревенском окне.

Голубые снега России,

Разве есть что-нибудь родней,

Разве есть что-нибудь красивей,

Разве есть что-нибудь милей?

1-й Ведущий: Несмотря на переоценку военных событий,  подвиг советских, российских солдат остается достойным. Ведь  подвиг  воина-

это подвиг веры, долга, присяги.

2-й Ведущий: Пройдут годы. Многое со временем,  возможно, забудется.  Канут в небытие нынешние дискуссии  об « афганцах» и «чеченцах» и упреки, так больно  ранящие их.  Эти  войны останутся в народе трагической меткой. Останутся стихи  и песни, рожденные на войне, рассказывающие о силе духа и мужестве солдат.

1-й Ведущий: Жизнь, как  спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по    земле, солдат, путь ещё не близкий. Крепче ступай, потому что   врагам  твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя  с ног. Их ещё немало будет на твоём пути тех  испытаний, и надо учиться преодолевать их.

2-й Ведущий: Шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено

этих километров, солдат не считает. Сколько надо,  столько и пройдет.

1-й Ведущий:   Благодарим всех за участие в этой встрече.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Память за собою позови"

Сценарий последнего классного часа в 11б классе...

Разработка классного часа "Память сердца"

Есть такое понятие – память сердца, души …Память … за нею сотни поколений, наша история, Великая Отечественная война.  Чем дальше уходят от нас события этой  самой б...

Классный час "Память - кладовая знаний"

Классный час предназначен для учащихся 5-х классов и способствует формированию положительной оценки к себе, самоорганихации и самодисциплине....

Классный час "Память - кладовая знаний"

Данный классный час нацелен пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию, формировать положительную оценку, способствовать самоорганизации и самодисциплине детей....

Классный час "Память, за собою позови"

Это классный час ко Дню Победы....

Классный час "Память, за собою позови"

О начале Вов, о боях под Москвой, о блокаде Ленинграда....

Классный час "Память за собою позови"

Сценарий последнего классного часа в 11-м классе: "Память за собою позови!"...