Братья наши меньшие
план-конспект занятия (10 класс)

Травина Наталья Олеговна

Досуг современного подростка

Цель: информировать родителей о возможных способах организации свободного времени подростков.

Методический материал:

Памятка для родителей “Где подросток может найти интересное для себя занятие?”.

Подготовительный этап

До проведения собрания необходимо провести предварительное анкетирование среди учащихся:

1. Много ли у тебя свободного времени:

а) да;

б) нет.

2. Посещаешь ли ты:

а) спортивную секцию;

б) кружок;

в) музыкальную школу;

г) подростковый клуб;

д) другое____________;

е) нет.

3. Тебе нравится проводить свое свободное время:

а) в кругу семьи;

б) с друзьями;

в) другое ________________.

4. Как бы ты хотел проводить свое свободное время?

______________________________________________________

_______________________________________________________

5. Как ты думаешь, что необходимо сделать для улучшения организации досуга подростков?

а) сделать более доступными секции, кружки;

б) проводить больше развлекательных мероприятий;

в) ничего предпринимать не надо;

г) другое _____________.

Педагог анализирует анкеты и готовит сообщение о результатах анкетирования учащихся. Подготавливает вопросы для обсуждения.

Основной этап

В современной теории и практике термин “досуг” наиболее часто употребляется в трех значениях: как синоним свободного времени, как синоним нерабочей (свободной) деятельности с различными модификациями, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент.

Являясь основой социально-культурной деятельности людей, досуг предстает как та часть общего бюджета времени человека, которая остается после вычета необходимых временных затрат на работу (учебу), удовлетворение физиологических потребностей и реализацию неотложных домашних, семейных обязанностей. Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Досуг – неотъемлемый элемент образа жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_bratya_nashi_menshie.doc535.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме

«Братья наши меньшие»

Пояснительная записка ……………………………………………...............................

3

План и хронометраж проведения внеклассного мероприятия……………………..

4

Ход мероприятия……………………………………………………………………………

5

1.История вопроса защиты животных…………………………..………………………

5

2. Интересные факты о животных……………………………………………...............

7

3. Вопрос моральной ответственности………………...............................................

8

4. Социальный проект «Защита животных от жестокого обращения»..............….

9

Интернет-ресурсы……………………………………………………………..……………

11

Шаблон павлина…………………………….………………………….............................

12

Пояснительная записка

Для проведения внеклассного мероприятия осуществлен подбор видеоматериалов, демонстрирующих разные формы отношений человека к животным, интересные малоизвестные факты о животных, включены ситуации, направленные на обсуждение дискуссионных моральных вопросов, предлагается самостоятельная разработка социального проекта «Защита животных от жестокого обращения».

Содержание материала направлено на гуманистическое воспитание подрастающего поколения, расширение знаний в области морали и права, умению разрабатывать социальные проекты. Форма проведения мероприятия выбрана комбинированная, сочетающая элементы ситуационных заданий и проектной деятельности, в ходе которой ребята учатся совместной разработке проекта.

Данное мероприятие проводится в специализированном кабинете, оборудованном компьютером, экраном, проектором, аудио, видеосистемой. Рассчитано на широкую аудиторию студентов, обучающихся по профессиям и специальностям разных профилей.

План и хронометраж проведения внеклассного мероприятия

Цель

Знакомство с правовыми и моральными вопросами защиты животных в РФ.

Задачи

1. Образовательная

1.Познакомить с интересными фактами о животных, истории вопроса защиты животных от жестокости.

2. Развивающая

2. Способствовать обретению опыта разработки социальных проектов, нахождению ответов на дискуссионные вопросы.

3. Воспитательная

3. Формировать гуманное, заботливое отношение к животным.

Хронометраж

45 минут

Форма проведения

Комбинированная (беседа / моральная дилемма / метод проектов)

Педагогические технологии

(ее элементы)

технология проблемного обучения, технология критического мышления, проектная технология, информационная технология

Методы реализации

просмотр видеороликов, знакомство с малоизвестными фактами, решение моральных дилемм, разработка социального проекта

Форма организации познавательной деятельности

фронтально-групповая, бригадная

Средства обучения

1. Компьютер.

2. Проектор.

3. Экран.

4. Презентация.

5. Мультфильм «Золотое кольцо».

6. Видеоролик «Памятники животным».

7. Шаблон павлина – 1 экз.

8. Шкала настроения – 1 экз.

Метод контроля

устный, письменный

Целевая аудитория

студенты среднего специального образования профессий и специальностей технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей

Место проведения

учебная аудитория

Хронометраж

I.

Организационный момент

II.

Целеполагание и мотивация

III.

Внеклассное мероприятие

IV.

Подведение итогов игры

V.

Рефлексия

2 мин.

8 мин.

30 мин.

2 мин.

3 мин.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент
  1. Приветствие студентов.
  2. Проверка готовности студентов к мероприятию.
  3. Организация внимания.

  1. Целеполагание и мотивация

Преподаватель:

Преподаватель держит в руках глобус и читает стихи:

Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Эти строки принадлежат известному поэту Евгению Евтушенко, призывающего нас задуматься о самом главном на земле – природе, окружающей среде в которой мы живем и не только….

Ребята, давайте узнаем, чему будет посвящено мероприятие, для этого предлагаю посмотреть мультфильм.

Просмотр фрагмента мультфильма «Золотое кольцо». – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=xaw8vv-hoHE.

Вопросы к видеоролику:

1. Какую важную тему мы будем сегодня рассматривать на мероприятии?

(Верно, тема, посвящена бережному отношению человека к животным).

2. Как вы думаете, в чем заключается актуальность данной темы?

(В мире существует много людей, которые жестоко относятся к животным и это как правило, оказывается безнаказанным).

3. Сформулируйте, цель мероприятия.

(Сформировать гуманное, заботливое отношение к животным).

4. Как бы вы назвали наше мероприятие, используя ласкательное существительное по отношению к животным?

(Братья наши меньшие).

  1. Внеклассное мероприятие

1. История вопроса защиты животных.

Преподаватель:

Историческая справка:

А знаете ли вы о том, что 4 октября отмечается Всемирный день защиты животных. Решение празднования всемирного дня животных было принято в 1931 году на международной конференции сторонников движения защиты животных, проходивших во Флоренции.

4 октября - день ангела и день смерти монаха Франциска Ассизского. Он основал орден, носящий его имя, и считается защитником и покровителем животных.

Вопрос защиты животных от жестокости уходит своими корнями в далекую первобытность. Однако на тот исторический момент защита животных носила весьма своеобразный характер и проявлялась у древних народов в поклонении живой природе, в почитании животных. Поскольку древние люди, жившие в гармонии с природой, ощущали свою близость с животными гораздо острее, чем наши современники, то богов они представляли себе не только в виде людей, но и в виде животных. Из дерева или из камня люди вырезали грубое изображение человека или животного и считали, что бог вселяется в этого идола. Чтобы заслужить милость богов, люди молились идолам, приносили им подарки — жертвы. Перед идолом резали домашних животных, иногда человека. Губы идола обмазывали кровью в знак того, что бог принял жертву. Охотники просили у богов удачу на охоте, рыболовы — тихой погоды и обильного улова, земледельцы — богатого урожая. Животные служили для человека источником и пищи, и одежды. Животные предупреждали об опасностях, предсказывая своим поведением многообразные изменения в окружающем мире (шторма и бури, наводнения, землетрясения, извержения вулканов). Люди использовали в пищу дичь, добытую хищниками, запасы грызунов, мед диких пчел, яйца птиц и т. п. Поблизости от поселков жили дикие собаки. Они питались остатками пищи людей. Лаем собаки предупреждали жителей поселков о приближении к нему других животных. Со временем, привыкнув к людям, собаки стали жить в поселке и сопровождать людей на охоту. Они помогали выследить и загнать зверя. Собака стала первым домашним животным — помощником охотника и верным сторожем. Охотники, вооруженные луками и стрелами, сопровождаемые собаками, добывали мяса больше, чем раньше с копьями и дубинами. Если случалось, что у рода пищи было достаточно, то охотники не убивали пойманных поросят, козлят и других молодых животных, а приносили их в поселок. Однажды человек открыл для себя новый продукт питания. У дикой телки молока едва-едва хватало на теленка. При содержании телки в поселке и хорошем кормлении появился излишек молока, который люди забирали себе. Долгое время молоко оставалось праздничной пищей, его делили с божеством, выливая перед ним часть молока на землю. В скором времени человек нашел применение и мелкому скоту: из шерсти коз и овец люди научились ткать прочные и красивые ткани. Крупные домашние животные также оказались незаменимыми помощниками в хозяйстве. Чтобы ускорить обработку земли, древние египтяне увеличили размер мотыги и привязали ее к длинной палке. Чтобы борозды были глубже, к мотыге приделывали ручки, на которые налегал шедший за ней человек. Так был изобретен древнейший плуг. В плуг стали впрягать быков. Вскоре быка стали впрягать и в телегу, перевозить на быке тяжести. Для этих же целей человек приручил и лошадь. Египтяне сеяли пшеницу, ячмень, лен. Засеяв поле, они прогоняли по нему овец, коз, свиней для того, чтобы животные втоптали зерно в землю. Посевы охранялись днем и ночью, иначе стадо диких кабанов или других животных могло уничтожить весь урожай. В этом деле самым надежным сторожем была собака. Созревшие колосья египтяне жали деревянными серпами со вставленными в них острыми пластинами камня. Чтобы выбить из колосьев зерно, колосья расстилали на земле и гоняли по ним животных. Жители Южного Междуречья изобрели плуг, пригодный для вспашки тяжелой глинистой почвы (Вавилонский тяжелый плуг), в который запрягали от одной до четырех пар волов. К плугу была приделана тростниковая трубка с воронкой. При вспашке земли одновременно трудились погонщик, пахарь и сеятель, который сыпал семена в трубку у плуга. Зерна падали в борозду, и посев зерновых культур производился одновременно с пахотой. Верблюдам и ослам тоже была найдена работа — перевозить товары. Таким образом, с приручением животных в обиходе древнего человека произошли большие перемены. Поэтому во многих местах стали чтить быка, или тельца, как божью силу, представляя себе, что божество вселяется в это могучее и благодетельное животное.

На протяжении всего эволюционного пути животные стали незаменимыми помощниками в человеческой деятельности. И конечно в благодарность за неоценимую помощь, эти благородные и самоотверженные животные были увековечены человеком в памятниках.

Просмотр видео «Памятники животным». – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=i00yivjZsmQ.

2. Интересные факты о животных.

Преподаватель:

Метод «А знаете ли вы, что…?»

Оформление: на магнитной доске прикреплен шаблон птицы павлин без хвоста.

Цель: расширить знания студентов о интересных фактах о животных, их природных особенностях.

Организация работы: фронтальная

Хронометраж: 5 минут

Задание: Отгадайте, что за птица представлена на доске? (Правильно, павлин). На частях хвоста павлина, размещены интересные факты о животных. Выйдите к доске, зачитайте интересный факт, начиная со слов «А знаете ли вы, что...»? и прикрепите часть хвоста к туловищу павлина (приложение 1).

Интересные факты о животных

1. У бобров зубы никогда не прекращают свой рост, поэтому, чтобы управлять их длиной, животные вынуждены постоянно грызть деревья.
2. Слоны могут учуять запах воды на расстоянии около 3 миль. А еще слон — это единственное животное с четырьмя коленями.

3. Крысы размножаются настолько быстро, что всего за 18 месяцев, 2 крысы могли бы создать более 1 миллиона родственников.
4. В отличие от людей, овцы имеют четыре желудки, каждый из которых помогает им переварить пищу, которую они едят.
5. Когда собакам очень жарко, то пот начинает выделяться через подушечки их лап. Поэтому они иногда ложатся на пол, чтобы быстрее остыть.

6. У собак значительно лучше зрение чем у человека, но в тоже время они не распознают настолько яркую палитру цветов.

7. Свиньи и люди – единственные живые существа, способные загорать.

8. Все домашние кошки не любят запах любых цитрусовых.

9. У тигров полосатый не только мех, но и кожа.

10. Лошади имеют хорошую память, они могут помнить вещи, людей, которых они встречали, а также навыки которыми владели несколько лет назад.

3. Вопрос моральной ответственности.

Преподаватель:

Метод «Моральная дилемма»

Цель: подвести студентов к размышлению о сложных моральных вопросах, высказыванию и обоснованию собственного мнения.

Организация работы: фронтальная

Хронометраж: 5 минут

Задание: Отгадайте, что за птица представлена на доске? (Правильно, павлин). На частях хвоста павлина, размещены интересные факты о животных. Выйдите к доске, зачитайте интересный факт, начиная со слов «А знаете ли вы, что...»? и прикрепите эту часть к туловищу павлина.

Ситуация: Виталий спрашивает: «Моя бабушка хочет усыпить 17-летнюю собаку, но она не знает, правильно ли это будет с моральной точки зрения. Собака плохо видит, слышит и ходит». Что бы вы посоветовали бабушке Виталия? Обоснуйте свой ответ.

Для более глубокого размышления над темой отношение человека к животному, послушайте стихи С. Копыловой «Про собаку»:

Про собаку

Она передвигалась еле-еле,
И как ещё душа держалась в теле?
Хозяин, чтоб от мук освободить,
Решил свою собаку утопить.

С большим трудом старушка в лодку села
И преданно ему в глаза глядела.
Булыжник в сетке за бортом висел,
А он петлю на шею ей надел.

Хозяин помнил, как она, бывало,
За палкой в воду радостно ныряла,
И вот сейчас, как бы играя с ней,
Он бросил палку, дав команду ей.

На миг она о старости забыла,
И бросилась за борт, что было силы,
Но лодка неожиданно в тот миг
Перевернулась под истошный крик.

Хозяин стал тонуть в шуге весенней,
Хоть было и не сильное теченье,
Но судорогой тело всё свело,
А тут ещё воронка, как назло.

Собака, чья петля в одну минуту
Каким-то соскользнула с шеи чудом,
Отважно тявкнув, ринулась нырять
И своего хозяина спасать.

На берегу вдвоём они лежали
И на ветру от холода дрожали,
А после, отдышавшись кое-как,
Он нёс свою собаку на руках.

С пословицей «Не рой другому яму…»
Ухаживал за ней до смерти самой.
И как-то раз нашёл её в кустах
С застывшей благодарностью в глазах…

Копылова С.

Вопросы:

1. Какие чувства у вас вызвало данное стихотворение?

2. Можно ли научить людей доброте, гуманному отношению к животным?

3. А всегда ли вы гуманно относитесь животным? Приведите примеры.

4. Почему на улицах так много бездомных кошек и собак? Кто в этом виноват?

5. Как вы ухаживаете за своими питомцами?

6. Какую помощь вы могли бы оказать больным бездомным животным?

4. Социальный проект «Защита животных от жестокого обращения».

Преподаватель:

В наше время, реализуется немало социальных проектов, в том числе и для защиты животных: организуются приюты для собак, различные акции и т. д. Понятно, что организовать столь масштабные социальные проекты в одиночку сложно.  В этом деле нужны единомышленники.

На Западе существует движение «Гринпис», участники которого беспощадно преследуют тех, кто охотится на животных, носит дорогие меха ради украшения и т.д.

Для правового урегулирования отношений в РФ, связанных с приобретением и содержанием зверей, был принят, но не одобрен законопроект «О защите животных от жестокого обращения». Принят закон был в 1999 году, но через год был отклонен. Причина отклонения - отсутствие предмета правового регулирования.

Я предлагаю вам поработать в группах над социальным проектом «Защита животных от жестокого обращения», и подумать какое участие с нашей стороны мы можем принять для облегчения участи бездомных животных.

Метод «Социальный проект»

Цель: внести предложения над решением социальной проблемы по защите животных от жестокого обращения.

Организация работы: бригадная

Хронометраж: 15 минут

Задание: 1. Для разработки социального проекта «Защита животных от жестокого обращения», ответьте на сложные вопросы используя метод решения проблем «Идеал»:

И – идентифицируйте проблему.

Д – доберитесь до ее сути.

Е – есть варианты решения!

А – а теперь – за работу!

Л – логические выводы.

1 группа: Какими способами можно привлечь людей к проблеме брошенных, бездомных животных?

2 группа: Что могут сделать полезного для животных студенты?

3 группа: Моя законодательная инициатива «Защита животных от жестокого обращения».

4 группа: Разработайте социальную рекламу, придумайте слоган, призыв общественности к проблеме беззащитности животных.

2. Оформите творчески результаты своей работы на листах формата А4.

3. Выберите выступающего от группы и продемонстрируйте результат проектной групповой работы.

IV. Подведение итогов игры

Преподаватель:

Завершить мероприятие я хотела бы отрывком из стихотворения Е. Евтушенко «Берегите землю! Берегите!»:

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите

Берегите Землю, берегите!

V. Рефлексия

Преподаватель:

Итак, пора нам подводить итоги мероприятию.

Дайте оценку нашему мероприятию, для этого обведите на шкале настроения прикрепите магнит, соответствующий вашему мнению, настроению после мероприятия. Чем больше удовлетворенность, тем выше проставляется оценка и наоборот (приложение 2).

Метод «Шкала настроения»

Всем большое спасибо за активную работу на мероприятии! До новых встреч!

Интернет-ресурсы

1. 25 невероятных фактов о животных. - [Электронный ресурс]. URL:   https://nz1.ru/interesting/interesnye-fakty/23183-25-neveroyatnyh-faktov-o-zhivotnyh.html (дата обращения: 28.08.2018).

2. Артамонова Г.С. Урок нравственности «Мы в ответе за тех, кого приручили». http://pedsovet.su/klass/zhivotnye/47154 (дата обращения: 28.08.2018).

3. Берегите природу, она у нас одна! - [Электронный ресурс]. URL:   https://www.youtube.com/watch?v=hMwFKYqBeH0 https://www.youtube.com/watch?v=hMwFKYqBeH0 (дата обращения: 28.08.2018).

4. Голяк С.В. Конспект Мастер-класс «Путешествие в экологию» (дата обращения: 28.08.2018).

5. Евтушенко Е. Берегите, Землю! Берегите!   - [Электронный ресурс]. URL:   http://litlikbez.com/stikhi-i-pesni-dudin-mikhail-zaklinanie-s-poljusa.html https://www.youtube.com/watch?v=hMwFKYqBeH0 (дата обращения: 28.08.2018).

6. Евтушенко Е. Берегите эти земли, эту воду… - [Электронный ресурс]. URL:   https://eksmo.ru/interview/10-tsitat-iz-stikhotvoreniy-evgeniya-evtushenko-ID5486890/ (дата обращения: 28.08.2018).

7. Капытина Т. П. Защита животных в эпоху Древнего Мира [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 69-78. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/128/7034/ (дата обращения: 28.08.2018).

8. Копылова С. Про собаку. https://www.youtube.com/watch?v=HKjxornBoek (дата обращения: 14.11.2017).

9. Памятники животным. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=i00yivjZsmQ (дата обращения: 30.08.2018).

10. Твоя Библия. Вечное сегодня. http://www.bible.com.ua/answers/r/8/325055 (дата обращения: 28.08.2018).

11. Франциск Ассизский. - [Электронный ресурс]. URL: http://cdn3.creativecirclemedia.com/riverdalepress/original/1507054205_ac33.jpg (дата обращения: 28.08.2018).

12. Шаблон павлина. - [Электронный ресурс]. URL:  http://images.clipartpanda.com/peacock-coloring-pages-An-Illustration-of-Fan-Liked-Peacock-Plumage-Coloring-Page.jpg (дата обращения: 30.08.2018).

13. Шкала настроения. - [Электронный ресурс]. URL: https://cdn-images-1.medium.com/max/1600/1*SkHvI_kYTBNV8fIri5hkvw.jpeg (дата обращения: 30.08.2018).


Приложение 1

Шаблон павлина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно- творческий проект "О братьях наших меньших"(2 класс)

Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и новой. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, наце...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Урок по литературе на тему «Братья наши меньшие»

Урок внеклассного чтения на основе рассказа П.Краснова "Шатохи". Урок внеклассного чтения на основе рассказа Петра Краснова «Шатохи»....

«Братья наши меньшие»

Урок внеклассного чтения на основе рассказа П.Краснова "Шатохи". Урок внеклассного чтения на основе рассказа Петра Краснова «Шатохи»....

Городской фестиваль школьной презентации "Братья наши меньшие"

Выполнение презентации учащимися -  распространенное творческое задание в учебном процессе. Эта форма представления своей работы  используется школьниками на олимпиадах, научно-пра...

Литературная композиция "Братья наши меньшие"

Композиция предназначена для выступления перед школьниками 3-5 классов. Ярким дополнением к словесному материалу может служить мультимедийная презентация....

Братья наши меньшие.

Классный час, посвященный братьям нашим меньшим. В презентации использованы стихотворения известных поэтов о животных, даны вопросы для обсуждения, а также фразы знаменитостей о собаках....