«Духовно- нравственное воспитание в семье»
методическая разработка (7, 8 класс)

Елена Владимировна Кузьмина

выступление на родительском собрании 7-8 классов. Надо учить детей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Изучение духовной культуры обеспечивает преемственность, связь поколений, сохраняет историческую память , не позволяет стать « Иванами ,не помнящими родства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvvennoe_vospitanie_v_seme.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

«Духовно- нравственное воспитание в семье»

Подготовила учитель: Кузьмина Елена Владимировна.

                                 

Начать разговор  о  воспитании духовности и нравственности в семье мне хочется словами Ф. М. Достоевского, которые он вложил в уста Алеши Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание; и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

Действительно, человек так устроен, что ничего не забывает из того, что в его жизни было, просто что-то запоминается явно и сохраняется в сознании, а что-то как бы выпадает из памяти и кажется, что совсем выпало. Но исчезает ли оно на самом деле?..

Внутри нас есть, образно говоря, некий  «видеомагнитофон», который постоянно включен и на который записывается абсолютно все -- каждая наша мысль, каждое чувство, каждое наше желание, хотим мы того или нет, но в человеке, в его подсознании действительно ВСЕ-ВСЕ остается. И это ВСЕ не просто оседает в памяти: каждая наша недостойная мысль, каждое наше греховное желание, каждое наше подозрение — все сохраняется в нас! Да не просто сохраняется и лежит «мертвым грузом», но живет в нас и на подсознательном уровне воздействует на наше поведение.

Поэтому слова Достоевского о воспитании детей именно в этом контексте очень хорошо понимаются. Задача родителей — сделать все от них зависящее, чтобы в памяти детей, в их сознании и, что гораздо важнее, в их подсознании осталось как можно больше того, что проникнуто добротой, любовью, правдой.

Что говорить о наших детях, которые слышат все наши разговоры и пересуды дома, на кухне? Они оседают у ребенка в памяти, и уже именно из этого в дальнейшей жизни будет строиться его мысль, его чувства, его отношение ко всему окружающему. Он сам даже не будет понимать, откуда у него именно такое поведение.

Становится даже страшно, потому что начинаешь понимать всю ответственность за грядущие поколения, которая возложена на каждого человека, и всю безответственность, которую мы упорно проявляем.

Воспитывать можно только силой примера, причем пример должен быть не показной. Ничего не выйдет, если мы будем думать: вот сейчас на меня смотрит мой ребенок, и я покажу ему пример. Сын или дочь все равно увидят нас не такими, какими мы им пытаемся иногда представиться, а такими, какие мы есть ежедневно, ежеминутно в отношениях с женой или мужем, с соседями, с окружающими. Мы являем пример и перемалывая кому-то косточки, не прощая ерундовой обиды, мы являем пример и говоря о возвышенном, сострадая ближнему. Вот почему, прежде всего мы сами не должны делать того, чего не хотим, чтобы делали наши дети. Надо самим быть нравственными и духовными. 

Именно в подростковом возрасте родители приходят к учителям и говорят, что ребёнок, с которым ещё совсем недавно были тёплые отношения, совершенно изменил своё отношение к семье. В первую очередь родители обвиняют самого ребёнка, не понимая того, что он «сменил очки»: то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной. Отец и мать не подозревают, что «проглядели» душевное становление своего ребёнка.

В чем же состоит нравственность и духовность?

Прежде всего, в уважении к традициям и обычаям своего народа, в знании истории, музыки, искусства, архитектуры своей большой и малой Родины. Не зная своих истоков, своих корней мы растим людей без роду и племени.

Нравственный облик ребенка зарождается не только в семье, но и за порогом родного дома. Если родители знают, чем живет их ребенок, что любит и кого ненавидит, кому подчиняется и кого боится, кто для него авторитетен и кто не имеет на него влияния—все это ляжет в основу воспитательной системы семьи и позволит родителям ненавязчиво и уверенно выводить своего ребенка на дорогу  нравственного созревания.

Обратимся к ситуации.  Мать воспитывает сыновей одна. Отец умер. Мать, которая сама воспитывалась в детском доме, старалась ни в чём не отказывать своим сыновьям, потакая любым их прихотям и оправдывая дурные их поступки отсутствием сильной отцовской воли. На все попытки убедить мать в том, что она неправильно воспитывает детей, звучал ответ: «Я сама пробивала себе дорогу в жизни, мне некому было помочь, поддержать меня в трудной жизненной ситуации. У меня не было матери, которая могла бы защитить меня, пожалеть, приласкать. Поэтому я сделаю всё, чтобы мои сыновья не нуждались ни в чём, не испытали то, что испытала я». Всё свободное время мать отдавала мальчикам. Казалось, что не найти лучших друзей, чем мать и сыновья. Но всё это только казалось. Мальчики выросли эгоистичными, не всегда управляемыми, хамоватыми. В классах особым авторитетом не пользовались, младший из братьев вообще являлся «изгоем» по своему статусному положению. Подтверждением непозволительного поведения братьев служит множество инцидентов. И вот наступил момент, когда мать прибежала в школу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям: «Кого вы воспитали из моих сыновей? Я жаловаться на вас буду!» Пришлось жёстко ответить ей:

— Вас об этом предупреждали не один раз. Вам хотелось построить свой авторитет за счёт крушения всех авторитетов вокруг. Но Вы не подумали о себе самой. Мальчики не могут любить и уважать Вас, потому что они вообще никого не любят и не уважают!

Это пример совершенно безнравственного воспитания (несмотря на самоотверженную любовь матери).

Нравственность  и духовность ребенка возможны  только там,  где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившемся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают, и поддержка эта правдивая, честная, справедливая и оптимистичная.

Основа нравственного и духовного воспитания— это наличие атмосферы правдивости, справедливости и объективности в семье, это отсутствие у ребенка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребенок не должен бояться, но должен стыдиться за свой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать. Это необходимо  для того, чтобы больше никогда ничего подобного с ним не произошло.

Все сказанное выше убеждает нас в том, что сколь велика ответственность, возлагаемая на родителей

Надо учить детей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Изучение духовной культуры обеспечивает преемственность, связь поколений, сохраняет историческую память , не позволяет стать « Иванами ,не помнящими родства»

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о духовно-нравственном воспитании в семье

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребёнок, в которой происходит его становление и развитие  в первую очередь, ду...

ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «Традиционные ценности и современный мир» Духовно-нравственное воспитание в семье и общеобразовательном учреждении через реализацию учебного курса ОРКСЭ

         Большое значение в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет преподавание комплексного учебного курса  ОРКСЭ, который...

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

Духовно-нравственное воспитание в семье

В работе представлены материалы к родительскому собранию по духовно-нравственному воспитанию в семье....

Родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание в семье"

Родительское собрание Тема: «Духовно-нравственное воспитание в семье»Цель: выявление особенностей духовно-нравственного воспитания в семьеЗадачи: 1. Показать, что  семейные  традиции,...

Сообщение на педсовете «Духовно-нравственное воспитание в семье» (из опыта работы)

Ребёнок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.                  ...