Программа воспитательной работы по профориентации школьников
календарно-тематическое планирование (6, 7, 8, 9 класс)

Попова Зоя Сергеевна

В последние годы профориентационная работа в образовательных организациях начинается не с 9х классов, а намного раньше. К выпускному классу учщиеся уже осознанно выбирают ВУЗ и будущую профессию. А в силу того, что учащиеся не знакомы с многими профессиями, которые предлоагает современный рынок труда необхоимо постепенное ознакомление ребят с разнообразием направлений и требованиями, предъявляемыми к будущему професионалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа по профориентации239 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Воспитательная программа

«Мое будущее в моем городе»

Возраст обучающихся 12-16 лет

Срок реализации 4 года

Автор – составитель:

Попова Зоя  Сергеевна

Новокузнецк

Структура программы:

1. Нормативно – правовое обеспечение

2. Пояснительная записка

3. Учебно-тематическое планирование

4. Содержание разделов

5. Список литературы для учащихся

6. Список литературы для учителя

7. Приложение

1. Нормативно - правовое обеспечение лежит в основе модели воспитательной программы класса.

Международный уровень:

1. Конвенция ООН о правах ребенка

Федеральный уровень:

1. Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

2. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности граждан России

3. Гражданский кодекс РФ (принят Государственной Думой 21.10.94 г.)

4. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи от 06.03.98 г.

5. Федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях) России» от 13.03.95 г. №32-ФЗ

6. Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2001 – 2016 гг.»» от 11.07.2005 № 422

7. Рекомендации об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации (приказ ГУО от 29.05.2002 г. № 27/03, приказ МО РФ от 01.02.2002 г. № 271)

Областной уровень:

1. Закон Кемеровской области «Об образовании» от 5 июля 2013 года №86-ОЗ

Локальные акты:

1. Устав МБОУ «СОШ № 9»

2 . Положение о дежурстве

4. Положение об организации рационального питания

5. Положение о службе примирения

Пояснительная записка

«Где родился, там и пригодился»

Русская пословица

В настоящее время в  воспитательном процессе увеличилась степень свободы, возросла роль самостоятельного выбора. Современная экономическая и политическая обстановка  предъявляет все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. В обществе востребована личность, умеющая ориентироваться в мире профессий, готовая к самоопределению, имеющая гражданскую позицию и способная трудиться на благо родного края. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Новокузнецк, сегодня  стремительно развивающийся  город, в котором есть возможности, как для получения востребованных профессий, так и для реализации профессиональных навыков, полученнных в учебных заведениях других городов. Поэтому учащихся, начиная с 6-х  классов необходимо знакомить с существующими направлениями деятельности, чтобы они могли правильно сориентироваться в мире профессий, адекватно оценили свои возможности и способности, кроме того выпускникам крайне необходима корректировка жизненных целей, а зачастую и их формирование.

Направленность  своей воспитательной работы  я  основывала на  необходимости помочь ребенку в самоопределении себя как личности в обществе, успешном проживании социальных ролей, подготовке к профессиональной реализации в родном городе.

Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей, условия для реализации имеются  на базе образовательного учреждения.

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации подросток становится главным участником процесса формирования своей личности, является активным  компонентом воспитания.

Реализация задач деятельности происходит через индивидуальную и коллективную работу. Данная программа «Мое будущее в моем городе»  органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования и самореализации навыков в процессе работы и закрепления опыта решения сложных задач. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с  современными методиками для формирования навыков является педагогически целесообразным. Профессиональная ориентация школьника - это система мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через воспитательно-образовательный  процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

 Теоретическим основанием данной программы является технология Николая Михайловича Таланчука «Системно-ролевая теория формирования личности ребенка». Профессор Н.М. Таланчук исходит из того, что формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. «Социальные ценности - по его мнению, - это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми, жизнедеятельности человека и т.д.» «Личность, - по утверждению Н.М. Таланчука, - это социальное качество конкретного человека, которое выражается мерой освоения и выполнения системы социальных ролей». А, следовательно, воспитание рассматривается как процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей. Цель заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей, обладающей чувством патриотизма и любви к малой родине.

Согласно этому подходу ученик, включается в различные виды деятельности. На данном возрастном этапе необходимо  уделить особое внимание регулированию своих потребностей, самообразованию, самовоспитанию, формированию потребностей  стать профессионалом, способным на высоком уровне мастерства выполнять работу.

Лишь осваивая и выполняя те или иные социальные роли, человек развивает и формирует своё сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы, чувства, личностно и социально значимые потребности, т.е. становится личностью.

Целью моей воспитательной работы является  способствовать формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.

Для  реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

  • формирование умения ставить жизненные цели и достигать их.
  • развитие навыков самовоспитания, самоуправления.
  • развитие потребности к самообразованию в областях интересующих его знаний,
  • расширение представления о профессиях и их востребованности  в городе,
  • воспитание чувства любви к родному городу
  • развитие познавательной активности учащихся;
  • обеспечение участия родителей в подготовке и проведении
    воспитательных дел в классе.

Возраст детей,  участвующих в реализации данной программы 12-16 лет.

Работа по данной программе рассчитана на 4 года на 6-9 класс.

К концу первого года реализации программы ребенок будет осознавать свою жизненную позицию, будет стремиться к самовоспитанию, расширит представления о профессиях. К концу второго года реализации программы у ребенка будет развито устойчивое стремление к самообразованию, будет осознание необходимости  реализации себя в жизни как гражданина в жизни и профессионалав профессии в родном городе.  По окончанию реализации программы у школьников выработается сознательное отношение к труду, он смогут самостоятельно определиться с профессией в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы работы и контроля  викторины, игры, комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, защита проектов, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.

Учебно-тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Разделы и темы занятий

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Что такое профессия?

1

1

2

Викторина «Мир профессии»

1

1

3

Профессии, которые нас окружают

2

2

4

Профессии народного хозяйства, их классификации

6

3

3

5

Анкетирование «Моя будущая профессия»

1

1

6

Экскурсия в столовую. Знакомство с профессией повара

1

1

7

Экскурсия на почту. Знакомство с профессией почтальона

1

1

8

Знакомство с профессией библиотекаря

2

2

9

Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца

2

2

10

Знакомство с профессией столяра, плотника

2

2

11

Экскурсия в ФАП. Знакомство с профессиями: фельдшер, медсестра, терапевт

2

2

12

Как правильно сделать выбор? Беседа психолога

2

2

13

Человек и профессия

10

5

5

14

Анкетирование «Мой выбор»

1

1

15

Итоговое занятие

1

1

Итого

35

17

18

Учебно-тематическое планирование

7 класс

№ п/п

Разделы и темы занятий

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Диагностическое. Вводное. Правила работы в группе.

1

1

2

Классификация профессий Климова

1

1

3

Эмоциональное отношение к выбору профессии

1

1

4

Темперамент и выбор профессии

1

1

5

Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии

1

1

6

Склонность и профессиональная направленность

1

1

7

Профессиональный тип личности

1

1

8

Деловая игра «Кадровый вопрос»

1

1

9

Как достичь успеха в профессии

1

1

10

Поддержка друзей

1

1

11

Профессии моей семьи

1

1

12

Что я знаю о себе?

1

1

13

На пороге взрослой жизни

1

1

14

Развитие умений по принятию решений

1

1

15

Профессиональная зрелость

1

1

16

Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы.

1

1

17

Темперамент и профессии

1

1

18

Что такое характер?

1

1

19

Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции

1

1

20

Склонность и интересы в выборе профессии

1

1

21

Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова

1

1

22

Что я знаю о мире профессий

1

1

23

Ошибки в выборе профессий

1

1

24

Составление личного профессионального плана

1

1

25

Навыки самопрезентации.

1

1

26

Игровые пробы

1

1

27

Что? Где? Когда?

1

1

28

Знакомство с профессиограммой

1

1

29

Я учусь принимать решение

1

1

30

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

1

Итого

30

23

7

Учебно-тематическое планирование

8  класс

№ п/п

Разделы и темы занятий

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Внутренний мир человека и возможности его познания

2

1

1

3

Многообразие мира профессий

1

1

4

Представление о себе и проблема выбора профессии

2

1

1

5

Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)

2

1

1

6

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

1

1

7

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

2

1

1

8

Социальные проблемы труда («надо»)

2

1

1

8.1.

Разделение труда

1

1

8.2.

Содержание и характер труда

1

1

8.3.

Процесс и условия труда

1

1

9

Социально-психологический портрет современного профессионала

2

1

1

10

Анализ профессий в Новокузнецке

2

1

1

10.1.

Основные признаки профессиональной деятельности

1

1

10.2.

Классификация профессий

1

1

11.

Здоровье и выбор профессии

2

1

1

12

Лекторий для родителей по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении школьника».

2

1

1

13

Круглый стол «Мои родители и их профессии»

2

2

-

14

Ведущие отношения личности и типы профессий

2

1

1

15

Экскурсии на предприятия города

2

1

1

16

Беседа «Профессиональный рынок Новокузнецка»

2

2

-

17

Итоговое занятие

1

1

Итого

36

21

15


Учебно-тематическое планирование

9 класс

№ п/п

Разделы и темы программы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

18

Человек в новых социально-экономических условиях

2

1

1

19.

Неисчерпаемость человеческих ресурсов

2

1

1

20

Человек среди людей

2

1

1

21

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

3

2

1

22

Пути получения профессии

1

1

23

Моя профессиональная карьера

4

2

2

24

Оценка способности школьников к выбору профессии

4

2

2

25

Встреча со школьным психологом

3

1

2

26

Встреча с представителями СПУ и СУЗов

2

2

-

27

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города

3

3

-

28

Резюме, собеседование, работа.

2

1

1

29

Проект «Мое будущее в моем городе, или кем я буду через 5 лет»

2

-

2

30

Итоговое занятие.

2

-

2

Итого

32

17

15


Содержание программы

В разделе «Мир профессий» воспитанники подробно знакомятся с деятельностью доступных для них профессий через работу со СМИ, беседы, экскурсии на предприятия. Выявляют свои склонности и увлечения в трудовом плане.

Узнают, как избежать безработицы, как трудоустроиться, не имея образования; узнают об условиях поступления на работу.

В разделе «Беседа с психологом» учащиеся в тактичной форме узнают о своих возможностях в выборе профессии, о значении характера и склонностей в выборе профессии.

Виды контроля:

Определение уровня

Индивидуальная анкета, беседа с классом

В течении всего времени реализации программы

Определение степени эффективности воспитательной программы. Подбор наиболее эффективных методов и средств воспитания.

Педагогическое наблюдение, беседы инди-видуальные, с классом.

Промежуточный контроль (после 8 кл.)

Определение реализованности ожидаемых результатов после 1 этапа программы. Получение сведений для совершенствования программы и методов обучения в следующем этапе.

Беседа с классом (коллективная рефлексия)

Итоговый контроль (в конце 9 кл.)

Определение реализованности ожидаемых результатов. Определение изменения уровня развития детей. Определение последующих целей и задач воспитания класса.

Индивидуальная анкета, беседа с классом (коллективная рефлексия)

Методами выявления результатов стали:

  • изучение исходного уровня профориентационных знаний путем анкетирования и индивидуальных бесед;
  • анкетирование по вопросам выявления интереса к профориентационной работе и его мотивации, определения личностной самооценки школьников, чтению специальной литературы;
  • результаты участия школьников в научно-практических ученических конференциях ,исследовательских проектах, играх, праздниках;
  • написание сочинений «Если бы я был мэром», «Если бы я был президентом», «Моя будущая профессия» и др.;
  • контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.

Анкетирование является одним из основных методов выявления результатов. При отборе материалов для предлагаемого респонденту диагностического опросника следует руководствоваться следующими принципами:

  • тезисы опросника прежде всего направлены на выявление динамики развития личности респондента;
  • формулировки вопросов должны быть понятными для респондентов и требующими  однозначного ответа;
  • постановка вопроса должна побуждать респондента демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе;
  • респондент должен иметь право анонимного заполнения анкеты;
  • формулировка тезисов не должна провоцировать респондента на заведомо общественно одобряемый ответ;
  • опросник должен включать вопросы, играющие роль своеобразного балласта.


Литература для учащихся

  1. Газарян, С. Ты выбираешь профессию / С. Газарян. – М.: «Просвещение», 1985. – 259с.
  2. Климов, Е.А. Как выбирать профессию? / Е.А.Климов. – М.: «Просвещение», 1990. – 176с.
  3. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М.Орлов. – М.: «Просвещение», 1991. – 272с.
  4. Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии / Е.Н. Прощицкая. – М.: «Просвещение», 1995. – 328с.
  5. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / С.Н. Чистякова, М.А. Холодная, Т.И.Шалавина.  – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2006. – 160с.: ил.
  6. Твоя профессиональная карьера: Дидактические материалы 8 – 9 классы / С.Н. Чистякова, М.А. Холодная, Т.И.Шалавина.  – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2008. – 111с.: ил.

Литература для учителя

  1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
  2. Арефьева И.П., кн. «Технология. Профориентация. Тесты»
  3. Журнал «Воспитание школьников» №1, №10, 2007, №9, 2006.
  4.  Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.М.:Вита-пресс.2006.
  5. «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.
  6. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
  7. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007
  10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад«Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»

В докладе отражены виды профориентационной работы в коррекционной школе, нацеленные на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.  Существует ряд серьезных проблем, нерешенность кот...

Формы работы по профориентации школьников

Материал составлен на основе статей из научно методического журнала "Классный руководитель" № 4 за 2012 год....

Доклад "Формирование качеств творческой личности школьника в процессе реализации программы воспитательной работы класса"

Представлен опыт работы классного руководителя 5 класса по формированию качеств творческой личности школьников в процессе реализации воспитательной программы. Рассматриваются основные направления восп...

Доклад: «Особенности воспитательной работы по профориентации с умственно отсталыми учащимися»

    В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормально развивающихся школьников, но и лиц с умственной отсталостью. В силу личностных особенностей, выпускника...

План воспитательной работы по профориентации

Материал содержит планирование на учетный год профориетнационной работы со старшеклассниками ....

"Особенности воспитательной работы по профориентации с детьми с ОВЗ"

quot;Правильный выбор профессии во вспомогательной школе - залог успешной подготовки детей к жизни"Я. Я. Кравалис. В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только нормальн...

Программа воспитательной работы по организации профессиональной ориентации и выбору профессии школьников

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...