Главные вкладки

    Доклад "Формирование качеств творческой личности школьника в процессе реализации программы воспитательной работы класса"
    статья (5 класс) по теме

    Пономарева Елена Николаевна

    Представлен опыт работы классного руководителя 5 класса по формированию качеств творческой личности школьников в процессе реализации воспитательной программы. Рассматриваются основные направления воспитательной работы в коллективе учащихся: учение, здоровье, гражданин, семья, досуг и общение.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    III районные педагогические чтения с межрегиональным участием педагогов Кичменгско-Городецкого района Вологодской области «Педагогическое наследие А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве»

    «Формирование качеств

    творческой личности школьника

    в процессе реализации программы воспитательной работы класса»

    Презентация опыта работы

    Пономарева Елена Николаевна, учитель музыки,

    классный руководитель 5 «Б» класса

    муниципального казенного

    общеобразовательного учреждения

    средней общеобразовательной школы

    с углублённым изучением отдельных предметов

    пгт Демьяново Подосиновского района

    Кировской области

    Демьяново

    2015

    Выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко разработал стройную педагогическую систему, в которой важнейшую роль в воспитании личности ребёнка отдавал коллективу. Воспитание в коллективе он рассматривал как метод, общий для всех и который в то же время дает возможность развития каждому. «Воспитывая личность в коллективе, мы обязательно воспитываем весь коллектив и, наоборот, воспитывая коллектив, мы воспитываем в ребёнке личность», - говорил Макаренко.

    Актуальность выбранной мною темы выступления очевидна. Только гармонично и всесторонне развитая личность, у которой сформированы умения оригинально мыслить и принимать нестандартные решения, умения проявлять инициативу, самостоятельность, целеустремлённость, то есть сформированы качества творческой личности, способна эффективно и творчески действовать в любых жизненных ситуациях, может ориентироваться в социально-экономических реалиях общества, быть активным участником и преобразователем культурно-нравственной жизни своей страны.

    В классном коллективе, руководителем которого я являюсь, 30 учеников, 15 девочек и 15 мальчиков. У всех детей после окончания начальной школы произошла смена учителей, классных коллективов, так как пятый класс был создан на базе двух четвёртых классов.

    На 2013-2014 учебный год была поставлена следующая воспитательная цель: формирование социально-активной, творческой личности, сочетающей в    

    себе: нравственные качества, деловитость, индивидуальность, гуманистическое отношение к миру.

    Задачи:

    1. Изучить классный коллектив и личность учащихся.
    2. Создать благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
    3. Работать по сплочению классного коллектива, воспитанию чувства взаимовыручки и взаимопомощи, развивать навыки работы в коллективе.
    4. Создать условия для формирования качеств творческой личности школьника, способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
    5. Активизировать у детей познавательную деятельность.
    6. Организовать социально-значимую, творческую деятельность коллектива класса
    7. Формировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры.
    8. Привлечь родителей к жизни класса.

    Передо мной как перед классным руководителем встала сложная задача: создать благоприятный психологический климат в классе, сплотить ребят, создать коллектив: дружный, инициативный, работоспособный.

    Что такое коллектив?  А.С. Макаренко даёт такое определение: «Коллектив – это объединение детей, в основе которого лежат общественно-ценные цели, совместная деятельность, отношение взаимной ответственности, организация органов самоуправления. Коллектив является частью более общего коллектива и через него связан с другими коллективами и государством».

    Из данного определения следует, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной совместной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

    Центральной педагогической задачей первой стадии развития коллектива является выявление актива класса. На одном из первых классных часов ребята по желанию распределили свои обязанности. В течение месяца при выполнении ими поручений, наблюдала, кто и как справляется с полученным заданием. Самые активные, инициативные и ответственные ребята составили ядро коллектива, его актив. В течение года актив класса организовал и провёл множество мероприятий, был первым моим помощником в работе со всем классом.

    Представляю Вам основные направления воспитательной работы в коллективе учащихся: учение, здоровье, гражданин, семья, досуг и общение.

    Направление «Учение».

    Цель: Создание условий для формирования мотивации учения и реализации интеллектуального потенциала.

    Участвуя в предметных неделях, читательских конференциях, ребята смогли реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Результаты предметных олимпиад, итоги конференций, различных международных конкурсов были подведены на ежегодной церемонии «Успех года», где ученики класса получили заслуженные награды.

    Направление «Здоровье».

    Цель: воспитание понимания значимости физического и психологического здоровья человека.

    Реализация направления «Здоровье» предусматривает организацию активных форм развития и сохранения физического здоровья детей.

    Это, в первую очередь, традиционные школьные мероприятия, такие как первенство школы по баскетболу и волейболу, лыжные соревнования, соревнования по лёгкой атлетике (Осенний кросс, эстафета и спартакиада)

    Классный час «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» готовили лучшие спортсмены нашего класса. В конце года они участвовали в пробеге, посвящённом Дню Победы.

    Особенно ребятам запомнился общешкольный туристический слёт, на котором пятиклассники заняли 1 место, продемонстрировав не только хорошую физическую подготовку, но и творческие способности – сочинили визитку (придумали название, девиз, песню), которую достойно представила команда класса.

    Традиционными. в классе стали Дни здоровья, которые организуются классным руководителем, родителями и учащимися класса на каникулах, однодневные походы с весёлыми соревнованиями весной и осенью, гонками на ватрушках зимой и дымящимися шашлыками.

    Знакомство с историей развития олимпийского движения состоялось на кл часах «Зимние олимпийские игры «Сочи 2014» и «Герои паралимпиады 2014». Пропагандируя здоровый образ жизни, мы всем классом участвовали во Всероссийской акции «Вокруг света», пройдя и пробежав вместе за 20 минут 74 км.

    Направление «Гражданин». 

    Реализация направления «Гражданин» предусматривает воспитание гражданской ответственности, формирование правовой культуры, активной гражданской позиции.

    После общешкольной линейки «Памяти жертв Беслана» разговор об этих трагических событиях был продолжен на классном часе «Беслан: боль и гнев». События тех страшных дней не оставили никого равнодушным. Ребята нарисовали рисунки, плакаты, сочинили стихи.

    В сотрудничестве с детской библиотекой мы провели несколько мероприятий. Особенно запомнился классный час по книге Б. Васильева «Экспонат №», где ребята смогли проявить опыт творческой деятельности: читали стихи о войне, инсценировали страницы рассказа.

    В течение года пятиклассники активно участвовали в различных акциях, например, Акция «Шаг навстречу» была приурочена ко Дню пожилого человека. Мы в творческом виде (с самодельными открытками и песнями) ходили поздравлять ветеранов педагогического труда.

    Благотворительные акции мы провели во время Весенней недели добра в рамках социального проекта «Подарок для души». Пятиклассники не только собрали и подарили книги и канцелярские товары, они сделали больше – подарили свои стихи, песни, сценки, улыбки и хорошее, весеннее настроение другим людям.

    В своём подшефном 1 «б» классе в течение года ответственные за вожатскую работу ребята провели весёлые переменки, классный час «Давайте жить дружно», викторину «Добро и зло в русских нар сказках» и акцию «Скажи «Да!» телефону доверия». Пятиклассники своими руками изготовили визитки с номером телефона доверия и вручили их первоклассникам.

    Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Трудовые десанты, субботники помогли ещё больше сплотить наш классный коллектив. Результатами своего труда мы любовались целое лето и осень.

    5 человек нашего класса занимались в клубе военных моряков запаса пгт Демьяново и входили в кадетскую группу «Альбатрос». В течение года ребята принимали участие в разнообразных мероприятиях и акциях патриотической направленности муниципального, межрайонного, межрегионального уровней. Это были концерты, творческие встречи с воинами-интернационалистами, с представителями военно-патриотических клубов Кировской, Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской областей. И конечно, рядом почти всегда были одноклассники и родители.

    Направление «СЕМЬЯ»

    Цель: сближение интересов родителей и педагогов в формировании всесторонне развитой личности.

    Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей. С этой целью проводится много работы, но я хочу рассказать о мероприятиях, ставшим уже традиционными в нашем классе. День открытых дверей был приурочен к дню матери. На целый учебный день мы пригласили мам в школу посетить уроки истории, русского языка и музыки. Дети проявили творчество при составлении кроссворда по истории, в написании мини-сочинения о маме, исполнении песен о самом родном человеке. Закончился праздник программой, составленной из концертных номеров в исполнении учащихся класса в завершении которого мамы получили открытки, сделанные руками детей.

    Следующее наше совместное мероприятие посвящалось традициям семейного чтения и развитию читательского интереса и читательских умений учащихся. Была предложена такая форма семейного чтения, как самостоятельное прочтение рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» с последующим обсуждением.

    Все вместе – и дети, и взрослые, искали в тексте рассказа ответы на жизненные вопросы. Обсуждая поступки героев рассказа, ставили себя на их место. Очень яркой и эмоциональной получилась инсценировка фрагмента рассказа, в которой приняли участие и родители, и дети. Безусловно, добавило эмоциональных красок и музыкальное оформление встречи – исполнение ансамблем девочек песен «Достань из кармана улыбку», «Дом», и чаепитие с «розовым» пряником. Я думаю, что равнодушными это мероприятие не оставило никого. Каждый вынес из него что-то важное лично для себя и своей семьи. Дети и родители по-новому увидели и лучше поняли друг друга.

    Работая классным руководителем, большое внимание уделяю тематике классных часов, форме их проведения, классные часы стараюсь построить так, чтобы установить благоприятный психологический климат, наладить контакт с детьми, научить их дружить. Были проведены классные часы «Важней всего погода в классе», занятия из цикла «Школа вежливости», «Профессии наших родителей».

    Направление «Досуг и общение»

    Цель: формирование культуры взаимоотношений, передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений, создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся.

    В течение года были организованы и проведены силами учащихся класса внеклассные мероприятия «Мисс и мистер Осень», новогодний вечер «Галопом в Новый год» и др., на которых формировались такие качества творческой личности школьника, как самостоятельность в поиске путей и способов решения проблем, нестандартность мышления, инициативность и изобретательность, артистичность, живое воображение и фантазия.

    В течение года мы вели активную концертную деятельность. Проявить свои творческие способности и блеснуть талантами дети могли на выступлениях в детском саду, в школе, в больнице, в Центре культуры и досуга, других сценических площадках.

    Анкетирование показало, что воспитательная модель класса удовлетворяет обучающихся и их родителей. Итогом выполнения Программы стали позитивные воспитательные результаты:

    • в классе действует система ученического самоуправления.
    • обучающиеся вовлечены в интенсивную, последовательную деятельность, умеют планировать, ответственны, инициативны, самостоятельны в организации коллективно – творческих дел.
    • сформировано ценностное отношение к социальной реальности в целом, к общественной жизни.

    В заключении хочется отметить, что разнообразная деятельность, в том числе творческая деятельность даёт возможность учащимся реализовать свои собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексная программа воспитательной работы класса «Будущее России – это Мы» (5 – 11 класс)

    Одной из важных задач классного руководителя я считаю создание в классе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развит...

    Программа воспитательной работы класса

    В материале представлена форма для заполнения программы воспитательной работы в классе....

    Программа воспитательной работы класса "Путь к успеху"

    Данная программа расчитана на учащихся 5-9 классов....

    Программа воспитательной работы класса

    Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим соб...

    Программа воспитательной работы класса

    Программа воспитательной работы 5-9 класс, работа с классом и родителями, план мероприятий на год....

    Программа воспитательной работы класса: "Лестница успеха"

    Учителя, которым дети обязаны воспитанием,почтеннее, чем родители:одни нам дарят только жизнь,а другие – добрую жизнь.Аристотель...

    Обобщение опыта работы по теме "Развитие творческой личности путём использования деятельностного подхода в воспитательной работе"

    Обобщение опыта работы за 3 последних года помогло подвести итоги своей работы и наметить новые горизонты в воспитательной работе....