Выступление на МО воспитателей "Предоставление педагогического опыта по реализации программ воспитательной работы" 2022-23 уч.год
учебно-методический материал

Выступление на МО воспитателей 2022-23 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_vospitateley.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся,                                                                                                        воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

                                                                                                                                               

Выступление на МО воспитателей

Тема: «Представление педагогического опыта по реализации программ воспитательной работы»

                                                                   

                                                         

                                                       Подготовила: Мангасарова Н.М.,    воспитатель высшей категории           

р. п. Благовещенка

2022 - 2023 уч. год

Школа-интернат – это дом, в котором каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей.

В коррекционной школе-интернате проходит вся жизнь ее воспитанников.

Поэтому вся внеклассная работа носит сугубо воспитательный характер, строится с учетом структуры дефекта учащихся.

Основной миссией является адаптация и социализация воспитанников к жизни в современном обществе на основе становления личности школьника.

Слайд2  А.С. Макаренко сказал: «… там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, тем не может быть никакого воспитательного процесса».

Мы с вами соединены единой коррекционно-воспитательной  программой.

Программа воспитания  определяет содержание и механизмы развития и проявления воспитанниками своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

Исходя из неоднородности, контингента воспитанников главный акцент в моей деятельности был направлен на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Слайд 3 Воспитательный процесс  осуществлялся в двух взаимосвязанных аспектах:                                                                                                                                                  - развитие личности ребенка;                                                                                                                                                            - коррекция, исправление негативных последствий прежней жизни.

Слайд 4 Воспитанники последовательно и постепенно осваивали:

  • мир (учились видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности);
  • человека и себя в этом мире (узнавать себя, свои качества, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих);
  • деятельность (знакомство с окружающим миром, познание своего «Я» через виды деятельности, в которой формируются умения и навыки, развиваются личностные качества, способность к творчеству).

Я старалась добиваться, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя в школе - интернате комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.

Воспитательный процесс строился для достижения главного результата – разностороннего развития детей.

В соответствии с программой  учитывались три момента: цели, мотивы и ведущие виды деятельности ребенка.

Исходя из принципа педагогической инверсии  определяется - что в данном возрасте является главным для ребенка. Лишь поочередно, от возраста к возрасту, доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата в итоге дает возможность достигнуть желаемого результата к концу школьного обучения.

В данном случае я буду говорить о 5-9 классах, напомню их

Слайд 5  В данных возрастных категориях воспитанники должны осознавать своё «Я» на личностном и социальном уровнях:

  • знать «какой Я?», «что я могу?»,
  • знать, что здоровье – бесценный дар,
  • владеть навыками самообслуживающего труда,
  • иметь представление о видах профессий.

Доминирующая цель: формирование гражданского, социального самосознания.

Слайд 6 Основные мотивы:

  1. Потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно
    лучше соответствовать представлениям о лидере;
  2. Ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого, требования коллектива становится важнейшим фактором психического развития;
  3. Возникает потребность личностной самооценки; стремление к «взрослости», самостоятельности, к «самоутверждении;
  4. Стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой.

Слайд 7 Основные виды деятельности:

  1. Учебная деятельность, но не скучная, однообразная и утомительная - а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него.
  2. Деятельность, общение, особенно с другим подростком, компанией друзей;
  3. Интимно-личное общение (быть с другими, уметь получать от этого удовлетворение, быть значимым в чьих-то глазах).

Становление личности подростка с ограниченными возможностями здоровья сопряжено с проблемами будущего, его ролью во взрослом обществе. И  здесь приходилось  развить у подростка уверенность в его социальной востребованности. Именно работа по профессиональному самоопределению, развитию общечеловеческих ценностей, личного счастья (любви, здоровья, семьи), освоение навыков построения перспектив  наиболее значимы для подростка.

В ходе каждого занятия, при общении делался упор на развитие системы самостоятельных навыков, умений поведения, определяющих стиль общения подростка в разных ситуациях.

Реализация программы обеспечивала ориентацию  воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям; развитие у  воспитанников толерантности, ответственности за будущее своей страны.

Воспитательная работа велась по 7 направлениям

Слайд 8

1.Формирование навыков межличностного общения и культуры поведения, социализация.

На занятиях, индивидуальных и групповых беседах формировался опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей, подготовка к самостоятельному выбору нравственного образа жизни.

Дети учились адекватному общению друг с другом, умению вести беседу закрепляли навыки поведения в общественных местах.

Организация привычных дел (дежурство по школе и классу, в интернате по спальному корпусу, столовой, выполнение поручений) способствовали освоению коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях.

Слайд 9

2. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание

 

Развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания вело к осмыслению себя как гражданина общества с его правами и обязанностями.

Воспитательские часы, участие в конкурсаз, ОШМ, акциях, митингах, воспитывали гордость к героическому прошлому страны, чувство  любви к родному краю, к Родине.

Ознакомление детей с государственной символикой, Конституции РФ, встречи с представителями  государственной власти формировали уважение к законам РФ.

Слайд 10

3.Эстетическое воспитание и творческое развитие.

Беседы о художниках, писателях, композиторах классиков и современных способствовали формированию  эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, развивали умение воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.

Изучение и знакомство с произведениями народного творчества, декоративно-прикладного искусства, основами народных традиций и обрядов создавали условия для расширения у детей опыта самореализации в различных видах творчества.

Мои воспитанники с удовольствием занимались рукоделием на занятиях по ручному труду, осваивали новые техники, посещали кружки. Участвовали и побеждали в выставках, конкурсах различного уровня.

Слайд 11

4.Трудовое воспитание, основы профессионального самоопределения

Основной целью по этому направлению воспитательной работы для меня было формирование и осмысление воспитанниками необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться.

Потребность в труде одно из условий успешной социализации и самоопределения.

Развитие и закрепление устойчивых навыков бытового самообслуживания и обслуживающего труда, включение в посильную трудовую деятельность планомерно осуществлялось в течение всего периода обучения. Это трудовые десанты, акции, организация дежурств. Мои воспитанники могут и любят трудиться.

Овладение общей ориентировкой в мире профессий, формирование практической и психологической готовности к труду осуществлялось через беседы, экскурсии (виртуальные и на производство, советую в типографию!!!), мероприятия по профориентации.

В результате все выпускники, кроме Штобе М. продолжать обучения для получения специальности (даже Вайгель К.!!!)

Слайд 12

5.Физическое развитие и охрана здоровья.

На воспитательских часах и практических занятиях  учащиеся получили навыки личной гигиены, приобрели умение оказать первую медицинскую помощь.

Утренняя зарядка, физкультминутки, занятия в секциях (50%), ежедневные прогулки на свежем воздухе способствовали  укреплению здоровья детей, закаливанию организма, профилактике заболеваний.

Ребята активно участвовали и побеждали в соревнованиях по различным видам спорта (Будко А., Морозов В., Чупина С., Воробьев А., и даже Вайгель К.!!!)

Формирование ценностного отношения к здоровью, овладение системой знаний, умений позволяющей  вести здоровый образ жизни надеюсь в дальнейшем будет способствовать развитию потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Воспитательная работа по основы жизнеобеспечения и экологическому воспитанию проводилась в соответствии с программой, но в меньшем объеме.

Слайд 13

Уровень воспитанности учащихся 5-9 классов

Слайд 14

 Не могу не сказать еще об одном направлении - работа с родителями

- Изучение семей воспитанников.

- Ознакомление родителей с особенностями их детей и выбором коррекционных методов воспитания.

- Разработка и реализация единых требований семьи и школы.

-  Формирование у родителей доверительного отношения к школе, педагогам

- Индивидуальное консультирование родителей.

 Оказание помощи  в воспитании детей, педагогическое просвещение.

-  Показать родителям возможности их детей.

- Привлечение родителей к участию в делах школы, дни рождения, ОШМ, конкурсы, классные мероприятия

 - Классные родительские собрания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение собственного педагогического опыта по реализации программы по сохранению и укреплению здоровья детей

Обобщение собственного педагогического опыта по реализации программы по сохранению и укреплению здоровья детей...

Представление педагогического опыта по реализации программ воспитательной работы

Выступление на методическом объединении воспитателей...