Выступление на МО воспитателей "Предоставление педагогического опыта по реализации программ воспитательной работы" 2022-23 уч.год
учебно-методический материал
Выступление на МО воспитателей 2022-23 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_vospitateley.docx | 46.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»
Выступление на МО воспитателей
Тема: «Представление педагогического опыта по реализации программ воспитательной работы»
Подготовила: Мангасарова Н.М., воспитатель высшей категории
р. п. Благовещенка
2022 - 2023 уч. год
Школа-интернат – это дом, в котором каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей.
В коррекционной школе-интернате проходит вся жизнь ее воспитанников.
Поэтому вся внеклассная работа носит сугубо воспитательный характер, строится с учетом структуры дефекта учащихся.
Основной миссией является адаптация и социализация воспитанников к жизни в современном обществе на основе становления личности школьника.
Слайд2 А.С. Макаренко сказал: «… там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, тем не может быть никакого воспитательного процесса».
Мы с вами соединены единой коррекционно-воспитательной программой.
Программа воспитания определяет содержание и механизмы развития и проявления воспитанниками своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации своих возможностей.
Исходя из неоднородности, контингента воспитанников главный акцент в моей деятельности был направлен на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Слайд 3 Воспитательный процесс осуществлялся в двух взаимосвязанных аспектах: - развитие личности ребенка; - коррекция, исправление негативных последствий прежней жизни.
Слайд 4 Воспитанники последовательно и постепенно осваивали:
- мир (учились видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности);
- человека и себя в этом мире (узнавать себя, свои качества, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих);
- деятельность (знакомство с окружающим миром, познание своего «Я» через виды деятельности, в которой формируются умения и навыки, развиваются личностные качества, способность к творчеству).
Я старалась добиваться, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя в школе - интернате комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
Воспитательный процесс строился для достижения главного результата – разностороннего развития детей.
В соответствии с программой учитывались три момента: цели, мотивы и ведущие виды деятельности ребенка.
Исходя из принципа педагогической инверсии определяется - что в данном возрасте является главным для ребенка. Лишь поочередно, от возраста к возрасту, доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата в итоге дает возможность достигнуть желаемого результата к концу школьного обучения.
В данном случае я буду говорить о 5-9 классах, напомню их
Слайд 5 В данных возрастных категориях воспитанники должны осознавать своё «Я» на личностном и социальном уровнях:
- знать «какой Я?», «что я могу?»,
- знать, что здоровье – бесценный дар,
- владеть навыками самообслуживающего труда,
- иметь представление о видах профессий.
Доминирующая цель: формирование гражданского, социального самосознания.
Слайд 6 Основные мотивы:
- Потребность занять свое место в коллективе; стремление как можно
лучше соответствовать представлениям о лидере; - Ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого, требования коллектива становится важнейшим фактором психического развития;
- Возникает потребность личностной самооценки; стремление к «взрослости», самостоятельности, к «самоутверждении;
- Стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со средой, с самим собой.
Слайд 7 Основные виды деятельности:
- Учебная деятельность, но не скучная, однообразная и утомительная - а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него.
- Деятельность, общение, особенно с другим подростком, компанией друзей;
- Интимно-личное общение (быть с другими, уметь получать от этого удовлетворение, быть значимым в чьих-то глазах).
Становление личности подростка с ограниченными возможностями здоровья сопряжено с проблемами будущего, его ролью во взрослом обществе. И здесь приходилось развить у подростка уверенность в его социальной востребованности. Именно работа по профессиональному самоопределению, развитию общечеловеческих ценностей, личного счастья (любви, здоровья, семьи), освоение навыков построения перспектив наиболее значимы для подростка.
В ходе каждого занятия, при общении делался упор на развитие системы самостоятельных навыков, умений поведения, определяющих стиль общения подростка в разных ситуациях.
Реализация программы обеспечивала ориентацию воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям; развитие у воспитанников толерантности, ответственности за будущее своей страны.
Воспитательная работа велась по 7 направлениям
Слайд 8
1.Формирование навыков межличностного общения и культуры поведения, социализация.
На занятиях, индивидуальных и групповых беседах формировался опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей, подготовка к самостоятельному выбору нравственного образа жизни.
Дети учились адекватному общению друг с другом, умению вести беседу закрепляли навыки поведения в общественных местах.
Организация привычных дел (дежурство по школе и классу, в интернате по спальному корпусу, столовой, выполнение поручений) способствовали освоению коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях.
Слайд 9
2. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание
Развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания вело к осмыслению себя как гражданина общества с его правами и обязанностями.
Воспитательские часы, участие в конкурсаз, ОШМ, акциях, митингах, воспитывали гордость к героическому прошлому страны, чувство любви к родному краю, к Родине.
Ознакомление детей с государственной символикой, Конституции РФ, встречи с представителями государственной власти формировали уважение к законам РФ.
Слайд 10
3.Эстетическое воспитание и творческое развитие.
Беседы о художниках, писателях, композиторах классиков и современных способствовали формированию эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, развивали умение воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю красоту человека.
Изучение и знакомство с произведениями народного творчества, декоративно-прикладного искусства, основами народных традиций и обрядов создавали условия для расширения у детей опыта самореализации в различных видах творчества.
Мои воспитанники с удовольствием занимались рукоделием на занятиях по ручному труду, осваивали новые техники, посещали кружки. Участвовали и побеждали в выставках, конкурсах различного уровня.
Слайд 11
4.Трудовое воспитание, основы профессионального самоопределения
Основной целью по этому направлению воспитательной работы для меня было формирование и осмысление воспитанниками необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться.
Потребность в труде одно из условий успешной социализации и самоопределения.
Развитие и закрепление устойчивых навыков бытового самообслуживания и обслуживающего труда, включение в посильную трудовую деятельность планомерно осуществлялось в течение всего периода обучения. Это трудовые десанты, акции, организация дежурств. Мои воспитанники могут и любят трудиться.
Овладение общей ориентировкой в мире профессий, формирование практической и психологической готовности к труду осуществлялось через беседы, экскурсии (виртуальные и на производство, советую в типографию!!!), мероприятия по профориентации.
В результате все выпускники, кроме Штобе М. продолжать обучения для получения специальности (даже Вайгель К.!!!)
Слайд 12
5.Физическое развитие и охрана здоровья.
На воспитательских часах и практических занятиях учащиеся получили навыки личной гигиены, приобрели умение оказать первую медицинскую помощь.
Утренняя зарядка, физкультминутки, занятия в секциях (50%), ежедневные прогулки на свежем воздухе способствовали укреплению здоровья детей, закаливанию организма, профилактике заболеваний.
Ребята активно участвовали и побеждали в соревнованиях по различным видам спорта (Будко А., Морозов В., Чупина С., Воробьев А., и даже Вайгель К.!!!)
Формирование ценностного отношения к здоровью, овладение системой знаний, умений позволяющей вести здоровый образ жизни надеюсь в дальнейшем будет способствовать развитию потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Воспитательная работа по основы жизнеобеспечения и экологическому воспитанию проводилась в соответствии с программой, но в меньшем объеме.
Слайд 13
Уровень воспитанности учащихся 5-9 классов
Слайд 14
Не могу не сказать еще об одном направлении - работа с родителями
- Изучение семей воспитанников.
- Ознакомление родителей с особенностями их детей и выбором коррекционных методов воспитания.
- Разработка и реализация единых требований семьи и школы.
- Формирование у родителей доверительного отношения к школе, педагогам
- Индивидуальное консультирование родителей.
Оказание помощи в воспитании детей, педагогическое просвещение.
- Показать родителям возможности их детей.
- Привлечение родителей к участию в делах школы, дни рождения, ОШМ, конкурсы, классные мероприятия
- Классные родительские собрания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение собственного педагогического опыта по реализации программы по сохранению и укреплению здоровья детей
Обобщение собственного педагогического опыта по реализации программы по сохранению и укреплению здоровья детей...
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. 03.2013г доклад Тестовый метод контроля знаний учащихся на уроках технологии
Выступление на МО. Рапространение педагогического опыта,...
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. 01.2014г доклад Развитие мелкой моторики рук у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела
Выступление на МО с докладом....
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. Доклад 01.2015г. Памятка для коррекции психических процессов
Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. Доклад....
Представление педагогического опыта по реализации программ воспитательной работы
Выступление на методическом объединении воспитателей...
Выступление на МО воспитателей "Предоставление педагогического опыта по реализации программы воспитательной работы (1-4кл.)
Выступление на МО...
«Представление педагогического опыта по реализации программ воспитательной работы»
Выступление на МО воспитателей...