Обобщение собственного педагогического опыта по реализации программы по сохранению и укреплению здоровья детей
статья на тему

Киселева Надежда Александровна

Обобщение собственного педагогического опыта по реализации программы по сохранению и укреплению здоровья детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование в образовательном процессе

здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне

В своей практической деятельности учитель английского языка Киселева Н.А. использует здоровьесберегающие технологии, разработанные по рекомендациям Н.К.Смирнова.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения и укрепления здоровья за период обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Киселева Н.А. внедряет образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся, обеспечивает надлежащие гигиенические условия в соответствии регламентациями СанПиНов. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья  учитель использует различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, проводит: гимнастику для глаз,  физкультминутку или музыкальную паузу.

 Основными задачами педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий.

Важнейшим условием для обеспечения и сохранения здоровья учащихся является использование учителем в работе здоровьесберегающих технологий:

- медико-гигиенические технологии;

- физкультурно-оздоровительные технологии;

- экологические здоровьесберегающие технологии;

- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- здоровьесберегающие образовательные технологии.

Название технологии

Конкретное применение в урочной и внеурочной деятельности

Медико-гигиенические технологии 

На уроках английского языка  соблюдаются надлежащие гигиенические условия в соответствии с рекомендациями СанПин: к освещению, температурному режиму, проветриванию, влажной уборке.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся. Это посещение спортивных секций, участие в школьных и городских спортивных соревнованиях, Днях здоровья, то есть все, что способствует укреплению и сохранению здоровья учащихся, их закаливанию, пропаганде здорового образа жизни.

Киселева Н.А. проводит работу по формированию здорового образа жизни учащихся на уроках и во внеклассной работе. Ежемесячно она вместе с учениками своего класса участвует в Днях здоровья (100% участие детей), ежегодно принимает участие в проведении спортивных состязаний. Учащиеся посещают спортивные секции (греко-римская борьба, футбол, гандбол).

Экологические здоровьесберегающие технологии - создание экологически оптимальных условий пребывания ребенка в школе, гармоничных взаимоотношений с природой.

Одной из воспитательных задач к урокам английского языка учитель ставит формирование понятия о природосообразных, экологически оптимальных условиях жизни и деятельности людей, воспитание гармоничных взаимоотношений с природой.
Педагог совместно с учащимися и их родителями создали зеленый уголок в классе, разбили цветочную клумбу на пришкольном участке; вместе ухаживают за растениями.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

На уроках английского языка  занятия проводятся в соответствии с требованиями техники безопасности и условиям охраны труда. Все необходимые инструктажи проводятся учителем регулярно.

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

- организационно-педагогические технологии

- психолого-педагогические технологии 

- учебно-воспитательные технологии

Учитель использует образовательные технологии, направленные на формирование здоровьесбережения:

- погружение в языковую среду (“warm up”);

- смена видов деятельности: опрос, чтение, слушание, ответы на вопросы, выполнение упражнений, рассматривание, списывание и т.д.;

- активные методы (ученик в роли учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия)

- плотность урока;

- темп окончания урока (релаксация, ответы на вопросы учащихся, домашнее задание записано и прокомментирован настрой на успех).

На уроках английского языка учителем поддерживается благоприятный психологический климат, проводятся физкультминутки и динамические паузы.
Снятие эмоционального напряжения проводится через использование игровых технологий.

На уроках английского языка учителем особое внимание уделяется  проектно-исследовательской деятельности:

 «Спорт в жизни человека»

«Быть в хорошей форме»

«Мир вокруг меня»

«Планета в опасности»

«Живой мир вокруг нас»

«Основы экологии»

«Защита окружающей среды»

С    2009 – 2010 учебного года в МБОУ «СОШ №4 г.Красноармейска» действует программа «Образование и здоровье школьников» (Приказ № 127 от 01.09.2009г., в реализации которой принимает участие учитель английского языка Киселева Н.А.).

В рамках данной программы учитель совместно со школьной медсестрой Клоковой Е.В. и ответственной за выполнение программы заместителем директора по ВР Тополовой Е.А. в начале каждого учебного года проводят диагностику уровней физического, психического и социального здоровья школьников. Для такой комплексной диагностики используются следующие методы: ознакомительная беседа с ребенком и его родителями, тестирование, анкетирование родителей и обучающихся, ознакомление с содержанием медицинской карты.

Информацию, полученную в результате диагностики учитель использует для определения уровня развития учащегося с целью:

  • профилактики возможных трудностей в обучении;
  • зачисления его в основную или подготовительную группу для занятий на уроках физической культуры.

После обобщения информации по классу Киселева Н.А. планирует работу с родителями по формированию культуры здоровья детей. Для этого  проводятся беседы и родительские собрания на темы:

  1. «О пользе и вреде компьютера для детей»;
  2. «О полноценном питании школьников»;
  3. «Как предотвратить усталость школьников».

С учащимися регулярно проводятся тематические классные часы:

1) «Вредная пятерка и полезная десятка. Здоровое питание»

2) «Эти вредные конфликты»

3) «Спорт и физкультура» и другие.

Немаловажным фактором для здоровья человека, особенно ребенка, является правильное питание. В школе с 2012 – 2013 учебного года действует «Программа по формированию культуры здорового питания», по которой также работает учитель английского языка Киселева Н.А., в рамках программы с учащимися проводятся беседы, игры, викторины, классные часы, родительские собрания на темы сохранения здоровья детей.

Большинство учащихся  Киселевой Н.А. питаются в школьной столовой (горячий завтрак и обед). В классе наблюдается динамика увеличения числа детей, охваченных горячим питанием в школьной столовой.

Учебный год

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Количество детей, охваченных горячим питанием

81%

85 %

87 %

89%

Киселева Н.А. при организации образовательного процесса проводит большую работу по решению проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.

Уровень заболеваемости учащихся по годам

Учебный год

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Уровень заболеваемости

5,4%

5,2%

5,1%

4,9%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Представлены все направления работы педагогического коллектива и реализация программы по сохранению и укреплению здоровья школьников с ОВЗ...

Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...

Формирование мотивации по сохранению и укреплению здоровья детей на уроках и во внеурочной деятельности

Одной из приоритетных задач современного образования должно стать формирование культуры здоровья подрастающего поколения. Важнейшая роль в сохранении и укреплении здоровья принадлежит самому чело...

Рекомендации родителям по сохранению и укреплению здоровья детей

Важно с раннего детства научить детей ценить, беречь и укреплять здоровье. В статье даны рекомендации родтителям по сохранению и укреплению здоровья детей....

Презентация ТЕМА : Развитие профессионально-значимых компетенций педагогов как фактор повышения качества дополнительного образования детей в соревновательной деятельности, через представление и обобщение собственного педагогического опыта.

Цель темы: повышение компетентности педагогов при подготовке воспитанников  к соревновательной деятельности, в легкой атлетикеЗадачи :Обобщить и распространить опыт работы среди педагогов....

Программа работы в сенсорной комнате «Волшебный мир сенсорной комнаты», для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное  сопровождение  воспитанников  в условиях специального  учреждения  направлено на формирование оптима...