Формирование мотивации по сохранению и укреплению здоровья детей на уроках и во внеурочной деятельности
методическая разработка по русскому языку на тему

Одной из приоритетных задач современного образования должно стать формирование культуры здоровья подрастающего поколения. 

Важнейшая роль в сохранении и укреплении здоровья принадлежит самому человеку, его ценностям и установкам, гармонии внутреннего мира и отношений с окружающими. Наше здоровье в наших собственных руках! Здоровый образ жизни – потребность и обязанность каждого из нас.

Создание  здоровьесберегающей среды позволяет:

·         обеспечить формирование системы знаний о здоровье и ЗОЖ у учащихся и  их родителей;

·         разработать и внедрить методические рекомендации по вопросам здоровья;

·         снизить количество заболеваний и улучшить успеваемость учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_dlya_ns_portala.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации по сохранению и укреплению здоровья детей на уроках  и во внеурочной деятельности

Здоровье человека относится к глобальным мировым проблемам, так как касается каждого живущего на Земле.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

В XXI веке эта тема становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к внешним факторам окружающей среды.

Анализ состояния здоровья детей  свидетельствует о неуклонном росте заболеваний. Специальные исследования показывают, что более 20% детей школьного возраста имеют хронические заболевания, более 40% детей к окончанию школы ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. Растет заболеваемость инфекционными болезнями (дифтерия, коклюш, туберкулез).

 Кроме того, отмечается тенденция к росту числа заболеваемости ожирением, нарушением осанки, плоскостопием, нервно-психическими расстройствами, бронхиальной астмой, аллергией. Наблюдается рост сердечно - сосудистых заболеваний  и заболеваний органов пищеварения, эндокринной системы. Идет рост числа онкологических заболеваний, особенно злокачественных новообразований крови; возросло количество детей с сахарным диабетом.

Значительную роль в ухудшении здоровья детей и подростков играет приобретение все в более раннем возрасте пагубных для здоровья привычек: курение, употребление спиртных напитков, наркомания.

Актуальность работы педагога в данном направлении очевидна. Здоровье каждого человека, и ребенка в том числе, определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов.

Очень важно не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым. Работа должна быть направлена на формирование мотивации сохранения и укрепления здоровья учащихся, их родителей как главного условия будущего благополучия и успешности подрастающего поколения.

Работа учителя- предметника

Цель  работы – формирование у детей представления о здоровье и ЗОЖ, мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым.

Основные задачи:

  1. Формирование у учащихся знаний, умений, навыков по ЗОЖ; построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
  2. Интеграция знаний  по предмету и знаний по культуре здоровья, комплекс знаний отдельных предметов должен позволить ребенку представить целостную картину мира, сформировать ценностное отношение к ней и найти свое место в этом мире;
  3. Организация и проведение оздоровительных пауз,  часов здоровья, направленных на снятие мышечного и психического напряжения, активизации умственной деятельности и повышению эффективности обучения, осуществление самоконтроля за состоянием организма.

Работа с родителями

Цель: организация системы взаимодействия коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья учащихся, формирование у них потребности в ЗОЖ.

Основные задачи:

1. Организация просветительской работы среди родителей;

2. Формирование мотивации у родителей на введение ЗОЖ в семье;

3. Привлечение родителей к осуществлению совместной организации оздоровительной работы в школе и лечебно-профилактической работы с детьми.

  На сегодняшний день в условиях внедрения ФГОС на первое место поставлена задача гармоничного развития личности ребенка. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным средством для её реализации становится состояние здоровья школьника.

Какова же связь между сознательным отношением к своему здоровью и гармоничным развитием личности? Наблюдая за учащимися в урочной и внеурочной деятельности, выявила, что больших успехов и лучших результатов добиваются ребята целеустремлённые, трудолюбивые, ответственные, занимающиеся спортом, правильно питающиеся, соблюдающие режим дня, то есть ведущие здоровый образ жизни. Эти выводы привели меня к необходимости определиться, что же понимается под понятием «здоровье». По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».

 Формула здоровья:

  1. Здоровье физическое предполагает отсутствие болезней и хороший иммунитет, адаптация к нагрузке в школе, соответствие возрастной физиологической норме;
  2. Здоровье психическое или душевное – это уверенность в себе, соблюдение дисциплины, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, готовность получать знания, основы нравственного поведения.
  3. Здоровье социальное включает в себя умение строить взаимоотношения в окружении: семья – школа – друзья, противостояние негативному влиянию со стороны, способность ставить перед собой задачи и пути достижения целей, принятие жизненно важных ценностей.

Уже с раннего возраста детей нужно настраивать на здоровый образ жизни. В связи с этим одной из приоритетных задач современного образования должно стать формирование культуры здоровья подрастающего поколения.

Для достижения этой задачи необходимо:

 во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья – одной из важнейших общечеловеческих ценностей;

 во-вторых, обучить их здоровому и безопасному образу жизни в различных ситуациях (например, если ты оказался в толпе, в метро поезд остановился в тоннеле, в квартире пахнет дымом и других).

Таким образом, надо разработать эффективные меры по укреплению здоровья учащихся и применять уже имеющиеся.

Первым шагом моей работы  было выяснение представлений детей о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки. Ребятами были написаны мини  - сочинения на тему: «Считаю ли я себя здоровым человеком?» По результатам этих работ был сделан вывод о необходимости формирования у некоторых учащихся новых представлений и установок на здоровье и здоровый образ жизни.

При этом необходимо учитывать такие факторы риска, как вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), наследственность, неправильное питание, эмоциональные переживания и стрессы.

Я стараюсь донести до детей значимость здорового образа жизни, составляющими которого являются режим дня и сна, труда и отдыха, правильное питание, закаливание, физическая нагрузка, личная гигиена.

Для того чтобы приобщить учащихся к ЗОЖ, надо сформировать мотивационную сферу детей, направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья, то есть внедрить «моду» на здоровье. 

Моя работа по формированию мотивации сознательного отношения учащихся к здоровью и пропаганда здорового образа жизни строится через определённую систему занятий и мероприятий:

1. Работа с документацией и решение организационных вопросов.

Сначала  изучаю состояние здоровья учащихся, взаимодействую с медперсоналом, выявляя хронические заболевания учащихся, провожу анкетирование родителей и беседы по вопросам, касающимся здоровья. Учитываю в работе рекомендации врачей и родителей. Таким образом, составляю более точную картину о здоровье учащихся.

Знакомлю ребят с основами здорового питания (режим, роль витаминов, разнообразность и сбалансированность пищи).

2. Здоровьесберегающие технологии на уроках.

Когда был проанализирован материал преподаваемого предмета, то оказалось, что есть много возможностей использования учебного материала для формирования культуры здоровья

Уроки русского языка и литературы обладают большими потенциальными возможностями для формирования ценности здоровьеориентированного сознания личности школьника. Ребята получают знания об организме человека, рассматривают режим дня школьника. В качестве контрольных, самостоятельных работ использую  тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

Большое значение имеют физкультминутки во время уроков, они служат для снятия мышечного и нервного напряжения, зрительная гимнастика является профилактикой утомления зрения.

          3. Большие возможности для приобщения учащихся к здоровому образу жизни представляет внеурочная деятельность. Подбираю  такие мероприятия, которые позволят заинтересовать и увлечь детей. Ребята с удовольствием принимают участие в различных конкурсах и викторинах, представляют интересные рисунки и плакаты.

Внеурочная деятельность представлена  внеклассными мероприятиями, беседами, памятками, конкурсами рисунков и плакатов, акциями.

4. Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни в семье и вовлечение родителей к участию в  мероприятиях.

Важнейшую роль в развитии ребенка, укреплении его здоровья и эмоциональном самочувствия играет семья. Здоровый образ жизни закладывается не только в школе, но и в семье. Под контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, психологический климат и досуг. Приобщение семей учащихся к здоровому образу жизни, воспитание собственным личным примером имеет большие результаты, нежели просто рассказы, советы, убеждения.

Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.

Для формирования культуры здоровья ребенка необходимо:

  • иметь дома спортивный инвентарь
  • выполнять утреннюю зарядку и закаливающие процедуры
  • совершать ежедневные пешие прогулки, играть на свежем воздухе
  • записать ребёнка в спортивную секцию, обучить плаванию
  • употреблять в пищу больше овощей и фруктов
  • читать всей семьёй популярную литературу о здоровом образе жизни

Только совместными усилиями можно достичь успеха.

Наше здоровье в наших собственных руках!

Здоровый образ жизни – потребность и обязанность каждого из нас.

В МБЛПУ «ГДКБ № 4» созданы оптимальные условия для оздоровления и реабилитации детей с хронической патологией, проведения профилактических мероприятий, включая лечебную физкультуру, физиотерапию, массаж, без отрыва от учебного процесса. Все это призвано осуществлять воспитание, основанное на устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих.

Таким образом, создание  здоровьесберегающей среды позволяет:

  • обеспечить формирование системы знаний о здоровье и ЗОЖ у учащихся и  их родителей;
  • разработать и внедрить методические рекомендации по вопросам здоровья;
  • снизить количество заболеваний и улучшить успеваемость учащихся.

  Только совместными усилиями можно достичь успеха. Важнейшая роль в сохранении и укреплении здоровья принадлежит самому человеку, его ценностям и установкам, гармонии внутреннего мира и отношений с окружающими. Не стоит возлагать ответственность на врачей. Наше здоровье в наших собственных руках! Здоровый образ жизни – потребность и обязанность каждого из нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...

Обобщение собственного педагогического опыта по реализации программы по сохранению и укреплению здоровья детей

Обобщение собственного педагогического опыта по реализации программы по сохранению и укреплению здоровья детей...

Рекомендации родителям по сохранению и укреплению здоровья детей

Важно с раннего детства научить детей ценить, беречь и укреплять здоровье. В статье даны рекомендации родтителям по сохранению и укреплению здоровья детей....

Здоровьесберегающие технологии, как необходимый элемент, способствующий сохранению и укреплению здоровья детей с ОВЗ при проведении прогулок

Без данной технологии не обходится ни одна прогулка с детьми ОВЗ. Упражнения на релаксанию и дыхательная гимнастика подробно описаны....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ФК на тему: "Сохранение и укрепление здоровья детей в школе"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ФК на тему: "Сохранение и укрепление здоровья детей в школе"...

Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры: аспект требований ФГОС"

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом школа обеспечивает решение следующих задач:пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересо...