Проблемы воспитания подростков
статья (6 класс)

Костенко Наталья Валерьевна

Статья на тему: «Проблемы воспитания подростков»

Статья на тему: «Проблемы воспитания подростков»

 

   Каждый возраст хорош по-своему. И в тоже время, в каждом возрасте есть свои особенности, сложности. Исключением не является и подростковый возраст. Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Он охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет, а заканчивается по-разному, от 15 до 17-18 лет.

   У детей в этом возрасте меняются характер и привычки. Меняется отношение к жизни и окружающим, а в особенности к себе. Если раньше они познавали внешний мир, то теперь больше заинтересованы своим внутренним миром. «Кто я? Что я?»  Меняется гормональный фон, скачет настроение, поэтому от взрослых потребуется много терпения и уважения. Принятие личной позиции подростка, общения и понимания того, что у него меняются кумиры и авторитеты. В их поведении появляется больше взрослого, но  детские взгляды и поступки еще не так далеко ушли. Мальчики могут агрессивно спорить с родителями, делать что-то назло, показывая свою независимость. Девочки, чаще замыкаются в себе, держат все больше и больше секретов.  Поэтому родителям очень сложно понять детей. Да, они уже подросли, но еще не выросли!  В это время чаще всего возникают проблемы в воспитании. Важно сохранять доверительные отношения, не развивать конфликты, запастись  колоссальным терпением и мудростью, чтобы найти общий язык.

   Воспитание – это долгий и трудный процесс. Он начинается с рождения ребенка и продолжается до становления личности. Здесь нет выходных или каникул. Это образ жизни. При этом здесь учатся и дети, и взрослые. Очень важно найти понимание, единодушие. Взрослые должны вести детей по жизни, не теряя их доверие и уважение. Необходимо понимать стремления ребенка и при необходимости поддержать, ободрить или осадить и поправить, но делать это нужно мягко, ненавязчиво. Дети в подростковом возрасте очень остро реагируют на ограничение их свободы. Важно вместе обсуждать проблемы и возможный выход из них. Родителям стоит привить мысль ребенку, что он ценен и важен как человек. Иначе он всеми силами будет стараться это доказать, используя не самые лучшие способы.

   На что стоит обратить внимание: дети в этот период очень ранимы, у них появляются свои личные мнения и интересы, вечные вопросы и сомнения. Подростки, из милых детей превращаются в упрямых юношей и девушек. Бунтуют и плохо себя ведут??? Унижение и оскорбление - не лучший способ воспитания. Здесь больше поможет обсуждение того, почему он себя так ведет, что его волнует. И, по возможности, искать выход из ситуации. Учиться воспринимать ребенка, как взрослого человека.

   - Личное пространство: у подростков есть острая необходимость иметь личное пространство, которое надо уважать и не нарушать. Часто дети чувствуют, что старшие чрезмерно их опекают, потому что еще не престроились с воспитания малыша на общение с подростком. Не пытайтесь тотально контролировать во всём. Процесс взросления – это постепенное отделение (сепрация). Важен баланс: контроль и комфорт подрастающего  человека.

- Пример взрослых: ваше поведение всегда отражается на поведении подростка. Что делают окружающие взрослые, становится нормой.

- Режим дня и здоровья: следить за режимом трудно, это понятно. Но нужно объяснить, как важно полноценно спать и следить за здоровьем. Поощрять занятия спортом и прогулки на свежем воздухе.

- Питание: полноценное, здоровое питание – источник сил и энергии для растущего организма!

- Хобби и дополнительные занятия: необходимо иметь хобби или занятие, развивающее его и приносящее удовольствие – это помогает «расти»  умственно и физически, оттачивать социальные навыки, даёт возможность вступать в сообщество единомышленников. Нельзя выбирать за подростка, чем и как он будет заниматься.

- Бытовые навыки и помощь по дому: в этом возрасте школьник должен обладать основными бытовыми навыками: сходить в магазин, убрать комнату, вымыть посуду и справляться с другими, более сложными задачами. Таким способом можно развить чувство ответственности. Следует научиться отвечать за свои поступки и действия. Сейчас человек должен уметь  полагаться на себя, уметь заботиться о себе.

   Подросткам важно знать, что в трудную минуту им есть к кому обратиться за помощью, советом. Чтобы их обняли, выслушали, переходный возраст труден в эмоциональном плане. Можно дать дельный совет, рассказать, как  это было в вашем возрасте, как вы с этим справились, что вам помогло. Иногда можно промолчать, если видите, что ребёнок не идёт на контакт, но важно сказать , что он в любой момент может к вам обратиться. Создайте комфортные условия для диалога. Оставайтесь дружественными, а не осуждающими! Подросток может начать врать. Нужно понять, почему это происходит.

- невозможность честно и открыто говорить с родителями;

- страх наказания;

- страх ограничения в чем-либо.

Подростковый период – «Зенит любознательности», по сравнению с младшими школьниками и старшими. Чаще всего эта любознательность весьма поверхностна, а также, практически, полностью не связана со школьной программой. Недаром среди педагогов есть шутка, что подросток знает всё и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

Важным новообразованием этого возраста является чувство взрослости. Чувство взрослости – это особая форма самосознания (т.е. они еще не взрослые), нет реальной ответственности за себя и свою жизнь.

Чувство взрослости проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворённость этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Здесь же формируется:

-  внутрення позиция;

- самооценка;

- стремление экспериментировать;

- склонность фантазировать (мысли о своем будущем);

- потребность в положительной оценке себя во взаимодействии со сверстниками.

В этот период возникаети ещё и «условно педагогический кризис, он заключается в том, что у подростков замедляется темп деятельности, на выполнение определенного вида работы теперь требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражительны, капризны, их настроение часто меняется. Это всё является причиной замечаний, наказаний, что приводит к снижению успеваемости.

  Подростковый период это испытание, данное каждому. Поэтому вы можете помочь своим детям пережить его, как можно комфортнее и выйти из него с чувством взрослости. Закончу словами Бенджамина Спока: «Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет».

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Проблемы воспитания подростков»

 

 

Статья на тему: «Проблемы воспитания подростков»

 

   Каждый возраст хорош по-своему. И в тоже время, в каждом возрасте есть свои особенности, сложности. Исключением не является и подростковый возраст. Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Он охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 11-12 лет, а заканчивается по-разному, от 15 до 17-18 лет.

   У детей в этом возрасте меняются характер и привычки. Меняется отношение к жизни и окружающим, а в особенности к себе. Если раньше они познавали внешний мир, то теперь больше заинтересованы своим внутренним миром. «Кто я? Что я?»  Меняется гормональный фон, скачет настроение, поэтому от взрослых потребуется много терпения и уважения. Принятие личной позиции подростка, общения и понимания того, что у него меняются кумиры и авторитеты. В их поведении появляется больше взрослого, но  детские взгляды и поступки еще не так далеко ушли. Мальчики могут агрессивно спорить с родителями, делать что-то назло, показывая свою независимость. Девочки, чаще замыкаются в себе, держат все больше и больше секретов.  Поэтому родителям очень сложно понять детей. Да, они уже подросли, но еще не выросли!  В это время чаще всего возникают проблемы в воспитании. Важно сохранять доверительные отношения, не развивать конфликты, запастись  колоссальным терпением и мудростью, чтобы найти общий язык.

   Воспитание – это долгий и трудный процесс. Он начинается с рождения ребенка и продолжается до становления личности. Здесь нет выходных или каникул. Это образ жизни. При этом здесь учатся и дети, и взрослые. Очень важно найти понимание, единодушие. Взрослые должны вести детей по жизни, не теряя их доверие и уважение. Необходимо понимать стремления ребенка и при необходимости поддержать, ободрить или осадить и поправить, но делать это нужно мягко, ненавязчиво. Дети в подростковом возрасте очень остро реагируют на ограничение их свободы. Важно вместе обсуждать проблемы и возможный выход из них. Родителям стоит привить мысль ребенку, что он ценен и важен как человек. Иначе он всеми силами будет стараться это доказать, используя не самые лучшие способы.

   На что стоит обратить внимание: дети в этот период очень ранимы, у них появляются свои личные мнения и интересы, вечные вопросы и сомнения. Подростки, из милых детей превращаются в упрямых юношей и девушек. Бунтуют и плохо себя ведут??? Унижение и оскорбление - не лучший способ воспитания. Здесь больше поможет обсуждение того, почему он себя так ведет, что его волнует. И, по возможности, искать выход из ситуации. Учиться воспринимать ребенка, как взрослого человека.

   - Личное пространство: у подростков есть острая необходимость иметь личное пространство, которое надо уважать и не нарушать. Часто дети чувствуют, что старшие чрезмерно их опекают, потому что еще не престроились с воспитания малыша на общение с подростком. Не пытайтесь тотально контролировать во всём. Процесс взросления – это постепенное отделение (сепрация). Важен баланс: контроль и комфорт подрастающего  человека.

- Пример взрослых: ваше поведение всегда отражается на поведении подростка. Что делают окружающие взрослые, становится нормой.

- Режим дня и здоровья: следить за режимом трудно, это понятно. Но нужно объяснить, как важно полноценно спать и следить за здоровьем. Поощрять занятия спортом и прогулки на свежем воздухе.

- Питание: полноценное, здоровое питание – источник сил и энергии для растущего организма!

- Хобби и дополнительные занятия: необходимо иметь хобби или занятие, развивающее его и приносящее удовольствие – это помогает «расти»  умственно и физически, оттачивать социальные навыки, даёт возможность вступать в сообщество единомышленников. Нельзя выбирать за подростка, чем и как он будет заниматься.

- Бытовые навыки и помощь по дому: в этом возрасте школьник должен обладать основными бытовыми навыками: сходить в магазин, убрать комнату, вымыть посуду и справляться с другими, более сложными задачами. Таким способом можно развить чувство ответственности. Следует научиться отвечать за свои поступки и действия. Сейчас человек должен уметь  полагаться на себя, уметь заботиться о себе.

   Подросткам важно знать, что в трудную минуту им есть к кому обратиться за помощью, советом. Чтобы их обняли, выслушали, переходный возраст труден в эмоциональном плане. Можно дать дельный совет, рассказать, как  это было в вашем возрасте, как вы с этим справились, что вам помогло. Иногда можно промолчать, если видите, что ребёнок не идёт на контакт, но важно сказать , что он в любой момент может к вам обратиться. Создайте комфортные условия для диалога. Оставайтесь дружественными, а не осуждающими! Подросток может начать врать. Нужно понять, почему это происходит.

- невозможность честно и открыто говорить с родителями;

- страх наказания;

- страх ограничения в чем-либо.

Подростковый период – «Зенит любознательности», по сравнению с младшими школьниками и старшими. Чаще всего эта любознательность весьма поверхностна, а также, практически, полностью не связана со школьной программой. Недаром среди педагогов есть шутка, что подросток знает всё и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

Важным новообразованием этого возраста является чувство взрослости. Чувство взрослости – это особая форма самосознания (т.е. они еще не взрослые), нет реальной ответственности за себя и свою жизнь.

Чувство взрослости проявляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворённость этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Здесь же формируется:

-  внутрення позиция;

- самооценка;

- стремление экспериментировать;

- склонность фантазировать (мысли о своем будущем);

- потребность в положительной оценке себя во взаимодействии со сверстниками.

В этот период возникаети ещё и «условно педагогический кризис, он заключается в том, что у подростков замедляется темп деятельности, на выполнение определенного вида работы теперь требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражительны, капризны, их настроение часто меняется. Это всё является причиной замечаний, наказаний, что приводит к снижению успеваемости.

  Подростковый период это испытание, данное каждому. Поэтому вы можете помочь своим детям пережить его, как можно комфортнее и выйти из него с чувством взрослости. Закончу словами Бенджамина Спока: «Любите вашего ребёнка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет».

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы воспитания подростков

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5517850","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"150","width":"225"}}]]Проблемы воспитания подростков волнуют родителей и преподавател...

Проблемы воспитания подростков в семье.

Как избежать конфликт с собственным ребенком в период переходного возраста....

Проблемы патриотического воспитания подростков на уроке музыки

В данной статье рассматриваются проблему развития музыкального образования....

Презентация для родительского собрания "Проблемы воспитания подростков"

Материал для просветительской беседы с родителями включает информацию об ошибках в воспитании подростков, а также даны рекомендации, как разговаривать с подростком....

Проблемы воспитания подростков

Статья для родителей...

О проблемах трудового воспитания подростков

Трудовое воспитание детей является проблемой современного общества. Приобщение молодежи к основным ценностям и нормам современной жизни не ставит целью ориентацию на трудовую деятельность....