Роль классного руководителя в повышении мотивации учения
статья (10, 11 класс)

В статье содержится материал о работе классного руководителя по повышеню мотивации учения, на примере взаимодействия с работниками образовательной организации показан алгоритм такой работы. Особое внимание уделено ориентации на успех в процессе участия в конкурсе "Лучший ученический класс"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в повышении мотивации учения  

Балдина Марина Ивановна,

классный руководитель 11 класса МБОУ «СОШ №1

имени Героя Советского Союза П.И.Чиркина

г.Калининска Саратовской области»

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения и конкретного классного коллектива, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса.  Решая важные воспитательные задачи, классный руководитель, в том числе, формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов.

В процессе своей деятельности в этом направлении классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения;

 Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации. При поддержке педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.

Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинского  работника образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Экспериментально было показано, что высокая мотивация формирования у детей только в таких семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в общении со своими детьми. И, напротив, в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, либо были безразличны к ним, либо осуществляли очень жесткий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующими становилось стремление избегать неуспеха и, следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом.

И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?

Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста.

Каковы пути появления интереса у ребенка? Это эмоциональное отношение к делу, воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.  

 Вызвать эмоциональное отношение к деятельности можно, если есть

  • совместная деятельность, в результате которой повышается самооценка успешности каждого учащегося, его оценка своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с одноклассниками;
  • положительный результат, успех.

Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность школьника неоспоримо. Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в т.ч. и в умственной, укрепляются у них с каждой новой удачной работой. Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности школьника, активизирует ее и является значительным побудителем познавательных интересов).

Именно эта ориентация на успех в процессе совместной деятельности была заложена в условиях проведения конкурса «Лучший ученический класс», в котором мы участвовали и стали победителями.

 Совместная деятельность, в процессе которой формировалась уверенность в своих собственных силах, развивались способности и выяснялись возможности каждого, осуществлялась в различных сферах деятельности: трудовой, социальной, культурной, учебной.

Результативность участия в конкурсе определялась по различным критериям, в числе которых учитывались успеваемость и качество знаний учащихся. Следует отметить, что успеваемость в классе составила 100%. Качество знаний – > 70%

В развитии познавательного интереса важную роль играет внеурочная деятельность, которая тесно связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Эта особенность также была учтена организаторами конкурса: при подведении итогов учитывалась занятость учащихся в кружках, секциях, объединениях по интересам. Наши учащиеся посещали предметные кружки в школе, занятия по подготовке к олимпиадам и конкурсам, кружки на базе Центра дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» . Это тоже влияет на повышение мотивации учения, т.к. привлекают своей нетрадиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя.   Во Всероссийской олимпиаде школьников, 19 учащихся класса стали победителями и призерами школьного этапа, 11 – муниципального этапа олимпиады по разным предметам За время участия в конкурсе ребята приняли участие в различных конкурсах и олимпиадах, занимая в них призовые места. Вот лишь некоторые из них:  

  • Международные Мартыновские чтения (6 призовых мест);
  • Международный конкурс компьютерного творчества «Цифровой ветер» (1 победитель);
  • Конкурс сочинений в рамках Международной акции «Панфилов с нами» (2 место);
  • Всероссийская олимпиада Учи.ру по математике (12 призовых мест)
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Юные лидеры образования» (4 призовых места);
  • Всероссийский творческий конкурс «Сквозь года…» (2 призера);
  • Межрегиональная социальная акция «ЮНОСТИ - ЧИСТЫЕ ЛЕГКИЕ» (5 призовых мест);
  • Межрегиональный конкурс «Здоровая нация – процветание России» (8 призовых мест);
  • Всероссийский конкурс «Галерея Пушкинских героев» (4 призовых места);
  • Всероссийская олимпиада по психологии (2 место);
  • Всероссийский творческий конкурс «В мире птиц» (3 призовых места);
  • Всероссийский конкурс «Говорим здоровью – Да!» (6 призовых мест);
  • Региональная интеллектуальная викторина, посвященная ВОВ (5 призовых мест);
  • Региональная НПК «Филология для всех» (1 место);
  • Региональный конкурс «Знакомьтесь – Медиация» (1 место);
  • Региональный этап Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» (3 место);
  • Областная конференция «Саратовский край в истории России» (2 место);
  • Региональный конкурс поэзии и песенного творчества Палькина Н.Е. «Мне дорога земля моя, Россия!» (2 призовых места);
  • Региональный конкурс «Нам здесь жить: молодежь и местное самоуправление» (5 призовых мест);
  • Региональная НПК школьников «Эврика» (4 призовых места);
  • Региональные Ломоносовские чтения (2 призовых места);
  • Областной конкурс «Никогда не забудем» (4 призовых места);
  • Региональный интернет-конкурс творческих работ «Моя родина – Россия!» (6 призовых мест);

Учащиеся класса добились успеха в муниципальных конкурсах «Неопалимая купина», «Цифровая палитра», «Я в мире, мир во мне», «Математика для всех», конкурсах проектов «Следствие правовой неграмотности», «Школа метапредметности», «1001 идея в мире литературы и русского языка» и др.

Кроме того, приняли участие в Этнографическом, Космическом, Тотальном диктантах, в викторинах «Символы Саратовского края», «Родной язык – душа народа», «В плену стихов», «Вперед к звездам», «Помни о Сталинграде», «Крым – жемчужина России», во Всероссийских уроках «Цифры», «Столыпин – во имя России»,  "Современная российская наука".

Школьные и районные мероприятия также были направлены на формирование познавательного интереса учащихся к различным сферам учебной деятельности: мероприятие, посвященное Дню Народного Единства, акция «Неделя в защиту животных», региональный социальный проект «В своем единстве мы сильны» к 800-летию А.Невского,  День Дублера, мероприятие ко Дню защитников Отечества,  «Где логика?», День творчества и вдохновения, «Чудеса химии», Всероссийский День эколят, профориентационные встречи, неделя правовых знаний, неделя социально-психологической службы. Все мероприятия способствовали повышению учебной мотивации обучающихся и имели большое воспитательное значение.  

И сам результат участия в конкурсе (победа и поездка в Москву с посещением исторических мест столицы) тоже являлся важным мотивом активной познавательной деятельности на уроках и во внеурочное время.

Таким образом, используя различные формы урочной и внеурочной деятельности, классный руководитель имеет возможность влиять на повышение мотивации учения своих воспитанников.

Использованные источники:

  1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя. 5-8-е классы. Ростов н/Д: Феникс, 2004. (Серия «Сердце отдаю детям»)
  2. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (10-11 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005. – (Педагогика. Психология. Управление).
  3. https://pandia.ru/text/77/165/21435.php 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению

Выступление на педагогическом совете  МБОУ Барвихинской СОШ "Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению"...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения.

Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности. И, как правило, эффективность работы классного руководителя определяется с...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников

Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, ...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения

Сеятели разумного, доброго, вечного – так говорят об учителях. От них   - все лучшее в человеке. Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются по плодам». Среди многообрази...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения.

В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие т...