«Патриотизм! Как много в этом слове!»
классный час (6 класс)

Эльвира Елизарова

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 50

С углубленным изучением отдельных предметов»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию

«Патриотизм! Как много в этом слове!»

Пояснительная записка

        В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определен национальный воспитательный идеал как   высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

        Иными словами важнейшей целью воспитательного процесса в сфере личностного развития, на мой взгляд, должно стать формирование чувства патриотизма, а именно: принятие личностью базовых национальных ценностей, главной из которых является любовь к своему Отечеству. Так как только любящий свою Родину человек может стать созидающим гражданином.

        Анализ состояния развития чувства патриотизма у  современных подростков, диагностика сформированности базовых нравственных ценностей  демонстрирует проблемное поле в развитии важнейших составляющих патриотизма.   Под патриотизмом современные подростки часто понимают лишь готовность проявлять солидарность спортивным сборным страны через шествия, скандирование «кричалок» на трибунах стадионов. Но это только внешнее проявление патриотизма. Да и оно часто не сочетается с внутренним отношением к стране.

        Чтобы будущие граждане нашей страны были действительно готовы любить Родину, вносить вклад в развитие России, заботиться о стране, нужно учить быть патриотами. Этому может способствовать правильно организованный воспитательный процесс в школе, классе, частью которого, безусловно, должны стать мероприятия по патриотическому воспитанию.

        Разработанный для учащихся 7 классов интерактивный классный час на тему «Патриотизм! Как много в этом слове…» показывает, насколько многогранно понятие патриотизма, демонстрирует, какие составляющие есть у понятия, как правильно проявлять патриотизм.  Иными словами, утверждает нравственную ценность патриотизма.

        Во время мероприятия используются активные формы проведения: групповая, коллективная. Применяется метод исследования, дискуссии. Диалогичность в процессе погружения в тему дает возможность услышать мнения всех участников воспитательного события: детей, взрослых.

        До мероприятия и во время его участникам предложена социально-преобразующая деятельность, в ходе которой дети и родители не только знакомятся  с различными сторонами проявления патриотизма, но и   анализируют  степень развития патриотизма у себя.

        Метафорическая игра, которая является традиционным для данного класса окончанием всех воспитательных мероприятий, способна показать через рефлексию отношение к теме, осознание значимости поднятых на мероприятии проблем.

        В процессе подготовки классным руководителем были учтены возрастные особенности обучающихся, произведен отбор необходимого материала для успешной работы.

        Правильное ведение интерактивного классного часа, эмоциональная насыщенность всех этапов, психологическая комфортность – все это способствует формированию и развитию такого важного нравственного качества, как патриотизм.

При успешном проведении мероприятия можно получить колоссальный воспитательный эффект: краткосрочный (здесь и сейчас)  и отсроченный (на перспективу).

        Воспитательная ценность мероприятия заключается также в возможности общения детей с родителями как носителями нравственных ценностей старшего поколения. В процессе работы участники обмениваются мнениями по поводу патриотизма, находят эталоны его проявления.

        В год 78-летия Великой Победы считаю необходимым все мероприятия по патриотическому воспитанию основывать на героических делах наших славных защитниках Отечества. Что может сформировать не только чувство сопричастности к истории страны, но и развить базовые нравственные ценности у детей.

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию «Патриотизм! Как много в этом слове!»

Цель: создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной ценности патриотизма, формирование и развитие патриотических чувств.

Задачи:

  • раскрыть лексическое значение понятия «Патриотизм»;
  • исследовать ценностное проявление патриотических чувств через соприкосновение с исторической темой;
  • способствовать принятию обучающимися базовых нравственных ценностей;
  • развивать творческие, коммуникативные способности обучающихся;
  • нравственно стимулировать развитие патриотических чувств;
  • развивать детско-взрослую созидательную среду в ОУ

Формы работы: групповая, коллективная.

Методы: личностно-ориентированный, исследовательский.

Характеристика участников: обучающиеся 7 класса, педагог-организатор, р

Время проведения: 45 минут.

Место проведения: классная комната 6 класса.

Необходимое оборудование: ноутбуки с выходом в Интернет, демонстрационная система для показа презентаций и видеоматериалов.

Оформление класса: рисунки обучающихся по теме, выставка сочинений (заранее напечатанных и оформленных на листах А3), на доске – «ключи» для погружения в тему.

На память о мероприятии участники получают календари с надписью «Я – гражданин Страны Великой!», сделанные с помощью программы «Фотошоп».

  1. Орг. момент

Добрый день, уважаемые участники сегодняшнего события. Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Мы с вами проделали большую работу, результат которой будет продемонстрирован сегодня.

Вначале я бы хотела еще раз показать отрывок из фильма «Я – русский солдат». (примечание: этим эпизодом закончилось предыдущее мероприятие Эпизод из фильма со словами слова героя Брестской крепости, лейтенанта Николая Плужникова: «Я – русский солдат».  Фильм создан по мотивам романа Бориса Васильева «В списках не значился»)

Педагог-организатор: Какие чувства вызывает у вас этот эпизод?

(чувство гордости за свой народ)

Педагог-организатор: Как вы думаете, почему герой не назвал своего  имени?

(потому что он настоящий солдат, патриот)

Педагог-организатор: Какое ключевое слово присутствует в ваших ответах?

(патриот, патриотизм)

Классный руководитель: Как вы думаете, актуальным ли будет наш сегодняшний разговор о патриотизме?

(ответы участников)

Классный руководитель: Конечно, не только потому, что в этом году мы отмечаем 70-летие Великой Победы данная тема актуальна, но и потому что в нашем обществе не все правильно понимают значение этого важного для каждого гражданина страны слова. А как вы понимаете, что такое патриотизм? Попробуйте дать определение.

(ответы учащихся оформляются  на доске)

Классный руководитель: Патриотизм – ёмкое понятие. Многогранное и жизнеутверждающее. Я предлагаю вам исследовать значение этого слова. Предложите этапы исследования.

(выяснить по словарю значение слова, привести примеры проявления патриотизма)

  1. Работа со значением слова «Патриотизм»

(1 группа находит значение слова по ссылке на образовательный портал в Интернете)

Выступление 1 группы: значение слова Патриотизм по Т.В. Ефремовой:
Патриотизм - 1. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. 

Педагог-организатор:  Определите ключевые составляющие понятия. Они станут нашими путеводными символами в мире патриотизма.

1 ключ – любовь к Отечеству.

Открыть первую дверью, которая ведет в мир патриотизма, поможет это ключевое понятие.

Звучит песня: «С чего начинается Родина»

Педагог-организатор: Какие чувства вызывают у вас строчки из песни?

(ответы учащихся, родителей)

Педагог-организатор: Дома 1 группа учащихся с родителями писали творческие работы о Родине. Перед мероприятием я познакомилась с вашими сочинениями. Кто-то из вас обращался со словами любви к России. Кто-то выбрал малую родину и рассказывал, как прекрасен наш город. Давайте послушаем ваши признания.

(звучат отрывки из сочинений)

Педагог-организатор: Да, конечно, наша Родина прекрасна! Но как вы думаете, как человек может выразить свою любовь к Отечеству?

(поступками, делами)

Педагог-организатор: Какие поступки может совершать человек во имя Родины?

(ответы участников)

Педагог-организатор: А если это ребенок или подросток?

(ответы участников)

Педагог-организатор: 2 группа учащихся дома готовила задание. Они исследовали информацию о пионерах-героях. Как вы думаете, почему именно это задание получила 2 группа?

(Потому что в этом году страна отмечает 70-летие со дня Великой победы. Пионеры-герои своими поступками доказали, что не только взрослые могут защищать Родину, но и дети.)

Давайте послушаем выступления ребят о пионерах-героях, которые смогли своей любовью к Родине внести вклад в дело Победы.

(выступление группы №2 о пионерах-героях)

Педагог-организатор: Какое чувство проявили пионеры-герои помимо любви к родине?

(преданность своему народу)

Педагог-организатор: И мы открываем 2 дверь в мир патриотизма – преданность своему народу.

Педагог-организатор: Пионеры-герои были вашего возраста или чуть помладше. Как вы думаете, вы смогли бы так же отважно и преданно доказывать любовь Родине?

(рефлексивные ответы учащихся)

Педагог-организатор: Если мы обратимся еще раз к лексическому значению слова «Патриотизм», то следующей составляющей является ответственность перед народом. Это наш 3 ключ.  Как вы понимаете, что такое ответственность перед народом?

(ответы участников)

Педагог-организатор: Я предлагаю скорректировать ваши высказывания с помощью ресурсов Интернета. На рабочих столах ваших ноутбуков есть ссылки на образовательные сайты. Найдите определение слова «Ответственность». 

Работа в группах. Учащимся и родителям необходимо дать определение слова и привести примеры проявления ответственности.

(Ответственность – это субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия).

Педагог-организатор: 3 группа дома готовила выступление об ответственности. Давайте посмотрим, какое значение этого слова они нам хотят продемонстрировать.

(выступление 3 группы об ответственности военачальников за судьбы подчиненных в годы Великой Отечественной войны)

Педагог-организатор: Конечно, для патриота важно осознавать свою ответственность перед страной. А вы можете сказать, что достигли такого уровня, когда вашими поступками движет ответственность?

(рефлексивные ответы участников)

Педагог-организатор: 4 ключом является готовность к подвигу во имя Родины. Как вы думаете, что это такое?

(ответы участников)

Педагог-организатор: Можете ли вы привести примеры такой готовности?

(примеры подвига во время Великой Отечественной войны, примеры мужественного поведения людей в современной жизни)

Педагог-организатор: 4 группа дома самостоятельно готовила информацию о подвигах во время Великой Отечественной. Давайте посмотрим, что современные подростки считают подвигом?

(выступление о подвиге А. Матросова)

Педагог-организатор: Во имя чего был совершен подвиг?

(во имя жизни, во имя Победы)

Педагог-организатор: А вы смогли бы пожертвовать своим здоровьем ради Родины?

(рефлексивные ответы)

Педагог-организатор: Это был последний, 4 ключ к нашей двери. Можно ли сказать, что мы с вами, открывшие эту дверь, истинные патриоты?

(рефлексивные ответы участников)

  1. Практическая коллективная работа

Педагог-организатор: Как вы думаете, а как стать настоящим патриотом?

(воспитывать это качество с детства)

Педагог-организатор: А кто должен воспитывать это качество?

(родители, школа)

Педагог-организатор: Предложите свои советы по воспитанию патриотизма в семье, этим будет заниматься группа 1,3; и в школе. Это задание я предлагаю выполнить группам 2,4.

Примерные советы, рекомендации:

Семейное воспитание: если родители проявляют любовь и уважение к своей стране и прививают эти чувства детям, то они  воспитывают детей патриотами. Родители могут прививать любовь к родине через  путешествия по своей стране, т.к. это лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

Школьное воспитание: на уроках необходимо воспитывать интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек может стать патриотом.  Информированность, которая является основным звеном воспитания патриотизма, создает базу для развития и проявления любви к Родине.  Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны.

Педагог-организатор: А какие преимущества у патриотов по сравнению с не патриотами? Обсудите это в группах.

Возможные ответы участников:

  • Патриоты ощущают тесную связь с народом, своей страной,  что создает основу для личностного счастья в том числе. Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
  • Патриотизм даёт радость  от осознания достоинств и успехов своей страны.
  • Патриотизм даёт ответственность  за семью, народ и Родину.
  • Патриотизм даёт уверенность  за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
  • Патриотизм даёт свободу  действовать во благо своей стране.
  • Патриотизм даёт уважение к истории, традициям и культуре страны.

Педагог-организатор: Так важен ли патриотизм в современной жизни?

(конечно, ведь быть патриотом – значит быть человеком!)

Педагог-организатор: Давайте вернемся к нашим записям в начале мероприятия. Вы давали определение патриотизма, основываясь на свеем понимании этого слова. Изменились ли ваши представления о патриотизме?

(рефлексивные ответы)

  1. Метафорическая игра

Педагог-организатор: И в конце нашего интерактивного классного часа хотелось бы вернуться к нашей традиции – метафорической игре. Определите сами, какое произведение вы возьмете для выражения своего отношения к теме патриотизма.

(метафорическая игра, суть которой заключается в рефлексии по теме мероприятия)

Педагог-организатор: Каждый из нас способен любить  и ценить дом, в котором живет, место, в котором учится, город, в котором родился и растет, страну, которой хочется гордиться! А нашей Россией действительно нужно гордиться! Любить ее, быть преданным ее интересам, готовым к подвигам во имя Родины. И очень хочется, чтобы те красивые и правильные слова, которые вы сегодня произносили, не остались только словами! Чтобы и вами могли гордиться ваши родители, учителя, горожане. Чтобы с гордостью  можно было сказать: «Да, это наш патриот!» Как вы думаете, эта тема может вызвать интерес у ваших сверстников? У школьников?

(конечно)

Педагог-организатор: Можете ли вы поделиться сегодняшними открытиями с жителями нашей школьной страны?

(мы можем провести классные часы по темам выступления своих групп)

Педагог-организатор: Я очень рада, что сегодняшнее событие отозвалось в ваших сердцах. Расскажите об этом вашим родным, знакомым. Пусть будет больше патриотов в нашей стране! И в качестве подарка позвольте вручить всем присутствующим вот такие календари. Думаю, что надпись «Я – гражданин Страны Великой!» станет путеводной звездой в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час в 4 - 5 классе, приуроченный к Дню семьи....

классный час "Семья! Как много в этом слове..."

Разработка мероприятия по теме "Семья и семейные ценности" представляет собой конспект, состоящий из стихов, конкурсов, пословиц, различных заданий....

Семья...как много в этом слове

Классный час 1 сентября День семьи...

Классный час "Семья, как много в этом слове..."

Классный час "Семья, как много в этом слове"...

Классный час "Семья, как много в этом слове..."

Классный час "Семья, как много в этом слове"...

«Патриотизм! Как много в этом слове!"

Данный классный час призван воспитывать у учащихся патриотические чувства....