Программа воспитания толерантности
рабочая программа (9 класс)

Пахомова Татьяна Александровна

Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьёй является образование. Именно система образования призвана заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности. Вместе с тем, по ряду причин система образования не всегда обеспечивает комплекс мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у обучающихся основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодёжной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_tolerantnosti.doc323 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитания толерантности

Пояснительная записка.

Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьёй является образование. Именно система образования призвана заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности. Вместе с тем, по ряду причин система образования не всегда обеспечивает комплекс мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у обучающихся основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодёжной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков. Дети мигрантов и представителей этнических меньшинств порой сталкиваются с враждебностью со стороны сверстников, что ведёт к тяжёлым психологическим травмам, социальной и культурной изоляции.

Новая общественно-политическая реальность и усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии, а также позитивного восприятия этих процессов коренным и укоренённым населением разных национальностей. Одновременно должен развиваться и формироваться подлинный российский патриотизм, свободный от национализма и шовинизма.

Данная программа воспитательной работы определяет основные пути процесса формирования толерантного сознания и поведения у подрастающего поколения.

Цель программы: формирование у обучающихся позитивного, толерантного отношения к окружающим.

Задачи программы: 

  • расширить представление обучающихся о мире,
  • развивать умение мыслить гуманно,
  • толерантно подходить к решению вопросов, проблем, конфликтов.

Личность ребёнка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путём приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Содержание программы

Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.

Программа содержит курс занятий, которые включают в себя информационные, практические, мониторинговые и социально-значимые виды деятельности.

Программа включает 4 блока. Все блоки взаимосвязаны, дополняют друг друга. Хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель и специфику.

Формы работы с обучающимися

  • индивидуальная,
  • групповая,
  • фронтальная.

Методы работы

  • поисково-экспериментальный,
  • продуктивный,
  • проблемный,
  • дидактические игры, наблюдения, упражнения, трудовая деятельность, праздники, развлечения, индивидуальные беседы.

I блок.

Образовательно-воспитательный (познавательный)

Цель: создание условий для осознания принадлежности к многонациональной стране.

Задачи:

  • воспитывать чувство коллективизма,
  • формировать понятие о нормах морали,
  • способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.

Тема

Дата

1

Что я знаю о себе? Моё уникальное «Я»

Сентябрь

2

Я глазами других

Октябрь

3

Мои достоинства и недостатки

Ноябрь

4

Мои «плюсы» и «минусы» со стороны

Декабрь

5

Как превратить недостатки в достоинства?

Январь

6

Чувства «полезные» и «вредные»

Февраль

7

Злость и агрессия

Март

8

Культурные нормы

Апрель

9

Мир различий

Май

II блок.

Эмоционально-волевой (тренинговый)

Воспитание толерантности тесно связано с развитием у школьников эмоционального отношения к окружающей действительности. Эти чувства формируем в процессе их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками во время игры, тренировочных упражнений.

Тема

Дата

1

Практическое занятие «Создаём себя»

Сентябрь

2

Игровое занятие «Путешествуем на материк ДРУЖБА»

Октябрь

3

Практическое занятие «Спешите делать добро»

Ноябрь

4

Диспут «От знания к поступку»

Декабрь

5

Диспут «От знания к поступку»

Январь

6

Друг познаётся в беде

Февраль

7

Как стать интересным

Март

8

Я и мир вокруг

Апрель

9

Акция «Твори добро»

Май

III блок

Диагностико-исследовательский (мониторинговый)

Ведение личного «Дневника роста», наблюдение учителя и родителей, анкетирование и диагностирование развития ребёнка в социально-нравственном плане помогают своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения.

Критерии

Бездорнова

Мария

Зайкин Кирилл

Колыванова Лизавета

Таганцев Виктор

Общительный, легко контактирует с детьми

ВУ

ВУ

ВУ

ВУ

Мало инициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

ВУ

СУ

СУ

СУ

Сфера общения ограничена, контактирует только с некоторыми ребятами

НУ

НУ

НУ

НУ

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт

Н/П

Н/П

Н/П

Н/П

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, другие дети равнодушны к нему

Н/П

Н/П

Н/П

Н/П

Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится с ними и обижает их

Н/П

Н/П

Н/П

Н/П

Условные обозначения:

  • высокий уровень (ВУ)
  • средний уровень (СУ)
  • низкий уровень (НУ)
  • не проявляется (Н/П)

IV блок

Социально-значимый (деятельный)

Толерантность важна в индивидуально-личностном развитии, в социализации и обучении.

Принцип толерантности в образовании даёт возможности личностного самообразования, активного усвоения разных способов познавательной деятельности.

Данный блок предполагает включение каждого обучающегося в практическую работу по различным направлениям учебной и внеурочной деятельности, исходя из конкретных целей годового плана воспитательной работы. Осуществляя последовательное введение школьника в социальный мир, программа позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребёнка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия. Совместная деятельность в составе класса, группы обеспечивает создание возможностей воспитания социальных чувств и формирования умения достойно жить, развиваться и чувствовать себя Человеком.

Планируемые результаты реализации программы.

  • Увеличение количества обучающихся с адекватным уровнем самооценки.
  • Увеличение количества обучающихся с высоким уровнем толерантности
  • Улучшение психологического климата в коллективе.
  • Формирование навыков и привычек нравственного поведения путём организации практической деятельности.
  • Формирование ответственности за своё поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям.

Контроль реализации программы

Контроль реализации программы осуществляется с помощью наблюдений педагогов за поведением обучающихся в различных педагогических ситуациях, с помощью анализа проведённых анкет.

Программа изучения личности ученика.

  1. Общие сведения об ученике.
  1. Где он живёт. Кем работают его родители. Состав семьи, её материальное положение
  2. Культурный уровень родителей. Взаимоотношения в семье.
  3. Характер воспитания в семье. Влияние  родителей и старших членов семьи на учебную деятельность учащегося. Применение поощрений и наказаний.
  4. Режим школьника. Использование им свободного времени. Участие его в домашнем труде.
  5. Друзья ученика в школе и вне школы. Их влияние и характер взаимодействия со школьниками.
  6. Состояние здоровья учащегося (по данным врача)
  1. Общий уровень развития учащегося.

2.1. Общее развитие учащегося, его кругозор. Культура речи, начитанность, широта и устойчивость интересов, посещение театров, музеев, просмотр телепередач

2.2 Отношение к учебному труду. Как учащийся относится к учебным занятиям. Внимателен ли на уроке. Как готовит домашнее задание. Умеет ли организовать учебный труд. Как он относится к успехам и неудачам в учебном труде (своим и других учащихся).

2.3 Отношение к физическому труду. Как относится к самообслуживанию. Как выполняет общественные поручения трудового характера. Участвует ли в труде за пределами школы.

2.4 Уровень дисциплинированности учащегося. Знает ли правила для учащихся и как их выполняет. Имеет ли навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в общении со взрослыми, товарищами. Опрятность и аккуратность в повседневной жизни

2.5  Интересы и склонности учащегося. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, техники, спорта. В каких кружках занимается и какие внешкольные учреждения посещает. Какой профессией интересуется.

3. Общественное лицо и общественная работа учащегося.

3.1 Участие в общественной жизни класса. Интерес к жизни класса и активность в                                     общественной работе.

3.2 Выполнение общественной работы. Добросовестность. Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Умение руководить и подчиняться товарищам.

3.3 Место учащегося в школьном коллективе. Связан ли он с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.

4. Основные черты личности учащегося.

4.1. Общественное сознание. Мотивы его общественной и учебной работы.

  1. Моральные качества учащегося. Интерес к текущим событиям. Готовность  оказать помощь школе. Правдивость и честность. Принципиальность и скромность.  Проявляет ли чуткость и внимание к товарищам, оказывает ли им помощь.
  2. Волевые черты характера. Целеустремлённость и активность, самостоятельность и инициативность. Организованность, выдержка, уверенность в себе. Настойчивость, решительность, упорство, самокритичность. Недостаток воли.
  3. Особенности темперамента учащегося и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Преобладают процессы возбуждения или торможения. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Особенности интеллектуальных  и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти.

Программа изучения ученического коллектива

  1. Состав класса
  • Возрастной состав
  • Познавательный уровень развития учащегося
  • Работоспособность и успеваемость
  • Общественное лицо класса, интерес к общественным делам, выполнение общественных поручений.
  1. Сплочённость класса
  • Есть ли группы по деловым интересам или отрицательного характера, как учащиеся относятся друг к другу, как они относятся к делам класса
  • Любят ли вместе проводить время в школе и вне её, вместе развлекаться или совместно учиться
  • Дружат ли мальчики и девочки
  • Нет ли в классе круговой поруки
  • Переживают ли учащиеся удачи и неудачи своего класса, болеют ли за свой коллектив
  1. Организованность класса
  • Умеют ли учащиеся сами организоваться для выполнения коллективных дел, умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять
  • Умеют ли терпеливо и внимательно выслушивать друг друга
  • Подчиняются ли распоряжениям уполномоченных лиц
  1. Общественное мнение в классе
  • Какие поступки своих одноклассников учащиеся одобряют, какие – осуждают
  • Как и в какой форме они выражают своё одобрение и неодобрение
  • Есть ли расхождения между тем, что говорят учащиеся, и тем, что они делают
  1. Характер связей в коллективе
  • Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы и др.
  • Где дружат учащиеся (только в школе или и вне её)
  • Внимательны ли они друг к другу, стараются ли помочь, в чём выражается эта помощь
  • Предъявляют ли требования к своим друзьям, умеют ли видеть у них недостатки
  • Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим
  1. Актив класса
  • Состав  актива
  • Имеет ли актив авторитет
  • Выполняют ли его распоряжения
  • Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе
  1. Связь классного коллектива с общешкольным коллективом
  • Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах
  • Выполняются ли общественные поручения
  • Как участвует класс в общешкольных мероприятиях
  1. Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива
  • Какие педагогические мероприятия следует провести в классе в целях сплочения и организации классного коллектива
  • Как использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдельных учащихся

Анализ работы класса в течение 2018-2019 учебного года

Да

Иногда

Нет

1.Класс объединила одна общая цель деятельности

В классе есть только отдельные личности, которые стремятся выполнить цель, поставленную перед коллективом

2.Класс представляет единое целое

Класс не представляет единого целого, имеет ряд отдельных группировок, которые не дружат друг с другом

3.Достижение положительных результатов в работе увлекательно для всех или для большинства членов класса

Каждый увлекается лишь тем, что представляет интерес для него, не считаясь с интересами всего коллектива

4.Класс активен, полон творческой энергии

Класс инертен, пассивен

5.Каждый член коллектива стремится сплотить класс

В классе царит недоброжелательное отношение друг к другу

6.Ребята стремятся постоянно общаться друг с другом

У ребят нет стремления постоянно общаться друг с другом

7.Доброжелательность во взаимоотношениях

Конфликтность во взаимоотношениях, отталкивание, антипатия

8.В классе существует справедливое отношение ко всем членам класса, стремление поддержать слабых в общественной деятельности

Класс заметно разделяется на «привилегированных2 и «пренебрегаемых2, пренебрежительно относится к слабым

9.При анализе дел критические замечания принимаются доброжелательно, самокритично, вызывают стремление к осмыслению и исправлению недостатков

Критические замечания принимаются недружелюбно, создают нервозную атмосферу в классе

10.Во время внеклассной работы ребята трудятся коллективно

Отсутствует стремление к коллективному труду (каждый выполняет только задание, не изъявляет желания оказать помощь другим0

11.В ходе самообслуживающего труда ребята проявляют активность, инициативность, смекалку

В трудовой деятельности проявляется только прилежание и исполнительность

12.Класс имеет способных организаторов

Класс не имеет организаторов

13.Самоуправление выполняет ведущую роль в работе класса

Самоуправление безынициативное, играет пассивную роль в классе

14.Самоуправление играет не только руководящую роль, но и сами ребята принимают активное участие в подготовке и проведении дел

Органы самоуправления занимают позицию контролёра-наблюдателя

15.Преобладание мажорного, приподнятого, бодрого общего тона в классе

Преобладание подавляющего настроения, пессимистического настроя в классе

16.Класс имеет выход на школу (радиопередача, стенгазета, вечера и т.д.)

Класс не имеет выхода на другие классы

Программа анализа воспитанности детей в семье

  1. Исполнителен и послушен ли ребёнок в семье? Охотно ли выполняет поручения родителей?
  • Всегда исполнителен и послушен
  • Не всегда исполнителен и послушен
  • Часто непослушен и не исполнителен
  • Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание
  1. Насколько ребёнок бережлив дома? Как относится к своим личным вещам, книгам?
  • Всегда бережлив. Сам чинит свои вещи, приводит в порядок книги, личное имущество
  • Не всегда бережлив
  • Часто проявляет расточительность и небережливость
  • Всегда не бережлив
  1. Аккуратен ли дома?
  • Аккуратен всегда и во всём
  • Аккуратен, но не всегда и не во всём
  • Часто бывает неряшлив
  • Постоянно неряшлив
  1. Каково поведение ребёнка дома?
  • Всегда хорошее
  • Не всегда хорошее. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно
  • Часто ведёт себя плохо и на замечания не реагирует
  • Постоянно ведёт себя плохо, дерзит, пререкается и т.д.
  1. Насколько чутко и отзывчиво относится ребёнок к родителям и близким?
  • Отзывчивый, заботливый, добрый
  • Не всегда заботливый и отзывчивый
  • Часто проявляет грубость, чёрствость, эгоизм
  • Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечания
  1. Насколько ребёнок трудолюбив?
  • Любит труд, постоянно сам помогает старшим
  • Не всегда помогает, делает то, что поручают
  • Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем
  • Постоянно уклоняется от труда, очень ленивый
  1. Насколько воспитаны простота и скромность в отношении к родным и близким
  • Всегда прост и скромен
  • Не всегда прост и скромен, иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство
  • Часто проявляет высокомерие, зазнайство
  • Очень заносчив, хвастлив, высокомерен
  1. Проявляется ли критичность ребёнка в семье?
  • Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично
  • Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично
  • Очень резко высказывает своё мнение и критические суждения
  • Не критичен, подстраивается к мнению других членов семьи или товарищей
  1. Проявляет ли при этом самокритичность?
  • Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания
  • Не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний
  • Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи
  • Озлобленно воспринимает критику членов семьи, на замечания грубит
  1. Как относится к учению дома?
  • Ответственно и добросовестно готовит домашние задания
  • Не всегда добросовестно готовит домашние задания
  • Проявляет безответственное отношение к домашним заданиям, требует постоянного контроля
  • Проявляет безответственность в учении, уроки дома не учит, школу посещать не хочет.
  1. Как относится к поручениям?
  • Охотно выполняет поручения, рассказывает об их выполнении дома
  • Не всегда проявляет ответственность и желание выполнить поручение
  • Чаще всего безответственно относится к поручениям, требует постоянного контроля родителей
  1. Каково отношение ребёнка к своему классу, лицею?
  • Любит свой класс, защищает его честь делами, рассказывает об этом дома
  • Любит класс, но не всегда подкрепляет это хорошими делами
  • Равнодушен к делам класса
  • Не любит свой класс, открыто выражает отрицательное отношение к ним

Общее по классу

Ожидаемая проблема

Предполагаемое решение

Неудовлетворительная успеваемость отдельных учеников

Дополнительные занятия с учителями-предметниками во внеурочное время; закрепить за каждым отстающим ученика-помощника

Плохое поведение на уроках

Следить за тем, чтобы ученик был занят всё время на уроке делом; заинтересовать учебным предметом

Пропуски по неуважительным причинам

Выяснять причины пропусков по неуважительным причинам; беседовать индивидуально с родителями

Отсутствие контроля со стороны родителей

Посещение учеников на дому; работа совместно с центром «Семья» и поселковой администрацией по выявлению неблагополучных семей

Категория детей

Фамилии, имена

Бесплатное питание необходимо

Малообеспеченные семьи

Пьющие родители

Родители состоят на учёте в милиции

Нет одного родителя в семье (кто есть)

Дети-сироты

Группа риска

Дети-инвалиды с физическими недостатками

Дети из семей родителей-инвалидов

Дети из семей военнослужащих, служивших в «горячих точках»

Дети из семей беженцев

Потенциал класса (кто из учащихся мог бы учиться лучше):

Поставить на особый контроль по медицинским показаниям для себя в этом году учащихся:

Список учителей – предметников, работающих в 9 классе.

Предмет

ФИО учителя

Телефон

Расписание занятий в I полугодии

в 9 классе на …….уч. г.

№ урока

Понедельн.

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сводный лист уровня воспитанности учащихся в начале года

п/п

ФИ ученика

Отнош. к учёбе

Отнош. к труду

Отнош. к общест. деят.

Отнош. к искусству

Отнош. к товари-щам

Отнош. к физ-ре

Уровень воспит.

1

2

3

4

Сводный лист уровня воспитанности учащихся в конце года

 п/п

ФИ ученика

Отнош. к учёбе

Отнош. к труду

Отнош. к общест. деят.

Отнош. к искусству

Отнош. к товари-щам

Отнош. к физ-ре

Уровень воспит.

1

2

3

4

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся 9 класса

Бездорнова М.

Зайкин К.

Колыванова Л.

Таганцев В.

Долг и ответствен-

ность

Бережливость

Дисциплини-

рованность

Ответствен-

ное отноше-

ние к учению

Отношение к труду

Коллективизм и товарищес-

тво

Доброта и отзывчивость

Честность и правдивость

Простота и скромность

Культурный уровень

Уровень воспитаннос-

ти

ЯП – ярко проявляется (5 баллов)                5 – 4,5 балла – высокий уровень

СП – слабо проявляется (3 балла)              4,5 – 3,9 балла – хороший уровень

П – проявляется (4 балла)                          3,8 – 2,9 балла – средний уровень

НП – не проявляется (2 балла)                  2,8 – 2 балла – низкий уровень

Листок здоровья

Список обучающихся

Год рождения

Группа здоровья

Физкультур-

ная группа

№ парты

Рекоменда-

ции врача для учителя

Циклограмма для классного руководителя

Ежедневно:

  1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся
  2. Организация дежурства в классном кабинете
  3. Индивидуальная работа с учащимися
  4. Заполнение электронного журнала в АСУ РСО.

Еженедельно:

  1. Проверка дневников учащихся
  2. Проведение мероприятий в классе (по плану)
  3. Работа с родителями (по ситуации)
  4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации)
  5. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся

Каждый месяц:

  1. Встреча с родительским коллективом
  2. Совещание по планированию работы (по графику)

Один раз в четверть:

  1. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть
  2. Проведение родительского собрания

Один раз в год:

  1. Проведение открытого мероприятия
  2. Оформление личных дел учащихся
  3. Анализ и составление плана работы класса

Документация и отчётность

Классный руководитель ведёт следующую документацию:

  1. Сведения об учащихся и их родителях в АСУ РСО
  2. План воспитательной работы с классным коллективом
  3. Журнал  классного руководителя в любой форме
  4. Дневники учащихся
  5. Личные дела учащихся
  6. Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости)
  7. Папки с разработками воспитательных мероприятий (по желанию)

Родительское собрание № 1 в 9 классе.

Жизненные цели подростков.

  Если я знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если

не знаю, что я ищу, то зачем я ищу, а если я не

знаю, что я ищу, то как же я могу искать.

Парадокс древнегреческих учёных.

Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих изменению жизненной и гражданской позиции подростка.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения: жизненные предпочтения подростков: кто их формирует; что может стать мерилом жизненных приоритетов подростков; как помочь преодолеть неудачи и разочарования подростка.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся и их родителей; статистика темы собрания; проективная методика «Мой жизненный выбор»; памятка для родителей.

Х о д    с о б р а н и я.

I.Вступительное слово.

    Уважаемые папы и мамы!

    Растут дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.

    Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей.

    В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребёнке, перестают понимать, срываться на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.

    Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены на удовлетворение материальных потребностей ребёнка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для неё несущественны.

    В связи с этим хочется привести небольшую притчу.

    Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»

    Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.

II.Тест «Вверх по лестнице жизни».

    Учащиеся получают лист, на котором обозначены слева годы их жизни с момента рождения. Рядом с каждым годом своей жизни учащиеся должны поместить наиболее значимые события. Например:

    1989 – я появился на свет;

    1990 – я начал ходить и т.д.

   Последним годом в лестнице является тот год, в который они выполняют тест. На доске плакат «Цели жизни человека»:

Первая жизненная цель – создание своей личности.

Вторая жизненная цель – создание отношений с другими людьми.

Третья жизненная цель – создание отношений с окружающей средой.

III.Сочинение-размышление «Письмо самому себе»

   Учащимся предлагается представить такую ситуацию: им не 14,5 – 15 лет, а 24 – 25 лет. Они пишут себе письмо в своё прошлое.

    Учащиеся пишут о реализации своих жизненных целей, о тех людях, которые помогли им в этом, о том, что не удалось и не получилось.

IV.Анализ анкет учащихся.

V.Дискуссия по вопросам собрания.

VII.Обсуждение памятки для родителей.

VIII.Комментарии по проведению классного часа.

    В ходе классного часа ребята обсуждают свои жизненные цели и определяют, какую помощь и поддержку должны и могут оказать взрослые, чтобы цели, поставленные учащимися, были реализованы.

    В ходе классного часа, после обсуждения многие цели учащихся могут стать более определёнными и чёткими, ученики смогут убедиться в оправданности поставленных целей, их целесообразности. В ходе классного часа ребята должны учиться полемизировать, доказывать свою правоту, отстаивать свои убеждения и поставленные цели.

Анкетирование родителей (1)

  • Кем вы видите своего ребёнка в будущем?
  • Каким вы видите своего ребёнка в будущем?
  • Знакомы ли вы с его жизненными целями?
  • Одобряете ли вы их?
  • Как вы помогаете ему достигать жизненные цели?
  • Что вам не нравится в его жизненных целях?
  • Какие качества ему необходимы, чтобы их реализовать?
  • Кто, кроме вас, может повлиять на формирование жизненных целей вашего подростка?
  • Чем может помочь школа в формировании жизненных целей подростка?
  • Что делать, если ребёнок разочаровался в своей цели?

Анкетирование родителей (2)

  • Смогли ли вы реализовать свои жизненные цели?
  • Какие жизненные цели вы ставили перед собой, будучи в возрасте своего ребёнка?
  • В чём разница между вашими целями и целями вашего ребёнка?

Проективная методика «Мой жизненный выбор»

Цель моей жизни – это______________________________________________

Мои родители знают, что моя цель жизни – это________________________________

Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно______________________

Для реализации моих целей сегодня у меня получается__________________________

Сегодня у меня пока не получается_________________________________________

Поддержка в достижении моих жизненных целей - _____________________________

Препятствие в достижении моих жизненных целей - _____________________________

Для того, чтобы достичь цели, я должен____________________________________

Для того, чтобы достичь цели , я не должен__________________________________

Памятка для родителей.

   Ваш ребёнок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления

     Беседуйте со своим сыном и дочерью, говорите с ними о ближайших, жизненных планах, сегодняшних и будущих целях жизни.

     Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации.

     Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.

     Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нём желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели.

     Формируйте нравственно здоровую личность, не способную на подлость ради реализации жизненных планов.

      Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех.

      Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели.

     Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток разочаруется в ваших жизненных силах.

Родительское собрание № 2 в 9 классе.

О трудностях учения.

  Гений – это один процент таланта и

 девяносто девять процентов труда.

Томас Эдисон.

Задачи: ознакомить родителей учащихся с результатами учебной четверти; показать родителям достижения и неудачи в учебном труде подростков; проанализировать причины учебных неудач школьников.

Форма проведения: семинар-практикум.

Вопросы для обсуждения: анализ учебных результатов школьников; зависимость учебных результатов от внешних и внутренних факторов; возможные пути улучшения учебных результатов школьников.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; полезная информация; подготовка списка литературы для родителей; посещение уроков по различным предметам родительским комитетом класса.

Х о д    с о б р а н и я.

I.Вступительное слово.

    Уважаемые папы и мамы!

    Сегодняшняя встреча посвящена результатам учебной деятельности нашего класса, сегодня мы с вами проанализируем учебные результаты, подумаем над тем, что можно изменить в тех листочках, которые лежат у вас на парте.

     А теперь ещё раз внимательно посмотрите на результаты ваших детей и ответьте на вопрос: что вас в этих результатах радует и что огорчает? (родители работают и отвечают на вопрос классного руководителя. Затем классный руководитель адресует родителей к сводной таблице по классу и обращает их внимание на те предметы, которые вызывают наибольшую тревогу из-за низкой по ним успеваемости. О чём говорит таблица?)

      Усвоение знаний по предмету зависит от многих факторов. Главным из них являются не только  способности учащихся, но и отношение ребят к достижению учебных успехов, которое зависит:

  • От усидчивости;
  • Развития у школьника собственно интеллектуальных умений (наблюдательности, умения сравнивать, обобщать, делать самостоятельный вывод и т.д.)
  • Контроля со стороны взрослых на уроке и дома.

II.Выступление психолога.

   Сравнительный анализ развития уровня интеллектуальных умений учащихся. Обсуждение проблемных вопросов с родителями.

    В своём выступлении психолог должен обратить внимание на характеристику тестов по изучению интеллекта, на широкое использование тестирования в реальной жизни: поступление в техникум и вуз, профессиональная деятельность.

    В его задачу входит также знакомство родителей с возможными путями тренировки интеллектуальных умений учащихся:

  • Индивидуальные консультации психологов, индивидуальная коррекционная программа (по желанию ученика и его родителей);
  • Тренинги по развитию интеллекта и подготовки к будущим различным вариантам учебного тестирования (по предметам школьного курса);
  • Компьютерная тренажёрная программа по подготовке к будущим экзаменам.

   В ходе своего выступления психолог или классный руководитель сопровождает рассказ демонстрацией примеров занятий (видеозапись).

   Обмен мнениями родителей по выступлению психолога.

III.Общий и индивидуальный анализ учебных результатов учащихся за учебную четверть.

     Классный руководитель должен ознакомить родителей с учебными достижениями всего класса.

    Для этого он составляет сводную таблицу по всем предметам и указывает результаты учащихся класса. Для того чтобы соблюсти этические нормы, он может зашифровать фамилии учащихся, тем более, что перед каждым родителем на парте должен лежать листок с результатами учебной деятельности его ребёнка.

    В общей сводной таблице классного руководителя должно лишь интересовать количество низких и средних результатов по предметам. Такая сводная таблица результатов позволяет увидеть проблемные предметы, по которым у ребят большинство низких отметок. Когда учитель определит для себя такие предметы, он должен провести опрос среди педагогов, преподающих данные предметы, и подготовить информацию для родителей.

      Индивидуальный анализ учебной работы по каждому ученику может быть составлен по следующему плану:

  1. Сводная ведомость учебных результатов четверти.
  2. Мнение учителей-предметников о результативности учебного труда школьника по предметам с низкими учебными результатами.

   Учителям предлагается следующий план анализа:

  1. Отношение ученика к учебной деятельности на уроке.
  2. Отношение ученика к выполнению домашней работы.
  3. Личный вклад ученика в процесс учебной деятельности по предмету:
  • Инициатива
  • Добросовестность
  • Ответственность
  • Работоспособность
  • Желание поработать дополнительно и т.д.
  1. Возможные пути учебной коррекции.

   Классный руководитель высказывает мнение об отношении ученика к результатам собственной учебной деятельности.

   Учителя-предметники дают рекомендации родителям ученика.

IV.Сравнительный анализ интеллектуального развития  учащихся.

   Психологическая служба школы готовит сравнительный анализ развития интеллектуальных умений учащихся.

    Для сравнения психологи берут результаты уровня интеллектуального развития при поступлении в среднюю школу и спустя 4 года. Родители могут увидеть прогресс в развитии интеллектуальных умений школьника или, наоборот, проблему, которая требует немедленного решения. Психологи не только констатируют результаты учебных достижений учащихся, но и предлагают родителям различные виды помощи их детям:

  • Занятия в школе интеллектуального развития (по желанию родителей и учащихся);
  • Консультации для родителей и учащихся по проблеме (индивидуальные и групповые);
  • Рекомендации по развитию интеллектуальных умений дома с помощью специальной литературы.

V.Посещение уроков по различным предметам родительским комитетом класса.

    Родительский комитет до родительского собрания посещает уроки по различным предметам.

     Цели посещения:

  1. Изучение вопроса участия всех ребят в урочной деятельности.
  2. Интерес ребят к участию в уроке, активность и пассивность, методы их поощрения учителем.

VII.Анализ анкет учащихся, родителей, учителей.

VIII.Выступление родительского комитета.

    Просмотр сюжетов посещённых уроков. Обмен мнениями родителей по увиденным сюжетам.

Анкетирование учащихся.

  1. По каким учебным предметам в текущей учебной четверти у тебя возникли трудности?
  2. С чем связаны причины твоих трудностей:

А.Твоё отношение к изучению предмета.

Б.Трудности в понимании содержания тем и параграфов.

В.Взаимоотношения с учителем.

Г.Другие причины.

     3. Какая помощь тебе нужна?

            А.От  учителя-предметника.

            Б.От классного руководителя.

            В.От родителей или других людей.

Анкетирование родителей.

  1. Изучение какого предмета является для ребёнка самым трудным?
  2. С чем связаны учебные трудности ребёнка по данному предмету?
  3. Какие виды домашних заданий наиболее трудны для выполнения?
  4. Обращался ли ваш ребёнок за помощью к учителю?
  5. Насколько эффективной была помощь учителя?
  6. Контролируете ли вы учебную деятельность своего ребёнка?
  7. Как осуществляете контроль его учебной деятельности?

      Анкетирование родителей необходимо для того, чтобы видеть, как глубоко семья вникает в учебную деятельность своего ребёнка. Классному руководителю очень важно знать, что понимают родители под контролем учебной деятельности ученика.

     Проверка домашних заданий, последующее порицание или наказание или поиск выхода из трудной ситуации, помощь ребёнку, принятие компромиссного решения.

Анкетирование учителей.

  1. Назовите учеников, имеющих высокий балл по вашему предмету и высокий уровень мотивации изучения вашего предмета.
  2. Назовите учеников, имеющих средний балл и высокий уровень мотивации изучения вашего предмета.
  3. Назовите учеников, имеющих низкий балл и высокий уровень мотивации изучения вашего предмета.
  4. Назовите учащихся, имеющих низкий балл и низкий уровень мотивации изучения вашего предмета.
  5. Предложите пути решения данной проблемы для учащихся с низким уровнем обучаемости по предмету и высокой мотивацией и для учащихся с низким уровнем обучаемости и низкой учебной мотивацией.

Такая диагностика позволяет учителям задуматься и увидеть учащихся, у которых учебные трудности не всегда связаны с отсутствием стойкой учебной мотивации. В большей степени они связаны с неумением организовать свой учебный труд и наслоением учебных предметных трудностей, с которыми школьник не в состоянии разобраться сам.

 Как сохранить работоспособность школьника?

  1. Ребёнок, вернувшись из школы, должен немного полежать и отдохнуть.
  2. Выполняя домашнее задание, необходимо через каждые 35-40 минут делать 15-минутные перерывы.
  3. Сон – самое лучшее средство для восстановления энергии. Дети 12-15 лет должны спать 8-9 часов в день.

Тренировка и развитие памяти.

      На память ребёнка непосредственно влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за здоровьем сына или дочери. Безусловно, огромный вред наносят памяти дурные привычки – курение, употребление алкоголя, наркотиков.

      Рабочее место ребёнка должно хорошо освещаться, быть удобным. Необходимо, чтобы домашнее задание выполнялось в тишине. Если правильно организован умственный труд, всё внимание школьника сосредоточивается на учёбе и лучше запоминается изучаемый материал.

      При малейших признаках усталости рекомендуется прекращать занятия и отдыхать.

     Чтобы лучше запомнить большой объём материала, рекомендуется распределить работу на несколько дней, чтобы не слишком перегружать память.

      Нужно выяснить, какой вид памяти является основным у вашего ребёнка – зрительная память, слуховая или двигательная. Опираясь на эти данные, можно легче запомнить изучаемый материал.

      Если у ребёнка сильнее развита зрительная память, ему будет проще запомнить текст визуально; если слуховая – нужно читать текст вслух или слушать, как его читает кто-то другой; если ребёнок лучше запоминает, выполняя определённые действия, - пусть конспектирует заданный текст.

Родительское собрание № 3 в 9 классе.

Нравственные проблемы семьи.

  Нищете материальной нетрудно помочь,

нищете души – невозможно.

Монтень.

Задачи: обратить внимание  родителей учащихся-подростков на значимость проблемы нравственного воспитания детей в семье; формировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств подростка, их приоритетности в жизни каждого человека.

Форма проведения: разговор по душам детей и взрослых

Вопросы для обсуждения: значимость нравственного воспитания детей, нравственные традиции и обычаи.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей;  полезная информация; сочинение-размышление учащихся  «Чёрно-белый мир. Как я это понимаю»; классный час «Примеры нравственности в истории цивилизации»; подготовка альбома пословиц и поговорок о нравственности; выставка сочинений учащихся «Нравственные заповеди моей семьи»; разработка сценария родительского собрания; подготовка приглашений для родителей.

Х о д    с о б р а н и я.

I.Вступительное слово.

    Уважаемые папы и мамы, мальчики и девочки!

    Снова мы собрались все вместе, нас собрала актуальная и значительная тема разговора, разговора о нравственности. Что означает это магическое слово – нравственность?

     Нравственность – это правила поведения человека, которыми он руководствуется в своей жизни. Правила эти во многом зависят от того, как человек живёт, как формируется образ его мыслей, какая среда влияет на его привычки, поступки, поведение.

      Один человек живёт так, что и через века его вспоминают с уважением и гордостью…

      Этот человек жил на земле, он делал её чище, добрее, рядом с ним было тепло людям, нуждающимся в тепле, было радостно нуждающимся в радости.

      Люди эти – пример нравственности, пример человеколюбия и человечности. Как хочется всем нам, чтобы наши дети стали такими, чтобы мир, такой хрупкий и бесценный, они сумели сохранить и приумножить.

      В честь и в память о близких и далёких людях, нёсших в этот мир добро и свет, мы зажигаем свечу. Пусть она горит и напоминает нам о тех, чей нравственный подвиг не имеет цены.

II.Учащиеся читают стихи.

И. Анненский «Завещание»

Где б ты ни стал на корабле,               Но не кичись над слабым,

У мачты иль кормила,                          Быть добрым не забудь.

Всегда служи своей земле:                  Не отступай, коль принял бой -

Она тебя вскормила.                            Платиться – так за дело,

В волнах иль по ухабам,                     А если спеть – так птицей пой -

-будь вынослив, отважен будь,          Свободно, звонко, смело.

В. Высоцкий «Песня о Земле»

Кто сказал: «Всё сгорело дотла,                Не отнять, как не вычерпать моря,

Больше в Землю не бросите семя!»?         Кто поверил, что Землю сожгли?

Кто сказал, что Земля умерла?                   Нет, она почернела от горя.

Нет, она затаилась на время!                      Как разрезы, траншеи легли,

Материнства не взять у Земли,                  И воронки - как раны зияют,

Обнажённые нервы Земли                   Что она замолчала навеки?!

Неземное страдание знают.                  Нет! Звенит она, стоны глуша,

Она вынесет всё, переждёт, -               Изо всех своих ран, из отдушин,

Не записывай Землю в калеки!            Ведь Земля – это наша душа, -

Кто сказал, что Земля не поёт,            Сапогами не вытравить душу!

III.Анализ сочинений учащихся

Учащиеся читают свои сочинения.

IV.Выступления родителей на тему «Нравственные обычаи и традиции нашего дома»

V.Продолжение выступления классного руководителя

     Старый доктор зябко повёл плечами, отодвинул дневник, снял очки и растёр пальцем переносицу. Закончился трудный день. Сегодня ему удалось раздобыть подгнившей картошки и накормить детей перед сном. В зимней оккупированной Варшаве 1942 года это было непросто, особенно, если голодных ртов у тебя не один, не два, а двести…

    В 1907 году доктор Януш Корчак организовал в Варшаве дом сирот, содержавшийся на пожертвования купцов и интеллигенции. Обездоленные  дети  обретали стараниями старого доктора нормальную жизнь и будущее. Он создал настоящую детскую республику, основой которой были любовь и уважение к воспитанникам. Кто-то из мальчиков, покидая Дом сирот, сказал: «Если бы не этот дом, я бы не знал, что на свете есть честные люди, что можно говорить правду, что на свете есть правда».

     Старый доктор долго не мог понять, что есть Бог, пока не решил, что его Бог – это глубочайшее уважение и любовь к детям. Старый доктор так и не завёл семьи. Незадолго до смерти он скажет: «Сыном своим я выбрал служение детям».

                   Всё я, Боже, получил сполна,

                   Где, в какой мне расписаться ведомости?

                   Об одном прошу – спаси от ненависти,

                   Мне не причитается она.

   Наступило завтра – 5 августа 1942 года. Двести детей Дома сирот и четыре воспитателя построились в колонну по четверо. Они не плакали и не пытались бежать, они, как птенцы, жались к старому доктору. Он шёл впереди, держа на руках маленькую девочку, ослабевшую после тяжёлой болезни. Старый доктор давал детям последний урок – он учил их достойно умирать.

     У вагона, отправлявшегося в Треблинку, эсэсовец спросил: «Кто этот человек?». Ему ответили, что это – господин Януш Корчак, автор книги «Как любить детей», старый доктор, возглавивший Дом сирот в Варшаве.

      Эсэсовец вспомнил, что в детстве он читал знаменитую книгу Корчака «Банкротство маленького Джека» и предложил доктору остаться. Но Корчак ответил: «Дети – это главное», вошёл в вагон и захлопнул дверь в газовую камеру, уйдя вместе со своими чужими детьми в бессмертие…

       

VI.Мысли вслух о воспитании нравственности.

VII. Просмотр видеозаписи классного часа «Примеры нравственности в истории цивилизации» и чтение сочинений «Нравственные заповеди моей семьи»

VIII.Анализ анкетирования.

IX.Рекомендации родителям по теме родительского собрания.

X.Подведение итогов.

Анкета родителей (1)

  1. Считаете ли вы необходимостью проведение в классе родительского собрания, посвящённого нравственной тематике?
  2. Какие нравственные проблемы, на ваш взгляд, необходимо поднимать в классе?
  3. Уделяете ли вы внимание нравственному воспитанию своих детей?
  4. Какие нравственные заповеди существуют в вашей семье?
  5. Как вы наказываете своего ребёнка, если он нарушил нравственные запреты семьи?
  6. Позволяете ли вы себе поступать безнравственно?
  7. Что вы можете простить в своей семье, что вы простить никогда не сможете?
  8. Можете ли вы поделиться опытом нравственного воспитания детей в семье?

Анкета родителей (2)

  • Любимый кинофильм детей и родителей.
  • Любимая телепередача детей и родителей.
  • Почитаемый в семье исторический персонаж.
  • Исторический персонаж, к которому в семье относятся плохо.
  • Идеал героизма в семье.
  • Антиидеал героизма в семье.
  • Любимая книга семьи.
  • Любимое время провождение в семье.
  • Самый почитаемый праздник в семье.
  • Люди рода, которых чтит семья.
  • Люди, которые не вызывают уважения в семье.
  • Нравственные качества, почитаемые в семье.
  • Качества, которые семья называет безнравственными
  • Главный нравственный закон семьи
  • Какие поступки детей в семье подлежат порицанию
  • Какие поступки детей в семье приветствуются и поддерживаются
  • Какие нравственные качества родители считают программой воспитания детей в семье

Анкета учащихся (1)

Методика неоконченных предложений:

  • Добро – это__________________________
  • Человечность – это___________________________
  • Воспитанность – это____________________________
  • Доброжелательность – это______________________
  • Порядочность – это____________________________
  • Зло – это________________________
  • Грубость – это_____________________________
  • Хамство – это____________________________
  • Ложь – это________________________________

Учащиеся высказывают своё суждение по различным, нравственным категориям и определяют своё отношение к ним.

Анкета учащихся (2)

  • Я злюсь, когда_____________________________
  • Я вру, когда__________________________________
  • Я грублю, когда______________________________
  • Я радуюсь, когда______________________________
  • Мне нравится, когда_____________________________
  • Я не люблю, когда взрослые________________________________
  • Я люблю, когда взрослые____________________________________
  • Дома я стараюсь____________________________________________
  • В школе я стараюсь__________________________________________
  • Мне плохо, когда меня________________________________________

Приглашение для родителей.

   Уважаемые родители!

    «Самое простое правило нравственности состоит в том, чтобы заставлять служить себе как можно меньше и  служить другим как можно лучше» (Л.Н. Толстой)

    Родительский комитет и классный руководитель приглашают вас принять участие в разговоре о нравственности. Мы надеемся, что ваше участие поможет сделать обсуждение проблемы интересным и полезным для детей и взрослых.

                                                            Родительский комитет.

Воспитание нравственности

  • Дети отличаются от взрослых тем, что ещё не умеют скрывать безграничную потребность быть любимыми.
  • Ребёнок – тот же человек, что и взрослый, только маленький.
  • Маленький – значит, ещё слабый, нуждающийся в нашей помощи, заботе и примере…
  • Маленький – не низкорослый, к которому надо нагибаться, чтобы снисходительно выслушать, о чём он там плачет…
  • Чтобы понять ребёнка, дотянуться до его мудрости и глубинного понимания мира, взрослому приходится вставать на цыпочки.
  • Я, классный руководитель ваших детей, прошу вас стать на цыпочки и прислушаться к тому, что говорят нам наши дети…

Родительское собрание № 4 в 9  классе.

Нелёгкий разговор о требовательности.

  Родительское требование к себе и ребёнку, ро-

дительское уважение к себе и своей семье, роди-

тельский контроль над каждым своим шагом – вот

первый и самый главный метод воспитания.

А.С. Макаренко.

Задачи: обсудить с родителями значение требовательности как меры разумного воспитания своего ребёнка; формировать культуру родительского требования к ребёнку.

Форма проведения: дискуссия

Вопросы для обсуждения: что значит быть культурным человеком, критерии культуры личности; анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей с 5 по 9 класс.

Подготовительная работа: подготовка необходимых материалов для организации дискуссии; подготовка ситуаций для обмена мнением; анкетирование детей и родителей.

Оформление класса: на доске в классе выписываются цитаты и утверждения для  анализа родителями: «Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой форме определить сущность моего  педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» (А.С. Макаренко); «Требовательность – взыскательное, не терпящее поблажек и послаблений отношение к себе и окружающим, к собственным обязанностям и к обязанностям других»; «Требовать – значит не быть безразличным к ребёнку и его взрослению» (А.П. Чехов); «Нравственное воспитание детей – это мудрое ограничение. Ребёнок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя, надо» (В.А. Сухомлинский).

Х о д    с о б р а н и я.

I.Вступительное слово.

    Уважаемые родители!

    Наше родительское собрание посвящено одному из главных родительских умений – разумному требованию.

     Требования предъявляются к ребёнку с самого раннего возраста. Повзрослев , ребёнок имеет расширенный круг требований, что не всегда совпадает с его желанием.

      Требовательность родителей, направленная на то, чтобы ребёнок научился подчинять свои слепые капризные «хочу» важным и осознанным целям, научился серьёзно и ответственно относиться к своим обязанностям, имеет огромное значение в воспитании.

     Дети родителей слабовольных и неразумно любящих вырастают безалаберными, безвольными, безответственными в жизни.

      В семьях, где любовь к ребёнку сочетается с требовательностью, дети растут волевыми, организованными и дисциплинированными.

      Но какой должна быть требовательность? Как она должна проявляться? Давайте обратимся к словам классиков.

II.Обсуждение высказываний мыслителей

   Идёт обсуждение цитат, выписанных на доске. Обсуждение результатов анкетирования детей.

III.Продолжение выступления классного руководителя.

       Классный руководитель раздаёт родителям и зачитывает правила требовательности, которые должны предъявляться к детям

IV.Решение ситуаций.

V.Подведение итогов.

Ситуации для обсуждения.

   Классный руководитель делит родителей на группы, и они решают педагогические ситуации, связанные с умением взрослых предъявлять требования.

Ситуация 1. Мать и отец приходят с работы. В раковине – гора невымытой посуды. Мать кричит, отец ругает ребёнка. Он демонстративно затыкает уши. Мать идёт на кухню мыть посуду. Предложите свой вариант решения проблемы.

Ситуация 2. Дочь отпросилась на дискотеку и вернулась далеко позже назначенного ей времени/ отец возмущён неисполнением ею требования. Мать считает, что в этом ничего страшного нет. В другой раз придёт вовремя.  Предложите свой вариант решения проблемы.

Ситуация 3. К сыну пришли друзья. Они заперлись в комнате и что-то оживлённо обсуждают. Родители требуют: «Немедленно иди за стол! Пора обедать! Ребята подождут!» Предложите свой вариант решения проблемы.

Ситуация 4. Мальчик встречается с девочкой. Мама приходит после родительского собрания и тут же говорит сыну: «Чтобы я больше тебя с этой девицей не видела! О ней знаешь, что говорят?»  Предложите свой вариант решения проблемы.

Ситуация 5. Отец требует от сына в категорической форме, чтобы он прекратил курение. На что сын ему отвечает: «Ты сначала сам прекрати, а потом будешь от меня требовать». Предложите свой вариант решения проблемы.

Ситуация 6. Сыну было поручено купить хлеб к ужину. Встретившись с приятелями, он забыл обо всём на свете. Родители вернулись домой и увидели, что сын просьбу не выполнил. Отец ушёл за хлебом. Вечером, когда семья села ужинать, отец отправил сына из-за стола, лишив его ужина. Родители разругались, мать плакала, сын из комнаты так и не вышел. Предложите свой вариант решения проблемы.

Ситуация 7. Сын собрался в многодневный поход. Мама – против, но отец разрешил, объяснив это тем, что когда-то человек должен учиться ответственности за свои решения и поступки. Предложите свой вариант решения проблемы.

Правила требовательности.

  • Требовательность не должна быть тиранией по отношению к ребёнку.
  • Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.
  • Требовательность не должна уступать капризам и не должна давать поблажек.
  • Требовательность должна иметь не только характер, но и душу.
  • Истинная требовательность не криклива, она сдержанна и посильна для ребёнка.
  • Требовательность не должна быть бессмысленной.
  • Требовательность должна быть понятной.
  • Требовательность может быть выражена в игривой форме.
  • Родители должны быть последовательно терпеливы в предъявлении требований.
  • Требовательность не должна сопровождаться мелочной опекой.
  • Требовательность к собственным детям предполагает требовательность к себе.
  • Требовательность не должна чередоваться с попустительством.

Родительское собрание № 5 в 9  классе.

Ваш ребёнок влюбился.

  Любовь – это склонность находить

удовольствие в благе другого человека

Г. Лейбниц.

Задачи: подготовить родителей учащихся к проблеме взросления их детей, выраженного во влюблённости; обсудить проблемы, связанные с темой собрания и ситуацией в классном коллективе.

Форма проведения: дискуссионный клуб

Вопросы для обсуждения: можно ли влюбляться детям в восьмом классе, есть ли в любви понятие «рано» или «поздно»; как себя вести, если ребёнок влюбился, и всё вокруг связано только с этим чувством; как родителям помочь своему ребёнку, который теряет голову от любви; как наладить отношения с собственным ребёнком, который не слышит голоса разума и находится во власти чувств.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся и их родителей; подготовка ситуаций для анализа и поиска решения; памятка для родителей; полезная информация; классный час «О рыцарстве и любви»; создание классной книги «История любви»; подготовка родителями видеоматериала «История любви нашего детства».

Х о д    с о б р а н и я.

I.Вступительное слово.

    Уважаемые папы и мамы!

    Мы привыкли к фразе «любви все возрасты покорны». Вот и возраст наших с вами детей не устоял перед этим явлением. У наших детей наступила и наступает пора любви, первой влюблённости. Кто знает, какой она будет: стремительной, как ураган, или затяжной, как осенний дождь. Самое главное, что мы должны понять – она будет.

     Подросток в этот период жизни забывает зачастую об учёбе, о своих обязанностях, перестаёт понимать родных и близких людей, проявляет против них агрессию и злобу, даже перестаёт иногда на какое-то время общаться, уходит в свой мир грёз и мечтаний.

      Влюблённость подростков отличается от влюблённости старшеклассников. Влюблённость подростков стремительнее, острее и даже безрассуднее. Старшеклассники, приобретя в подростковом возрасте определённый опыт, относятся к любви гораздо ответственнее и более спокойно.

     Вот поэтому так важно для родителей быть рядом со своим ребёнком в период первой влюблённости, поддержать его, помочь избежать ненужных последствий.

II.Анализ ситуаций родителями.

    Просмотр или прослушивание аудио- и видеоматериалов анализа ситуаций детьми.

    Дискуссия по вопросам собрания. В ход дискуссии включаются материалы интервью родителей о первом чувстве своего детства.

III.Анализ классным руководителем памятки для родителей.

.

Учащиеся читают свои сочинения.

IV.Подведение итогов.

     Комментарии по проведению классного часа. Классный час проводится до начала собрания. В ходе классного часа классный руководитель вместе с учащимися анализирует истории рыцарского отношения мужчины к женщине, истории любви писателей и поэтов, декабристов, исторических персонажей.

      В ходе классного часа обсуждаются вопросы верности и предательства, умения бороться за своё чувство вопреки всему и всем.

    Создание классной книги «Истории любви». Ребята, готовясь к классному часу, берут интервью у разных людей, записывая их истории о любви. Это могут быть родители, бабушки и дедушки, учителя, посторонние люди. Все истории оформляются в красивую книгу невыдуманных историй любви.

      Видеоматериал «Истории любви нашего детства». Видеоматериал готовится с помощью родителей класса. Родители дают видеоинтервью и рассказывают о своей влюблённости в юности, приводят примеры первого искреннего чувства и своего к нему отношения.

Анкета для учащихся (1)

Выскажи своё суждение по следующим вопросам:

  1. В каком возрасте человек имеет право влюбляться?
  2. Должны ли окружающие люди знать о том, что тебе нравится какой-то человек?
  3. Нужно ли рассказывать посторонним людям о своей любви?
  4. Нужно ли говорить об этом своим родителям?
  5. Что делать, если человек тебе нравится, а ты ему нет?
  6. Нужно ли добиваться ответного чувства?
  7. Каким образом можно добиться ответного чувства?
  8. Нужно ли советоваться об этом с родителями и посторонними людьми?
  9. Если тебе говорят о том, что человек, которого ты любишь, не достоин тебя, как ты поступишь?
  10. Что бы ты хотел посоветовать своим одноклассникам, которые переживают период влюблённости?

Анкета для учащихся (2)

Данная анкета проводится  в классе анонимно и пожеланию учащихся.

  1. Как ты думаешь, есть любовь на свете?
  2. Какого человека ты сможешь полюбить?
  3. Как отнесутся родители к человеку, которого ты полюбишь?
  4. Как должен относиться к тебе человек, которого ты полюбишь?
  5. Есть ли, по твоему мнению, лекарство от любви?
  6. Это плохо, если любовь безответна?
  7. Что нужно сделать для того, чтобы любовь не стала препятствием в жизни?

В ходе родительского собрания результаты анкетирования учащихся приводятся бесфамильно. Для анализа ответов учащихся классный руководитель готовит плакат с вопросами анкет и вариантами ответов учащихся. Родители анализируют ответы подростков, осмысливают их, дискутируют на основе ответов учащихся и своего мнения.

Анкетирование родителей.

  1. Как ваш ребёнок относится к вопросам любви?
  2. Говорите ли вы с ним на деликатные темы?
  3. Знает ли ваш ребёнок истории ваших детских влюблённостей?
  4. Знает ли он историю любви родителей?
  5. Считаете ли вы необходимым демонстрировать ребёнку свою любовь к мужу, жене?
  6. Видит ли ребёнок примеры положительных взаимоотношений в любви своих родителей?
  7. Когда, по вашему мнению, подросток имеет право влюбиться?
  8. Каким вы видите человека, в которого ваш ребёнок может влюбиться?
  9. Говорите ли вы со своим ребёнком о последствиях любовных отношений?
  10. рассказывает ли вам ребёнок о своих отношениях с человеком, которого он любит?

Ситуации для анализа и поиска решения в ходе дискуссии

Ситуация 1. У подростка ухудшилась успеваемость, он часами проводит время за письменным столом, уставившись в одну точку. На все вопросы родителей грубит, нехотя отвечает, при этом явно врёт. После посещения школы родители узнали, что сын влюбился…

Ситуация 2. Дочь очень просилась пойти с подружками на дискотеку. Родители отпустили, напомнив о том, что она должна вернуться не позже 12 часов вечера. Дочь пришла гораздо позже. На вопрос родителей, как она шла одна ночью, дочь ответила, что провожал её взрослый парень, который ей очень нравится…

Ситуация 3. Подросток собирается на день рождения к девочке, которая ему очень нравится. Он просит деньги на подарок. Сумма, которая ему нужна, достаточно приличная для бюджета семьи. Родители считают, что такой подарок дарить неуместно, но ребёнок не слышит доводов, он решил удивить эту девочку…

Ситуация 4. В порыве откровенности девочка говорит маме о том, что ей очень нравится один мальчик из класса. Мама спрашивает девочку,  как он учится. Как только она узнала,  что мальчик - далеко не лучший ученик в классе, в доме разразился скандал…

Ситуация 5. Мальчик и девочка дружат, не скрывая своего отношения друг к другу. Возмущены родители, учителя, смеются и дразнят одноклассники, косо смотрят родители других учеников. Дети не замечают вокруг себя ничего…

    Прежде чем ситуации обсудят родители в ходе родительского собрания, учащиеся класса обсудят эти же ситуации в ходе классного часа. Уместно обсуждение детей записать на магнитофон и послушать с родителями на собрании. Реакция может быть своеобразной шоковой терапией для родителей, они начинают совершенно по-другому реагировать на своих детей.

Памятка для родителей.

Уважаемые папы и мамы!

  1. Помните! Время первой любви у каждого человека своё. Полюбить по указанию, как и разлюбить по требованию, невозможно!
  2. Не унижайте подростка допросами, создайте такую атмосферу, при которой ему самому хотелось бы с вами поделиться возникшим чувством!
  3. Не назидайте, а советуйте, помогайте справиться с чувством, если подростку тяжело!
  4. Не обсуждайте его чувство с другими людьми!
  5. Не говорите плохо о человеке, к которому  у подростка сильное чувство. Анализируйте вместе с ним не человека, а его действия и поступки!
  6. Рассказывайте о своих чувствах в этом возрасте,  о своих ошибках в поведении, учите быть честным в отношениях с другим человеком!
  7. Познакомьтесь с тем человеком, который нравится вашему сыну или дочери, если он того хочет!
  8. Не пытайтесь обвинять другого человека в том, что он плохо влияет на вашего ребёнка. Критичнее присмотритесь к своему!
  9. Будьте едины с мужем или женой в предъявлении своих требований!
  10. Не позволяйте другим людям унижать достоинство вашего ребёнка!
  11. Будьте честны с самим собой, предъявляя требования к подростку!

Полезная информация.

     В переживаниях подростков важное место занимают дружба и влюблённость. Надо учитывать, что девочки чаще мальчиков хотят иметь друга и чаще реализуют это желание. Девочкам нужны понимание, сочувствие, уход от одиночества, а мальчикам – взаимопомощь, понимание. Вообще, влюблённость – это глубокая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать общаться на этом уровне – значит сделать подростка несчастным. Отзываться плохо о предмете влюблённости своего ребёнка – значит испортить взаимоотношения со своим сыном или дочерью. По статистике в 4-7% случаев первая влюблённость ведёт к браку.

Ме-сяц

Неде-ля

Общешкольные дела

Темы классных часов

Индивидуальная работа

Работа с родителями

Сентябрь

1

День знаний. Общешкольная линейка «Первый звонок».

Урок  Мира.  Техника безопасности

Приглашение на общешкольную линейку. Решение организационных вопросов

2

День Здоровья

Единый классный час «Иду на таран» (о Талалихине)

Дежурство по школе, распределение учеников по постам

Проверка учебных принадлежностей, заполнения дневников. Контроль за дежурством в классе

Индивидуальные беседы о наличии у учащихся школьных принадлежностей. Общешкольное родительское собрание

3

Что я знаю о себе? Моё уникальное «Я»

Беседы с учениками о правилах поведения в общественных местах. Проверка дневников

Индивидуальные беседы о поведении учащихся на уроках и переменах

4

Создаём себя

Работа с опаздывающими, выяснение причин опозданий. Проверка дневников

Индивидуальные беседы об опозданиях детей в школу. Посещение на дому

5

День пожилых людей. Концерт совместно с СДК

Быть гуманным. Как развивать гуманность чувств?

Проверка дневников

Трудовой десант совместно с детьми. Акция  «Твори добро»

Октябрь

1

День учителя. Концерт совместно с СДК

ПДД. Как ты знаешь ПДД?

Проверка дневников. Проверка дежурства по классу

Приглашение учителей и родителей на праздник

2

Путешествие на материк ДРУЖБЫ

Беседа по технике безопасности на  каникулах. Проверка дневников

Индивидуальные беседы с родителями. Родительский всеобуч

3

Я глазами других

Проверка наличия учебных принадлежностей. Проверка дневников.

Родительское собрание «Жизненные цели подростков»

4

Осенние каникулы

Резервный классный час

Проверка дневников.

Беседы о поведении на уроках

Индивидуальные беседы о поведении и успеваемости детей.

Ноябрь

1

 Осенние  каникулы Участие в областном фестивале чувашской культуры

Спешите делать добро

Подготовка к фестивалю (стихи, оформление зала СДК)

Участие в фестивале

2

ПДД. Правила перевозки пассажиров на мотоциклах, скутерах

Беседы о поведении в общественных местах. Проверка дневников. Контроль дежурства по классу

  Родительский всеобуч

3

Совместно с СДК подготовка концерта ко Дню Матери

Мои достоинства и недостатки

Проверка дневников. Беседы о поведении в общественных местах

Организация дня именинника

4

Концерт ко Дню Матери

Резервный классный час

Проверка дневников и учебных принадлежностей. Беседа по технике безопасности на каникулах.

Участие в празднике «Моя мама лучше всех»

Декабрь

1

Подготовка к новогоднему утреннику

От знания к поступку

Проверка дневников и учебных принадлежностей. Контроль за дежурством по классу

Родительское собрание «О трудностях учения»

2

Подготовка к новогоднему утреннику

ПДД. Проезд по железнодорожным переездам  На сельских дорогах

Проверка дневников и учебных принадлежностей. Индивидуальные беседы о соблюдении техники безопасности вне школы.

Беседы о соблюдении детьми техники безопасности вне школы. Родительский всеобуч

3

Подготовка к новогоднему утреннику

Резервный классный час

Поручить нарисовать  новогоднюю открытку, изготовить украшения для зала и ёлки.

Беседа о подготовке новогоднего утренника

4

Подготовка к новогоднему утреннику

Мои «плюсы» и «минусы» со стороны

Помощь при изготовлении карнавальных костюмов. Беседа по технике безопасности на новогоднем утреннике и каникулах

Приглашение на новогодний утренник

5

Новогодний праздник

Правила техники безопасности на зимних каникулах и новогоднем празднике в школе. Уборка кабинета.

Индивидуальные беседы о планах проведения зимних каникул.

Участие родителей в постановке новогоднего спектакля. Дежурство на празднике в школе

Январь

1

Зимние каникулы. Проведение мероприятий согласно плану воспитательной работы на каникулах

От знания к поступку

Посещение на дому

2

«Помоги пожилым». Помощь в расчистке снега

Проверка учебных принадлежностей

Родительский всеобуч. Родительское собрание «Нравственные проблемы семьи»

3

Как превратить недостатки в достоинства?

Проверка дневников и учебных принадлежностей

Посещение на дому, индивидуальные беседы о поведении и успеваемости детей

4

Все профессии важны, все профессии нужны

Проверка дневников . контроль за дежурством по классу

Приглашение на классный час. Рассказать о своей профессии

Февраль

1

ПДД. Поведение учащихся при ДТП. Практическое занятие по оказанию пострадавшим в ДТП первой доврачебной помощи.

Проверка дневников

2

Подготовка ко дню Защитника Отечества

О привычках полезных и вредных.  

Контроль за дежурством по классу.

Родительский всеобуч

3

«Рыцарский турнир»

Друг познаётся в беде

Проверка дневников

Приглашение родителей на утренник, посвящённый дню российской армии

4

Чувства «полезные» и «вредные»

Проверка дневников и учебных принадлежностей. Индивидуальные задания к утреннику

Родительское собрание «Нелёгкий разговор о требовательности»

Март

1

Утренник, посвящённый дню 8 марта

Резервный классный час

Проверка дневников.

Приглашение родителей на утренник, посвящённый дню 8 марта

2

Злость и агрессия

Проверка дневников. Контроль за дежурством по классу.

Помощь при изготовлении скворечников. Родительский всеобуч

3

Беседы по технике безопасности на весенних каникулах

«Нет наркотикам!». Конкурс рисунков и стихов. Итоги 3 четверти. Уборка класса

Проверка дневников. Беседы о поведении и успеваемости. Беседа по технике безопасности на каникулах.

Беседы о поведении и успеваемости детей

4

Весенние каникулы. Проведение мероприятий согласно плану воспитательной работы на каникулах

Как стать интересным

 

Индивидуальные беседы с родителями

Апрель

1

День смеха

Резервный классный час

Проверка дневников

Посещение на дому

2

ПДД. Практические занятия с велосипедистами на специально размеченной площадке

Проверка дневников. Индивидуальные беседы о поведении и успеваемости.

Родительский всеобуч

3

Конкурс рисунков ко дню космонавтики

Культурные нормы

Контроль за дежурством по классу. Проверка дневников

Индивидуальные беседы. Посещение на дому

4

Проведение субботника по благоустройству школьной территории

Я и мир вокруг

Проверка дневников и наличия учебных принадлежностей

Индивидуальные беседы об успеваемости детей

5

Акция «Твори добро». Посещение пожилых и помощь им

Май

1

Подготовка и проведение Дня Победы (совместно с СДК)

Мир различий.

Проверка дневников. Изготовление открыток ветеранам.

Помощь в изготовлении открыток ветеранам

2

Алкоголь и никотин – наши враги. Конкурс рисунков и стихов. (пригласить мед. работника)

Проверка дневников

Приглашение родителей на классный час. Родительский всеобуч

3

Подготовка к линейке

ПДД. Итоговое занятие. Повторение ПДД Итоги 4 четверти.

Контроль за дежурством по классу. Проверка дневников

4

Линейка «Последний звонок»

Резервный классный час

Проверка дневников. Беседы об успеваемости. Беседа по технике безопасности на летних каникулах

Знакомство с правилами техники безопасности на летних каникулах

В течение лета

Посещение летнего оздоровительного лагеря при школе

 

 Отработка трудовой практики на пришкольном участке согласно графику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания толерантности

Данная перограмма ориентирована на обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной )  школы 8 вида. Программа предлагает планирование различных мероприятий, направленных на формирование тол...

К Международному Дню толерантности. Приемы по воспитанию толерантности.

ВИКИПЕДИЯ: Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Día Internacional para la Tolerancia)...

Программа "Воспитание толерантности"

Добиться сплоченности коллектива, чувства уважения друг к другу, ответственности воспитанников за порученное дело, укрепление чувства любви  к Родине,  чувства сопричастности к судьбам Отече...

Рабочая программа "Воспитание толерантности"

Цель программы: формирование у учащихся навыков толерантных отношений. Практическое приобщение к культуре толерантности.       Обучающая задача: изучать интересы, потребности ...

Толерантность. Основы воспитания толерантности обучающихся.

Если ребёнка принимают и обращаются                                              ...

Программа по толерантности. Гендерное воспитание, как одно из проявлений толерантности

Актуальность модернизация школьного обучения ,переход к личностно ориентированной модели взаимодействия учителя и ученика ориентируют педагогов на учет образовательных потребностей личност...