Программа "Воспитание толерантности"
рабочая программа на тему

Яковина Ольга Кимовна

Добиться сплоченности коллектива, чувства уважения друг к другу, ответственности воспитанников за порученное дело, укрепление чувства любви  к Родине,  чувства сопричастности к судьбам Отечества.

  Ожидаемые  результаты реализации программы

  • Увеличение количества воспитанников с адекватным уровнем       самооценки.
  • Увеличение количества  воспитанников с высоким уровнем толерантности.
  • Улучшение психологического климата в коллективе.
  • Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности.
  • Формирование ответственности за свое поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgbu3.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

КГБУ «Павловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

 ПРОГРАММА

Воспитание толерантности.

Автор: воспитатель Яковина О.К

с. Павловск   2017 г

Паспорт программы.

Наименование программы

Воспитание толерантности

Назначение программы

Программа является организационной основой развития и воспитания у детей толерантности (терпимости)  

Основание для разработки программы

Закон «Об образовании»

Конвенция о правах ребёнка

Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»

ФГОС

«Декларация принципов толерантности» ,ООН 1993 г.

Разработал программу

Воспитатель « Павловского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Яковина Ольга Кимовна

Цель программы

 Создание воспитательной среды, способствующей формированию толерантной личности, способной к саморазвитию.

 Основные задачи

-выяснить исходное состояние и актуальные проблемы воспитательной среды, формирующей толерантную личность.

-разработать технологию формирования представлений о толерантной личности.

-обосновать формы активной воспитательной работы, направленные на формирование толерантного поведения и развитию личности воспитанников

  • -развитие взаимоотношений с педагогическим коллективом, организация совместной деятельности в процессе воспитания.

Принципы   реализации               программы

  • 1)личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
  • 2)принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;
  • 3)деятельностный подход – включение детей в социально значимые проекты;
  • 4)принцип мотивации деятельности воспитанников – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
  • 5)принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и детей на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Сроки реализации программы. Место реализации

  Сроки реализации программы: 2017 – 2022уч.г. 

Место реализации программы:Алтайский край с. Павловск ул. Шумилова №1

КГБУ «Павловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.»

Контингент детей

Воспитанники 7-16 лет

Перечень основных направлений  программы

Программа воспитательной работы состоит из 7 разделов:

«Понятие толерантности»

  1. «Делами добрыми едины»
  2. «Мы разные- но мы вместе!»
  3. « Относись к людям так, как хочешь ,что бы они относились к тебе »
  4. « Есть терпенье, будет и уменье»
  5. «Жизнь в многоликом мире»
  6. «Заключительный-мониторинговый»

Методы и формы работы с детьми

Методы работы:

-Поисково-экспериментальный

-Продуктивный

-Проблемный

Формы работы с  воспитанниками:

 Индивидуальная, групповая, фронтальная:

-Участие в общешкольных мероприятиях.

- Чтение и обсуждение книг.

- Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.

-Встречи с интересными людьми, представителями иных культур.

- Посещение музеев, театров, выставок.

- Беседы, часы общения

-. Организация внеклассных мероприятий (постановка спектакля, викторина, ток-шоу и т. д.).

- Различные акции.

Ожидаемые результаты

  • - Увеличение количества воспитанников с адекватным уровнем самооценки.
  • -Увеличение количества воспитанников с высоким уровнем толерантности.
  • -Улучшение психологического климата в коллективе.
  • -Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности.
  • -Формирование ответственности за свое поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям.

 Контроль за исполнением программы

Контроль за исполнением программы  осуществляет администрация центра (заместитель директора по воспитательной работе)

Программа

«Воспитание толерантности»

        

Срок реализации 5 лет

Возраст: 7-16 лет

                                                                                  Автор:  воспитатель КГБУ                            «Павловский центр помощи

 детям, оставшимся без

попечения родителей»

 Яковина О.К.

2017 год

                                                                         

                                                         

 «Воспитание  –  это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

     Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации   является  семья. Именно семья призвана заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности. Вместе с тем,  по ряду причин она не всегда обеспечивает комплекс мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у детей основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков. Дети мигрантов и представителей этнических меньшинств порой сталкиваются с враждебностью со стороны сверстников, что ведет к тяжелым психологическим травмам, социальной и культурной изоляции.
    Новая общественно-политическая реальность и усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии, а также позитивного восприятия этих процессов коренным и укорененным населением города разных национальностей. Одновременно должен развиваться и формироваться подлинный российский патриотизм, свободный от национализма и шовинизма.
   Данная  программа   воспитательной работы  ориентирована на воспитанников 7-16 лет, она определяет основные пути процесса формирования толерантного сознания и поведения у подрастающего поколения.

     

Актуальность данной программы.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, дома, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть,  дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Для нашего центра проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе ,тем более что с внедрением в работу педагогического коллектива центра новых требований: работа с кровной семьей, усыновление, опекунство: дети не так долго проживают у нас,-приходят одни, другие уходят в приемные семьи, поэтому  на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 8-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в группе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в семье , воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Актуальностью разработки программы обусловлена отсутствием в жизненном опыте ребёнка воспитания культуры толерантности в кровной семье.

     Цель программы: создание воспитательной среды, способствующей формированию толерантной личности, способной к саморазвитию.

 

     Задачи программы:

-выяснить исходное состояние и актуальные проблемы воспитательной среды, формирующей толерантную личность.

-разработать технологию формирования представлений о толерантной личности.

-обосновать формы активной воспитательной работы, направленные на формирование толерантного поведения.

     Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

     Программа дает материал для проведения разнообразных праздников, развлечений, викторин, опытов и экспериментов – всего того, чем наполнена жизнь современного школьника.

Содержание программы

     Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.

     Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира  и ведет от  культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего,  активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.
    Программа содержит курс занятий, которые включают в себя информационные, практические, мониторинговые и социально-значимые виды деятельности.

     Программа  включает 7 разделов.  Все они взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель и специфику. 

Формы работы с  воспитанниками:

 Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы работы:

-Поисково-экспериментальный

-Продуктивный

-Проблемный

-В ходе реализации программы используются дидактические игры, наблюдения, упражнения, трудовая деятельность, праздники, развлечения, индивидуальные беседы.

1 этап: поисково-внедренческий

1 раздел: «Понятие толерантности».

Цели:

- ознакомление с понятиями «толерантность», «толе​рантная личность»,       «границы толерантности»;

- обсуждение проявлений толерантности и нетерпимо​сти в обществе.

Задачи:

-выяснить насколько хорошо дети знакомы с понятием «толерантность»

- понять насколько понятие  «толерантность» является для воспитанников значимым моральным качеством

-формировать у воспитанников представления о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);

п./п.

Содержание занятий

1

Знакомство:

-упражненния «Путаница» , «Перед вами две дороги, выбирайте», «Чем мы похожи», «Комплименты».

2

Беседа: «Толерантность что это? Эмблема толерантности», «Черты толерантной личности»

3

Чтение притч, сказок, и их анализ: «Толерантная и интолерантная личность.»

4

Работа с тестами:

-Проявляешь ли ты толерантность

-Выяснение индекса толерантности:

Первая серия - «Толерантность в кругу друзей»;

Вторая серия - «Толерантность и окружающий мир»;

Третья серия - «Толерантность у себя дома».

-Насколько вы толерантны,

-Выяснение уровня толерантной установки.

5

Памятка: «Развитие толерантности»

6

Практическая работа «Выяснение национального состава детей нашего центра»

7

Разработка и внедрение проекта «Межнациональное общение между детьми нашего центра»

2 этап: основной

2 раздел: Делами добрыми едины.

 

Цель: воспитание заботливого отношения к людям, формирование нравственных качеств: уважения, доброты, милосердия..

Задачи:

- Развивать чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;

-Учить осознавать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;

-Развивать способность к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.

Тема

1

День знаний.

2

Читательская конференция по сказкам Г.Х.Андерсена

(«История одной матери», «Гадкий утёнок», «Детская болтовня»);

3

Новогодний праздник «Как празднуют новый год в разных странах»

4

Месячник военно-патриотического воспитания.

5

День пожилого человека.

6

Празднование международного женского дня

7

Праздник здоровья

8

День Матери

9

Малые олимпийские игры: «Я, ты, он, она.»

10

9 мая- день Победы

11

Участие в акции «Добрых дел»

12

День защиты детей

13

К.Т.Д. «Наш цветник-территория радости»

13

К.Т.Д. «Выращивание овощей на приусадебном участке»

В результате воспитанники приобретают:

знания:

приобретение навыков независимого мышления, основанных на моральных ценностях;

умения:

умение достигать гармонию между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем семейное братство, причастность ко всем россиянам, людям;

навыки: сотрудничество со взрослыми и детьми в социуме, уважительно относится к мнению других людей

3 раздел: Мы разные- но мы вместе!

Цель: создавать условия для осознания принадлежности к многонациональной стране

Задачи:

- воспитывать  чувство коллективизма,

- формировать понятие о  нормах морали,

- способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.

 

Тема

1.

Кто я?  Какие мы?

2.

О человеческом счастье.

3.

Человек – кузнец своего счастья.

4.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

5.

А нужны ли правила?

6.

Что мы знаем о правах человека?

7.

Я и мы.

8.

Мой дом – моя крепость.

9.

Я – часть своей страны.

10

Закон и беззаконие.

11

Жизнь дается один раз.

12

Жизнь в неволе (рабство).

13

«А я думаю по-другому…»

          14

Право на имя и гражданство.

15

Дом, в котором я живу.

16

17

Защита от дискриминации.

18

Один для всех и все для одного.

В результате воспитанники приобретают:

знания:

приобретение навыков независимого мышления, основанных на моральных ценностях;

умения:

умение достигать гармонию между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям;

навыки:

- ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

- ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

- социально адаптированный ребенок

4 раздел: Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе."

Цель: формирование толерантных отношений между детьми, развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

Задачи:

- воспитывать уважение к себе, сверстникам и старшим;

- воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей;

- формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принять;

- способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости, развитию гуманистического, патриотического отношения к народу, к стране.

Тема

1.

О равнодушии и добре

2.

Совесть

3.

 Тренинг «Друг познается в беде»

4.

Душа народа к добру зовет

5.

Что значит быть дисциплинированным?

6.

Я придерживаюсь правил

7.

Зачем нужен друг?

8.

Нужны ли любовь и внимание?

9.

Что мы знаем о правах ребенка (интеллектуальный марафон)

10

А нужны ли правила?

11

Закон один для всех.

12

Тренинг «Спешите делать добро»

13

Урок толерантности «Учимся понимать друг друга»

В результате воспитанники приобретают:

знания:

- любовь и забота взрослых не сводится к исполнению всех желаний и вседозволенности;

- все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;

- поступки, уважающие, защищающие права человека, - хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права человека, - плохие.

умения:

- оценивать поступок человека с точки зрения права;

- корректировать свое поведение, базируясь на понятии «соблюдение прав человека»;

- оказывать помощь и быть готовым ее принять;

- терпимо относиться к особенностям поведения людей.

навыки: внимательно слушать и слышать; сочувствовать, сопереживать

5 раздел: Есть терпенье- будет и уменье.

Цель: Способствовать становлению толерантной личности.

Задачи:

-Ознакомить с понятиями «толерантность», «толерантная личность»;

-Обсудить проявление толерантности и нетерпимости в обществе;

-Развивать чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;

-Учить осознавать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;

-Развивать способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного диалога о самом себе.

Тема

1.

. Ты и я - мы оба разные, ты и я - мы оба классные». 16 ноября- день толерантности .

2.

«Добрым быть совсем не просто»

3.

Толерантное общение.

4.

Эмоции и чувства

5.

«Земля людей-земля языков и культур»-устный журнал

6.

Толерантность к другим: учимся сочувствию

7

Подбор пословиц и поговорок

8

Нужно ли управлять своими эмоциями?

9

Прощать – значит любить

В результате воспитанники приобретают:

знания: понятие «толерантность», особенности толерантной и интолерантной личности, знания своих способностей, личностных черт; причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур.

умения: отличать толерантного человека от интолерантного; умение показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим; какими способами можно сделать общение толерантным.

навыки: определение толерантной личности; толерантное общение; успешное взаимодействие с представителями другой культуры.

6 раздел: Жизнь в многоликом мире.

 

Цель: формирование нравственных качеств личности ребенка для практической деятельности познания, ориентации в окружающем мире.

Задачи:

  1. Освоение воспитанниками этических понятий, формирования познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры.
  2. Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.

Тема

1.

Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон.

2.

Прекрасно там, где бывает милосердие.

3.

Тренинг «Путешествие на материк Дружбы»

4.

Жизнь как познание добра.

5.

Как бороться с конфликтами.

6.

Стремление к счастью – закон жизни.

7.

Всему начало – любовь…

8.

Нравственный закон внутри каждого.

9.

Будущая жизнь – завтрашний день жизни настоящей.

10

Что такое гуманизм и его проявление в худ. литературе.

11

Тренинг «От знания к поступку»

        В результате воспитанники приобретают:

        Знания: расширение и углубление нравственных знаний:

- что же есть добро и зло, благо, справедливость;

- что означают честь, совесть, долг, свобода;

- как разобраться в таких категориях как любовь, дружба, счастье;

- в чем смысл жизни, и что считать идеалом?

Умения и навыки: нравственное развитие воспитанников, выраженное в восприятии жизни и другого человека как наивысшей ценности, проявлении доброжелательности и уважения к другому, чувстве эмпатии, а также ответственности за слова и поступки, чувстве собственного достоинства; стремлении к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию.

.

3 этап: заключительный

7 раздел: Диагностико – мониторинговый.

     Ведение личного «Дневника роста», наблюдения педагогов, анкетирование и диагностирование развития ребенка в социально-нравственном плане помогают своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения.

Критерии

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Ф.И. ребенка

Общительный, легко контактирует с детьми

 

 

 

 

Мало инициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети

 

 

 

 

Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами

 

 

 

 

Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт

 

 

 

 

Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один «другие дети равнодушны к нему»

 

 

 

 

Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится с ними и обижает их

 

 

 

 

  Условные обозначения:

высокий уровень (++)

     средний уровень(+)

низкий уровень(-)

 

  Ожидаемые  результаты реализации программы

  • Увеличение количества воспитанников с адекватным уровнем       самооценки.
  • Увеличение количества  воспитанников с высоким уровнем толерантности.
  • Улучшение психологического климата в коллективе.
  • Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности.
  • Формирование ответственности за свое поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям.

Конечная цель воспитательной деятельности

Основным планируемым результатом является наличие у воспитанников следующих поведенческих навыков:

В области обучения:

  • сотрудничество, дух партнерства;
  • признание многообразия;
  • признание равенства других.

В области воспитания:

  • уважение человеческого достоинства;
  • уважение прав других;
  • терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

В области психического развития:

  • способность поставить себя на место другого;
  • уважение права быть иным.

В области социализации:

  • готовность мириться с существованием другого мнения на одну и ту же проблему;
  • принятие другого человека таким, какой он есть;
  • отказ от доминирования, причинения вреда.

Добиться сплоченности коллектива, чувства уважения друг к другу, ответственности воспитанников за порученное дело, укрепление чувства любви  к Родине,  чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Программа всегда очерчивает мыслимый идеальный образ. Достичь идеала невозможно, но стремиться к нему – наша задача, которую мы должны поставить и перед нашими воспитанниками. А в современном мире так важно научиться идти к своей цели, учитывая мнение окружающих, желание ближних, при этом оставаясь верным себе. Поэтому, чувство толерантности, вводимое мною, является доминантой разработки программы воспитания.

Практическая значимость

        Считаю, что реализация данной программы повысит знания детей по толерантному взаимодействию друг с другом, дети научатся доброжелательному отношению , отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат семьи и повлиять на повышение качества воспитательного процесса.

Контроль реализации программы

      Контроль реализации программы осуществляется с помощью  наблюдений педагогов за поведением  воспитанников в различных педагогических ситуациях, администрация воспитательного учреждения (заместитель директора по воспитательной работе) , с помощью анализа проведенных анкет (Приложение №1).

Список литературы

  1. Антонова Т.В. Как помочь ребенку войти в современный мир. М., 1981 г.
  2. Бузи Р.С. Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у детей. М., 1989г.
  3. Гришин Д, Терентьев А. Уроки нравственности. Тула,1973 г.
  4. Декларация прав ребенка. Основные международные документы. М.,

1992 г.

  1. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. М., 1996 г.
  2. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М., 1994 г.
  3. Козлова С.А. Программа социального развития ребенка «Я – человек».М., 2004 г.
  4. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7лет.М., 2007 г.
  5. Паламарь Л. Мудрость общения – как построить свое Я. М., 1991г.
  6. Эрик Эриксон. Детство и общество. С-Пт., 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности

Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...