Воспитательная программа "КрыльЯ"
методическая разработка (11 класс)

Потылицина Елена Владимировна

Программа направлена на развитие социальной адаптации обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_vospitatelnoy_praktiki.docx286.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 

«Программа сплочения коллектива в рамках

 социальной адаптации «Крылья»


Автор воспитательной практики:

Учитель химии и биологии

МБОУ «Есаульская СОШ»

Березовского района Красноярского края

Потылицина Елена Владимировна

с. Есаулово

2023

Полное название воспитательной практики

Воспитательная программа класса по сплочению классного коллектива в рамках социальной адаптации «КрыльЯ»

ФИО, должность и наименование образовательной организации авторов Практики

Учитель химии и биологии

МБОУ «Есаульская СОШ»

Березовского района Красноярского края

Потылицина Елена Владимировна

Аннотация воспитательной практики

Часто социальная адаптация связана с повседневной жизнью человека, с бытовой сферой. Поэтому в качестве тематического наполнения данной программы выбраны ситуационные задачи, связанные с бытовыми и социальными навыками современного человека.

Основной особенностью данной программы является взаимосвязь воспитательного процесса в школе с реальной жизнью. Цель достигается в результате взаимодействия членов классного коллектива, погружения во «взрослую жизнь».

Ключевые слова воспитательной практики

Социальная адаптация, самореализация, воспитание личности, сплочение коллектива.

Актуальность внедрения воспитательной практики

Данная программа рассчитана на детей 15 – 18 лет (10 – 11 класс). Широкий возрастной диапазон актуальности данной программы достигается за счет применения ее к обучающимся подросткового и юношеского возраста. Подростковый возраст – это этап формирования личности человека, этап формирования внутренних норм и правил. Именно подростковый этап в жизни человека связан с постоянными личностными и поведенческими новообразованиями. Соответственно, на любом этапе совместного обучения подростков будет актуальна тема сплочения коллектива. Конструктивное общение со сверстниками, умение наладить контакт, взаимодействовать и быть эффективным в этом взаимодействии – это основа социальной адаптации.

Цель и задачи воспитательной практики

Цель: создание условий, воспитательной среды для сплочения классного коллектива.

Задачи:

  1. Провести диагностику степени сплоченности коллектива
  2. Развивать инициативность, самостоятельность, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе в ходе проведения занятий «Биржи»
  3. Проверить результат путем выхода за рамки классного коллектива (внешнего взаимодействия с другими классными коллективами) через организацию проведения общешкольного мероприятия «Ярмарка бирж»

Целевая аудитория воспитательной практики

Данная программа рассчитана на детей 15 – 18 лет (10 – 11 класс)

Краткий анализ воспитательной практики

Представлен в приложении № 1 Паспорта воспитательной практики

Технологии и методы реализации воспитательной практики

Наиболее важную роль в реализации программы играет выбор методов. Наиболее эффективным является использование групповых методов воспитательной работы, потому как коллектив не только детей, но и взрослых представляет собой симбиоз микрогрупп (например, отдельная семья в масштабе общества), их эффективное сотрудничество. Ведущим методом, по замыслу автора, является метод проектов. Этот выбор обоснован тем, что метод проектирования позволяет задать алгоритм решения ситуационной задачи (в реальной жизни – бытовой ситуации), пути коррекции алгоритма. Такой выбор методов положительно повлияет на самоидентификацию в обществе, так как в малой группе значительно проще найти свою социальную роль, скорректировать ее. Затем вынести эту роль за рамки группы – в коллектив, общество.

Ресурсы, необходимые для реализации воспитательной практики

Классный коллектив, банк ситуационных задач, компьютеры, принтер, проектор.

Период реализации воспитательной практики

Период: 1 год

Периодичность: 1 раз в месяц

Приложение № 2

Ожидаемые результаты воспитательной практики

1. Повышение индекса сплоченности коллектива по результатам диагностики и внешнего педагогического наблюдение

2. Владение обучающимися навыков решение бытовых вопросов, разрешение ситуаций, требующих социальной адаптации

3.Включенность классного коллектива в воспитательную среду школы

4. На уровне каждого обучающегося: качественное повышение уровня самоидентификации, понимания собственной роли в классном и школьном коллективе, самокритичности, потребности быть частью коллектива.

Описание воспитательной практики

Тематическое планирование для реализации

воспитательной программы «КрыльЯ»

№ п/п, название мероприятия

Краткое описание

мероприятия

Формы работы

Срок реализации

1.Диагностика сплоченности классного коллектива

Модифицированный вариант методики О.В. Лишина

Цель: определить мотивы участия детей в совместной деятельности, уровень сплоченности коллектива и причастности каждого к общему делу

Анкетирование на заранее подготовленных бланках, в соответствии с требованиями реализации данной методики в школе

Сентябрь

2.Экономическая биржа

Групповое решение кейсовых заданий и ситуационных задач, связанных с темой семейного бюджета: «В торговом центре», «Семейное путешествие», «Семейный бюджет»

Групповой проект

Октябрь

3.Экономическая биржа

Групповой информационный проект, связанный с темой кредитов: «Кредитная карта», «Моментальный займ: подводные камни». Основная задача: получение информации по данным продуктам и расчет рентабельности для заемщика.

Групповой проект. Проектный продукт: презентация информации по заданной теме (способы – по выбору)

Ноябрь

4. Трудовая биржа

Профориентационное занятие № 1, которое включает в себя диагностику личностных качеств обучающихся относительно разных сфер деятельности и личный выбор каждого ребенка с учетом  результатов диагностики.

Парная работа по диагностике (взаимопроверка диагностических работ, подготовка рекомендаций).

Групповая работа: создание профессиональных микрогрупп

Декабрь

5. Трудовая биржа

Профориентационное занятие № 2. В проведении этого занятия следует использовать результаты предыдущего занятия. Реализация группового проекта «Инновации в профессии (социальной, экономической, промышленной сферы и т.д.)»

Групповой проект, презентация группового проекта «Инновации в профессии» (Что можно предложить для оптимизации труда врача, учителя, бухгалтера?)

Январь

6. Социальная биржа

Групповая работа над ситуационными задачами: «Как получить консультацию врача?», «Услуги ЖКХ», «Что такое УСЗН?»

Работа в группах с ситуационными задачами: знакомство с текстовой информацией, переработка графической информации, работа с интернет - ресурсами

Февраль

7. Разработка мероприятия «Ярмарка бирж»

Групповое взаимодействие: назначаются группы, ответственные за разные биржи. Они готовят краткие ситуационные задачи для общешкольного мероприятия. Взаимодействие групп заключается в построении общего сценария мероприятия

Коллективная работа через групповое взаимодействие. По форме: коллективное творческое дело

Март

8.Поведение общешкольного мероприятия «Ярмарка бирж»

Мероприятие представляет собой квест, где «станциями» является та или иная биржа, на бирже предлагается справится с той или иной ситуационной задачей, оценивается креативность и возможность достижения цели, правильность алгоритма достижения цели. Оценивание проводят организаторы бирж на основе ранее полученного опыта.

Взаимодействие коллектива класса со школьным сообществом, командная игра

Апрель

9. Повторная диагностика сплоченности коллектива

Модифицированный вариант методики О.В. Лишина + рефлексия с использованием интерактивной доски Padlet, где каждый учащийся может оставить отзыв о прохождении программы «КрыльЯ», выделить членов коллектива, оставить предложения или пожелания (можно анонимно)

Анкетирование на заранее подготовленных бланках, в соответствии с требованиями реализации данной методики в школе

Индивидуальная работа с платформой Padlet

Май

Приложение № 1

к Паспорту воспитательной практики

Краткий анализ воспитательной практики 

Внутренние факторы

Внешние факторы

Сильные стороны

Возможности

1. Высокий уровень самостоятельности

2. Приближенность к повседневной жизни

3. Возможность реализации творческого потенциала

4. Групповая работа – возможность демонстрации сильных сторон личности, самореализация

1. Возможность организации экскурсий и встреч со специалистами государственных служб

2. Возможность трансляции полученного опыта населению с просветительской целью

Слабые стороны

Риски

1.Разность мнений участников (разный социальный опыт)

2. Вероятность споров, проявления агрессии (подростковый возраст)

3. Недостаточная мотивация участников процесса

1. Особенности населенного пункта (в селе отсутствует часть социальной инфраструктуры)

2. Воздействие на мнение ребенка извне (реклама, люди)

Приложение № 2

к Паспорту воспитательной практики

План-график реализации воспитательной практики 

Наименование этапа

Длитель-ность

Временные рамки проекта (может указываться в днях, месяцах)

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

Диагностика сплоченности классного коллектива

2 месяца

2

Экономическая биржа

2 месяца

3

Трудовая биржа

2 месяца

4

Социальная биржа

1 месяц

5

Разработка мероприятия «Ярмарка бирж»

1 месяц

6

Поведение общешкольного мероприятия «Ярмарка бирж»

1 месяц

Приложение 3

Ситуационные задачи

Задача 1 «В торговом центре»

C:\Users\пользователь\Desktop\YhHtovO3r94.jpg

ТРЦ «Планета» в Красноярске — один из самых крупных торгово-развлекательных центров за Уралом. «Планета» предлагает своим посетителям принципиально новый формат отдыха и развлечений, благодаря чему пользуется огромным успехом у жителей города и Красноярского края: посещаемость ТРЦ достигает 1,5 млн. человек в месяц. Открыт в 2008 году.

Площадь торгового центра составляет 125 000 кв.м. Здесь представлены более 180 магазинов, 20 ресторанов и кафе, кинотеатр. Предусмотрена наземная и подземная парковка на 3 500 машино-мест, что делает торговый центр комфортным и доступным для посещения в любое время.

Торговые галереи объединяют ведущие международные, российские и локальные бренды, среди которых «Снежная Королева», O’stin, Koton, Zarina, BeFree, Sela, Love Republic, New Yorker, 12 Storeez, Rendez-Vous, Л’Этуаль, Finn Flare, «Твое», Tezenis, Intimissimi, Calzedonia, «Золотое Яблоко» и многие другие.

Якорные арендаторы ТРЦ «Планета»: гипермаркет товаров для дома и ремонта Leroy Merlin, гипермаркет «О’КЕЙ», магазин бытовой техники и электроники «М.Видео», многозальный кинотеатр «Киномакс», гипермаркет спортивных товаров Спортмастер PRO, хобби-гипермаркет «Леонардо» и магазин детских товаров «Детский мир».

Вопросы и задания:

Какие тенденции характерны для рынка розничных продаж отдельно взятого торгового центра? Какие товары наиболее популярны, исходя из предложения? Составьте диаграмму, отражающую разницу в количестве представленных торговых точек (ассортименте) и разницу в занимаемой площади по категориям: продукты питания, одежда, парфюмерия и косметика, развлечения. На основе диаграммы сделайте вывод:  какой бизнес будет наиболее успешен, на основании открытых тенденций?

Задача 2 «Семейное путешествие»

Семья Ивановых вылетела из города Красноярск в город Екатеринбург на самолете.  В семье:  папа, мама, сын – ученик 3 класса Марк, дочь Марина – 4 года, и бабушка. 

  1. Сколько денег семья потратит на билеты, если цена билета 4650 рублей, бабушка - пенсионер и ей полагается скидка на 20%, у Марины пока бесплатный билет без места, так как она будет сидеть вместе с мамой,  у Марка  билет со скидкой 30%, так как он летит по детскому тарифу?
  2. Возвращаясь обратно, семья купила билеты  на авиаперелет у другой компании. Все кроме Марины  и Марка  прилетели в город Красноярск по полноценному билету, стоимость которого была равна 5150 рублей, Марк же прилетел детским авиабилетом за 3250 рублей, а Марина получила свой билет без места. Насколько дороже обошлась поездка обратно из города Екатеринбург в город Красноярск?ой
  3.   Хватило ли семье суммы 40 тысяч рублей, запланированн для совершения авиаперелетов Красноярск – Екатеринбург и Екатеринбург – Красноярск?

Задача 3 «Семейный бюджет»

Рассмотрите бюджет семьи. Ответьте на вопросы

Семья Петровых

1. Расходы на питание                                                                 30 тыс. руб.

2. Коммунальные платежи (семья живёт в 5-комнатной квартире)         10 тыс. руб.

3. Ежемесячный платёж в банк по кредиту (включая проценты), который взяли на 5 лет для покупки автомобиля                                                        20 тыс. руб.

4. Расходы на текущие хозяйственные нужды, в том числе покупку предметов личной гигиены, косметики                                                        5 тыс. руб.

5. Покупка лекарств для дедушки                                                 13 тыс. руб.

6. Расходы на проезд в общественном транспорте, бензин                 4 тыс. руб.

7*. Покупка маме нового персонального компьютера                        25 тыс. руб.

8. Личные расходы дочери                                                         10 тыс. руб.

9. Оплата спортивной секции сына                                                 2 тыс. руб.

10. Карманные расходы сына                                                         1 тыс. руб.

11. Подарок дяде на юбилей                                                         1 тыс. руб.

12. Воскресные поездки всей семьёй на отдых за город                11 тыс. руб.

  1. Определите, какие расходы обязательные, какие – необязательные.
  2. Без каких расходов не может обойтись семья?
  3.  На каких расходах можно экономить?

Семья Сидоровых

1. Расходы на питание                                                                 22 тыс. руб.

2. Коммунальные платежи (семья живёт в 4-комнатной квартире) 8 тыс. руб.

3. Ежемесячный платёж в банк по кредиту (включая проценты), который взяли на покупку нового холодильника                                                        5 тыс. руб.

4. Расходы на текущие хозяйственные нужды, в том числе покупку предметов личной гигиены, косметики                                                        3 тыс. руб.

5. Расходы на проезд в общественном транспорте                        2 тыс. руб.

6. Покупка вещей для малыша 8 тыс. руб.

7*. Оплата услуг специалиста по детскому массажу                        5 тыс. руб.

8. Расходы на празднование юбилея дедушки                                 5 тыс. руб.

9. Покупка сапог бабушке                                                         3 тыс. руб.

10. Расходы на лекарства                                                         2 тыс. руб.

11. Обучение папы на курсах для IT-специалистов                         10 тыс. руб.

12. Оплата занятий мамы по аэробике                                         2 тыс. руб.

13. Карманные расходы дочери                                                 5 тыс. руб.

  1. Определите, какие расходы обязательные, какие – необязательные.
  2. Без каких расходов не может обойтись семья?
  3.  На каких расходах можно экономить?

Задача 4 «Кредитная карта»

Кредитная карта с лимитом в 100 тыс. рублей. Процентная ставка по ней 18,9% годовых, льготный период кредитования 50 дней (действует только на оплату товаров и услуг), комиссия за снятие наличных 3%. Годовое обслуживание карты – 700 рублей в год. Минимальный ежемесячный платеж по карте – 5% от суммы задолженности.

20 февраля вы сняли с кредитной карты наличные в размере 30000 рублей. К карте подключена услуга смс-информирования стоимостью 60 рублей в месяц.

По карте действует льготный период кредитования, но, только на операции по оплате товаров и услуг. А снятие наличных придется заплатить проценты по кредиту за все время пользование заемными средствами. Деньги сняты 20 февраля, значит, в феврале деньгами банка использованы только 9 дней.

Рассчитайте платеж, который необходимо будет внести до 20 марта (за февраль). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»

Я не претендую на новизну  приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...