Трансляция опыта. Участие в конференциях, вебинарах, публикации. Экспертная деятельность, мастер-классы и др.
методическая разработка

Сказкотерапия-один из методов работы с классом. Методика направлена на сплочение коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_po_obedineniyu_klassa.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Сказочное путешествие класса в доброту и уважение

В. Даль считал, что «...сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства…»;

В Программе воспитания в модуле «Классное руководство» одним из направлений деятельности классного руководителя является сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; празднования в классе дней рождения детей; регулярные внутриклассные вечера.

Одним из актуальных методов работы с детьми, который мной был выбран, является сказкотерапия.

Сказка? Кто же их не любит? Сказка – это волшебство, а волшебство – это еще и превращение.

Посредством сказкотерапии можно работать с застенчивыми, неуверенными, а иногда и агрессивнымидетьми. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения, сказка помогает преодолеть эмоциональные и поведенческие трудности. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. На мой взгляд, тот самый пазл по-тихоньку складывается.

Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева.

Воспитательная функция и психотерапевтический эффект сказки во многом зависят от правильно выстроенного занятия. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева в своей книге «Практикум по сказкотерапии» предлагает следующую структуру.

Этапы занятия

Цели

Содержание

Ритуал «входа» в сказку

Создание позитивного настроя на работу и общего положительного настроения, «вход» в сказку

Начинается с любого коллективного упражнения на сплочение

Повторение

Повторение и актуализация знания, полученного на предыдущем занятии (если это не первое занятие) или аппелирование к опыту школьников

Вопросы к школьникам о пользе знаний, которые они имеют или получили на прошлом занятии, воспользовались ли они ими

Расширение

Расширение представлений школьников, их кругозора и мировоззрения

Процесс представления и рассказывания сказки. Вопросы к школьников о симпатиях и антипатиях к героям сказки, полученному опыту и знаниям, хотят ли они научиться чему-то новому

Закрепление

Приобретение нового опыта и качеств

Игры на приобретение нового опыта, отраженного в сказке, возможно и проигрывание сказки или некоторых сцен

Интеграция

Соотнесение нового полученного опыта с реальностью

Совместное обсуждение и анализ полученного опыта, возможность его использования в различных жизненных ситуациях

Резюмирование

Обобщение приобретенного опыта, соотнесение его с уже имеющимся

Подведение итогов занятия, проговаривание последовательности происходившего, подчеркивание значимости приобретенного опыта, проговаривание конкретных жизненных ситуаций, в которых можно использовать полученные знания и опыт

Ритуал «выхода» из сказки

Подготовка школьника к взаимодействию в привычной ему среде

Повторение ритуала «входа» в сказку, но с дополнениями: словами, что ребята забирают с собой все важное, чему они научились на занятии

Основные приемы работы со сказкой:

1) Рассказывание сказки; 2) Анализ сказок; 3) Переписывание сказки; 4) Сочинение сказки; 5) Словесное рисование сказки.

        А сейчас я предлагаю Вам отправится со мной в сказочное путешествие. Но для начала давайте немного поиграем. Мини – игра «Если нравится тебе, то делай так!» Встанем все в круг. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом покажет какое-нибудь красивое движение, произнося при этом слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…». Какие все молодцы!  

Чтобы попасть в сказку нам помогут вот волшебные бусинки-планетки. Сейчас я передам шкатулку, и вы выберете ту бусину, которая Вам больше понравится, Вы можете придумать название для нее, крепко сжать ее в руке и вложить все самое хорошее и теплое. Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю: (музыка)

Прочитать  историю по ролям

Сказка «Звёздная страна»

В одной стране жили-были звёздочки, поэтому страна называлась Звёздная. Звёздочки были разные:  голубые и белые, жёлтые и синие, зелёные и розовые, красные и даже чёрные. Они и по размеру были разные. Не было среди них ни одной звёздочки, точь – в – точь похожей  на другую. Но всех их объединяло одно общее: душа каждой звёздочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе, от этого светились удивительным волшебным светом. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.

Но однажды пролетал над Звёздной страной злой волшебник, которого звали Пакость Пакостевич. Увидел Звёздную страну злойволшебник - закипела в нём зависть. Как же так, думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится.

И задумал волшебник своё злое дело. Обернулся ветром перемен и начал нашёптывать,что в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звёздочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить ещё интереснее, ещё веселее, ещё лучше.

-А что же нужно для этого сделать?- поинтересовались звёздочки.

Отвечает злой волшебник:  - Всё очень просто: нужно находить в других недостатки, всё время ругать, побольше критиковать, вспомнить все проступки, которые когда-то были совершены.

Но звёздочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.

-Эй, ты, - крикнул он чёрной звёздочке по имени Аделаида.- Ты чего такая чёрная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля какая….тонну мыла надо, чтобы чумазую отмыть. Хи-хи-хи…ха-ха-ха…

Кто-то подхватил, кто-то промолчал…Но веселее не стало. А чёрная звёздочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть  и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А злой волшебник не унимался.

-Эй, громадина, - крикнул он большой зелёной звезде Иоланте. -  Вот разъелась… Смотри , скоро всю страну без продуктов оставишь с таким-то аппетитом. Ха-ха-ха….

Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блёкнуть яркая прежде зелёная звёздочка Иоланта. А пакость Пакостьевич всё не унимался. Он подошёл к маленькой розовой звёздочке по имени Юта и стал смеяться над ней .

-Ой, не могу… Что это за крохотуля? Не звёздочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от неё прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.

От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная звёздочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звёздочки подхватили идею Пакость Пакостьевича . И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.

И от этого звёздочки поблёкли, потускнели и уже не светились удивительным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звёздной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звёздочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину.

«Что жеделать?- думала Люська.-Может быть, подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? А действовать надо прямо сейчас немедленно, иначе может быть поздно». Люська стала вместо недостатков находить в звёздочках достоинства, искала то доброе и хорошее. Сначала она обратилась к чёрной звёздочке Аделаиде.

-Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звёздочках. Благодаря твоему вниманию,чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.

И совершилось чудо. Поблёкшая звёздочка Аделаида засияла снова удивительным светом.

- Ура! Получилось. Добрые слова помогают, - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.

-Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью. Твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. - И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала.

Потом Люська заговорила с крошечной звёздочкой Ютой:

-Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.

И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звёздочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее.

И совершилось чудо. Звёздочки вспыхивали одна за другой как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звёздная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой , пожалуй, она стала ещё краше, чем прежде.

А Пакость Пакостьевич понял,что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обижают находить в других недостатки, а достоинств не замечают. Иногда спрашивайте себя: А не пролетал ли  Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?

Вопросы для обсуждения: 

  1. Итак, вы прослушали удивительную историю. О чём она?
  2. Чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни?

Комментарий:

История эта о том, что все мы разные. У каждого своё тело, своя форма, а чем мы наполним эту форму любовью или нелюбовью к себе и окружающим зависит от каждого из нас. Выискивая в себе или в другом человеке только недостатки, мы тем самым подталкиваем человека к тому, чтобы он стал ещё хуже. Стремление к добрым поступкам. И наоборот. Подчёркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать ещё лучше.

Сказка учит. что нельзя безоглядно доверять всем подряд, помнить, что в мире есть и добро и зло,что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела. А порой не стоит торопиться что-то менять, нужно терпимее относиться друг к другу.

А теперь возьмите вашу бусинку-планету в руку. Сожмите в руке, закройте глаза, подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмёт с собой из этой сказочной страны. Бусины мы сейчас нанижем на одну общую нитку и затем свяжем её концы. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется вместе со всеми, а порой хочется побыть одному.

Сейчас я предлагаю выбрать Вам любую понравившуюся звездочку и создать свою собственную ВСЕленную. На звездочке подпишите своё имя и напишите, комплимент рядом сидящему человеку.

Приклеим свои звездочки. Вот видите как засияла наша ВСЕленнаЯ.

Рефлексия:

Вот и подошло к концу наше занятие. Все очень хорошо поработали, создали вот такую красивую Вселенную. В рамках этой вселенной мы сохранили себя, но остались все вместе, проявив уважением, друг к другу. Я бы хотела от вас услышать: Что важного для себя вы взяли с занятия?. Что особенно запомнилось на занятии, произвело на вас впечатление?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие в рамках фестиваля "Инновационной деятельности" мастер класс по внеурочной деятельности Игра «Военно - спортивный калейдоскоп».

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности Игра "Военно - спортивный калейдоскоп" для  разновозрасных команд обучающихся 1 - 9 классов....

2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).

Сценарий открытыхо мероприятий-пройдите по ссылке:https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2018/04/02/kazhdyy-paren-voin-bravyy   https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/...

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия). Региональный уровень дата Лекция &laqu...

4. Результативность участия в конференциях, вебинарах

Сертификаты участия педагога в семинарах, конференциях, вебинарах расположены по ссыоке: https://nsportal.ru/node/5907891...