Трансляция опыта. Участие в конференциях, вебинарах, публикации. Экспертная деятельность, мастер-классы и др.
учебно-методический материал по психологии

Детские страхи и пути их коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass._detskie_strahi_i_puti_ih_korrektsii.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС. Детские страхи и пути их коррекции.

1. Методика «Страхи в домике» (авторы - А. И. Захаров, М. А. Панфилова).

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страха (страх темноты, одиночества, смерти и т.п.) у детей старшего дошкольного возраста, а также определение уровней страха.

В методике «Страхи в домике» содержится 29 формулировок детских страхов:

1) оставаться один дома; 2) нападения преступников; 3) болезни; 4) смерти; 5) смерти своих близких; 6) посторонних людей; 7) потерять родителей; 8) наказания от родителей; 9) злого персонажа из сказки, например Бабу-Ягу; 10) опоздать в детский сад;                   11) засыпать; 12) страшных сновидений; 13) темноты; 14) каких-либо животных;             15) автомобильного или иного транспортного средства; 16) стихийного бедствия;            17) высоты; 18) глубины; 19) замкнутого пространства; 20) воды; 21) огня; 22) пожара;   23) войны; 24) больших площадей; 25) врачей; 26) крови; 27) уколов; 28) боли 29) резких

звуков.

          Предложенные формулировки для дошкольного возраста были оформлены в виде карточек, для удобства организации исследования страхов у детей старшего дошкольного возраста. Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать. Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка,  не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

            В ходе исследования по методике «Страхи в домике» детям предложено два домика: черного и красного цвета и 29 предложенных формулировок детских страхов в виде карточек, ребятам необходимо было «расселить» в домики, соответственно своему отношению к ним. То, что пугает - в домик черного цвета, то, что не вызывает тревоги и боязни - в красный домик.

            После выполнения данного задания, детям нужно нарисовать на черном домике замок, для того, чтобы закрыть свои страхи, а ключ от этого замка потерять или выкинуть. Для выявления количества детей с повышенным уровнем страха производится подсчет «жителей» черного домика. Полученное значение сравнивается с нормативным показателем. Для девочек, соответствующих возрастной группе опрошенных, в норме максимальное 25 количество страхов не превышает девяти пунктов, для мальчиков - двенадцати.

2. Методика «Сказка» (автор – Л. Дюсс).

Цель: выявление уровня страха у детей.

Методика «Сказка» разработана швейцарским психологом Л. Дюсс. Предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методика состоит из 10 историй, которые зачитываются ребенку, затем ребенку задается вопрос. Интерпретация методики опирается на психоаналитическую концепцию, обязательно учитывается возраст ребенка.

Правила проведения теста

Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.

Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.

Советы по проведению теста

Важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения. Согласно Дюсс, такие нетипичные реакции ребенка и особенности поведения, как:

  • просьба прервать рассказ;
  • стремление перебить рассказчика;
  • предложение необычных, неожиданных окончаний историй;
  • торопливые и поспешные ответы;
  • изменение тона голоса;
  • признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики);
  • отказ отвечать на вопрос;
  • возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала,
  • - все это признаки патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства.

Необходимо иметь в виду следующее

Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и негативные (агрессия). Но лишь при условии, что это не носит навязчивого характера. Также, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство – на это следует обратить внимание. Избегание сложных ситуаций в жизни – это всегда признак неуверенности и страха.

Сказка-тест «Птенец»

Цель: позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.

«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»

Типичные нормальные ответы

- он тоже полетит и сядет на ветку;

- полетит к маме, потому что испугался;

- полетит к папе, потому что папа сильный;

- останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

Такие ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью и умеет принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.

Ответы, на которые следует обратить внимание:

- останется на земле, потому что не умеет летать;

- умрет во время падения;

- умрет от голода или холода;

- о нем все забудут;

- на него кто-нибудь наступит.

Ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.

Комментарий психолога

В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.

Жесткая зависимость от матери формируется, когда при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому, и не успокаивается ни при каких других условиях. Такой ребенок, скорее всего, будет привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.

Многое зависит от того, удалось ли ребенку реализовать свои психологические потребности – в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что приводит к развитию его чувства независимости.

Другой фактор формирования независимости – в период от 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Задача родителей в этот период – отделение и индивидуализация ребенка, которая позволяет ребенку почувствовать себя «большим». Помощь, поддержка, но не опека должны стать нормой поведения для родителей.

Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Такая привязанность порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.

Сказка-тест «Ягненок»

Первый вариант сказки

Цель: сказка позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди.

 «Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить сыночка. Что делать ягненку?»

Типичные нормальные ответы:

- будет есть больше травки;

- заплачет, потом станет есть больше травки;

- пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.

Ответы, на которые следует обратить внимание.

- умрет от голода;

- уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;

- не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;

- будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.

Второй вариант сказки

Цель: позволяет выяснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.

«Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был уже большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил.

Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который кушает только молоко, потому что еще не умеет, есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет, есть только травку. Как поступил ягненок?

Типичные нормальные ответы

Те же, что перечислены в первом варианте сказки плюс:

- Постарается, есть меньше молока и больше травки;

- Сперва он покапризничает, но ему понравится маленький ягненок, поэтому он будет, есть только травку и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание

Те же, что и в первом варианте плюс:

- Он будет, есть только травку, но будет злиться на маленького ягненка и на маму;

- Постарается прогнать маленького ягненка;

- Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка, и снова сможет пить молоко;

- Найдет другую маму для маленького ягненка;

- Будет бить маленького ягненка и т.д.

Сказка-тест «Годовщина свадьбы родителей»

Цель: выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать – отец; узнать не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей.

«Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает, и один уходит в сад. Что произошло, почему он ушел?»

Типичные нормальные ответы

- Пошел за цветами для мамы;

- Пошел немного поиграть;

- Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один;

- Ему надоело находиться на празднике;

- Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т.д.);

Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.

Ответы, на которые следует обратить внимание

- Ушел, потому что разозлился;

- Хотел остаться один;

- Ему стало грустно (одиноко);

- Никто не обращал на него внимание, и он решил уйти.

Комментарий психолога

При негативных ответах, следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжить разговор или объяснять свои ответы, но может дать уточнения.

Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности.

При сильной привязанности супругов друг к другу ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не зависит.

Сказка-тест «Дурной сон»

Цель: данная сказка дает полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т.д. С этой целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов.

«Однажды одна девочка внезапно проснулась и сказала: «Мне приснился очень плохой сон». Что увидела во сне девочка?»

Типичные нормальные ответы

- Не знаю, что ему приснилось;

- Сначала помнил, а потом забыл, что снилось;

- Один страшный фильм ужасов;

- Ему приснился страшный зверь;

- Ему приснилось, как он падал с высокой горы и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание

- Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи) умерла;

- Ему приснилось, что он умер;

- Его забрали незнакомые люди;

- Ему приснилось, что его оставили одного в лесу» и т.д.

Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям. Основное внимание в ответах следует обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, уже озвученные в предыдущих сказках, значит, вероятно, мы имеем дело с тревожным фактором.

Согласно детскому взгляду на сексуальность, пенис есть у всех людей. Столкнувшись с анатомическим различием между полами, мальчик объясняет его кастрацией, которая осуществляется отцом в качестве наказания за сексуальную активность. В результате у него возникает страх быть кастрированным. Девочка же ощущает скорее нехватку пениса, объясняя это несправедливостью.

Сказка-тест «Слоненок»

Цель: определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к комплексу кастрации.

«У одного мальчика был слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды он вошел в комнату и увидел, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?»

Типичные нормальные ответы

- Слоненок перекрасился в другой цвет;

- Слоненок вырос и стал большим;

- Слоненок написал в постель;

- Он ушел, потому что ему захотелось погулять;

- Он поранил ногу, и ему сделали гипс и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание

- У слоненка нет хобота, потому что его отрезали;

- Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот;

- Хобот ему мешает, и он не знает, что делать;

- Слоненок умер;

- Вместо слоненка оказалось другое животное и т.д.

Рекомендуется задать уточняющие вопросы, чтобы ребенок объяснил придуманное им окончание истории, рассказал, в чем заключается плохое поведение слоненка, за что его наказали, кто мог обидеть слоненка или самого ребенка и т.д.

Комментарии психолога

Каждый ребенок в определенный период начинает играть со своими половыми органами. В этот период его стремление направлено на изучение различий между полами. Он с удовольствием демонстрирует свои половые органы другим детям, и требует того же взамен. Его страсть задавать вопросы, на что часто жалуются родители, основана как раз на взаимосвязи проблемы различий между полами происхождения детей, которую он так или иначе смутно чувствует. В 4-5 лет ребенок ведет себя так, будто не существует ничего важнее, чем следование собственным желаниям и инстинктам, в то время как родители пытаются запретить ему проявлять интерес к телу и играть его частями. Но в раннем детстве эти дарящие удовольствие области тела несут в себе определенное значение. Полученное с их помощью чувственное удовольствие служит подготовкой и предварением будущего полового акта.

Относительно страха кастрации. Он возникает в силу того, что родителям известны только два способа пресечения предосудительного детского поведения. Они могут предупредить ребенка: если не прекратишь сосать большой палец, мы его отрежем; эта угроза с незапамятных времен повторяется в разных вариантах. Смысл всегда в этом один – напугать ребенка нанесением серьезной травмы необходимой и наиболее высоко ценимой части тела, что вынуждало его отказываться от удовольствия, которое она ему доставляла. Или родители могут прибегнуть к другому варианту и сказать: если ты будешь это делать, мы не будем любить тебя, тем самым, угрожая ребенку возможностью потери родительской любви. Эффективность обеих угроз обусловлена полным бессилием и беспомощностью ребенка перед всемогущим миром взрослых и его исключительной зависимостью от родительской опеки.

Сказка-тест «Новость»

Цель: попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.

«Один мальчик (девочка - в варианте для девочек) вернулся домой с прогулки (здесь возможны различные варианты, из которых рассказчику следует выбрать тот, который будет наиболее близок конкретному ребенку, например: пришел из школы, со двора, где играл в футбол, от своего друга, в гостях у которого он был, и т.д.), и мама ему говорит: «Хорошо, что ты пришел. Мне надо сказать тебе кое-что». Что именно хочет сообщить ему мама?»

Типичные нормальные ответы

- Сегодня к нам придут гости;

- Вечером мы пойдем к бабушке;

- Папа принес тебе щенка;

- По радио объявили, что будет гроза;

- Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш класс едет на экскурсию;

- Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин за молоком и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание

- Кто-то умер;

- Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел гулять без разрешения;

- Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3 этажа;

- Мама и папа уезжают;

- Они с папой идут в кино, а его оставляют дома;

- Папа пришел домой пьяный и ударил маму;

- Завтра его поведут к врачу;

- Мама сказала, что пойдет завтра вместе с ним в школу и т.д.

Сказка-тест «Прогулка»

Цель: выявить проявленность Эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.

Эдипов комплекс достигает своей высшей точки в период от 2,5 до 5 лет. Он проявляется в сексуальном влечении мальчика к матери и в соперничестве с отцом в борьбе за мать, а в случае с девочкой в точности наоборот.

Это задание следует проводить с учетом пола ребенка. Оптимальный вариант, если сказку ребенку расскажет родитель противоположного пола.

Вариант для мальчика 

«Один мальчик пошел гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица было у папы и почему?»

Вариант для девочки 

«Одна девочка пошла гулять в лес с отцом. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у мамы изменилось. Какое выражение лица было у мамы и почему?»

Типичные нормальные ответы

- У него довольное лицо, потому что они вернулись домой;

- У него усталое лицо, потому что он был на работе;

- У него было сердитое лицо, потому что они долго не возвращались, и он стал беспокоиться за них;

- Он пришел с работы, а дома никого нет и ужин не готов;

- Он злой, потому что сломалась машина, и он не смог ее починить.

Ответы, на которые следует обратить внимание

- Ему плохо, потому что он заболел;

- Он заболел, потому что они ушли и оставили его одного;

- Он злой, потому что, когда они ушли гулять, они закрыли его дома;

- Он сердитый, потому что хотел пойти сними, но мальчик и мама его с собой не взяли;

- Он плакал, потому что думал, что они больше не вернуться и т.д.

Комментарии психолога

До трех лет любовь мальчика к своей матери определяется зависимостью от нее. Но в дальнейшем его любовь приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырехлетний ребенок может, например, заявить, что он обязательно жениться на своей матери, когда вырастет большой. Он абсолютно уверен, что его мать – самая красивая и лучшая женщина на свете. Стремление безраздельно владеть предметом своей любви – матерью – и нежелание ни с кем его делить соседствует с чувством ревности к отцу. Ребенок воображает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к нему, и это порождает смешанное чувство любви, ревности и страха. Он пытается вытеснить эти мысли, и, возможно, это становится причиной страшных снов, которые часто мучают мальчиков в этом возрасте. Ребенок ненавидит отца как соперника, который закрепил за собой право обладания матерью. Но в то же время он любит его и восхищается им, потому что всегда может рассчитывать на его помощь, верит в его могущество, и больше всего на свете хочет быть похожим на него. Возникает неразрешимая проблема, заключающаяся в том, что чувства любви и восхищения у него вызывает тот человек, которого он одновременно ненавидит, и которому желает смерти.

Позитивная сторона этого феномена в том, что сильные романтические привязанности к матери помогают духовному развитию детей, и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу. С другой стороны, благодаря усиленной идентификации с отцом усиливается мужественность характера мальчика.

Сказка-тест «Годовщина свадьбы родителей»

Цель: выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать – отец; узнать не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей.

«Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает, и один уходит в сад. Что произошло, почему он ушел?»

Типичные нормальные ответы

- Пошел за цветами для мамы;

- Пошел немного поиграть;

- Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один;

- Ему надоело находиться на празднике;

- Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т.д.);

  • Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.

Ответы, на которые следует обратить внимание

- Ушел, потому что разозлился;

- Хотел остаться один;

- Ему стало грустно (одиноко);

- Никто не обращал на него внимание, и он решил уйти.

Комментарий психолога

При негативных ответах, следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжить разговор или объяснять свои ответы, но может дать уточнения.

Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности.

При сильной привязанности супругов друг к другу ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не зависит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие в рамках фестиваля "Инновационной деятельности" мастер класс по внеурочной деятельности Игра «Военно - спортивный калейдоскоп».

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности Игра "Военно - спортивный калейдоскоп" для  разновозрасных команд обучающихся 1 - 9 классов....

2.8. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).

Сценарий открытыхо мероприятий-пройдите по ссылке:https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2018/04/02/kazhdyy-paren-voin-bravyy   https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/...

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия).

3.9. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия). Региональный уровень дата Лекция &laqu...

4. Результативность участия в конференциях, вебинарах

Сертификаты участия педагога в семинарах, конференциях, вебинарах расположены по ссыоке: https://nsportal.ru/node/5907891...

Трансляция опыта. Участие в конференциях, вебинарах, публикации. Экспертная деятельность, мастер-классы и др.

Сказкотерапия-один из методов работы с классом. Методика направлена на сплочение коллектива....