Классный час по теме: "Мы вместе - о волонтерах и волонтерском движении"
классный час (9 класс)

Валентина Сергеевна Сандукова

Классный час в рамках школьного этапа "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.4._klassnyy_chas_volontery_.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Волонтеры»

Тематическое направление: Духовное и нравственное воспитание.

Формирующиеся ценности: Милосердие, социальное служение, гуманизм.

Продолжительность занятия: 35 минут.

Обоснование выбора темы: В России с каждым годом создаются новые волонтерские организации. Они разрабатывают множество интересных проектов и программ для нуждающихся. Кто такие волонтеры? Чем занимаются эти организации, и кто в них может работать?

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 8-11 классов (14-17 лет).

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): Мероприятие направлено на достижение личностных результатов, предусмотренных ФГОС СОО, способствует формированию у школьников нравственно-этической ориентации, воспитание таких качеств как доброта, милосердие, отзывчивость, способность к состраданию, желание помогать другим людям, участвовать в полезной для общества деятельности. Проводится как внеурочное занятие, практическое применение находит во внеклассной деятельности, выходит за рамки школы в социум.

Цель мероприятия: дать представление о волонтерах и волонтерском движении, формировать позитивное отношение на добровольческую деятельность.

Задачи:

Образовательные задачи:

 Дидактические:

  • способствовать актуализации представления обучающихся о волонтерском движении, его формах, о значении в жизни общества;
  • создать условия для формирования представления о волонтерском движении.

 Воспитательные:

  • способствовать созданию условий для развития у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
  • формировать у обучающихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

 Развивающие:

  • содействовать развитию умения сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения

Учебные задачи:

  • познакомиться с основными понятиями волонтерской деятельности;
  • рассмотреть историю развития волонтерской деятельности;
  • определить виды волонтерской и общественно – полезной деятельности.

 Планируемые результаты: 

Предметные: сформулировать понятие волонтёр; научиться извлекать нужную информацию; проводить обобщение, делать выводы. 

Личностные: развивать навыки работы в сотрудничестве; развивать учебно-познавательный интерес; развивать положительную мотивацию к внеклассной деятельности.

Метапредметные: научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учитывать разные мнения, интересы и обосновывать свою позицию.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: Классный час проводится в форме тренинга. Это позволяет познакомить детей с новыми понятиями, историей волонтерского движения. Учащиеся включаются в различные виды деятельности, могут быть максимально активны, проявляют свои творческие способности.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: Используется ИКТ, дискуссия, решение практических задач, творческая, проектная ,игровая деятельность.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: Компьютер, интерактивная доска, бумага, ватман, ручки, фломастеры, картинки для творческого задания, карточки с заданиями по группам, плакат «Словесный портрет волонтера».

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: использовать при проведении благотворительных акций.

Описание этапов подготовки и проведения мероприятия:

  • поиск и отбор нужной информации;
  • создание презентации;
  • создание видеоролика;
  • изготовление карточек с заданиями по группам
  • составление сценария проведения внеклассного мероприятия.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Приветствие.

Учитель Здравствуйте ребята, сегодня наш классный часа пройдёт в необычной форме, в форме тренинга. Перед вами перечень из 10 принципов поведения людей  одного большого российского сообщества. Как полагаете, о сообществе каких людей идёт речь?

Аргументируйте свой ответ.  Буквально, 2-3 предложения.

Добровольность, сознательность, безвозмездность, этичность, помощь и взаимовыручка, солидарность, личная ответственность за результат, дисциплина, культур речи, культура поведения

 (Слайд 1)

(Ответы детей)

Учитель: (Слайд 2)

Правильно. Речь идет о сообществе  волонтёров. Сегодня можно с уверенностью сказать, что их больше чем 21 млн всех возрастов - школьников, студентов, взрослых людей. Волонтёры, добровольцы, волонтёрское движение – понятия, близкие теме нашего классного часа. Сегодня мы поговорим о тех людях, для которых добровольчество стало смыслом жизни. Любой человек имеет возможность добровольно посвящать свое время, талант, энергию другим без ожидания финансового вознаграждения. Добровольчество — фундамент гражданского общества.

Поэтому наше занятие называется: «МЫ ВМЕСТЕ»

- включить видео с сайта «Разговоры о важном» - говорим о важном с финалистами премии «Мы вместе»

Второй этап

  1. Теоретическая часть

Цель: познакомить детей с деятельностью волонтеров в Бурятии , раскрыть понятие «волонтер»

(Слайд 4)

Учитель: 5 декабря в большинстве стран мира празднуют Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития. Второе название этого праздника – День волонтёров. Он был учреждён по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году в благодарность всем людям, добровольно внёсшим вклад в развитие экономики и социальных программ на территории многих государств.

(Слайд 5)

 

В прошлом году мы с вами начали говорить о волонтерстве и волонтерском движении. Давайте вспомним, что означает это слово

В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Представители волонтёрского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей. Волонтером может стать любой желающий от 14 лет.

(Слайд 7)

Существуют различные волонтерские направления, такие как:

1.Экологическое волонтерство 

Волонтёрская деятельность в области сохранения природы, защиты флоры и фауны и решения экологических проблем, способствующая формированию экологической культуры.

Основные акции: сбор макулатуры, пластика, батареек; информационно-просветительские акции;

2.Волонтерство в сфере культуры

Волонтёрская деятельность, направленная на сохранение и продвижение культурного достояния, создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формирование культурной идентичности, популяризации культурной сферы среди молодёжи.

Основные акции: литературный квест, встречи с интересными людьми, организация экскурсий.

3.Медицинское волонтерство

Волонтёрская деятельность в области помощи медицинского сопровождения массовых мероприятий, профориентации школьников, популяризации ЗОЖ и профилактики заболеваний.

Основные акции: организация встреч с почетным донором, проведение акций , направленных  на формирование здоровых привычек.

4.Сохранение исторической памяти (волонтёры-Победы).

Волонтёрская деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти.

Основные акции. «Георгиевская ленточка», встречи с ветеранами ВОВ и тд.

Социальное волонтерство.

 Волонтёрская деятельность, на оказание помощи, прежде всего, незащищенным слоям населения: инвалидам, воспитанникам детских домов, пожилым одиноким людям, а также деятельность, связанная с заботой о животных.

Учитель- В нашей республике  развивается и функционируют различные волонтерские движения

Региональный компонент

Волонтеры Бурятии

      По данным регионального министерства спорта и молодежной политики, в Бурятии насчитывается 94 тысячи волонтеров. История волонтерского движения в Бурятии включает не одно десятилетие, зародилось оно в 2000 –х годах.

  1. Возник большой ресурсный центр «Фирн». Они проводили различные экологические кампании, весной проводили целую добровольческую неделю. Она так и называлась «Весенняя неделя добра». К этому мероприятию подключалась абсолютно вся республика, школы в первую очередь, молодёжные, общественные, студенческие организации.
  2. Среди волонтёров есть и экологи, и поисковики. В 2018 году в рядах добровольцев появилось новое направление "Волонтеры Культуры".
  3. В 2019 году был открыт ресурсный добровольческий центр «ДоброДом».

Входит в состав организации «Ассоциация волонтерских центров»
Ресурсный центр добровольчества «ДоброДом» создан с целью популяризации волонтерской (добровольческой) деятельности среди жителей города Улан-Удэ и Республики Бурятия.
Центр ведет работу по обучению добровольцев, оказанию образовательных услуг организациям, а также занимается выстраиванием их эффективной работы по взаимодействию с органами власти, бизнесом и СМИ.

4.Существует премия «Звезда Дальнего Востока».  Цель вручения премии - создание сообщества активных граждан Дальневосточного Федерального округа через поощрение и популяризацию их деятельности, которые на основе патриотических ценностей созидают и улучшают жизнь в особожденных регионах России. Лучшей в этом, 2023 году в номинации «Волонтерство» стала лидер волонтёрского центра «Бурятия - мы вместе» Ольга Ангабаева. Организация выпускает большой ассортимент продукции, необходисой для бойцов- от окопных свечей до военной формы.

Волонтеры МОУ Таловская СОШ

На базе Таловской СОШ Прибайкальского района добровольческое движение зародилось еще в 2005 году. Волонтерская группа прошла обучение по программе «Равный обучает равного» в Республиканском центре профилактики и борьбы со СПИД». На протяжении семнадцати лет, волонтерская группа осуществляет добровольческую   деятельность по различным направлениям. На данный момент численный состав группы составляет: 27 учеников из 5-11 классов, и это не придел.

    На протяжении многих лет волонтеры школы сотрудничают с реабилитационным центром «Отрадный Сад», в котором воспитываются и обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Педагогами Таловской школы и воспитателями реабилитационного центра «Отрадный Сад» был разработан проект «Лаборатория Милосердия», который нацелен на создание возможностей для социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через общение, дружбу, совместную трудовую и творческую деятельность с волонтерами. Для детей с ограниченными возможностями здоровья взаимодействие с волонтёрами способствует формированию социального опыта и социальному развитию. В мероприятиях, проводимых добровольцами, дети примеряют на себя различные социальные роли, получают полезную информацию. Волонтеры в свою очередь реализуют потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку. Формируют в себе   такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание.

     Также волонтеры школы сотрудничают с Республиканским центром профилактики и борьбы со СПИД. Волонтерами школы был разработан проект «Равный обучает равного»

В рамках данного проекта специалисты и волонтеры «Центра СПИД» проводят обучающие тренинги, семинары, игры по станциям с нашими волонтерами.

Волонтеры школы являются активными участниками Республиканского Слета волонтеров, на тринадцатом слете волонтеров мы были удостоены Специальным призом – кубком «Красная лента».

Проект «Спасательный круг», данный проект в  школе новый, начал реализацию с 1 июня 2022 года, был разработан волонтёрами совместно с педагогами школы, школьной администрации и психологом и направлен на помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, испытывающим проблемы с установлением дружеских контактов со сверстниками, детям, находящимся в социально опасном положении.

ПРЕМИЯ «Звезда Дальнего Востока»

Цель вручения премии - создание сообщества активных граждан Дальневосточного Федерального округа через поощрение и популяризацию их деятельности, которые на основе патриотических ценностей созидают и улучшают жизнь в особожденных регионах России. Лучшей в этом, 2023 году в номинации «Волонтерство» стала лидер волонтёрского центра «Бурятия - мы вместе» Ольга Ангабаева. Организация выпускает большой ассортимент продукции, необходисой для бойцов- от окопных свечей до военной формы.

  1. Практическая часть

Упражнение «Проблемные ситуации»

Цель: Проанализировать жизненные ситуации, в которых нужно проявлять милосердые поступки, выявить мотивы совершения добрых дел.

Учитель: Сейчас каждая группа будет обсуждать ситуацию, и предлагать  и высказывать свое мнение. Затем будем обсуждать вместе

Каждая группа обсуждает ситуацию и обменивается карточками. Затем,  переходим к общему обсуждению).

Ситуация 1.

Проанализируйте ситуацию и скажите, по каким мотивам совершалось доброе дело. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он
подошёл к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути.

Ситуация 2.

Ученик хорошо и активно работал на уроке, но учитель почему-то не поставил ему никакой отметки. Это вызвало у школьника возмущение: «Что же это я, даром трудился, что ли? Больше ничего делать не буду. Старался, старался, а что за это получил? Ничего!»

Как вы думаете, сможет ли этот мальчик делать добро просто так? Почему?

Ситуация 3.

Костя сделал скворечник и позвал Вову: «Посмотри, какой птичий домик я сделал».

Вовка присел на корточки: «Ой какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь, что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой, а я тебе за это планер сделаю».

«Ладно, - согласился Костя. - Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник». (В.Осеева)

Разберитесь, кто из мальчиков прав и почему?

  1. Создание эмблемы волонтерской деятельности в гимназии

Цель Создание эмблемы волонтерской деятельности в МОУ «Бурятская гимназия № 29»

Материалы: карандаши, фломастеры,  цветной картон, ножницы, картинки, клей

Учитель: Ребята, волонтерское движение может существовать и в нашей гимназии. Давайте придумае для него эмблему.


Третий этап - заключительный

Цель: подвести итог занятия. Определить ценности волонтерского движения в жизни каждого человека

Учитель. Ребята, сегодня вы узнали, кто такие волонтеры, какими они должны быть, познакомились   с волонтёрскими движением в Бурятии и в нашей школе.

Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтерства. Ладошки разного цвета, потому что мир создал нас всех разными.  В заключение мы составим «Сердце волонтера» из разноцветных ладошек. У каждого из вас есть ладошка, на которой написан вопрос, сейчас по очереди подходим к доске, зачитываем вопрос, отвечаем и прикрепляем на доску

(Ребята отвечают на вопрос, и прикрепляет ладошку, составляя «Сердце волонтера»)

Вопросы

  1. Что нового вы узнали?
  2. Кого вы можете назвать волонтером?
  3. Кто может стать волонтером?
  4. Когда отмечается День волонтера в России?
  5. Какими качествами должен обладать волонтер?
  6. Чему вас научил классный час?
  7. Какие эмоции вы испытали на классном часу?
  8. Хотели бы вы стать волонтером?
  9. Нужны ли в обществе волонтерские движения? Почему?
  10. Ваши пожелания волонтерам

Учитель. Волонтером может быть каждый – независимо от образования, материального статуса и т.п. Главное условие – это любовь к окружающим, доброе сердце и наличие свободного времени. В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому. Спасибо за внимание!!

Звучит песня «Гимн волонтеров»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Летние каникулы волонтеров..." Опыт реализации волонтерского движения в 239 Лицее.

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдель...

открытый классный час на тему "Мы вместе"

Создание условий для успешной социализации личности каждого обучающегося коллектива взвода (класса); развитие стремления дружить с окружающими, общаться в коллективе....

Классный час на тему энергосбережения "Вместе ярче!"

Классный час на тему энергосбережения "Вместе ярче!" Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов! ...

Проект по организации волонтерского движения "Мы ВМЕСТЕ"

В рамках развития волонтерского движения в школе мы разрабатываем различные формы волонтерской практики. Одним, из которых, является  социальный проект «Мы вместе», реализуемый совмес...

Волонтеры, волонтерское движение

Добрая воля –добрые дела –добрая жизнь!...

Конспект занятия волонтерского отряда «Мы вместе» «Быть волонтером – это круто!»

Цель: формирование гражданского самосознания высокомотивированных детей посредством популяризация идеи добровольчества (волонтёрства), повышение социального статуса волонтёра Задачи: ...