Разработка классного часа "И они приближали Победу"
методическая разработка (7 класс)

Кириченко Татьяна Алексеевна

 Сценарий классного часа об участии разных животных в Великой Отечественной войне.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_i_oni_priblizhali_pobedu.docx472.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

классного часа

«И они приближали Победу!»

Патриотическое направление

C:\Users\Админ\Фото\img11 (1).jpg

Кириченко Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Саранпауль, 2021 г.

Классный час «И они приближали  победу!»

Цели

1. Показать особую значимость отношений животных и человека в военное время.

2. Воспитание чувства гордости за победу советского народа в Великой Отечественной войне.

3. Воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным.

Задачи

1. Рассказать учащимся о роли животных на войне.

2. Расширить знания детей о тех животных, которые помогали солдатам в годы Великой Отечественной войны.

Целевая аудитория: обучающиеся 7 класса

Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки со словами для кластера, карточки со стихотворениями о животных, текст рассказа «О чём думает олень?», украшение из рога оленя, бурки, бабки и т.д.

Этапы

Содержание каждого этапа

1.Организационный

Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

2. Вступительное слово.

    Всё дальше от нас уходит  Великая Отечественная война, мы живём с вами в мирное время и не знаем ужасов той войны, время неумолимо отдаляет нас от тех событий,  но  оно не в силах стереть из нашей памяти великую дату – 9 мая 1945г.  Тяжелейшим испытанием легла Великая Отечественная война на наш народ. Мы  глубоко гордимся тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом и победить.

 Что пришлось пережить за эти 4 года, не передать словами, какой ценой досталась Победа…

Сегодня я бы хотела поговорить о тех, кто помогал нашим воинам приближать конец войны.

2.Мотивация

   Ведь не только оружием завоевывали победу. Через всю войну рядом с людьми в боевом строю шли животные.   Они были невольными участниками боевых действий. Они помогали побеждать…

-  Кто же это?

3. Постановка целей и задач.

Подскажите, какова цель нашей сегодняшней встречи? И какие задачи мы перед собой поставим?

Ответы:….

4. Фронтальная  беседа,  выступление подготовленных учеников,  по ходу беседы составление кластера «И они приближали Победу!»

Я предлагаю вам карточки со стихотворными строчками, вы угадываете, о каком животном идёт речь и прикрепим карточку с названием животного на доску.

  1. …И стучат по планете копыта

Там где войн полыхает гроза.

Сколько бедных их было убито,

Человечьи их плачут глаза…

- Правильно! Это лошади. (крепим карточку на доске).

 Как вы думаете, как применялись лошади на войне?

Ответы учеников.

Официальная информация: ( читает подготовленный ученик + слайды презентации)

   Несмотря на то, что, Вторую Мировую называют войной моторов, лошади сыграли далеко не последнюю роль в битвах. Только по официальным данным численность лошадей в Советской Армии составляла 1,9 миллиона голов. В войну лошадей применяли как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу.

Несмотря на то, что лошадь не могла преодолеть больше 100 км за сутки, но она могла пройти там, где не проедет никакая техника, и, причем, сделать это незаметно. Поэтому часто лошадей использовали для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий.

Зачастую раненые были обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов были на «конной тяге». В свою очередь, люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжело раненых лошадок до лазарета довозили на автотранспорте, там им делали сложные операции и выхаживали до полного восстановления. Точных данных о том, сколько лошадей погибло за войну, нет. Но считается, что во время Великой Отечественной войны Советская Армия потеряла больше миллиона верных коней. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.

  1. Следующее стихотворение.

У него четыре лапы

Черный нос и хвост лохматый

Очень громко часто лает

И плохих людей кусает.

- Верно! Это собака. Кем могла быть собака на войне?

Ответы учеников.

Официальная информация: ( читает подготовленный ученик + слайды презентации)

 Всего же по военным дорогам от Москвы до Берлина проползло, проехало и пробежало 60 тысяч собак, породистых и беспородных, больших и малых, гладких и лохматых. Служба собак на фронте была самой разнообразной.

Собаки на фронте применялись для самых разных целей. Прежде всего, они несли службу, как в сторожевом, так и в боевом охранении. Часто собаки использовались в засадах и секретах. Были и специальные собаки, обученные разыскивать укрытия вражеских снайперов, санитарные собаки, собаки – связисты.

 Собаки-истребители танков 

Собаки-санитары

 Собаки-миноискатели

 Диверсионные собаки

Собаки-связисты

  1. Следующая карточка

Очень сильный и высокий

По колено снег глубокий

Не олень, но он рогатый

И зовут его сохатый.

- Это лось. (крепим карточку + слайд презентации ). Как же он помогал нашим воинам?

Официальная информация: ( читает подготовленный ученик + слайды презентации)

     С первых дней войны началось формирование партизанского движения. Специально подготовленные сотрудники НКВД оставались на оккупированных территориях для организации диверсионных отрядов. Одной из главных задач, которую им предстояло решать, была задача транспортировки грузов и живой силы на большие расстояния. Лошадиные следы были хорошо заметны в лесу и вызывали подозрение у немцев. По этим следам фашисты часто обнаруживали партизан, а на лосиные следы они не обращали внимания.

     Тогда и появилась идея использовать для этой цели лосей. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами.
Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам. Большого распространения применение в военных целях лоси не получили – связано это было в основном с понятными трудностями по организации обучения бойцов. Вскоре два десятка сохатых отправились в разведотделы армии и приняли участие в успешных рейдах по вражеским тылам. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника. 

  1. Очередная карточка.

Без воды как по равнине

Он шагает по пустыне

Иногда, при случае

Ест колючую траву.

- Как ни странно и верблюды участвовали в Вов. (крепим карточку)

Официальная информация: ( читает подготовленный ученик + слайды презентации)

Во время тяжелейших боев под Сталинградом в Астрахани формировалась 28-я резервная армия, укомплектованная пушками. Однако двигаться в путь было невозможно: во всей округе — ни грузовиков, ни лошадей. Осмотревшись, командование решило привлечь в качестве тягловой силы верблюдов. Местные власти выловили почти всех диких животных, передав их воинским частям. Солдатам пришлось непросто, многие видели двугорбых в первый раз, а здесь предстояло управлять такой махиной на передовой. Да и скверный характер животины проявляли при каждой попытке общения. На помощь пришли мальчишки-пастухи. За короткое время с их помощью красноармейцы обучили животных носить упряжку, возить повозки и полевую кухню, тащить орудие, вес которого превышал тонну. Верблюды славились выносливостью, поэтому вместо трех пар коней, полагающихся для перевозки пушек, запрягали две пары верблюдов. Эти животные могли нести на себе до двухсот килограммов груза и неделю обходиться без пищи и воды.

Все бы хорошо, но упрямые верблюды категорически не хотели прятаться от пуль и бомбежек. Немцы легко отстреливали несчастных животных, а потом ходили по полю битвы, добивали раненых верблюдов и шутили: «Дас ист руссиш танк». Немногие выжившие животные через какое-то время научились по команде «Ложись!» дружно бросаться на землю.

Самыми знаменитыми верблюдами в Советской армии были Яшка и Машка из 902-го полка, сформированного в Астрахани. Они тащили до Берлина тяжелые артиллерийские орудия, перевозили полевую кухню. Грудь животных была увешана орденами немецких генералов. После окончания войны командование решило отправить Яшку и Машку на мясо. Но офицеры и солдаты полка чуть было не подняли восстание: никто не хотел ужинать своими боевыми товарищами. И тогда Машку и Яшку оставили в Берлинском зоопарке.

У людей, благодарных своим двугорбым помощникам, совершенно не случайно возникла идея увековечить в памятнике  животных, по-своему причастных к победе над фашизмом.
  Свое практическое развитие она получила в Ахтубинске Астраханской области. Устанавливали его мастера, руками которых и был создан памятник другим верблюдам: Маше и Мише – три волгоградских скульптора Петр Солодков, Вадим Жуков и Василий Маринин.
Памятник состоит из трёх фигур размером 1,25 от натуральной величины (одной фигуры человека и двух фигур верблюдов) и 76-мм. Пушки ЗИС.

  1. Идем дальше.

Пушистые лапки

Которых четыре

Упругой походкой

Прошлись по квартире.

-- Кошки! Чем же они могли помочь? Ведь они не обладают выносливостью, большой физической силой?

Ответы учеников.

Официальная информация: ( читает подготовленный ученик + слайды презентации)

    Благодаря своей чувствительности кошки безошибочно определяли приближение надвигающейся бомбардировки, активно выражали свое беспокойство и, таким образом, предупреждали своих хозяев о приближающейся опасности.

    Большую роль кошки сыграли в блокадном Ленинграде. Кошки защищали продовольствие и произведения искусства Эрмитажа от посягательств  крыс. Известно, что кошки приносили свою добычу хозяевам, а сами умирали от голода. Кошки свои теплом согревали детей. А когда в Ленинграде закончилась провизия, то кошки сами становились едой для людей.

    Настало время, когда в Ленинграде не осталось ни одной кошки и город начали атаковать крысы. Интересно, что после прорыва блокады наравне с необходимым продовольствием в город ввезли более 5 тысяч дымчатых кошек, которые и спасли Ленинград от крыс.

    В Тюмени в 2008 году в память о кошках, спасших  блокадный Ленинград от крыс, был открыт «Сквер Сибирских кошек». Двенадцать скульптур кошек и котят, вылитых из чугуна и покрытых специальной золотистой краской подтверждают высказывание – «Никто не забыт, ничто не забыто»…

  1. Следующая карточка.

Словно царскую корону

Носит он свои рога

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга.

- Это северный олень. Поговорим о хорошо известном нам красавце олене. У нас в поселке есть оленеводческий совхоз. И вы прекрасно знаете, что олень значит  для оленевода.

5. Поиск информации

- Я предлагаю вам прочитать рассказ, написанный учениками 7 класса нашей школы. Ваша  задача -  найти в тексте информацию: какую пользу приносит олень,  и кем   он приходится   оленеводу .

 Чтение текста, поиск информации.

Ответы: Олень для оленеводов – это…

- пища, одежда, транспорт, игрушки, друг.

6. Проблемный вопрос.

- Верно! Исходя из собранной информации, подумайте,  в качестве кого, чего могли использовать оленей во время ВО войны?

Ответы учеников.

Ученик читает подготовленную информацию+ слайды презентации.

  Олень   очень вынослив и  способен преодолеть по снегу до восьмидесяти километров в сутки, чего не сможет ни одно крупное запряжённое животное.

Они доставляли грузы, вытаскивали подбитые самолёты, подвозили пушки и снаряды, доставляли продовольствие, служили в разведке, вывозили раненых с поля битвы.

      Уже в январе 1942 года из мобилизованных было сформировано 12 батальонов. В марте в составе 14-й армии из девяти лыжно-оленных батальонов были сформированы две оленелыжных бригады общей численностью в 6290 воинов. В этих бригадах служили оленеводы: саамы, ненцы и коми. Оленей часто использовали не только для отправки раненых и доставки военных грузов, но и для заброски в тыл врага разведчиков, для вывоза с поля боя подбитых самолетов, их экипажей и военных трофеев, а также для поддержки устойчивой связи между подразделениями.

   Оленеводы спасли жизнь многим солдатам и командирам 14-й армии и Северного флота. За годы войны они вывезли с передовой более 10000 человек, доставили на фронт по бездорожью 17 000 тонн боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 вынужденно севших и подбитых самолета. Кроме того, переправили для выполнения боевых заданий около 8000 военнослужащих и партизан, многих – в дальние тылы врага».

    Уже к началу зимы 1942-1943 года все войсковые олени с пастухами были сведены в несколько армейских транспортов и перешли в подчинение штаба 14-й армии, который давал им задания или направлял их на передовую в распоряжение воинских частей.

   В октябре 1944 года бойцы – оленеводы с упряжками участвовали в боях за Петсамо, Никель, Рудники, Киркенес, совместно с другими частями фронта освобождали советское Заполярье и вступали на территорию Норвегии.

"Северный олень — уникальное животное, обитатель тундры, сильный и выносливый, ему не страшны даже самые суровые погодные условия. Он пройдет там, где не сможет никакая техника: по тундре, без дорог, по снегу, который может достигать нескольких метров в глубину", — рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и права Мурманского Арктического государственного университета Александр Чапенко.

А еще олени — самодостаточные животные, за ними практически не нужен уход.

"Олень в снегу не увязает, может плавать. Кормить практически не надо, он сам себе добывает корм, поить не надо. Никакие помещения для отдыха оленю тоже не нужны. Олени приспособлены так, что сами себя всем обеспечивают", — рассказывает Домна Хомюк, жительница села Ловозеро, которое считается одним из центров саамской жизни.

      Особенное качество оленей, которое стало важным именно в военное время, — полное безмолвие.

     "Собаки в упряжках шумные, они лают, пререкаются между собой, выясняют отношения, лошади тоже издают громкие звуки, а олени — нет. Любое другое животное, но только не олень. Он не издает никаких звуков, абсолютно никаких. Действительно, они могли легко пройти под носом у врага", — объясняет Домна Хомюк.

    В конце 2020 года в Мурманске появился памятник "Подвигу бойцов оленно-транспортных батальонов". На нем в бронзе увековечены не только люди, но и животные.

7.Закрепление

Закрепим, ответив на некоторые вопросы голубка:

  1. В чем преимущество северных оленей перед лошадьми в условиях Севера?
  • Сам себе добывает пищу
  • Не требует специального ухода
  • Тело покрыто густой шерстью
  • Умеет плавать
  1. Как назывались батальоны, которые сформировались в 1941 году на Севере?
  •   Оленно-транзитные
  •  Оленно-транспортные
  •  Оленно-дорожные
  • Оленно- лыжные
  1. Кого назначали ездовым в оленью упряжку?
  • Коренного жителя г. Москвы
  •  Коренного жителя Ленинграда
  • Коренного жителя Севера.

4. Какие задачи стояли перед оленно-транспортными батальонами?

  • Доставлять грузы с продовольствием и боеприпасами
  • вывозить побитые самолеты и их экипажи
  • Подвозить снаряды, боеприпасы, оружие
  • Разводить северных оленей
  • Эвакуировать раненных
  • Ходить в разведку

Заключительное слово учителя.

Слово учителя: Итак, ребята!  В  ходе работы у нас с вами получился кластер, на котором мы обозначили только некоторых верных помощников наших солдат.

Учитель: Мы с вами еще вернёмся к этой теме  ближе к 9 мая. Оказывается,  невольными участниками войны были птицы (голуби), ослики, дельфины и даже медведь Войтек, а  еще и мыши!

Наша встреча подходит к концу. В заключение я хочу сказать вам,  что, сколько бы лет ни прошло с тех страшных событий, мы с вами должны помнить тех солдат, что сражались на полях Великой Отечественной войны за наше мирное существование. И помнить тех, кто им верно и преданно служил и помогал. И вспоминать уроки войны не только в день Победы 9 мая. У многих из вас есть кошки, собаки, любите их, не обижайте, помните, что может,  их  предки воевали за то, чтобы мы жили под мирным небом!

Спасибо, можете быть свободны.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Они приближали Победу"

Презентационное сопровождение к классному часу о эскадрилии Нормандия Неман базировавшейся  в нашем районе....

Разработка классного часа, посвящённого Дню Победы (с мультимедийной презентацией)

Классный час, приуроченный к юбилею Великой Победы, проводится в средних классах....

Разработка классного часа " 70 - лет Победе в ВОв "

«70 лет со дня победы в ВОВ»Задача классного часа: 1. расширить представления детей о ВОВ,о мире2. воспитание патриотических чувств, любви к своей Родине;3. вызвать уважение к ветеранам-учас...

Методическая разработка классного часа: «70-лет Победы в Великой Отечественной войне»

Данный  классный час посвящен жителям Лосино-Петровского, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны за нашу Родину....

разработка классного часа к Дню Победы

Сценарий классного часа    к Дню Победы   для студентов  училища...

Методическая разработка классного часа к Дню Победы (презентация)

Презентация к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Военная история ст.сержанта Солодовникова Ивана Дмитриевича"...

разработка классного часа"Сталинград-наша Победа"

Материал полезен при разработке классного часа ко Дню Победы...