Профессиональное самоопределение обучающихся в рамках федеральной программы «Билет в будущее»
статья

Масленникова Елена Петровна

Каждый год перед тысячами учеников встаёт вопрос: куда пойти учиться? Какую профессию выбрать, чтобы работа была интересной,

востребованной и хорошо оплачивалась?  Безусловно, это решение непростое, ведь каждый из нас хочет быть счастливым. Но давайте

подумаем, когда человек чувствует себя счастливым? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_samoopredelenie.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение обучающихся в рамках федеральной программы «Билет в будущее»

Добрый день, коллеги. Тема моего выступления: «Профессиональное самоопределение обучающихся в рамках федеральной программы «Билет в будущее»»

Если человек не знает, к какой пристани

он держит путь, для него ни один ветер

не будет попутным.

Сенека 

Каждый год перед тысячами учеников встаёт вопрос: куда пойти учиться? Какую профессию выбрать, чтобы работа была интересной, востребованной и хорошо оплачивалась?  Безусловно, это решение непростое, ведь каждый из нас хочет быть счастливым. Но давайте подумаем, когда человек чувствует себя счастливым?

Конечно, мы счастливы, когда едем в отпуск, покупаем что-то, о чём давно мечтали, но такое счастье — мимолётно.

Анализируя факты, невольно задумываешься: в чем причина неудач и разочарований молодых людей?

Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности.

Известно, что юность – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.

В современном мире очень много профессий  и выбрать какую-то одну, которая станет делом всей жизни, невероятно сложно.

Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

И ведь, действительно, счастлив тот, кто занимается любимым делом, когда его труд приносит пользу ему самому, его близким и даже всей стране — это и есть настоящее счастье.

Так кто может помочь ребёнку в профессиональном самоопределении?

Семья?

Службы труда и занятости?

Сверстники?

Дополнительное образование?

 Или Школа?

Несомненно, начинать разговор о профориентации очень важно именно в школе — закладывать первое представление о мире профессий, формировать важные навыки, которые потом пригодятся ребенку. Решаются важнейшие вопросы: кем быть, какая профессия по душе, а также, где реализовать себя, какие возможности и запросы диктует время

с 1 сентября этого года во всех школах страны стартовал Профориентационный минимум в рамках проекта «Билет в будущее». 

Это современный  просветительский  проект  по  ранней профориентации, который объединяет педагогов и школьников в решении важных жизненных вопросов. 

Цель проекта – формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций.

Направления и форматы Профминимума* вы видите на экране

1. Урочная деятельность.

2. Внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты».

3. Практико-ориентированный модуль.

4. Дополнительное образование.

5. Профессиональное обучение.

6. Взаимодействие с родителями (законными представителями).

7. Профильные предпрофессиональные классы.

 Существует несколько уровней профминимуму. Наша школа выбрала базовый, это 40 часов. В проекте участвуют обучающиеся с 6 по 9 классы. Я являюсь педагогом-навигатором 8 класса.

Знакомство с материалами профминимума проходит на электронной платформе, которая представляет собой многофункциональную информационную систему, содержит отдельные личные кабинеты, образовательные материалы, онлайн-курсы.

Также на платформе проводится профориентационная онлайн-диагностика. Диагностика является единой для участников проекта «Билет в будущее» (с учетом возрастных различий и особых требований для участников с ОВЗ) и направлена на выявление уровня осознанности и широты кругозора обучающегося в рамках профессионального выбора.

В личном кабинете педагогов в этом году появился новый инструмент «Конструктора будущего». С помощью его ресурсов педагоги могут сформировать 45-минутный урок, используя уникальный материал платформы bvbinfo.ru: видео, графические элементы, интервью с профессионалами различных корпораций, тесты, игровые механики и квесты.

При этом «Конструктор будущего» сразу учитывает возрастные особенности каждого класса и предлагает различные методики для профессионального выбора. Так, например, педагог может наглядно показать ученикам пользу от школьных предметов для будущей карьеры или дать выпускникам 9 классов советы по выбору продолжения обучения после сдачи ОГЭ от специалистов разных отраслей.

Курс внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты»  нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.

Цели и задачи курса «Россия — мои горизонты»

  • популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны;
  • формирование представлений о развитии и достижениях страны, знакомство с отраслями экономики;
  • знакомство с миром профессий, профессиональными навыками и качествами, системой профессионального образования в стране;

создание обучающимся равных условий для самоопределения, карьерной навигации и профессионального развития с учетом персональных интересов и мотивов на благо процветания и благополучия страны.

Курс «Россия – мои горизонты включает:

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ УРОКИ и ЗАНЯТИЯ, которые

носят интерактивный характер и включают в себя:

  • видеоролики с уникальным профориентационным контентом;
  • обсуждения, дискуссии, игры, задания-практикумы;
  • разбор важных тем профориентации в доступном формате и др.
  • моделирующие онлайн-пробы

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ОНЛАЙН-ДИАГНОСТИКА

Онлайн-диагностика позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.

Диагностика осуществляется в онлайн-формате, что дает возможность провести ее как в образовательной организации,  так и в домашних условиях.

В проекте запланировано 10 онлайн-диагностик: 2 обязательные «Мои прфсреды» в разделе «Понимаю» и «Мои таланты» в разделе «Осознаю», остальные дополнительные.

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ВЫСТАВКА «Лаборатория будущего»

В рамках проекта предполагается посещение мультимедийных выставок – экспозиция на базе исторических парков «Россия – Моя история»

Задачи Выставки:

- знакомство обучающихся с рынком труда,  с различными отраслями и профессиями,  с многообразием вариантов профессионального выбора;

- вовлечение, повышение мотивации к совершению профессионального выбора;

- помощь школьникам в понимании,  в каком направлении они хотят развиваться дальше.

Эта выставка действует осенью и весной. К сожалению, у нас не получилось в этом году, но мы планируем посетить весной.

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

Профессиональная проба является средством самоопределения обучающихся. Такой подход ориентирован на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности.  

В рамках данного этапа школьники приняли участие в очных и онлайн профессиональных пробах.

Так девушки 8-9 классов посетили Михайловский педагогический колледж, где познакомились с профессией воспитатель.

Обучающиеся 7 класса попробовали себя в роли комбайнеров, а восьмиклассники – лесничего.

Ребята 7-8 классов посетили мастер-класс по изготовлению шоколада и попробовали себя в роли кондитера.

С 14 декабря был открыт раздел «Планирую», в котором содержится анализ полученных рекомендация и предлагает выбор профессиональной сферы и построение образовательно-профессиональной траектории.

В моем классе все ребята прошли 10 диагностик (чем больше обучающийся прошел диагностик, тем более полным и детализированным будет его личные рекомендации).

В этом разделе несколько вкладок:

Профиль обучения  поможет понять, какой профильный класс подходит школьнику

Образовательная траектория поможет определиться, какой уровень образования и какие направления подходят школьнику.

Профессии – содержит перечень отраслей и профессий, рекомендованных ученику по результатам диагностик.

В Талантах узнают свои профессиональные зоны потенциала, которые рекомендуется развивать в будущем

В Способностях узнают описания своих эмоциональных, социальных и творческих компетенций

Таким образом «Билет в будущее» - это инновационный продукт, который основан на навыке свободного выбора: он не отвечает на вопрос «Кем быть?», а дает школьнику возможность лучше понять себя и определиться со своими интересами.

Спасибо за внимание!