ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ обучающихся 10 «А» класса на 2020 - 2023 г. МОБУ "Центр образования" ГО "г. Якутск"
рабочая программа (10 класс)

Борисова Янина Борисовна

Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед риском получить психологически разрушенное поколение. Наблюдается постоянный и быстрый рост преступности среди несовершеннолетних.

Учащихся, склонных к асоциальным поступкам, педагоги, ученые относят к «группе риска» или к группе подростков состоящих в конфликте с законом. В настоящее время понятие дети «группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. В данном случае говоря о детях «группы риска» или  группы подростков состоящих в конфликте с законом мы подразумевали подростков с девиантным поведением. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Дети из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи часто не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания; не налажен контакт с педагогами школы. И как следствие, после посещения школы ребята предоставлены самим себе,  идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману.

Дети риска в силу своих психофизических особенностей, социальной запущенности, чаще всего не справляются с учебой, конфликтуют с родителями и учителями, часто бросают занятия в школе, пополняя ряды несовершеннолетних с различными формами девиантного поведения.

При этом необходимо учитывать современное положение, динамику и структуру преступности, потерю морально-правовых ориентаций, дефицит моральности и духовности в обществе, широкое распространение алкоголизма, наркомании, снижение деловой активности, а также факторы влияния на преступность разбалансированности социально-экономического комплекса, что сопутствует криминализации общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено педагогическим советом

МОБУ "Центр образования" го "город Якутск"                              

Согласовано

Директор МОБУ «Центр образования»

Протокол____________                                                             Борисов Д.Д._______________    

Дата «____» ____________20___г.                                          Дата «____»______________20___г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

обучающихся 10 «А» класса

на 2020 - 2023 г.

МОБУ "Центр образования" ГО "г. Якутск"

г. Якутск 2020 г.

Раздел 1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса

Среди современных проблем нашего общества социальная обездоленность детей является наиболее трагичной по своим последствиям. Масштаб и глубина кризисных явлений в нем таковы, что оно оказывается перед риском получить психологически разрушенное поколение. Наблюдается постоянный и быстрый рост преступности среди несовершеннолетних.

Учащихся, склонных к асоциальным поступкам, педагоги, ученые относят к «группе риска» или к группе подростков состоящих в конфликте с законом. В настоящее время понятие дети «группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. В данном случае говоря о детях «группы риска» или  группы подростков состоящих в конфликте с законом мы подразумевали подростков с девиантным поведением. Это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Дети из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи часто не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания; не налажен контакт с педагогами школы. И как следствие, после посещения школы ребята предоставлены самим себе,  идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману.

Дети риска в силу своих психофизических особенностей, социальной запущенности, чаще всего не справляются с учебой, конфликтуют с родителями и учителями, часто бросают занятия в школе, пополняя ряды несовершеннолетних с различными формами девиантного поведения.

При этом необходимо учитывать современное положение, динамику и структуру преступности, потерю морально-правовых ориентаций, дефицит моральности и духовности в обществе, широкое распространение алкоголизма, наркомании, снижение деловой активности, а также факторы влияния на преступность разбалансированности социально-экономического комплекса, что сопутствует криминализации общества.

Нельзя не отметить, что несовершеннолетним и молодежи вообще, приемлемы специфичные формы жизнедеятельности, асоциальные нормы и ценности, низкий уровень правовой сознательности, социально негативные связи, которые в свою очередь, обуславливают распространение антиобщественных проявлений.

Известно, что взаимоотношения, морально-психологическая атмосфера, материальное положение семьи играют решающую роль в воспитании детей, поэтому рост преступлений среди несовершеннолетних можно объяснить не только негативным влиянием улицы, неформальных групп, недостаточным педагогическим воздействием учреждений образования, общественности, но и деформацией современной семьи, изменениями в ее ценностных ориентациях, в понимании моральных основ и как результат - увеличением негативизма в семейных взаимоотношениях: пьянство, драки, неуважение к окружающим, жестокость и безразличие между собой, так и к детям, криминальное поведение родителей. Все это негативно влияет на поведение и психологию детей.

Согласно социальному паспорту за 1-ое полугодие 2020-2021 уч.г. в 10 «А» классе МОБУ «ЦО» выявлены следующие факты:

В классе 29 человек.

28 – мальчики, 1 – девочка.

полные семьи: 17; неполные семьи: 12; опека: 2;

дополнительное образование (ЯИПК) – 27 чел.;

работают – 5 человек;  

62 %  - обучающиеся «группы риска» (18 чел.).

38% - на профилактическом учете (КДН и ЗП, ПДН, ВШУ) (11 чел.)

Согласно результатам психологического анкетирования за 1-ое полугодие 2020-2021 уч.года:

  •  уровень тревожности  по тесту Филлипса – 20%;
  • уровень агрессии и враждебности по тесту Басса-Дарки – 34%;

      -     уровень воспитанности - (тест Капустиной – 0,6 % (соответствует уровню ниже среднего).

     -

Исходя из вышеуказанного, а также в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законами Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2006 года 339-3 № 695-III «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», МОБУ «Центр образования» определяет следующие приоритетные направления в своей работе:

-неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритет безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

  • ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
  • реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско- взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмет совместной заботы и взрослых, и детей;
  • системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условие его эффективности.

Исходя из вышеуказанного, школа акцентирует упор на следующее:

  • годовой цикл воспитательной работы школы, ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
  • в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
  • в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
  • педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
  • ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции

Раздел 2. Цель и задачи воспитания

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких, как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:

  1. в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
  2. в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  3. в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его

личности.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:

  1. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы этот опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

  • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
  • трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
  • опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
  • опыт природоохранных дел;
  • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на

улице;

  • опыт самостоятельного   приобретения   новых   знаний,   проведения   научных

исследований, опыт проектной деятельности;

  • опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
  • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
  • опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,  позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  1. Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  2. Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  3. Вовлекать школьников в объединения дополнительного образования и внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. Использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  5. Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  6. Поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  7. Организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  8. Организовывать профориентационную работу со школьниками;
  9. Развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
  10. Организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
  11. Организовывать волонтерскую деятельность.

Инвариантные модули

Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися; работу с учителями, преподающими в классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Направление

Виды деятельности

Формы работы

Работа с классным коллективом

Инициирование и поддержка участия        класса        в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой

помощи детям в их подготовке, проведении и анализе.

-  выборы актива класса,

  • выборы        членов        актива        органа ученического самоуправления.

Организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных

дел с учащимися вверенного ему класса.

-классные часы;

-спортивные мероприятия;  -общественно-полезный

-планирование классных мероприятий.

Сплочение коллектива класса.

- игры и тренинги на сплочение;

-тематические вечера

-день здоровья.

Индивидуальная работа с учащимися

Изучение        особенностей личностного развития учащихся класса

  • наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни;
  • составление        социальных паспортов класса;
  • групповые     и     индивидуальные

занятия с педагогом-психологом;

поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем

  • индивидуальные консультации;
  • индивидуальные беседы;
  • профориентационные  мероприятия.

Индивидуальная работа со школьниками класса

  • Работа с портфолио;
  • неформальное общение с учащимися;

-анализ успехов и неудач.

Коррекция поведения ребенка

  • частные беседы с ребенком и его родителями (законными представителями);
  • «Тренинги общения» педагога- психолога;
  • распределение поручений для формирования ответственности;
  • контроль за успеваемостью каждого учащегося;
  • контроль за посещаемостью учебных занятий и курсов

внеурочной деятельности.

Работа с учителями, преподающими в классе

Привлечение учителей к участию в делах внутри класса

- консультации классного руководителя

с учителями-предметниками;

Привлечение учителей- предметников к участию в родительских собраниях

консультации учителей- предметников на родительских собраниях.

родительские лектории; общешкольные мероприятия

совместные с родителями (законными представителями)

Работа с родителями учащихся или их законными представителями

Регулярное информирование родителей о школьных успехах

и проблемах их детей, о жизни класса в целом

ведение электронного журнала; подготовка информации на сайт школы;

Помощь                        родителям школьников или их законным представителям                        в регулировании отношений между ними, администрацией школы        и        учителями-

предметниками

заседания Совета профилактики.

организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее

острых проблем обучения и воспитания школьников

- родительский лекторий;

-родительские собрания совместно с представителями КДН , ПДН.

создание и организация работы родительского комитета школы,        участвующего        в управлении школой и решении

вопросов        воспитания        и обучения их детей

Собрание родительского комитета  школы

привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса и школы

- семейные праздники: «День уважения к старшему поколению», «День матери» и т.д.

Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока   предполагает следующее:

Целевые приоритеты

Методы и приемы

Установление                доверительных отношений между учителем и его учениками,        способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • Поручение;
  • просьба учителя;
  • поддержка;
  • поощрение.

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями)        и        сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • Правила поведения на уроке;
  • соблюдение техники безопасности в специальных кабинетах;
  • установка в начале урока «Услышим друг друга при ответе на уроке».

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией. отношения;

  • Инициирование обсуждения учебной проблемы;
  • высказывание своего мнения; выработка своего отношения к проблеме

использование        воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления

человеколюбия и добросердечности;

  • подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
  • применение на уроке интерактивных форм        работы                        учащихся: интеллектуальных                                игр, стимулирующих        познавательную мотивацию                        школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных                        постановках; приобретение опыта ведения

конструктивного диалога.

  • Интеллектуальные игры;
  • дискуссии;
  • групповая работа;
  • работа в парах.
  • мотивация детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают        установлению доброжелательной атмосферы во время

урока;

- Игровые моменты на уроке

  • Социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи

- Организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их

неуспевающими одноклассниками.

  • Навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных                идей,                навык уважительного отношения к чужим идеям,        навык                публичного выступления перед аудиторией,

аргументирования        и отстаивания своей точки зрения.

- Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов.

Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется в рамках следующих видов, форм  и содержания деятельности:

Вид деятельности

Форма деятельности

Содержание деятельности

Групповой  уровень

Организационная Управленческая Просветительская

Общешкольный родительский комитет Управляющий совет

Участие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации детей; выполнение функций, отнесенных к компетенциям Управляющего совета и Общешкольного родительского комитета законодательством Российской Федерации, Уставом МОБУ ЦО

День открытых дверей

Посещение родителями учебных и внеучебных занятий для получения представления о ходе учебно- воспитательного процесса.

Общешкольные

родительские собрания

Обсуждение        наиболее        острых        проблем обучения и воспитания детей.

Родительские собрания

Решение        актуальных        вопросов, проблем, связанных организацией                образовательной

деятельности.

Семейный всеобуч

Рекомендации        и                советы                от профессиональных                психологов,        врачей,

социальных работников; обмен опытом и находками в деле воспитания.

Родительские форумы

Обсуждение интересующих родителей вопросов; виртуальная консультация психологов, педагогов, социальных

работников (в течение учебного года).

Отчетные концерты

творческих коллективов

Знакомство        с        творческими        успехами        и достижениями детей.

Спортивно-оздоровительная

Семейные спортивные акции

Пропаганда ЗОЖ, сплочение классного коллектива

в рамках проведения семейных спортивных акций.

Индивидуальный уровень

Просветительская

Школьная служба

примирения

Решение острых конфликтных ситуаций.

Школьный Совет профилактики

Решение острых проблем, связанных с обучением

и воспитанием конкретного ребёнка.

Общешкольные и внутриклассные дела

Организация        совместных        дел, содействующих укреплению связи семьи и      школы      в      деле      воспитания,

социализации, обучения и профилактики негативных проявлений среди учащихся.

Индивидуальные консультации

Координация воспитательных усилий педагогов и родителей с целью укрепления связи семьи и школы в деле воспитания, социализации и решения

возникших проблем, острых конфликтных ситуаций.

Модуль «Самоуправление»

Деятельность самоуправления в МОБУ ЦО

Советы

Деятельность самоуправления

на уровне школы:

на уровне классов:

На индивидуальном

уровне:

Министры образования

Ведение                учета успеваемости каждого класса,        проведение бесед с неуспевающими учащимися                        на школьных        заседаниях, подготовка помощников неуспевающим ученикам

Ведение        учета

успеваемости,                помощь неуспевающим одноклассникам.                Члены министерства следят за сохранностью учебников в своем                классе,        следят        за тем,        чтобы        не                        было

должников в библиотеку среди одноклассников.

Формирование личностных качеств: оценка деятельности, самоконтроль, взаимоконтроль, коммуникативность, ответственность.

Министры культуры и досуга

На заседаниях члены министерства получают информацию                от куратора о готовящемся мероприятии и доводят до        сведения        своего классного

руководителя. На всех школьных мероприятиях отвечают за оформление сцены и актового зала, выступают ведущими и исполнителями ролей в театрализованных

праздниках.

Обучаются                        писать сценарии,        готовить        и проводить мероприятия в классе,                являются помощниками своего классного руководителя в подготовке классных мероприятий.

Формирование личностных качеств: развитие творческих способностей, креативное мышление, организаторские способности.

Министры порядка, труда и дисциплины

Организация школьных трудовых                десантов, уборки        территории. Проведение субботников.

Члены совета входят в состав                школьной службы        примирения, являются помощниками социального педагога и психолога, осуществляют работу с учащимися

«группы риска», с опекаемыми                        детьми. Совет        дисциплины                и порядка                отвечает                за порядок                        на                всех школьных                        массовых

мероприятиях.

Члены                        министерства следят        за        сохранностью мебели                в        классе, организуют дежурства в классе по уборке кабинета, занимаются                организацией работы по уборке школьной территории.

Помощь        в

организационных делах классному руководителю. Помогают в организации классных часов о правилах поведения в общественных местах.

Формирование личностных качеств: нравственное, трудовое самосознание,

умение        работать        в коллективе.

Повышение ответственности, социальной значимости, умение делегировать

обязанности.

Министры информации и печати.

Члены        министерства        - это юные журналисты школьного пресс-центра

«Мы есть!». Оформляют стенды        в                школе        и классах,                выпускают школьную газету «Утро понедельника», поздравительные открытки. Помогают в художественном оформлении                        школьных мероприятий.                                Готовят информацию на сайт и

социальные сети.

Ведут учет классных мероприятий, освещают их на социальных сетях класса        и        группах.

Выпускают        классные молнии, стенгазеты с заметками и отзывами, освещая жизнь класса.

Формирование личностных качеств: критическое мышление, формирование активной гражданской позиции, самоопределение.

Министры здоровья и спорта.

Члены        министерства занимаются подготовкой школьных соревнований,                        на учебных занятиях министерства        изучают спортивные                игры,

которые        можно провести в своем

классе на природе или во время классного мероприятия.

Члены                министерства следят        за        соблюдением гигиены                в        классе, проветриванием кабинетов,        доводят        до сведения                        класса                о предстоящих

медицинских осмотрах и прививках,                на        учебных занятиях        министерства                        - все виды первой медицинской                        помощи, отвечают                за                наличие                в классе                аптечки,        за соблюдение техники

безопасности в школе, на природе.

Формирование личностных качеств: здоровьесбережение, самореализация через  пропаганду здорового образа жизни, соблюдение режима      дня и

занятия спортом.

Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников в МОБУ ЦО по направлению «профориентация» включает в себя:

Направление работы

Мероприятия

Профессиональное информирование

Информирование о профессиях на уроке; организация        встреч        с        представителями разных профессий;

организация летней практики; классные часы

родительские        собрания        «Роль        семьи        в выборе профессии»;

виртуальная экскурсия по производствам, образовательным организациям.

Профессиональное консультирование

  • Классные часы ЦОПП
  • Тестирование ЦОПП
  • Классные часы совместно с представителями центра занятости района;
  • индивидуальные консультации педагога- психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей с учетом их возраста,

которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.

Психологическая поддержка

  • Профконсультирование        с        учетом возрастных особенностей учащихся;
  • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
  • проведение        тренинговых        занятий        по профориентации учащихся;
  • психологическое        просвещение                для родителей        и        учителей        на        тему        выбора

профессии учащимися.

Профессиональные пробы

  • Обучение ЦОПП

открытые уроки «ПроеКТОриЯ»;

- «Пятая трудовая четверть, организация работы УПБ.

Вариативные модули

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми.  

Ключевые дела обеспечивают вовлеченность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.  

Важным средством воспитания в МОБУ ЦО являются традиции, которые не только формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школы, но и придают ей то особое, неповторимое, что отличает школу от других образовательных организаций и тем самым сплачивает коллектив, обогащая его жизнь.

В нашей школе сложились богатые традиции. К ним можно отнести как мероприятия, проводимые ежегодно, так и систему отношений, сложившуюся между учителями, учениками и родителями. Эти отношения характеризуются коллегиальностью и равноправием.

На внешкольном уровне:

  •  социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума, в том числе реализация социальных проектов в рамках деятельности и конкурсных мероприятий;
  • общешкольные родительские и ученические собрания, которые проводятся регулярно, в их рамках обсуждаются насущные проблемы;
  • проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания,  праздники, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих;
  • спортивно-оздоровительная деятельность: соревнование по волейболу между командами учителей школы и старшеклассниками; спортивные состязания с участием родителей в командах, семейные общешкольные Дни здоровья, туристические походы;
  • досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта, выпускные вечера и т.п. с участием родителей;
  • патриотические акции «Бессмертный полк», «Блокадный хлеб», «Георгиевская ленточка;
  • Митинг, посвящённый Дню Побед;
  • Весенняя Неделя Добра.

На школьном уровне:

  • общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:

-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися)

- День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.);

-праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.;

-Научно-практическая конференция (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита)  

-Смотр строя и песни;

- День творчества;

- Школьная Неделя ЗОЖ.

  • торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:

- День учителя;

- Новогодняя Елка;

- 23 февраля;

- 8 марта;

         - «Последний звонок».

  •  церемонии награждения школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы;

- еженедельные общешкольные линейки (понедельникам) с вручением грамот и благодарностей;

- награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года Похвальными листами .

На уровне класса:

  • выбор и делегирование представителей классов, в совет дела, ответственных за подготовку КТД;  
  • участие школьных классов в реализации КТД;
  • проведение в рамках класса итогового анализа детьми КТД, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне:

  • вовлечение по возможности  каждого ребенка в КТД школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного.

Модуль коррекционная программа школы: «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»

     С 2011 по 2013 в МОБУ «Центр образования» реализовался проект «Мы рядом», направленный на индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, вступившими в конфликт с законом.

  •       По итогам 2013 года, в связи с уменьшением количества правонарушений совершенных учащимися МОБУ «ЦО», в адрес школы поступило Благодарственное письмо Правительства РС(Я) за успехи в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Тем не менее, наблюдается увеличение численности состоящих на профилактическом учете (КДН, ПДН, ВШУ), также наблюдается тенденция снижения учебной успеваемости, посещения учебных занятий. В связи с этим появилась необходимость внедрения программы направленной на формирование законопослушного поведения обучающихся МОБУ «Центр образования» в едином образовательном пространстве, потому как взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают. Период 2013 – 2020, Педагогическим советом от 10.12.2020 решено пролонгировать программу «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве» на 5 лет. Период 2020-2025

От воспитания молодых людей, которые завтра будут строить жизнь республики, зависит от дня сегодняшнего, и это задача не только учителей и родителей, но и общества в целом!

Модуль «Проектная деятельность»

         Исходя из целей и направлений программы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве», приняты и реализуются следующие проекты:

  • Проект «Парус надежды и добра» - деятельность по волонтёрской направленности с целью привлечение детей к волонтерству и добровольчеству.
  • Проект «10 заповедей» - совместная работа с РПЦ по духовно-нравственному воспитанию наших детей.
  • Проект «Быстрее. Выше. Сильнее» - проект по приобщению детей в систему дополнительного образования через спортивные кружки и секции.
  • Проект «Мы - здоровое поколение» - направленность работы по оздоровлению детей и  профилактике пагубных для здоровья привычек.
  • Проект «За рулем» - бесплатное и льготное обучение обучающихся нашей школы на права совместно с автошколой «Фаворит» позволит занять детей в свободное время и даст возможность в будущем трудоустроиться.
  • Проект «Наставник» - цель проекта – наставничество и кураторство заинтересованных лиц с  обучающимися и их семьями состоящими в ТЖС, на сегодняшний день наши наставники – заместитель министра спорта РС(Я) Бугаев Александр Николаевич и 10 начальников различных отделов и служб столичной полиции.
  • Проект «Шаги навстречу» - организации бесед, встреч, лекций в неформальной обстановке с политиками, спортсменами, общественными активистами, с целью перенять их опыт и волю к успеху и развитию нашей республики, а также встречи касаются проф. ориентации и ведения Здорового Образа Жизни. 
  • Проект «Герои среди нас» - проект посвященный героическим, отважным и добрым поступкам простых людей живущих среди нас. Цель – воспитание ценностных ориентиров таких понятий как: «доброта», «мужество», «честность», «трудолюбие».
  • Проект «Трамплин в жизнь» - направлен на повышение уровня финансовой, юридической грамотности, обучение здоровьесберегающим и энергосберегающим технологиям, а также профориентационная работа с целью развития  мотивации к получению дальнейшего образования.
  • Проект «Доброе сердце» - Сегодня в мире волонтерская деятельность переживает бурный рост и активно развивается. Развитие волонтерского движения является одной из основ формирования в нашей стране гражданского общества.

        В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого. Педагоги - психологи школы внедрили проект «Доброе сердце», целью которой является формирование у несовершеннолетних активной, социально-ориентированной позиции через их приобщение к волонтерской дея

Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа  – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.

В школе выходят номера школьной газеты «Парус надежды» .Главным редактором является школьный библиотекарь. Всю информацию для выпуска газеты ребята собирают и редактируют самостоятельно.

 Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, мероприятий, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; размещение созданных детьми рассказов, стихов, сказок, репортажей;
  • участие школьников в конкурсах школьных медиа.

Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках информационно-медийное направление РДШ. 

4. Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой воспитательной работы осуществляется по выбранным школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;  

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников класса.

Осуществляется анализ классным руководителем совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с

- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;

- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;

- качеством профориентационной работы школы;

- качеством работы школьных медиа;

- качеством организации предметно-эстетической среды школы;

- качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 5-7 класс 2019-2020 год

Русский язык и литература...

Рабочая программа воспитания 7 класса на 2022 - 2023 учебный год

Процесс воспитания  основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциаль...

Рабочая программа "Технология 7 класс" (очно) 2022 - 2023 уч. год

Рабочая программа "Технология 7 класс" (очно) 2022 -2023 уч. год с ФОС (фондом оценочных средств) в приложении к программе....

Рабочая программа "Физика 7 класс" на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа "Физика 7 класс" на 2022-2023 учебный год с ФОС (фондом оценочных средств) в приложении к программе....

Рабочая программа История 6 класс ФГОС 2022-2023

Программа выполнена через конструктор рабочих программ...

Анализы реализации рабочих программ по предметам учебного плана 2020 - 2023 гг.

Анализы реализации рабочих программ по предметам учебного плана 2020 - 2023 гг....

Рабочая программа Математика 5 класс .Обновленнный ФГОС 2023-2024 уч год

Рабочая программа ФГОС на 2023-2024 учебный год учебного курса «Математика» для обучающихся 5-6 классов создана на сайте конструктора рабо...