2024 - Год семьи.
картотека (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Мы классные

Предварительный просмотр:

https://семья2024.рф/


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Техника «Живой дом» (по Н. Кедровой)

Цель – диагностика субъективного восприятия пространства семейных отношений. Данная техника позволяет за достаточно короткое время определить какую роль в жизни играет каждый член семьи; а также понять, какую роль в семейной системе родитель отводит себе.

Инструкция.

  • Напишите имена 7-8 человек из числа ваших родственников
    и друзей, которые влияют на вашу жизнь в данный момент.
  •  На листе бумаге изобразите цветными карандашами деревенский домик полностью, в котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба, двери, порог.
  • Присвойте каждой части дома имя конкретного человека, начиная с себя, то есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т.д.

Интерпретация:

  • фундамент - значение «+»: главный материальный и духовный
    «обеспечитель» семьи, тот, на ком всё держится; значение «-»: человек, на которого все давят;
  • стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;
  • окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает
    надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);
  • крыша человек в семье, который жалеет и оберегает клиента, создаёт
    чувство безопасности, или клиент хотел бы это от него получать;
  • чердак - символизирует секретные отношения, а также желание клиента
    иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у клиента отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;
  • труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать
    особую опеку, поддержку; также может трактоваться как символическое
    обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции;
  • двери - информационный портал; тот, кто учил выстраивать отношения с
    миром; тот, у кого клиент учится взаимодействовать с другими людьми;
  • порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации в будущем.



Предварительный просмотр:

 

 

  1. Упражнение “Мое имя и качество”.

Цель: познакомить участников друг с другом, расширить их представления друг о друге, подчеркнуть индивидуальность каждого, создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

 

Материалы: мячик.

Содержание: начнем нашу работу со знакомства: каждый из вас будет по кругу передавать друг другу мячик и называть свое имя и качество личности, которое у вас есть и которое вы считаете самым важным или главным в вашей личности. Второй участник называет свое, третий – называет свое имя и качество. Каждый следующий – называет свое.

Анализ: трудно ли было определиться с качеством и произнести его вслух?

2. Упражнение “Мой ребенок”.

Цель: укрепление позитивных родительских установок в воспитании ребенка.

 .

Материалы: мягкая игрушка.

Содержание: каждому родителю предлагается высказаться по кругу, передавая игрушку, и закончить предложение: “Я точно знаю, что мой ребенок…”.

Анализ: трудно ли было закончить предложение и произнести его вслух?

  1. Упражнение “Снежинки”.

Цель: акцентировать внимание родителей на том, что все дети разные и воспринимают информацию по-разному (по-своему).

 

Материалы: тетрадные листочки.

Содержание:  дается инструкция, которую участники должны выполнять: возьмите листок, сложите его пополам, оторвите правый верхний угол, сложите еще раз пополам, еще раз оторвите правый верхний угол, еще раз сложите пополам и еще раз оторвите верхний правый угол. Разверните листок и посмотрите, что у вас получилось.

Анализ:

Что вы видите? (ответ: снежинки)

Они все разные и ли одинаковые?

Почему это произошло?

Можно сказать, что кто-то не справился с заданием?

Еще раз обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан четкий алгоритм действий. Это говорит о том, что все мы разные, взрослые и дети, и та информация, которую мы слышим, воспринимается каждым по-разному.

  1. Упражнение “Инструкция”.

Цель: продолжить акцентировать внимание родителей на том, что ребенок – это индивидуальность.

 

Материалы: карточки с нарисованным изображением, листы бумаги, ручки.

Содержание: выбирается ведущий. Ему дают листок с заранее нарисованным изображением. Задача ведущего: в течение 2 минут дать четкие, полные указания группе с тем, чтобы участники могли наиболее точно воспроизвести изображение. Задавать уточняющие вопросы участникам запрещено. Затем работы сверяются с эталоном.

Анализ:

Что вы видите?

Рисунки все разные и ли одинаковые?

Можно сказать, что кто-то выполнил задание неправильно?

Можно сказать, что кто-то слушал не правильно?

А о чем это говорит?

Все это еще раз подтверждает то, что все мы разные, и ко всем нам нужен абсолютно разный подход во время общения.

  1. Упражнение “Портрет моего ребенка в лучах солнца”.

Цель: адекватное принятие родителями индивидуальности ребенка.

 

Материалы: листочки, с нарисованным на них солнцем; карандаши, фломастеры, ручки.

Содержание: я вам раздаю листочки с нарисованным на них солнцем. Солнце разделено на две половины. Одна половина – это те положительные качества и достоинства, которые есть у вашего ребенка. А вторая половина – это те отрицательные качества, которые бы вы хотели исправить. Лучики солнцу можно добавлять. Приступайте!

Анализ: 

Легко или сложно было вспомнить качества ребенка?

Какие качества личности ребенка первыми вспоминались?

Каких качеств оказалось больше?

  1. Упражнение “Кукла”.

Цель: помочь родителям осознать те ненужные запреты, которые они навязывают ребенку.

 

Материалы: кукла, ленточки темного цвета.

Содержание: посмотрите, у меня на коленях сидит кукла. Так же есть множество ленточек. Мы с вами сейчас попробуем проследить, как часто мы говорим ребенку: “Нельзя!”. И представьте на месте этой куклы своего ребенка.

Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцем и т.д. В это время  ведущий  перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.  

Анализ: посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы “связываем” наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций. Какие эмоции и чувства у вас возникают по этому поводу?

  1. Упражнение “Ассоциации”.

Цель: принятие индивидуальности ребенка.

 

Материалы: листочки с незаконченными фразами.

Содержание: все, что от вас требуется, это – постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли в голову.  

Если вы и ваш ребенок цветы, то какие …

Если вы и ваш ребенок животные, то какие …

Если вы и ваш ребенок цвета, то какие …

Если вы и ваш ребенок настроение, то какое …

Если вы и ваш ребенок музыка, то какая …

Если вы и ваш ребенок погода, то какая …

Если вы и ваш ребенок запах, то какой …

Если вы и ваш ребенок одежда, то какая …

Если вы и ваш ребенок мебель, то какая …

Если вы и ваш ребенок люди, то какие …

Анализ: легко или трудно было придумать ассоциацию?

8. Игра “Бумажные мячики”.

Цель: дать возможность участниками вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и снять напряжение.

 

Материалы: бумага.

Содержание: перед началом игры каждый участник должен скомкать большой лист бумаги так, чтобы получился плотный мячик. Инструкция: “Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: “Приготовились. Внимание. Начали”. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду “Стоп”, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию”.

Анализ:

Какие чувства испытывали во время игры?

Какие чувства испытали, услышав команду “Стоп”?

Насколько трудно было остановиться? 

 

9. Упражнение “Радость общения с ребенком”.

Цель: создание позитивной установки на общение с ребенком.

 

Материалы: мягкая игрушка.

Содержание: каждому участнику семинара предлагается высказаться по кругу, передавая игрушку, и продолжить фразу: “Мне нравится общаться с моим ребенком, потому что...”.

Анализ: трудно ли было продолжить фразу и произнести ее вслух?

 10. Упражнение “Дистанция общения”.

Цель: помочь родителям овладеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

 

Материалы: не требуются.

Содержание: участникам предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а  затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжить вести беседу.

Анализ: провести рефлексию, поделиться чувствами, подвести к выводу о том, что, если физическая дистанция велика, то контакт между взрослыми и детьми затруднен и вряд ли будет вообще возможен.

 11. Упражнение “Пространство общения”.

Цель: помочь родителям овладеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. 

Материалы: не требуются.

Содержание: участникам предлагается повернуться друг к другу спиной и начать беседу.

Анализ: провести рефлексию; довести информацию: для того, чтобы получилось содержательное общение, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, чувство доверия к миру, надо взаимодействовать с ребенком не “рядом” и не “над”, а вместе. Очень важным является безусловное, положительное отношение к ребенку.

12. Подведение итогов.

Цель: получение обратной связи от участников. 

Материалы: не требуются.

Содержание: участники могут высказать свое мнение по поводу совместно проведенной работы. Каждый участник высказывает свое мнение от проделанной работы и делится своими впечатлениями.

Анализ:

Какое у вас самочувствие?

Что понравилось, запомнилось?
Какое упражнение показалось сложным?

С каким настроением вы уходите с занятия?

13. Упражнение “Солнечные лучики”.

Цель: закрепить доброжелательный настрой участников группы с учетом их               индивидуальности; возможность выражения позитивных эмоций, закрепление позитивного настроения.

 

Материалы: ватман с изображением круга желтого цвета, полоски желтой бумаги (лучики), ручки, фломастеры.

Содержание: ведущий показывает группе ватман с изображенным на нем желтым кругом и говорит о том, что это солнышко, но оно без лучиков. Задача группы наполнить это солнце сиянием. Каждый участник семинара пишет на полоске бумаги (лучике) свое пожелание всей группе и приклеивает на ватман к кругу. В результате получается солнце с пожеланиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития коллектива класса на 2018-2024 гг. "Семь шагов к успеху"

Актуальность данной программы: обуславливается тем, что государственный и социальный заказ, предъявляемый к школе, недвусмысленно обозначает необходимость обеспечения качественного воспитания лич...

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 8 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 8 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024...

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 9 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024

Рабочая программа ФГОС по физической культуре 2023-2024 учебный год 8 класс и календарно-тематическое планирование 2023-2024...

Семья-как средство формирования здорового образа жизни 2023-2024 год

Семья-как средство формирования здорового образа жизни 2023-2024 год...

Квиз "2024 - ГОД СЕМЬИ"

Вашему вниманию предлагается игра-квиз "2024 -ГОД СЕМЬИ"Для проведения игры необходимо разделиться на несколько команд , придумать название и подписать его на бланках ответов, которые предос...