Семья-как средство формирования здорового образа жизни 2023-2024 год
методическая разработка по физкультуре
Семья-как средство формирования здорового образа жизни 2023-2024 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семья-как средство формирования здорового образа жизни 2023-2024 год | 75.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»
ПРОГРАММА
организации внеурочной деятельности
по физической культуре
для обучающихся 1-11 классов,
«Семья - как средство формирования
здорового образа жизни»
Составитель: учитель физической культуры
Тюлюмова А.Г.
Югорск
Пояснительная записка
«Заставить играть нельзя,
увлечь игрой
можно».
Семья – это вечная пристань, защита, где оформляются все физические, духовно-психические способности детей. Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями, с целью создания в гимназии благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта НОО Иосновного общего образования», на основе программ А. М. Кондакова, программы, доктора педагогических учащихся 1-11 классов» В.И. Лях, 2020г., созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, с планом воспитательной работы НОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского».
Цель программы: создание условий для формирования и развития необходимости здорового образа жизни обучающихся и их родителей в семейном воспитании.
Задачи:
- Провести и проанализировать первичную диагностику занятости родителей и детей спортивной деятельностью.
- Изучить условия для проведения массовых спортивных мероприятий.
- Исследовать возможности и спортивные интересы родительской общественности.
4. Спроектировать комплекс спортивных мероприятий по развитию физических качеств обучающихся: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
5. Разработать систему диагностики отслеживания развития физических качеств обучающихся
II. Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Семья - как средство формирования ЗОЖ» представляет собой комплекс мероприятий спортивно- оздоровительной и оздоровительной направленности для обучающихся и их родителей. Программа разработана в соответствии с планом воспитательной работы НОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского» и направлена на пропаганду здорового образа жизни в семьях.
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни и культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.
Теоретические занятия программы познавательного содержания, соответствующим возрастным особенностям детей, и их интересам.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Недостаточно научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и употреблять здоровую пищу. Необходимо с раннего детства он учить любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Необходимо отметить, что важная роль в организации и проведении спортивных мероприятий с детьми отводится родителям, так как именно взрослые естественным образом могут привлечь ребенка к игре и руководить ею, следить за выполнением правил. Использование таких форм работы с родителями в которых они выступают заинтересованными участниками педагогического процесса, позволяет повысить уровень физической культуры детей, используя потенциал каждого ребенка. Особенность использования такой формы работы заключается в том, что она носит не только практическую, но и консультативную направленность и является системными мероприятиями с участием родителей и детей.
III. Описание места предмета
Здоровый образ жизни (ЗОЖ)- это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранения здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек, а здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения).
Внеурочная деятельность является частью воспитательной работы Православной гимназии и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни. Реализация программы помогает организовать воспитательную работу гимназии в направлении формирования здорового образа жизни, привлечения всех участников образовательного процесса к занятиям физической культурой и спортом, воспитанию чувства коллективизма и патриотизма, привлечению родителей к сотрудничеству по сохранению и укреплению здоровья детей.
Организация внеурочной деятельности отличается большим разнообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости.
Программа кружка внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Семья - как средство формирования ЗОЖ» рассчитана на оди 68 учебных часов по 45 минут и организуется по двум направлениям:
- спортивно-оздоровительное развитие и воспитание личности;
- общеинтелектуальное развитие и воспитание личности.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности − любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
VI Задачи и содержание программы:
Задачи 1. Провести и проанализировать первичную диагностику занятости родителей и детей спортивной деятельностью.
На основе анализа анкетных данных получены результаты, которые стали одним из основополагающих факторов при разработке программы. Из анкетирования родителей (Анкета- Приложение 1). выявлено :
- 20% родителей считают, образ жизни своей семьи здоровым
-85% родителей ответили, что их дети часто болеют;
- 90% потвердили недостаточное физическое воспитание в семье;
-15% занимаются физической культурой и играми вместе со своими детьми. (Анализ результатов анкетирования родителей- Приложение 2)
Проведя анализ результатов анкетирования родителей на тему «Условия здорового образа жизни в семье» можно сделать следующий вывод, , что большинство семей не участвуют в формировании здорового образа жизни своих детей.
Проведя беседы- опросы с родителями на темы: «Физического воспитания в семье», «Семья и ЗОЖ», выяснилось, что многим родителям не хватает времени, а также информации о физическом воспитании детей..
От гимназии родители хотели бы получить:
• 90 % максимально полную информацию о физическом воспитании ребёнка;
• 95 % советы по формированию у ребенка ЗОЖ;
• 100% привлечение родителей в спортивную жизнь гимназии.
Исходя из этого,можно сделать следующий вывод: 1) для результативной работы с детьми необходима хорошо тчательно спланированная система работы с родителями, 2) установление контакта с учителями с учителями и медицинским работником.
Задача 2. Изучить условия для проведения массовых спортивных мероприятий (Приложение 3)
Решение данной задачи позволит: найти место и время для проведения спортивно- массовых мероприятий.
На базе НОУ «Православной гимназии преподобного Сергия Радонежского», нет собственного спортивного зала для проведения спортивно-массовых мероприятий, рассмотрим все спортивные комплексы и спортивные базы города Югорска
На основании графика работы, расписания, занятости спортивных учреждений, мной был составлен план проведения спортивно- массовых мероприятий на базе физкультурных учреждений г. Югорска
(План проведения спортивных мероприятий на базе физкультурно-оздоровительных учреждений г. Югорска – Приложение 4)
Задача 3. Исследовать возможности и спортивные интересы родительской общественности.
По итогам беседы с родителями 1-4-х классов (общее количество присутствующих на собрании родителей 85%), можно сделаны следующие выводы:
1)готовность родителей принимать активное участие в проведении и организации спортивно-массовых мероприятий, оказывать помощь в судействе- 100% родителей. (Приложение 5)
Задача 4. Спроектировать комплекс спортивных мероприятий по развитию физических качеств обучающихся: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости..
Спортивные соревнования с привлечением родителей являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе, повышают физическую подготовленность учащихся, укрепляют здоровье, улучшают физическую подготовленность. воспитывают сознательное и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям.
Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план воспитательной работы НОУ «Православной гимназии преподобного Сергия Радонежского». В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С
учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям. На основании плана мероприятий работы с родителями
«Семья - как средство формирования ЗОЖ» 2015- 2016 учебный год , мной был составлен план физкультурно- массовых мероприятий с привлечением родителей.
(План физкультурно- массовых, спортивных мероприятий с привлечением родителей, Приложение-6).
Задача 5. Создать систему диагностики отслеживания развития физических качеств обучающихся.
Ни для кого не секрет, что физическое развитие ребенка зависит не только от хороших генов, но и от занятий физкультурой и спортом, от того, уделяют ли этому внимание родители, прививают ли любовь к спорту ребенку. Это очень важный момент, влияющий на полноценное развитие ребенка, на его здоровье и укрепление его иммунитета. Особенно важный период в становлении двигательной функции, а также физических качеств ребенка, в младшем школьном возрасте, появляется необходимость в системе диагностики физического развития детей.
Диагностика физического развития детей проводится для того, чтобы проверить физическое состояние ребенка, выявить уровень соответствия ребенка возрастным нормам, физической подготовленности, а также его работоспособности. Это нужно и для осуществления индивидуального подхода во время физического воспитания ребенка. Кроме того, при диагностике идет сбор информации, запись данных, несущих полную информацию о физическом состоянии ребенка. Такая диагностика позволяет проводить обследование физического состояния ребенка, или группы детей, давая при этом общую оценку их физического развития. Тестирование проводится, как физкультурно-оздоровительное мероприятие, или в процессе физкультурных занятий. Проводит тестирование учитель по физической культуре.
Качества проявляемые в игре | Характеристика игровых действий |
Ловкость | Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим. Игры, требующие сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, действия с увертыванием) |
Быстрота | Игры, побуждающие своевременных ответов на зрительные, звуковые сигналы с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кратчайший срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях |
Сила | Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статистического характера |
Выносливость | Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим |
Гибкость | Вкачестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой, это упражнениями на растягивание: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах |
Вывод: Физические показатели детей с каждым годом улучшаются, о чем свидетельствует положительная динамика развития физических качеств 2012 - 2020 год. 12% - 21%.(Приложение №7).
Диагностика физической подготовленности учащихся проводится учителем в течение учебного года 4 раза (сентябрь, декабрь, март, май), что позволяет отслеживать физическое состояние организма. Приведенные выше результаты школьников и уровни их физической подготовленности за последние три учебных года убеждают в том, что выбрано верное направление деятельности
Опрос среди обучающихся, показал заинтересованность в занятиях физической культурой и спортом. 97% детей имеют большое желание принимать участие в спортивных мероприятиях; с привлечением родителей 100%, стремление к здоровому образу жизни- 94%.
Совместную работу с семьей, по воспитанию здорового ребенка я буду строить на следующих основных положениях, определяющих е содержание, организацию и методику:
1 Единство, которое достигается только в том случае, если цели и задачи в воспитании здорового ребенка хорошо понятны не только учителю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно- оздоровительной работы.
2.Систематичность и последовательность привлечения родителей к внеурочной деятельности по физической культуре в течение всего года.
3.Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье, на основе их интересов и способностей.
VII .Календарно- тематическое планирование.
План мероприятий работы с родителями
на 2023- 2024 учебный год
«Семья - как средство формирования ЗОЖ»
Месяц | Неделя | Название | Формы и методы работы | Задачи |
Сентябрь | 1 | «Задачи физического воспитания детей «Физическая культура и оздоровление» | Родительское собрание Анкетирование | Познакомить родителей с физкультурно-оздоровительной работой и мероприятиями на групповом собрании Выявить уровень знаний родителей по физкультурно-оздоровительному направлению |
2 | «Летние виды спорта» «Кросс нации» | Конкурс поделок Принятия участия вместе с детьми в традиционном легкоатлетическом забеге. | Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости и удовольствия от совместной деятельности Пропаганда здорового образа жизни. Укрепление здоровья. | |
3 | «Я и моя семья» «Как формировать представления о здоровом образе жизни» «Закаливание - первый шаг на пути к здоровью» «День здоровья» | Семейный фотоконкурс Беседа Спортивное мероприятие. | Побуждать родителей к активному участию в совместной деятельности с детьми Расширять знания родителей о формировании здоровом образе жизни Включить родителей в решение задач закаливания организма ребенка. Воспитание бережного отношения к окружающей среде. Укреплять дружеские отношения между семьями Получить заряд бодрости энергии и позитива | |
4 | «Вело-шоу» «Проведем выходной день с пользой» «Изготовление чесночных кулонов для профилактики ОРЗ и простуды» | Спортивное мероприятие на велосипедах
Консультация | Доставить радость общения и единения детям и родителям Повышать интерес детей к физической культуре Пропаганда здорового образа жизни Познакомить родителей с формами организации отдыха в домашних условиях, на даче, на прогулке Познакомить родителей с традиционными средствами профилактики простуды | |
Октябрь | 1 | «Веселые старты» «Прогулка для здоровья» «Выбор спортивного оборудования для занятия спортом в зимний период» | Спортивное мероприятие Беседа | Побуждать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях Создать положительную эмоциональную обстановку Помочь родителям приобщать детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье Пропаганда здорового образа жизни |
2 | «Утренняя гимнастика» «Ваш ребенок на занятиях по физической культуре» | Консультация | Познакомить родителей со структурой утренней гимнастики, последовательностью выполнения упражнений, дозировкой и длительностью | |
3 | «Представления детей о здоровье и ЗОЖ» «Физкультурные упражнения для оздоровления часто болеющих детей» Неделя здоровья с 22 по 26 октября | Беседа Участие родителей в организации и проведении мероприятий | Помочь родителям приобщать детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье Познакомить родителей с простыми в выполнении упражнениями для оздоровления часто болеющих детей Привлечение родителей к участию в организации мероприятий для повышения интереса детей к физической культуре | |
4 | «Физическое воспитание ребенка в семье» | Консультация, рекомендации | Познакомить родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной работы дома | |
Ноябрь | 1 | «Дорожки здоровья» «Игры с мячом» | Помощь родителей в изготовлении массажных дорожек Беседа, рекомендации - подвижные игры с мячом | Предложить родителям новую полезную для детей и родителей деятельность – изготовление нестандартного физкультурного оборудования Познакомить родителей с комплексом физических упражнений для формирования ловкости, быстроты |
2 | «Профилактика ОРЗ и гриппа» «Каким бывает отдых» | Рекомендации Консультация | Изготовление чесночных кулонов для профилактики ОРЗ и простуды Познакомить родителей с формами работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье | |
3 | « Поиграй-ка!» «Закаливание - первый шаг на пути к здоровью» | Спортивный праздник Консультация | Устанавливать эмоционально-положительный контакт родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности Познакомить родителей с условиями обеспечения оптимального двигательного режима для оздоровления и закаливания детей | |
Декабрь | 1 | «Играем вместе с ребенком» День здоровья «В гостях у сказки» «Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка» | Беседа, рекомендации Спортивное мероприятие Консультация, рекомендации | Познакомить родителей с видами подвижных игр и формами их организации и проведения дома Привлекать родителей к организации проведения мероприятий Пропаганда здорового образа жизни Раскрыть содержание двигательной деятельности в субботние и воскресные дни Познакомить родителей с условиями обеспечения оптимального двигательного режима для оздоровления и закаливания детей |
2 | «Моя семья – моя радость» | Выставка рисунков с родителями | Установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности | |
3 | «Игры с обруче» «Развитие физических качеств в играх и игровых упражнениях» | Консультация Беседа | Познакомить родителей с видами игр с обручем и формами их организации и проведения дома Познакомить родителей с игровыми упражнениями и формами их организации и проведения дома | |
4 | «Русские народные традиции» | Беседа | Познакомить родителей с русскими традиционными играми и формами их организации в выходные дни | |
Январь | 2 | «Играем вместе с ребенком на прогулке» «На лыжню» | Консультация, рекомендации Консультация, рекомендации | Формирование представлений о здоровом образе жизни Привлечь внимание родителей к правильной группировке при скольжении детей по ледяным дорожкам, катании на коньках. |
3 | Неделя зимних игр и развлечений «Зарница» | Привлечение к организации и проведению Спортивное мероприятие | Установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности Устанавливать эмоционально-положительный контакт родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности | |
4 | «Зимние виды спорта» «Развитие у детей физических качеств в подвижных играх» | Конкурс рисунков Беседа | Привлекать родителей к формированию интереса детей к физической культуре Пропаганда здорового образа жизни Познакомить родителей с подвижными играми и формами их организации в выходные дни | |
Февраль | 1
| «Защитники Отечества» «Лыжня России» «А ну-ка парни» | Фотовыставка Выставка рисунков детей Традиционное спортивное мероприятие Военнизированная эстафета. | Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости и удовольствия от совместной деятельности Сплочение детей и родителей. Пропаганда здорового образа жизни. Побуждать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях. |
4 | «Упражнения для развития правильной осанки» | Рекомендации | Познакомить родителей с упражнениями для развития правильной осанки | |
Март | 1 | «Масленица» «Упражнения для развития правильной осанки» | Спортивный праздник. «Народные забавы» на свежем воздухе | Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности |
2 | «Организация физкультурно-оздоровительной работы дома» «Спортивный уголок» | Беседа Рекомендации | Расширять представления родителей о формах физкультурно-оздоровительной работы дома Пропаганда здорового образа жизни Познакомить родителей с полезным оборудованием для сохранения и укрепления здоровья детей | |
3. | «Как формировать у ребенка интерес к ЗОЖ» Неделя здоровья с 21 по 26 марта | Беседа Помощь родителей в организации | Расширять представления родителей о формах физкультурно-оздоровительной работы дома Познакомить родителей с формами работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье | |
Апрель | 1 | «Роль подвижных игр в оздоровлении детей» «Спортивная семья» | Консультация Консультация | Познакомить родителей с видами игр с обручем и формами их организации и проведения дома Познакомить родителей с игровыми упражнениями и формами их организации и проведения дома |
2 | «Муравейник» | Спортивное мероприятие | Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности, развитие двигательных качеств. | |
3 | Подготовка плакатов для выставки | Конкурс | Установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной деятельности | |
4 | «Красивая осанка» «Развиваем ловкость у детей» | Беседа, рекомендации | Познакомить родителей с комплексами физкультурных упражнений для формирования правильной осанки | |
Май | 1 | «День победы» «Мир на планете земля» | Военно- спортивное мероприятие | Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности, развитие двигательных качеств |
2 | «Использование атрибутов для повышения интереса у детей к физкультуре» «Осторожно – Лето» «Закаливание детей в летний период | Беседа Консультация | Рекомендации по приобретению спортивного инвентаря в домашний уголок здоровья Пропаганда здорового образа жизни Познакомить родителей с подвижными играми и формами их организации в летний период | |
3 | «Мама, папа, я спортивная семья!» «Влияние спортивных привычек в семье на здоровье ребенка | Спортивное мерориятие Консультация | Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности, развитие двигательных качеств Познакомить родителей с формами работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье | |
4 | «Наши достижения» | Родительское собрание | Подведение итогов физкультурно-оздоровительной работы . Составление плана работы на следующий год |
VIII. Методическое обеспечение образовательной деятельности.
- Лях В.И., Зданевич А.А.. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы. - М.; «Просвещение» 2007г. Под ред. В.И. Ляха Г.
- . Воронова Елена Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры – Ростов на Дону: Феникс, 2014
- Гуменюк Е. И., Н. А. Слисенко Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста – М.: Детство – пресс, 2018
- Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни – М.: Академия, 2013
- Морозов Михаил Основы здорового образа жизни – М.: ВЕГА, 2014
- Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни – М.: Сфера, 2012
- Физическая культура и здоровый образ жизни студента. / Под ред. Виленского М.Я. - М.: Кнорус, 2020.
- Физическая культура. Основы здорового образа жизни. / Под ред. Ю.П. Кобякова. - Ростов: Феникс, 2014.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для родителей
«Условия здорового образа жизни в семье»
Ф.И.О.____________________________________________________________Образование________________________________________________________
№ | Вопросы: | Варианты ответов: |
1. | Что, вы считаете здоровым образом жизни? | |
2. | Соблюдаете ли Вы здоровый образ жизни в семье? | |
3. | Сколько времени ваш ребенок ежедневно проводит на свежем воздухе? | |
4. | Есть ли в семье спортивный уголок? | а) да б) нет в) хотелось бы |
5. | Часто ли болеет Ваш ребенок? | а) да б) нет |
6. | Каковы причины болезни Вашего ребенка? ( недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность и др.) | |
7. | Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми? | а) да б) нет в) иногда |
8. | Делаете ли Вы утреннюю гимнастику? | а) мама (да, нет); б) папа (да, нет); в) дети (да, нет); г) взрослый вместе с ребенком (да, нет); д) регулярно (нерегулярно) |
9. | Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? | а) да б) нет |
10. | Кто из родителей занимается или занимался спортом? | |
11. | Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую? | |
12. | Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (каким образом) | а) да б) нет |
13. | Виды деятельности ребенка после прихода из гимназии и в выходные дни: | а) Подвижные игры б) Спортивные игры в) Настольные игры д) Музыкально - ритмическая деятельность е) Просмотр телепередач ж) Чтение книг е) Компьютер |
14. | Как вы относитесь к принятию участия в спортивных мероприятиях в гимназии? |
Дата_____________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
АНАЛИЗ
результатов анкетирования родителей
Тема: ««Условия здорового образа жизни в семье»
Дата: сентябрь 2023-2024 уч.г.
Анкетирование проводила: учитель по физической культуре Тюлюмова Алена Геннадьевна
Анкетирование проводилось с целью:
-- выявить состояние физкультурно-оздоровительной работы в семье,
-- выявить уровень педагогических и специальных знаний родителей,
-- выявить уровень знаний родителей по вопросам закаливания детей,
необходимых для организации физического воспитания в семье.
Анкету вернули 90% респондентов.
В ходе анкетирования выявлено:
Выводы:
- В большинстве семей не акцентируется внимание на физическом развитии детей, недостаточно внимания в досуговой деятельности уделяется спортивным играм, родители недооценивают вредное влияние длительного просмотра телепередач детьми;
- Родители не уделяют достаточного внимания привитие интереса к здоровому образу жизни детей.
- Родители не владеют в достаточной степени системой знаний, необходимой для формирования физической культуры у детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Условия для проведение спортивно – массовых
мероприятий на 2023- 2024 учебный год:
№ | Проведение спортивных мероприятий на базе физкультурно-оздоровительных учреждений: | Мероприятия: |
1. | КСК "Норд" ООО "Газпром Трансгаз Югорск" | «В гостях у сказки», «Веселые старты», «А ну-ка парни!», «Муравейник» |
3. | КСК "Норд" «Лыжная база» | «Лыжня России» |
4. | Центральная площадь г. Югорска | «Кросс нации» |
5. | Спортивная площадка НОУ «Православной гимназии преподобного Сергия Радонежского» | «День здоровья», «Поиграй-ка», «Зарница», «Масленица», «Мама, папа, я спортивная семья!» |
6. | Городской парк г.Югорска | «Вело-шоу» |
7. | Суеват – Пауль (музей под открытым небом) | «Мир на планете Земля» |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
План проведения спортивных мероприятий на базе физкультурно-оздоровительных учреждений г. Югорска
№ | Спортивные комплексы и спортивные базы г. Югорска (адрес) | Виды мероприятий | Сроки проведения | Количество участников |
1.1 | Спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол, пионербол и др.) | сентябрь-май | до 80 | |
2.2 | Дворец спорта Юбилейный Газпром трансгаз Югорск (ул. Кирова, 7) | Посещение плавательного бассейна | сентябрь-май | до 40 |
33 | Культурно-Спортивный комплекс «Норд», Газпром трансгаз Югорск (ул. Ленина 18) | Спортивно- массовые мероприятия, спортивные и подвижные игры. | сентябрь-май | до 100 |
44. | Лыжная база КСК «Норд» (ул. Пионерская 11) | Легкая атлетика | сентябрь, май | не ограничено |
Зимние виды спорта (хоккей, лыжи, коньки) | ноябрь- февраль | не ограничено | ||
55 | МБУ ДОД ДЮСШОР «Смена» (ул. Садовая, 27) | Спортивно- массовые мероприятия, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры. | сентябрь-май | до 80 |
66. | Роллер парк на территории СОШ № 3 (ул. Мира 6) | Катание на роликах и велосипедах | сентябрь, май | не ограничено |
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Помощь родителей в проведении спортивно-массовых мероприятий:
№№ | Ф.И.О. родителя | Мероприятие: |
11 | Пенкина Светлана Александровна | Веселые старты (проведение) |
22. | Фищев Александр Валерьевич | Мастер класс. Футбол (основные приемы, упражнения футболиста) |
33. | Стариков Владимир Анатольевич | Мини-футбол (судейство) |
34. | Палицына Виктория Викторовна | Подвижные игры (проведение) |
55. | Стеценко Константин Викторовичоо | Баскетбол (судейство) |
6 6 | Масьянова Надежда Георгиевна | Пионербол (судейство) |
7 | Бородин Александр Геннадьевич | Лыжная подготовка (организация, проведение, судейство) |
8.8 | Никифорова Марина Евгеньевна | Мастер класс Йога |
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
План
Физкультурно-массовых и спортивных мероприятий с привлечением родителей
НОУ «Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»
на 2023-2024 учебный год
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Место проведения | участники | Ответственные за проведение | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
«День здоровья» | сентябрь | Спортивная площадка гимназии | 1– 4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | ||
1 | Кросс нации | сентябрь | Центр. площадь г.Югорска | 1 – 4 классы, родители | Учитель физкультуры, родители | |
2 | «Вело-шоу» Спортивное мероприятие на велосипедах | сентябрь | Городской парк | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, родители | |
3 | «Веселые старты» | октябрь | Спортивный зал КСК "Норд" ООО "Газпром Трансгаз | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
4. | Игры народов мира «Поиграй-ка!» | ноябрь | Спортивная площадка гимназии | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
5. | День здоровья «В гостях у сказки» | декабрь | Спортивный зал КСК "Норд" ООО "Газпром Трансгаз | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
6. | Игра : «Зарница» | январь | Спортивная площадка гимназии | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
7. | Лыжня России | февраль | Лыжная база КСК Норд | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, родители | |
8. | Военизированные эстафеты: «А ну-ка парни!» | февраль | Спортивный зал КСК "Норд" ООО "Газпром Трансгаз» | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
8 | Масленица. Эстафеты «Зимние забавы» | март | Спортивная площадка гимназии | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
9. | Спортивный праздник «Муравейник» | апрель | Спортивный зал КСК "Норд" ООО "Газпром Трансгаз» | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
10. | День победы. Военно- спортивное мероприятие. | май | Суеват-Пауль (музей под открытым небом) | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, классные руководители, родители | |
11. | «Мама, папа, я спортивная семья!» | май | Спортивная площадка гимназии | 1-4 классы, родители | Учитель физкультуры, , родители |
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Результаты обследования состояния здоровья школьников
Учебный год | Основная группа, % | Подготовительная группа,% | Спецгруппа, % | Освобождённые от занятий ф/к |
2021-2022 | 25 (14%) | 27 (16%) | 1 (2%) | 7 (4%) |
2022-2023 | 26 (15%) | 26 (15%) | нет | 6 (4%) |
2023-2024 (1 полугодие) | 36 ( 12%) | 20 (11%) | нет | 3 (1,%) |
Состояние здоровья школьников с 2021- 2024 год. улучшилось на 20%
Сравнительные результаты уровня здоровья школьников
Вывод: наблюдается тенденция увеличения уровня физического здоровья: уменьшился процент учащихся, занимающихся в специальной подготовительных группах.
Результаты работы учителя физической культуры за период
с 2021- 2023 ( I полугодие)
Год обучения | Обучалось всего | «5» и «4» | «3» | «2» | % успеваемости | % качества |
2021-2022 | 59 | 37 | 22 | - | 100 | 62 |
2022-2023 | 59 | 44 | 15 | - | 100 | 74 |
2022-2023 (1 полугодие) | 59 | 49 | 10 | - | 100 | 83 |
Качество знаний улучшилось на : 21% при 100%успеваемости.
По таблице В.И. Ляха «Уровень физической подготовленности учащегося» учитель определяет уровень физической подготовленности обучающихся. Следует различать три уровня:
1-ый – высокий
2-ой – средний
3-ий – низкий
Развитие физических качеств с 2012 по 2015 г
Скоростные физические качества
1-4 класс
Период | Высокий | Средний | Низкий |
2021-2022 | 7 | 37 | 15 |
2022-2023 | 10 | 35 | 14 |
2023-2024 (1 полугодие) | 14 | 35 | 10 |
Уровень развития скоростных физических качеств вырос на 14%
Координационные физические качества
1-4 класс
Период | Высокий | Средний | Низкий |
2021-2022 | 8 | 36 | 15 |
2022-2023 | 9 | 37 | 13 |
2023-2024 (1 полугодие) | 18 | 32 | 9 |
Уровень развития координационных физических качеств вырос на 17%
Скоростно-силовые физические качества
1-4 класс
Период | Высокий | Средний | Низкий |
2021-2022 | 10 | 37 | 12 |
2022-2023 | 11 | 37 | 11 |
2023-2024 (1 полугодие) | 19 | 33 | 7 |
Уровень развития скоростно- силовых физических качеств вырос на- 16%
Силовые физические качества
1-4 класс
Период | Высокий | Средний | Низкий |
2021-2022 | 8 | 31 | 20 |
2022-2023 | 10 | 35 | 14 |
2023-2024 (1 полугодие) | 15 | 32 | 12 |
Уровень развития силовых физических качеств вырос на 12%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков
Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков...
"Дневник здоровья" как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
Беседа о здоровье детей в школе...
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ И СПОРТИВНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все более актуальной. Плохая экология и некачественные продукты питания оказывают на здоровье человека негативное влияние. Именно по...
Организация взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье
Материалы статьи содержат вопросы организации взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье...
Аннотация к программе "Семья, как средство формирования здорового образа жизни"
Аннотация к программе "Семья, как средство формирования здорового образа жизни"...
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....
Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков.
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям политики в области образования, в соответсвии со ст. 51 ФЗ «Об образовании». А также, в послании президента России Дмитрия Медведева к Ф...