Мастер – класс «Формирование здорового образа жизни на уроках основы социальной жизни средствами современных педагогических технологий на уроках «Основы социальной жизни» по разделу «Здоровое питание»
методическая разработка

Шахматова Людмила Борисовна

Данный материал предназначен для уроков основы социальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ»

Мастер – класс

«Формирование здорового образа жизни на уроках основы социальной жизни средствами современных педагогических технологий на уроках «Основы социальной жизни» по разделу «Здоровое питание»

                                                 Подготовила: Шахматова Людмила Борисовна

                                                                            учитель I категории

2023 г

Цель мастер-класса.

Ознакомление с методами  и технологиями формирования здорового образа жизни посредством здорового питания.

Задачи.

-Активизация деятельности  по формированию основ здорового образа жизни и укреплению здоровья  взрослых и детей.

-Дать представление об основных правилах здорового образа жизни.

-Расширять знания о  методе самомассажа, релаксации и рефлексии.

-Продемонстрировать практическое использование различных методов и технологий по формированию здорового образа жизни.

   Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

   Хочу сегодня представить вам  мастер — класс, тема которого "Формирование здорового образа жизни средствами современных педагогических технологий".

Формирование культуры ЗОЖ предполагает работу в трёх направлениях:

1 Укрепление и сохранение здоровья.

2 Прививание навыков ЗОЖ.

3 Способствование формированию физической культуры .

Для более продуктивной работы предлагаю вам разделиться на две группы.

- Итак, начнем. Встаньте, сделайте глубокий вдох, расслабьтесь. Поднимите руки на уровень груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения и  доброжелательного отношения друг к другу.

При работе с детьми для профилактики простудных заболеваний, повышения жизненного тонуса и улучшения самочувствия проводится самомассаж биологически активных точек. Предлагаю вам выполнить самомассаж «Неболейка»  в игровой форме, зарядиться здоровьем и хорошим настроением:

−  Чтобы горло не болело (поглаживать ладонями шею),

Мы погладим его смело (мягкими движениями сверху вниз).

−  Чтоб не кашлять, не чихать (указательными пальцами растирать крылья носа),

     Надо  носик растирать.

Лоб мы тоже разотрем (прикладывать ко лбу ладони «козырьком»),

Ладошку держим козырьком (и растирать лоб движениями в стороны).

Вилку пальчиками сделай (разжать указательные и средние пальцы),

- Массируй ушко ты умело (растирать пальцами точки за и перед ушами).

Знаем, знаем — да-да-да (потирать ладони друг о друга),

Нам простуда не страшна.

Вот теперь мы готовы поговорить о правилах здорового жизни! Эти правила вы видите на экране:

Правила здорового образа жизни

Здоровое питание

Правило №1. Здоровое питание

От нашего питания зависит очень многое. На экране вы видите пирамиду правильного, здорового питания:

Сейчас я вам буду зачитывать пословицы, а вы постарайтесь их закончить (на экране):

1.Хочешь, чтоб тебя уважали, не говори много; хочешь быть здоровым – не ешь... (много).

2. Умеренность — лучший... (врач).

3. Не в меру еда-болезнь и ...(беда).

Верно, здоровое питание — это одна из основ здорового образа жизни!

Переходим  ко второму правилу.

Правило №2. Отдых и сон

Продолжаем заканчивать пословицы:

1. Сон – лучшее ….(лекарство).

2. От хорошего сна – ...(молодеешь).

3. Выспался – будто на свет ...(народился).

Нужно запомнить: Хороший сон — основа правильной работы нашего организма!

Следующее правило:

Правило №3. Третье правило – отказ от вредных привычек

На экране вы видите схематическое изображение самых опасных вредных привычек.

 У вас на столе перед каждой группой лежит ватман. Ваша задача — перечислить или изобразить схематически  вредные привычки, над профилактикой  появления которых особенно важно работать в детском и подростковом возрасте.  Приступаем!

      (Работа над заданием, обсуждение результатов.)

Безусловно, все перечисленные привычки очень вредны для человека и от них необходимо отказываться. Но хочу открыть вам секрет: есть вредные привычки в нашем поведении, которые иногда приносят пользу!  На собственном опыте знаем, что  человек не робот, и не всегда может вести себя по шаблону.  Но не  стоит переживать по этому поводу. Например, с точки зрения психологов:

-Отвлекаться иногда полезно даже от важных дел .

-Тревожность может спасать от стресса и способствовать хорошему настроению.

-Лень уменьшает стресс и, в некоторых случаях, позволяет повысить эффективность  работы.

-Жалобы помогают почувствовать свою ценность.

Мы не призываем начать потакать этим «вредным привычкам». Но если вдруг вы заметили у себя одну из них, как считаю психологи, не стоит переживать, а попытаться обратить их в свою пользу.

А теперь переходим к одному из самых главных правил.

Правило №4. Активный образ жизни

Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век

            Подвержен всем изъянам.

Чтобы продемонстрировать свой активный образ жизни, мы с вами сейчас сделаем небольшую зарядку.

  1. Зарядка "Медвежата в чаще жили..."

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так                             (круговые движения головой)
Головой своей крутили;

Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали  (поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны                                                                   вправо и влево),
Дружно дерево качали;

А потом они ходили                                  (ходьба по - медвежьи)
И из речки воду пили,
Вот так, вот так,
И из речки воду пили                         (наклоны туловища вперед);

А потом они плясали                 (пружинка с поворотом туловища влево и                                                                                 вправо),
Лапы выше поднимали                      (прыжки, хлопая руками вверху),
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.

Зарядка  помогла нам размяться. Но физические упражнения позволяют нам не только продемонстрировать свою активность, но и тренируют координацию движений  и улучшают память. Предлагаю выполнить такие задания:

Упражнение «Послушай, поверь и себя проверь».

Положите руки на колени,

Хлопните в ладоши,

Левой рукой возьмитесь за нос, а

А правой - за левое ухо.

Опять хлопните  в ладоши.

А теперь  поменяйте  руки и попробуйте без подсказок сделать все то же самое другой рукой.

- Получилось? Тогда поздравляю — у вас хорошая память и отличная координация движений!

Упражнение «А, ну-ка попробуй!»

Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью.

Прижмите к ладони мизинец,

Остальные пальцы ладони должны быть развернуты.

Получилось? Или не тут-то было? Если так, не расстраивайтесь. Это упражнение требует тренировки, но его правильное выполнение положительно влияет на активность головного мозга.

После активных упражнений предлагаю снять напряжение, расслабиться и сделать упражнение для релаксации.

Релаксирующее упражнение на мышцы плечевого пояса и шеи

«Любопытная Варвара»

(движения выполняются в соответствии с текстом)

Любопытная Варвара

Смотрит влево …

Смотрит вправо.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на».

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена и  рас-слаб-ле-на».

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно —

Расслабление приятно!

Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на.

Результаты проведенной нами плодотворной работы можно представить в виде схемы:

Педагогический прием, которым сегодня воспользовалась, называется кластер. Благодаря наглядности, он очень хорошо воспринимается ребятами и помогает сформировать  представление о здоровье как о ценности, воспитывать полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

И закончить свой мастер-класс я хочу рефлексией. Тот прием, который я предлагаю, называется «Доска эмоций». Перед вами магнитная доска. Рядом лежат смайлики с тремя видами эмоций: веселый, серьезный и грустный.

- Если чувствуете  себя хорошо, комфортно, настроение на высоте, занятие принесло вам пользу, то прикрепите на доску улыбающийся смайлик;

- если настроение хорошее, но занятие не произвело на вас впечатления, то прикрепите серьезный смайлик;

- если настроение ухудшилось, потому что занятие не понравилось, то закрепите грустный смайлик.

Спасибо всем за работу!

Надеюсь, что представленный опыт будет полезен для укрепления и сохранения здоровья ваших детей. Пусть девизом нашего сегодняшнего мастер -класса и дальнейшей работы по формированию здорового образа жизни у детей  станет:

«Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование индивидуального стиля здорового образа жизни в процессе изучения биологии как средство укрепления личного здоровья».

Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее у...

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Технологии здорового образа жизни на уроках технологии

Использование технологий здорового образа жизни на уроках технологии...

Методика формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни на уроках технологии (из опыта работы).

Методика формирования здорового образа жизни на уроках технологии включает в себя целую систему работы всей школы и каждого учителя в отдельности. В данной статье показана работа учителя на каждом уро...

Конспект беседы по здоровому образу жизни «Правильное питание – основа здоровья»

Цель:  создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.Задачи: - Показать, что правильное питание может улучшить качество жизни.- Познакомиться с полезными и вредными продукт...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В РАЗДЕЛЕ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

Одной из жизненных  вопросов  современного общества и образования является формирование здорового образа жизни,  связанного с загрязнением окружающей  нас среды и продуктов питания...