"Наш действительно народный педагог"(к 200-летию К.Д. Ушинского)
материал

Терегулова Дания Равильевна

Имя К.Д.Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ushinskiy_2.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Наш действительно народный педагог» (к 200-летию К.Д. Ушинского)

2023 год в нашей стране объявлен Указом Президента РФ годом педагога и наставника. Это исторически связано с празднованием 200-летия классика отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.

Такое соотнесение глубоко правомерно и символично в контексте тех социально-политических и образовательных событий т тенденций, которые происходят в настоящее время. Общество постепенно приходит к осознанию: служение учителя бесценно. Педагог и наставник вкладывает в свой каждодневный труд не только знания, но и душу. В условиях приоритетного обоснования суверенности и самобытности российской национальной педагогики мы снова и снова обращаемся к трудам великого К.Д. Ушинского.

Имя Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании.

 Прошло два столетия, но мы вновь и вновь с большим и неподдельным интересом обращаемся к педагогическому наследию К.Д. Ушинского, и это лучше всяких деклараций свидетельствует об актуальности и значимости его деятельности.

Соратник великого педагога и его ученик Лев Николаевич Модзалевский емко и точно определил место Константина Дмитриевича в истории русской культуры: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор».

Идея народности воспитания

К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине.

Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой.

К. Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине, доказав ее подвигами в борьбе с польскими интервентами в начале XVII века, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853-1855 годов.

Однако это чувство, «пробуждающееся по временам с истинно львиной силой», по мнению Ушинского, вспыхивает у некоторых людей лишь порывами, когда родине угрожает опасность. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга. Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.»

Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. Благодаря своей мощи, отваге, стойкости русский народ неоднократно спасал независимость родины от посягательств иноземных врагов.

В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. В замечательной статье «Родное слово» Ушинский писал: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов.

Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта жизнь. Когда исчезает народный язык, - народа нет более!»

Родной язык, как указывал Ушинский, — это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ.

Спустя 200 лет в России реализуется многокомпонентная языковая политика, суть которой заключается в том, что на территории страны действует единый государственный язык – русский, дополняющийся 36 государственными языками этнических республик (Башкирии, Республики Татарстан, Дагестан, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии). В новых ФАОП составлена 51 программа по родному языку и литературному чтению на родном языке.

Ушинский ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики.

Идеи о нравственности воспитания 

К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. «Любовь к родине, писал Ушинский,- это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним».

Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним. Протестуя против слепой, палочной дисциплины, Ушинский писал: «В старой школе дисциплина была основана на самом противоестественном начале - на страхе к учителю, раздающему награды и наказания. Этот страх принуждал детей не только к несвойственному, но и вредному для них положению: к неподвижности, к классной скуке и лицемерию».

Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности. Ушинский бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки.

Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания, мы должны вместе с тем иметь в виду, что нравственность у него соединяется с религией.

Однако было бы неправильно не отметить, что его взгляды на религию менялись. В своей предсмертной статье Ушинский говорил, что «школе и не следует противоречить церкви, но она должна строиться не на единых с нею основаниях, будучи призвана удовлетворять и потребностям реальной жизни, и что религиозное образование само по себе, а светское - само по себе.»

Если во взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный элемент, то затем он отводил в нравственном воспитании главное место гражданским задачам - подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются:

  • 1) обучение (в этом отношении замечательны его учебные книги, в которых умело сочетаются развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся);
  • 2) личный пример учителя (по его образному выражению, «это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно»);
  • 3) убеждение, которому он придавал очень большое значение;
  • 4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт);
  • 5) меры предупреждения;

«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, ласковость без притворности, справедливость без придирчивости, доброту без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами по себе разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде, понемногу изгладятся».

  • 6) поощрения и взыскания. 

 

Труд – основа воспитания

В обширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья.

Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь. По словам Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду.

Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчеркивал большое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах). Говоря о труде, он указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли». Он решительно возражал против развлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых педагогов сделать обучение для детей как можно более легким.

Обучение он понимает как активный, волевой процесс, предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное

Дети в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей. Учить играя, писал Ушинский, можно только маленьких детей. Умственный труд тяжел, быстро утомляет непривычного. Надо детей приучать к этому тяжелому труду постепенно, не перегружая их непосильными заданиями. Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысль о том, что «учение есть труд и труд серьезный...», представляют большую ценность для педагогики и наших дней.

Личность педагога

Ушинский высоко оценивал роль учителя. Он справедливо считал, что влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». Ушинский указывал, что деятельность педагога более чем какая-либо другая нуждается в постоянном воодушевлении: она внешне однообразна, ее результаты сказываются не скоро, в ней сильна опасность, преподавая из года в год одно и то же, «втянуться и вести преподавание почти механически». Он предостерегал учителей от этой опасности, звал их к постоянному движению вперед. Внешне роль школьного педагога скромна, но как в действительности велико общественное значение его труда! Ушинский считал, что общество должно относиться к учителю с большим уважением и заботой, неизменным вниманием. Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

Ушинский высказал мысль о педагогических факультетах, где бы готовились преподаватели педагогики и учителя средней школы. Он писал: если у нас есть медицинские факультеты и нет факультетов педагогических, то это лишь означает, что здоровьем своего тела мы дорожим больше, чем здоровьем нравственным и воспитанием.

Своею деятельностью К. Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровень народной школы. Он расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Ян Амос Коменский, Иоганн Песталоцци, Адольф Дистервег, внес много нового относительно применения принципа сознательности, основательности и прочности, а также развития активности и деятельности детей. Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы, с жизнью. Он говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой - с другой». Учитель всегда должен помнить, что он выводит новые поколения из школы в жизнь, от деятельности его воспитанников зависит направление и содержание общественного развития.

Такой педагогический манифест Ушинского особенно актуален в наши дни.

Идеи Ушинского оказали огромное влияние на потомков. Без его трудов не было бы педагогического чуда Макаренко, гениальных открытий Выготского, оригинальную педагогическую систему Сухомлинского, проникнутой безусловной любовью гуманной педагогики Амонашвили, искусства преподавания Ильина, эффективных развивающих систем ЗанковаЭльконина и Давыдова и других хороших программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Жизнь во имя Победы. Межрегиональная экспедиция в Партизанский край "По боевому пути народных мстителей", посвященная 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Михаила Харченко, командира отряда "Грозный" Второй ЛПБ"

Из опыта военно-патриотического воспитания учащихся школы №104 имени Героя Советского Союза М.С. Харченко. В статье раскрываются методы подготовки и проведения историко-краеведческих экспедиций в Парт...

Проект «Россия будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык …», посвященный 250-летию И.А. Крылова.

Проект «Россия будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык …», посвященный 250-летию  И.А. Крылова.  С именем И. Крылова связан триумф русск...

Вклад К.Д.Ушинского в развитие народного образования

Статья о вкладе Ушинского К.Д. в образование...

Тематический урок, посвященный 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского

18 апреля в МБОУ "Дарьевская СОШ" был проведен тематический урок, посвященный 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, учителем английского языка Зоричевой Ю. А.3 ма...

Эссе: «Народный педагог»

Эссе посвящено Константину Дмитриевичу Ушинскому, педагогу, чей вклад в развитие образования огромен и заслуживает внимательного изучения и анализа современным педагогическим сообществом....

К. Д. Ушинский - народный учитель

В этом году отмечаем 200 - летие со дня рожддения К.Д. Ушинского. Прошел педагогический диктант "Педагогические идеи прошлого, определяющие будущее". Идеи Ушинского актуальны и сегодня...

статья 2023 год НАСТАВНИЧЕСТВО - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Х юбилейные Забайкальские педагогические чтения, посвященные 200-летию со дня рождения К Д Ушинского и Году педагога и наставника в России

Аннотация: Статья посвящена патриотическому воспитанию подростков и молодёжи, формированию социальных, духовных и культурных основ развития подрастающего поколения. Ключевые слова: Патриотизм, воспита...