Сценарий родительского собрания "Легко ли быть современным подростком?"
методическая разработка (7 класс)

Моисеенко Ольга Владимировна

Материал содержит сценарий совместного с учащимися родительского собрания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_legko_li_byt_podrostkom_7_klass.docx86.37 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Легко ли быть подростком?»

  1. Организационный момент.

«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора, это  цель моей жизни. Я вижу её, я думаю о ней,  хочу достичь её, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делая Первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей , тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга, я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины»

В.А. Сухомлинский

«Рождение гражданина»

- Как точно и   глубоко большой знаток детской души Василий Александрович Сухомлинский подметил основное противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого, эту сложность  и противоречивость внутреннего мира подростка Чтобы лучше понять друг друга и помочь в этом сложном пути познания себя, мы сегодня и собрались с вами вместе: родители и уже не совсем дети.

2. Какой он современный подросток? Давайте попробуем «нарисовать» портрет современного подростка.

(Каждой подгруппе родителей и детей выдается карточка «Портрет современного подростка», где перечислены индивидуальные особенности подростка. Участники групп совместно выбирают черты, которые им свойственны, дополняют этот список и таким образом составляют портрет современного подростка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение)

«Портрет современного подростка»

Слишком говорлив

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается со взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Чрезмерно подозрителен

Постоянно контролирует своё поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешённым, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Выполняет требования взрослых

Самокритичен

Не может адекватно оценить своё поведение

Увлекается музыкой

Обладает разнообразными интересами

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Послушен и исполнителен дома

Ведёт активный образ жизни

Высокая самооценка

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

Самостоятелен

Выступление от обеих групп, сравнение характеристик

Классный руководитель:  

В литературе данный возраст   описан под разными  названиями: подростковый, переходный, пубертатный,  отрочество, даже  возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен. Как правило это возраст от  13 до 16 лет,  психологи называют его кризисом социального развития

Характерные черты возраста:

1.        Падение успеваемости

2.        Снижение работоспособности.

3.        Дисгармония  во внутреннем строении личности.

Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста — личностное самоопределение….. Легко это? Как вы думаете?

3.Легко ли быть подростком? А легко ли быть родителем подростка? Предлагаю нашим двум командам поразмыслить над данным вопросом. Каждая команда попробует  рассказать о своих проблемах и возможно озвучив их, будет проще их решить.

Классный руководитель:

Подростковый период – один из самых сложных в жизни человека. Это время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме ребенка.

Самым сильным изменениям подвергается нервная система человека: изменяются эмоциональные, поведенческие реакции, подросток может стать более агрессивным, несдержанным, или наоборот замкнутым, обидчивым, слезливым.

Идет созревание и начинается функционирование половых желез, деятельность которых находится под регулирующим воздействием гормонов гипофиза. «Гормональный взрыв» влияет на течение всех процессов в организме подростка.

Для подросткового периода характерны выраженные изменения костно-мышечной системы, идет быстрый рост с нарушением пропорций тела. Сначала идет увеличение длины рук и ног, подростки становятся «голенастыми», позже начинает расти туловище. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений — появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. В результате они могут что-то сломать, разрушить.

А поскольку такие явления иногда сопровождаются вспышками негативных эмоций подростка, то у родителей создается впечатление, что ребенок делает это «специально», «назло».

В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца. Подростки могут испытывать неприятные ощущения в области сердца (боли, чувство давления, сердцебиение). Нередко происходит также повышение артериального давления («юношеская гипертония»), учащение пульса, может быть одышка, головная боль. Глубокие перестройки, происходящие в сердечно-сосудистой системе, повышают риск появления вегетососудистых дистоний.

Изменения, происходящие в организме, и прежде всего увеличение роста и массы тела, часто приводит к заметному возрастанию количества суточной потребности в пище. Количество и качество поглощаемой пищи должно соответствовать потребностям подростка с учетом его телосложения и двигательной активности.

Для успешного преодоления сложного периода в жизни ребёнка прежде всего родители должны понять, что они - люди с уже достаточно большим жизненным опытом, прошедшие через все проблемы подростков и часто уже забывшие, с чем сталкивались в подростковом возрасте. Часто возникает мнение, что конфликты, стрессы переживают только родители, в то время как дети пропускают все мимо ушей и сердца. Исследования показали, что подростки переживают по этому поводу ничуть не меньше, просто они менее склонны проявлять свои эмоции дома, в кругу семьи, выплёскивая их среди друзей, сталкивающихся с такими же проблемами. Поэтому именно родители должны научиться грамотно контролировать ситуацию и помогать подростку выбрать верное направление жизни. Облегчить ему жизнь.

4. Музыкальная пауза.  https://www.youtube.com/watch?v=Usl30oisXyU

Упражнение «Солнце любви»

Кл.рук. Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Часто из-за нехватки времени, проблем мы забываем говорить друг другу хорошие слова, проявлять внимание. Следующее задание позволит нам хоть чуть-чуть восполнить это.

Каждый участник рисует на листе солнце (можно раздать заготовки), в центре которого пишет имя ребёнка или родителя. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей (родителей).

Затем родители и дети обмениваются солнышками.

5. Педагогический задачник:

Задание: попробуйте иначе сказать фразу

 – «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате»

- «Что значит не пойду в школу? Ты хочешь остаться неучем?  Стать дворником?»

- «Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать под дверью!»

Предлагаемые психологами ответы.

1.  «Мне становится неловко, когда гости видят неубранную  постель. Под покрывалом она смотрится куда лучше».

2. «Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей посещаемости. Мине было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать подобных переживаний. Каждый  сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы  можем поговорить об этом»

3. «Когда  в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно».

6. Подведение итогов. Притча

Жила-была на свете одна семья. Она была не простая. Более 1000 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили – всей семьей и всем селом. Но дело не в том, что она была большая, а в том, что мир и лад царили в ней. Не было ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: Кругом чистота, красота, мир и достаток. Хорошо людям, спокойно старикам.

Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришёл к главе семьи: расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.

Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, СТО раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка и спросил:

 - И всё?

 - Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И именно этого я хочу пожелать вашим семьям: Любви, прощения и терпения.



Приложение 1.

«Портрет современного подростка»

Слишком говорлив

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается со взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Чрезмерно подозрителен

Постоянно контролирует своё поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешённым, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Выполняет требования взрослых

Самокритичен

Не может адекватно оценить своё поведение

Увлекается музыкой

Обладает разнообразными интересами

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

Послушен и исполнителен дома

Ведёт активный образ жизни

Высокая самооценка

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

Самостоятелен

Шаблон солнца для вырезания: скачать и распечатать — 3mu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "Современный родитель.Какой он?"

Сценарий собрания "Современный родитель.Какой он?" ( для родителей  учащихся 7-8 классов)...

«Быть современным, значит быть толерантным!»

      Цели:1.     Улучшение психологического климата в группе.2.     Создание условий для формирования терпимости к различ...

Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"

Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"...

сценарий родительского собрания на тему "Проблемы формирования здоровья современных подростков" с презентацией

Предлагаемый сценарий родительского собрания может быть использован для работы с родителями различных классов. Для его проведения требуется предварительная диагностическая работа с учащимися класса, с...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....